Прогулки по Донецку: мемориз. Vol.1
Проект «Прогулкипо Донецку» начинался пронзительной весной2005 года. С тех пор он не прерывался надолго вплоть до лета 2014 года. Более10 лет хождений по городу. Более 130 прогулок в компании разнообразнейших,исключительно интересных людей. Последнее, что как-то напоминало прогулку поДонецку, случилось в июне 2014-го. С тех пор – технический перерыв, которыйзакончится Бог весь когда…
В ожидании этогосчастливого момента мы решили вспомнить прошлое и затеяли субпроект «Прогулкипо Донецку: мемориз». Его технология необычайно проста. Из каждой прогулкивыбирается одна фотография, чем-то привлекшая внимание автора. Отобранныефотографии компонуются в сеты по 15 штук и в таком виде публикуются на сайте.Сеты составляются хаотично, в них нет хронологического или географическогопорядка. Так интереснее.
Засим,приступаем.
Бульвар Пушкина,апрель 2011.Прогулка в компании жены и дочери на пасху. Прекрасный солнечныйдень. Множество благостного народа. «На розе» двух бульваров, как известно, расположенасменная фотоэкспозиция. Там мы и увидели вот эту тетеньку, внимательно глядящуюв лицо тогдашнему гаранту. Мы не знали, что она хотела от Федоровича. Мы ипредположить не могли такой его конец. Теперь понятно: именно тогда, впасхальный день 2011 года, его и сглазили:
Пятнадцатыйучасток, октябрь 2012. Попутчик – романтическое настроение и свободное время.Живя на поселке шахты «Октябрьская», я знал соседний «15-й участок» оченьприблизительно. Всегда считалось, что там нет ничего интересного. Но, как верносказал кто-то где-то: «Интерес приходит во времяходьбы». Как только начинаешьсмотреть по сторонам – тут же начинаешь замечать интересное. Этот снимок яставлю как определенное олицетворение жизни на «15-м участке». Лошадь вдонецких реалиях – это мир и отрешенность. Такой он и был в мирные дни, «15-йучасток»:
Лозовая, ноябрь2010. К этомупруду на реке Лозоваяменя привел Антон Белан в аномально теплыйи солнечный для ноября день. Вода в пруду казалась кристально чистой, огромныйтеррикон шахты Абакумова по имени «крокодил» лишь оттенял ее прозрачность. И,когда в кадр вошли две курицы, я понял: вот оно мгновение! Думаю, судьба курпечальна:
Бирюзова, ноябрь2010. В тот же день с тем же человеком.Бирюзова – микрорайон без истории. Ну,почти. Построенный на пустом месте в 70-х по брежневским архитектурнымстандартам, он не успел состариться. «Седой стариной» в нем могут считатьсявещи, которым лет 40 или даже меньше. Например , вот эта мозаика на стенебывшего магазина «Киргизия» (на момент нашего визита – супермаркет «7-йквартал»). Что изображено – Ктулху или Дэви Джонс – каждый решает в меру своейфантазии. Модно говорить о советском настенном творчестве как о чем-тонесерьезном и халтурном. Бирюзовская мозаика дает нам аргументы поспорить:
Центр Кировскогорайона и Красный городок, сентябрь 2012. По этим местамбродило триов составеАнатолия Валентиновича Гнутенко, Дмитрия Марченко и понятно кого. Ближе кэкватору нашего путешествия мы вышли к бывшему районному дворцу пионеров.Спроектированное в эпоху смелых пространственных экспериментов, это здание былозадумано как один из эпицентров Рутченково и долгое время им оставалось. Началовека ничего хорошего архитектурной изюминке не принесло. За полтора года довойны оно выглядело так, как будто по нему уже попали обе враждующие стороны:
Ветка, июль 2009.Попутчик – скороспелое одиночество. С Веткой получилось сложно. Зная ее каксвои пять пальцев, я не считал нужным устраивать по ней какую-то особуюпрогулку – мол, все, что можно, я о ней и так знаю. Но при удобном случае (ажизнь их подбрасывает, несмотря ни на какой безумный рабочий график), старалсяпройтись по каким-то еще неизведанным ветковским краям. Вот так я попал сюда,на поляну, примыкающую к рыночным задам «Маяка». Конечно, я и раньше знал, чтофутбол в Донецке – больше, чем футбол. Но в тот день я убедился в этомокончательно:
Бульвар Шевченко,сентябрь 2011. Небольшая прогулка с коллегой Виктором Игнатовым, который простохотел пройтись со мной до работы, а в итоге попал на фотосессию, растянувшуюсяна час. В этом главная проблема моих попутчиков – они рассчитывают на приятнуюкомпанию и интересного собеседника, а в итоге не получают ни того, ни другого.Их попутчик изъясняется мычащими обрывками слов и постоянно тормозит, снимая тоодно, то другое. Когда делался вот этот бессмертный кадр, Игнатов искренне немог понять, что тут, в окрестностях «Юзовской пивоварни», можно снимать, кроме«Юзовской пивоварни»:
Буденновка,апрель 2009. Шустрый и неравнодушный молодой человек Андрей Землянойрассказывал мне об этом крае городас подкупающей смесью иронии и поклонения. Витоге, он почти убедил меня, что именно отсюда пошла жизнь в Донецке, чтоименно здесь играли немецкие «Буйволы», описанные в романе Льва Кассиля«Вратарь Республики», и что буденновский народ достоин вечного праздника.Последнее было проиллюстрировано на улице Октября вот этой растяжкой (по словамАндрея, висящей без изменений уже года два):
Боссе, октябрь2006. Временно осевшая на этом поселкеНаталья Кандаурова стала иллюстрациейтого, как важен свежий взгляд. Много рассказать мне о Боссе она не могла (этосделали другие люди), но показала поселок со своей специфической стороны. Ипоселок заиграл яркими красками! Было промозгло, но интересно. Спустившись отмногоэтажек на Речной к Кальмиусу, мы обнаружили ряд огородов, устроенныхвесьма фундаментально. Один из них выглядел как готовая декорация к «Вечерам нахуторе близ Диканьки»:
Проспект БогданаХмельницкого, май 2010. Это былопоследнее телодвижение, предварявшее выходвторого тома «Прогулок по Донецку», и попутчиком стал Богдан Хмельницкий. Этоне шутка. Пошутить можно было бы и посмешнее. По проспекту Богдана Хмельницкогоменя водил чемпион мира и окрестностей по боям без правил Богдан Хмельницкий.Повезло человеку с именем и фамилией. И еще ему повезло вырасти на проспектесвоего имени. Он много рассказал интригующих деталей – как полукриминального,так и общечеловеческого свойства. Но, увидев это, замолчал, и надолго. 7погибших – для тогдашнего Донецка это была цифра…
Бакины, апрель2012. Сопровождаемый инструкциями Александра Сирыка и напутствиями родной жены,сказавшей, что в такой солнечный день у меня все получится, я выдвинулся внаправлении площади Бакинских Комиссаров. Район, прилегавший к ней, всегдаоставался за кадром, хотя мимо самой площади я проезжал несколько тысяч раз. Ивот знакомство состоялось. Оно того стоило! Хотя бы из-за самого убийственногоназвания магазина детских товаров, встретившегося на Офицерском проспекте. «Лапундель»- это сильно!
Александровка, март2014. Это был не первый визит на Александровку в рамках проекта «Прогулки поДонецку». Собственно, это был не визит даже, а так – транзит. Мы с СеменомБондаренко проскочили исконные улицы, проложенные еще рабами Рима, по пути клучшим мирам. И были вознаграждены вот этим кадром, отображающим саму суть Александровки– этой деревни, прислоненной к городу:
Азотный, июнь2009. Начиная вторую часть «Прогулок», я обратился к Игорю Галкину, которыйтогда в моих глазах был главным экспертом по Азотному. Галкин предупредил,чтобы я не брал с собой фотоаппарат («У нас, если такое увидят – сразу по морде»).Впоследствии я еще не раз слышал подобное предупреждение. Фотографированиеоказалось не самым серьезным испытаниемв этой прогулке. У Галкина с собойоказалась литровая бутылка изысканного азотовского самогону, которую мычастично распили с галкинским другом Матвеичем, обезноженным инвалидом, невыходившим из квартиры со времен премьер-министра Пустовойтенко. Потом была ещебутылка конькяку, купленная мною в виде благодарности за услуги Галкина. Ее мывыпили дома у моего провожатого. Предлагаемый кадр сделан уже после всегоэтого, в парке имени Пушкина. Молодой человек настолько органично вписался вправоохранительную стилистику, что лично у меня тогда не возникло никакихсомнений в его дальнейшей судьбе. Кто он теперь? Бог весть:
Абакумова, июль2009. Провожатый – знаменитый донецкий краевед и хороший человек Денис Лапин.Он всячески старался показать мне человеческое лицопоселка шахты Абакумова.Разве он виноват, что одним из первых, что нам там встретилось, стало вот этограффити?
(Продолжениеследует)
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Будет еще несколько раз по пятнадцать
Что характерно: аналогичные долгоиграющие лозунги я видел на Петровке и... И где-то еще. Какой вывод? В Донецке умели экономить и праздновать
Дали буде:)
Вам спасибо, Анатолий Валентинович, наши прогулки я вспоминаю с особым чувством. Будут еще и Нестеровка, и Смолгора, и Успеновка:)
Не сомневайтесь! И 29-я шахта будет:)
Ну да, а что?
А я не против