Прогулки по Донецку: мемориз. Vol.7
Продолжаем сводный обзор прогулок по Донецку за все время существования этого проекта. Напоминаем условия. Из каждой прогулки (а их было заметно более 100) выбирается одна фотография, чем-то привлекшая внимание автора. Отобранные фотографии компонуются в сеты по 15 штук и в таком виде публикуются на сайте. Сеты составляются хаотично, в них нет хронологического или географического порядка. Так решили организаторы.
Предыдущие части субпроекта «Прогулки по Донецку: мемориз»
Сегодня – седьмая часть
Совхоз «Комсомолец Украины», май 2013. Крепко сколоченная экспедиция в составе Харьковского, Юзовского, Славомира и автора этих строк, прибыла в этот непостижимый аграрный анклав транзитом из поселка шахты №29. Ничего интересного мы там не нашли, да и следов органической жизни – почти тоже. Разве только еще одно доказательство того бесспорного положения, что Донецк – город английский:
Ставок Сады.Та же прогулка, в том же составе, но часом ранее. Вот водоем с самой голубой водой в Донецке. Знатоки приводят объяснения и химические, и мистические:
Поселок Октябрьский, август 2012.По своей родовой вотчине меня водилЮзовский, тогда еще – просто Юзовский. Уточню (потому что все равно большинство путает): это не тот Октябрьский, по которому часто попадают. Это – часть Большой Смолянки между улицей Куйбышева и Вторым городским ставком. Там много всего, в основном – старый частный сектор. Но есть и новоделы, придающие неповторимый колорит как округе, так и перспективе:
Смолянка, тот же август. Тот же Юзовский – невероятно зоркий и цепкий – углядел на бывшем кинотеатре "Юность" барельеф с физиономией товарища Сталина. Назревала краеведческая сенсация. К сожалению, применив японскую оптику, мы убедились, что Сталиным там и не пахнет. Сенсация лопнула:
Проспект Ковпака, апрель 2014. Почти те же края, и все-таки не те. В мирное время, проспект Ковпака – отличное средство восстановить душевные силы, в чем тогда сильно нуждались двое людей.Они пришли сюдаи получили гораздо больше, чем рассчитывали, благодаря изумительному парку гостиницы «Прага», доступ к которому был по какой-то причине свободен:
Рыковская больница, сентябрь 2013.Вскрытие этой больницы состоялосьпри вежливом посредничестве Леонида Шиманского, благодаря энергии и обаянию которого нас везде провели и все показали, даже подвалы. Клиенты этого, безусловно, богоугодного заведения произвели двойственное впечатление. С одной стороны, они показались пугливыми, с другой – во всех углах заведения обнаруживались признаки их активности. Вот самый интересный. Зачатки сепаратизма:
Проспект Садовый, июль 2009. Частьмногоступенчатой прогулкис Вячеславом Верховским. Юзовская халупка, отчаянно сопротивляющаяся натиску всего:
Поселок Северный, октябрь 2013.Исследование школы №63, родной школы Рината Ахметова, которую как раз тогда кардинально отремонтировали, завело нас с Бутоном в прилегающие дворы. Где нас поджидала вот такая картинка нравов на тему «Кто тут самый главный?»:
Семеновка, октябрь 2008. На самом деле, мало кто из обитателей Школьного бульвара (он на снимке) когда-либо знал, что живет на семеновской земле. И что именно на том месте, где стоят эти машины, жизнь затеплилась еще до того, как Джон Юз узнал первого русского:
Парк «Сокол», апрель 2012. Как много всего намешалось здесь за последние несколько предвоенных лет. Думал ли кто-то, какую композицию это составит (и составит ли это какую-то композицию). Вообще, парк «Сокол» нам кажется идеальным воплощением донецкого подхода к украшению планеты, когда независимые друг от друга усилия соединяются в одной точке, чтобы привести к неповторимому, ни на что не похожему и лишенному каких-либо культурных ассоциаций результату:
Соловки, май 2014. Самая узкая улица Донецка. Сюда меня завел Анатолий Валентинович Гнутенко при активнейшей поддержке ув. Финкельштейна. Хотя, если честно, это не самостоятельная улица, а один из отростков улицы Изюмовской. Хотя, если разобраться, конфигурация этой улицы делает почти невозможным ответ на вопрос – что тут улица, а что отросток. Да и название ее какое-то неправильное, непонятно как и от чего образованное. О том, что могло происходить в таком переулке, умолчим. Как сказал один просвещенный комментатор: «Японцы понастроили бы тут кучу домиков»:
Соцгородок, август 2009. Компаньон Юрий Чирков сам не знал, какие раритеты нам откроютсяв его родном квартале. Этот ребус мы разгадали далеко не сразу:
Стандарт, октябрь 2009. Как говорят в одном популярном среди советской технической интеллигенции романе: «Вот так и возникают нездоровые сенсации!» Увидит такое название какой-нибудь верхогляд – и тут же начнет кричать, что Донецк – это совок. А ты не ори, ты приблизься и посмотри.Мы с попутчикомАндреем Зимоглядовым сделали себе труд вгядеться. И звериный оскал тоталитаризма тут же превратился в оригинальный маркетинговый ход. Чтоб вы понимали, СССР – это «Самый Сильный Славный Район». Видимо, речь идет о Ленинском районе. То есть – таки звериный оскал, да:
Театральный проспект, июнь 2014. Одна из последних конвульсий проекта «Прогулки по Донецку». Одно из шикарнейших зданий Соцгородка – квартала, о котором мы говорили чуть выше. Магазин «Никольский». О нем подробно говорит моя коллега Нина Рыкова: «Название объясняется православной верой хозяина набожного — Виктора Нусенкиса. В здании, кроме гастронома и офиса была (или есть еще) церковь. Я там несколько раз была на службах, офисные клерки тоже там часто бывали (охрана у входа пропускала любого, если говорил, что идешь в церковь). Там была очень хорошая библиотека, кое-что давали бесплатно. Дважды в год хозяин приезжал (на Пасху и Крещение), всю службу присутствовал. Там было очень много дорогих икон. Еще мне запомнилось роскошное кресло из дорогого дерева, в резьбе (я имела нахальство тоже там посидеть — удобно). Мне друзья пояснили: Нусенкис садился в кресло редко, когда прихварывал. Обустройство в церкви было благолепное, священники — хорошие ораторы. Да, была такая традиция: на Пасху и Крещение ВН обязательно вместе с прихожанами участвовал в праздничной трапезе. А гастроном мне нравился — цены были умеренными, хорошая кулинария и отличная выпечка постная»:
Текстильщик, март 2007. Последняя прогулка, отчет о которой был опубликован в «Салоне Дона и Баса» (приложение «Пятница»). Этот своеобычный донецкийпоселок мне открывалаЯна Ткаченко. Она с самого начала пыталась обратить мое внимание на особенную поэтичность Текстильщика. Я долго не замечал доказательств. Ну в самом деле, какая поэтика может быть в рынке «Сокол» или ставке Раковка? Но вот мы вышли к одному дому – и…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Еще пара подач - и все
Еще какая, Анатолий Валентинович! Дай бог, не последняя, я все равно в это верю
это точно, Анатолий Валентинович