Техногеральдика Донецкой области. Часть 2
18.04.2023

Техногеральдика Донецкой области. Часть 2

Мартыненко, В. А., инженер,

e-mail: 2102566@rambler.ru

Сидоров, В. А., д-р техн. наук, профессор,

e-mail: sidorov_va58@mail.ru

Донецкий национальный технический университет, Донецк,

83001, Донецкая Народная Республика, Донецк, ул. Артёма, 58

 

В свое время была опубликована статья «Техногеральдика городов Донбасса» [1], посвященная первым геральдическим символам, утвержденным на территории Донецкой области.

Эта статья будет тоже посвящена гербам, но уже районов и сел Донбасса, которые в своих рисунках имеют технические символы.

 

NB

Никто никогда и нигде не рассказывал о том, как работает геральдист. Никто никогда и нигде не рассказывал о том, как создается герб. И, тем более, никто и никогда не рассказывал о том, чего стоит геральдисту убедить городскую администрацию утвердить проект герба как герб населенного пункта. Самое простое – взять главу администрации в соавторы…

А ведь работа разработчика герба иногда бывает сложнее, чем работа конструктора-машиностроителя.

Работа конструктора начитается с технического задания (далее – ТЗ).

А затем – работа с литературой и патентами… Потом появляется чистый лист ватмана, на котором постепенно проступают контуры будущего трактора, или станка, или мясорубки… В общем, чего-то очень важного и нужного… И во всем этом ключевое слово – ТЗ. Оно может быль большим или маленьким. Любой конструктор знает – чем более подробное и точное ТЗ, тем проще работать.

У геральдистов происходит все точно так же. Только вот ТЗ несколько специфическое. Типовое – оно же и единственное — ТЗ: «Городу нужен герб». Бывает более расширенное ТЗ: «Поселку городского типа нужен герб». И это все ТЗ!

 

Третья геральдическая реформа Донбасса

Давайте вернемся к вышеупомянутой статье и немного ее процитируем:

«Вторая геральдическая реформа» наступила во второй половине 60-х годов прошлого века.

По какой причине вдруг горисполкомы начали заказывать разработку рисунков гербов с последующим их обсуждением и утверждением на сессиях горисполкомов неизвестно.

Многие историки геральдики этот «феномен» связывают с выпуском московским Экспериментальным творческо-производственным комбинатом (ЭТПК) серии значков с гербами городов Российской империи. У коллекционеров значков эта серия получила название «Стандарты». Значки выпускались малыми тиражами. Например, значок с гербом города Великие Луки был выпущен тиражом всего 10000 экземпляров. Для Советского Союза это означало, что значок вообще не выпускали.

Значки получили большую популярность. Было принято следующее решение:

— Матрицы с ЭТПК после выпуска малотиражной серии (от 5 до 20 тыс. экз.) передавали на комбинат «Русский сувенир», где выпускались крупные тиражи (до 150 – 200 тыс. экз.). Эта серия значков получила название «Квадраты». Эмблема комбината на обратной стороне значка имела квадратную форму.

Очень многие председатели горисполкомов познакомились с геральдикой именно благодаря этим значкам. Поэтому у многих городов стали появляться гербы с «планкой с названием города» над гербом. Все выпускаемые значки и «Стандарты», и «Квадраты» имели такие планки. Это нужно было для того, чтобы жирели СССР знали «чей это герб». А председатели горисполкомов думали, что «планка с названием» — так положено по законам геральдики.

В последствии очень много сил геральдисты потратили на то, чтобы изжить это досадное недоразумение.» [1]

«Третья геральдическая реформа» в Донбассе связана именно с выпусков «Стандартов» и «Квадратов». «Повальным увлечением» коллекционированием значков с гербами и вызвало развитие «сельской геральдики» Донбасса.

Если «Вторая геральдическая реформа» имела политический характер, то «Третья» была чисто коммерческой.

Источником рисунков для выпуска «Стандартов» и «Квадратов» был каталог «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи» [2]

Многие гербы в каталоге имели элементы императорской власти: скипетр, держава, двуглавый орел. При Советской власти выпуск значков с такими гербами никто бы не позволил. Поэтому «гербы из каталога» быстро закончились. А страсть коллекционировать значки с гербами все крепла. И у коллекционеров было одно незыблемое правило – коллекционировать только значки с утвержденными гербами.

В конце 80-х начале 90-х появилось много кооперативов, которые начали выпускать значки. Это оказалось довольно-таки прибыльным бизнесом. Но где взять новые утвержденные гербы. Если нет утвержденных гербов – их нужно разработать и уговорить руководителя местного самоуправления этот проект утвердить, как герб муниципального образования.

И здесь возникли две проблемы:

— Отсутствие законодательства в Украине, разрешающего иметь городу, поселку, селу свой герб. При утверждении гербов областных центров этот факт не обсуждался;

— руководители муниципальных образований «были воспитаны на советской символике». По их разумению на гербах должны были быть серп и молот, звездочка, шестерня, гаечный ключ и т.д.

К средине 90-х годов в продаже стала литература по геральдике. Это были репринтные издания книг XIX века или современные скромные монографии. Начинающие геральдисты в своей работе стали постепенно отказываться от советской символики. Геральдика все более становилась классической, но лишь в теоретической части. В конкретных же гербах по-прежнему почти не использовались геральдические приемы: деление щита, финифти (цвета полей), геральдические фигуры, аллегории, исторические корни.

Иногда возникали просто анекдотические ситуации: в уже существующем гербе красно-голубые цвета (цвета флага УССР) заменялись желто-голубыми (цвета флага Украины). Или вместо серпа и молота помещали трезубец (герб Украины). Все-таки идеология или боязнь вышестоящего начальства заложена в чиновниках на генном уровне.

Началом третьей геральдической реформы в Донбассе стало переутверждение (после доработки) герба Донецка. Надобности в доработке герба не было никакой. Инициатором этой работы был директор фирмы «Интерхоббиэкспо».

Товарищу директору очень хотелось стать автором герба Донецка. Но у города уже был герб [1] и горсовет не собирался его менять. В предложенном им проекте была сохранена форма щита, деление и главный элемент – рука рабочего. Отличие заключалось только в одном – «могучая волевая рабочая рука, крепко держащая высоко поднятый молот, олицетворяющая мощь и величие рабочего класса» [3] стала держать розу.

Предложенный вариант скорее вызвал недоумение, чем восхищение.

Товарищ директор решил «зайти с другой стороны». Председателю горсовета он объяснил, что все областные центры имеют гербы с внешними украшениями. Было предложено и гербу Донецка разработать внешние украшения.

В геральдике есть правило – ни в рисунках гербов, ни во внешних украшениях не использовать рисунки памятников. Исключение может составить только памятник, имеющий или для города, или для России большое историческое значение. Например, герб Коломны или герб Симбирска. О последнем в Российской империи ходила эпиграмма, ошибочно приписываемая Пушкину: «У нас в России нет закона, есть только столб, на нём – корона».

 

 

Вопреки правилам геральдики, донецкому горсовету был предложен новый вариант герба города (фрагмент описания):

«Полный герб города Донецк представляет собой герб города, справа и слева от которого изображены серебряные щитодержатели: справа, на фоне развивающегося флага, солдат в военной шинели с каской на голове, держащий правой рукой меч острием вниз, левая рука поднята вверх, слева, на фоне развивающегося флага, шахтер в рабочей одежде с горняцкой каской на голове, левой рукой опирается на отбойный молоток, правая рука отведена в сторону. Эти фигуры являются визитной карточкой города, образуя скульптурную группу мемориала «Твои освободители Донбасс».

Мало того, что во внешних украшениях использовали рисунок памятника. Так еще памятник «разделили пополам».

Этот вариант герба был утвержден 5 июля 1995г [4]. Авторами были признаны: скульптор, член союза художников СССР, Брынь Леонид Артёмович (г. Донецк) и Заслуженный деятель искусств Украины Харабет Ефим Викторович (г. Мариуполь). А директора фирмы «Интерхоббиэкспо» в число авторов герба не включили…

Единственный город областного подчинения, который не имел своего герба или гербоида (рисунок герба, который не утвержден, но используется как герб) до 1995г был Угледар. Этот факт был ликвидирован 19 октября 1995г — Угледарский горсовет народных депутатов утвердил герб:

«Поле герба разделено двумя цветами снизу черной сверху голубой.

Черное поле создает силуэт террикона над терриконом золотой круг восходящего солнца с лучами. На черном поле золотая рука, сжимающая желонгу (шахтерскую кирку) светло серого цвета». [5]

Автора герба установить не удалось. О нем, с уверенностью, можно сказать только одно – знания в области геральдики на самом начальном уровне. Однако технофигуру – желонгу – в герб он включил.

 

Первый сельский герб Донбасса

К 1995 году в Донецкой области все областные города.

Предприниматели, занимающиеся выпусков геральдических значков, оказались без материала для своей продукции. Тогда они обратили внимание на села.

Пионером в сельской геральдике Донбасса стал герб села Стыла. Здесь, пожалуй, второй раз, после первого герба Мариуполя, в рисунке нашло отражение историческое прошлое населенного пункта.

Работа над проектом герба началась стандартно – изучение истории села.

Село Стыла основано в 1779 году греками-румеями, выходцами из одноимённого села Стиля в Крыму. Варианты названия — Стила и Стыля — и сейчас используют многие жители посёлка Старобешево.

Село относилось к Игнатьевской волости Мариупольского уезда Екатеринославской губернии. С 1916г — центр Стыльской волости.

В 1920г образован Стыльский сельский совет, с 1923 по 1925 год существовал и Стыльский район (в 1923—1924 годах с центром в селе Стыла).

Сельхозпроизводство села специализируется на зерновых культурах и разведении овец.

К востоку от села находится доломитный карьер, разрабатываемый Докучаевским флюсо-доломитным комбинатом. Половина жителей села работает на карьере.

Разработка герба началась с поиска элемента, однозначно указывающего на греческое происхождение села. Выбор остановили на «поясе с меандром».

Пояс – это «почётная геральдическая фигура, простирающаяся в горизонтальном направлении от середины правого края щита к левому». А меандр — самый знаменитый и узнаваемый греческий орнамент — непрерывная лента, состоящая из прямых углов.

В нижней части на зеленом поле разместили фигуры, символизирующие промышленность села – «колос, овца, обращенная вправо, и кайло».

Осталось найти элемент для верхнего поля.

Герб Стылы был первым гербом населенных пунктов, основанных греками. Поэтому вызывало сомнение – достаточно ли будет для этого «пояса с меандром».

Ольга Шабек предложила в верхнем поле разместить греческую боевую колесницу.

Народное толкование название села – слово «эстелла» — «звезда, восходящая на южной стороне небосвода»

Чтобы сделать герб «говорящим» решили в вытянутую руку возницы вложить звезду.

Летом 1995г Председателю стыльского сельского Совета Балабанову А.А., будущий Заслуженный член Российского геральдического общества, Олег Игоревич Киричок направил проект герба села Стыла. И сразу же возникло две проблемы:

— Мнение Председателя: «А нам герб нужен?»

— В Украине не было закона «О местном самоуправлении», который регламентировал бы: «Территориальные громады сел, поселков, городов могут иметь собственную символику (герб, флаг и т. п.), отражающую их исторические, культурные, социально-экономические и другие местные особенности и традиции» [6].

Поэтому Председатель не знал — а имеет ли он право для села иметь герб?

Пришлось преодолевать и первую и вторую проблему. Переговоры, уговоры, объяснения, что пора Стыле становиться современным селом, продолжались больше полугода. Опуская все «дипломатические перипетии», 19 января 1996г решением Стыльского сельского Совета герб был утвержден. И это событие произошло благодаря огромной помощь жительнице Стылы Ольге Шабек.

«Описание герба

Щит пересечен черным и зеленым цветами. На пересечении — узкий красный пояс с греческим орнаментом золотого цвета (меандром).

В верхней части скачущий серебряный конь, обращенный вправо, запряженный в колесницу, в которой силуэт мужчины, едущего стоя и облаченного в тунику серебряного цвета с лавровым венком на голове. Мужчина держит в правой вытянутой руке пятиконечную золотую звезду, а в левой — поводья. В нижней части на зеленом поле колос, овца, обращенная вправо, кайло.

Символика герба.

Село было основано греческими поселенцами, а сегодня здесь проживают их наследники. Об истории населенного пункта говорит полоса, выполненная в виде греческого орнамента (меандра), обрамленная двумя линиями терракотового цвета, и наездник, одетый в национальную одежду.

Звезда, которую он держит в руке, дала название селу: стыла в переводе с греческого — звезда.

Колос и овца — символы труда, плодородия, терпения, а также скотоводства и развитого сельского хозяйства — в полной мере отражают основные черты и виды деятельности населения, живущего в данной местности.» [7].

 

Не тот трактор нарисовали!

Через два года удалось утвердить герб пгт Старобешево. А еще через три года дошла очередь и до герба Старобешевского района.

К этому времени только два района Донецкой области имели гербы:

— Добропольский район. Герб утвержден 19 марта 1997г

— Славянский район. Герб утвержден 23 декабря 1998г.

Инициаторами разработки этих гербов были геральдисты-любители. В случае Старобешевского района инициативу проявила администрация района.

Работа над гербом, как всегда, началась с изучения истории района.

Район образован 7 марта 1923 года. Восточная часть района – левый берег реки Кальмиус — до 1917 года входила в состав Области войска Донского.

Территория Старобешевского район – это территория компактного проживания греков Приазовья.

Основное направление развития экономики района – сельское хозяйство.

Крупнейшие промышленные предприятия:

— Комсомольское рудоуправление. Оно являлось крупнейшим производителем известняка для металлургических предприятий и сахарной промышленности;

— Стыльское рудоуправление Докучаевского флюсо-доломитного комбината;

— Старобешевска ТЭС, находящаяся в поселкке Новый Свет. Одна из семи теплоэлектростанций Донецкой области.

Графическое деление щита было выбрано сразу. Щит был разделен «узким лазурным поясом, окантованный золотом и обремененным золотым греческим орнаментом – меандром». Это символизировало компактное проживание греков Приазовья.

В нижнем поле расположили серебряный ромб и две золотые молнии. Эти фигуры символизировали промышленность района — Комсомольское рудоуправление и Старобешевскую ТЭС.

Осталось выбрать фигуру для верхнего поля.

Самым знаменитым жителем Старобешевского района, которого знали во всем Советском Союзе, была Депутат Верховного Совета СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР Паша (Прасковья) Никитична Ангелина.

В 1929 году Паша Ангелина окончила курсы трактористов и стала работать трактористкой Старо-Бешевской машинно-тракторной станции. В 1933 году она организовала первую в стране женскую тракторную бригаду в этой МТС и возглавила её.

Одна из первых женщин-трактористов. За перевыполнение плана стала символом технически образованной советской работницы. В 1938 году прославилась лозунгом «Сто тысяч подруг — на трактор!», тем самым организовав движения женщин-механизаторов.

Упуская все подробности биографии Паши Ангелиной, остановимся только на одном факте.

В 1965 году по инициативе учеников 10 класса Старобешевской средней школы была создана комната-музей Паши Ангелиной, которая в 1966 году получила статус музея. Мемориальный музей П. М. Ангелиной — единственный не только в стране, но и во всем мире музей, который посвящен женщине-труженице.

Возле входа в музей установили старый трактор. Музейные экскурсоводы утверждают, что это тот трактор, на котором работала Паша Ангелина.

Лучшей фигуры для верхнего поля герба Старобешевского района и придумать нельзя — и сельское хозяйство, и Паша Ангелина… Все в «одном флаконе»…

Авторы герба решили сфотографировать трактор, обработать фото фотошопом и разместить рисунок в верхнем поле герба.

И вот здесь произошел небольшой казус. Так как авторы герба не являются специалистами в тракторостроении, их вины здесь нет. А вот к сотрудникам музея претензии есть.

Начав свою трудовую деятельность Паша Ангелина работала на тракторе СХТЗ-15/30. А возле музея установлен пропашные колесные тракторы «Универсал» модель У-2 — для низкостебельных сельскохозяйственных культур (например, сахарной свеклы).

Изучая фотографии Паши Ангелиной на тракторе, сотрудники музея эту разницу должны были заметить

Вот так, по недосмотру музейных работников, на гербе района оказался не тот трактор.

Герб был утвержден 20 сентября 2000 года.

Очевидно, во избежание недоразумения, автора герба марку трактора в описании не указали:

«Описание герба

Щит пресечен зеленым и пурпурным цветом.

На пересечении — узкий лазурный пояс, окантованный золотом и обремененный золотым греческим орнаментом — меандром.

В верхней части щита — золотой трактор.

В нижней — серебряный ромб, сопровождаемый по сторонам двумя золотыми молниями, расположенными опрокинутым стропилом.

Внешние украшения

Щит обрамлен двумя стеблями злака натурального цвета, обвитыми лазурной лентой с надписью золотом «Старобешевский район».

Символика герба

Зеленый цвет символизирует изобилие, которое дает людям здешняя земля, а также богатство растительного рая. Пурпурный цвет — символ достоинства и силы. Золотой трактор — свидетельство трудового подвига дважды Героя Социалистического Труда Прасковьи Ангелиной. Кроме того, трактор указывает на основное направление деятельности района — производство сельскохозяйственной продукции. Серебряный ромб в центре нижнего поля говорит о добыче одного из компонентов металлургического производства — флюсового известняка, разработки которого ведутся на территории района Комсомольским рудоуправлением и имеют важное значение для производства стали. Две золотые молнии символизируют производство электрической энергии на одной из крупнейших в Украине тепловых электростанций — Старобешевской ГРЭС. Стебли злака, украшающие гербовый щит, говорят об основной сельскохозяйственной культуре, возделываемой в районе.» [8]

А на геральдических сайтах администраторы упорно указывают модель трактора СХТЗ-15/30.

 

Рояль в кустах

В соответствии с постановлением ВУЦИК от 7 марта 1923г был создан Гришинский район [9]. В 1934 году район назвали Постышевским. С 1938 года район стал Красноармейским.

В 2003г администрация Красноармейского района торжественно решила отметить 80-летие бывшего Гришинского района.

Оказалось, что у района нет герба. Какой же праздник без оного!

К 2003 году в Донецкой области уже утвердили 10 районных гербов. Красноармейский район «решил не отставать» от своих коллег.

Председатель районного Совета Надежда Анатольевна Масло обратился к будущим Заслуженным членам Российского геральдического общества Киричку Олегу Игоревичу и одному из авторов этой статьи с просьбой:

— У нас скоро праздник. Через пять дней заседание районного Совета. Вы сможете нам нарисовать герб?

Четкое и понятное ТЗ: «Вы сможете нам нарисовать герб?» Хотя герб не рисуют, а разрабатывают. И срок выполнения работы был просто запредельным!

Работа началась стандартно — изучение истории района.

Обнаружился очень интересный факт — на территории района самое большое количество угольных шахт в области, которые к району не имеют никакого отношения. Все они подчинены городским советам. Основная промышленность района – производство зерновой сельхозпродукции.

Железнодорожная станция в Красноармейске — одна из крупнейших областных ЖД станций. К тому же, эта станция была самой западной в области. Поэтому Красноармейск называли «Западными воротами Донецкой области».

В течение XVI — начала XVIII веков земли района были пограничными между Московским государством и, находящимся в вассальной зависимости от Османской империи, Крымским ханством, а хозяевами степи были запорожские казаки, которые устраивали здесь зимники и хутора.

По просьбе Председателя Совета на гербе должна была быть указана дата образования района. На попытку объяснить, что «это запрещено правилами геральдики», ответ был прост: «А мы так хотим!»

В течение трех дней появился вариант герба:

«Щит повышено пересечен согнутым посредине и расположенным острием вниз узким серебряным поясом, компонованным черными прямоугольниками. В верхнем лазурном поле — золотая казацкая сабля. В нижнем зеленом поле, висящий на поясе, золотой ключ, сопровождаемый слева и справа, наклоненными от ключа золотыми колосьями, стоящими на вогнутой оконечности черного цвета. Оконечность обременена цифрой «1923».

До сессии оставалось два дня. И к вечеру предпоследнего дня отведенного срока из районного Совета приходит просьба:

— А нельзя ли на гербе нарисовать рояль?

Немая сцена из «Ревизора» просто детский сад…

Далее приведен фрагмент телефонных переговоров:

— Зачем Вам рояль на гербе?

— А у нас в районе родился Прокофьев.

— Какое отношение Прокофьев имеет к району?

— Так он же у нас родился!..

В таких случаях обычно говорят: «Проект в корзину». Бессонная ночь…

У авторов герба уже был опыт «общения с товарищем Прокофьевым». Сергей Прокофьев родился в селе Солнцевка. Ныне это село Красное.

В селе еще Солнцевке в 1840 году была построена Свято-Петропавловская церковь. А через полстолетия — в 1891 году – священник Андрей Павловский крестил тут будущего русского и советского композитора, пианиста, дирижёра, музыкального писателя, шахматиста первой категории, Народного артиста РСФСР и лауреат Ленинской и шести Сталинских премий.

Этот факт и был отражен в гербе села Красное:

«Щит понижено пересечен серебряным поясом, разделенным вертикально на 15 равных частей, компонованных 10 черными прямоугольниками. В верхнем червленом поле — выступающая из верхнего края половина золотого солнца с четырьмя прямыми и четырьмя изогнутыми лучам поочередно. Поверх всего наложена стоящая на зеленой земле серебряная церковь с черным окном и дверью натурального (коричневого) цвета. Оконечность черного цвета.»

В гербе на великого композитора указывала клавиатура фортепиано.

Вариант рояля на гербе Красноармейского района даже не рассматривался. Попытка как-то разместить клавиатуру фортепиано положительного результата не дала. Это был тупик… На глаза случайно попал литературно-художественный журнал «Донбасс». На обложке была нарисована лира… Это была идея!!!

В «верхнем лазурном поле» заменили казацкую саблю на лиру.

Районному Совету объяснили так:

«Золотая лира — символ поэтического творчества и вдохновения. Она символизирует рождение в районе выдающегося композитора Сергея Прокофьева. Так же лира подчеркивает духовное богатство и величие жителей района.»

Герб с лирой утвердили. [10]

Вот так иногда бывает — геральдистам и с роялями приходится бороться!

 

А бывает и так

Более 200 лет назад императрица Екатерина II «пожаловала» немецкому предпринимателю Якову Унгеру плодородные земли в Екатериновской губернии в живописной долине по берегам реки Кривой Торец. Отрабатывая царскую милость, Унгер вскоре «выписал» из Германии специалистов и с их помощью построил один из первых и лучших в Донбассе кирпичных заводов. Вокруг завода постепенно рос рабочий поселок. В 1863г в нем насчитывалось всего 30 дворов, в которых проживало «75 душ обоего пола старше 16 лет».

Хозяин завода много путешествовал по миру. Как-то, вернувшись из очередного своего вояжа (на сей раз из США), пораженный увиденным за океаном, он назвал рабочий поселок при своем заводе не больше не меньше, а Нью-Йорк. Это экзотическое для донецкой глубинки и амбициозное название сохранилось вплоть до 1951г, когда «по многочисленным просьбам трудящихся» это «порочащее трудовой донецкий город» название было заменено на «Новгородское».

В поселке расположены Дзержинский фенольный завод и Новгородский машиностроительный завод имени Г.И. Петровского

В 2005г к авторской группе, разработавшей герб Красноармейского района, обратился доктор исторических наук, Председатель Донецкого областного национально-культурного общества немцев «Виденбург» Александр Артурович Дынгес с просьбой разработать герб Новгородского – бывшего Нью-Йорка.

Задача оказалась не очень сложной. Герб получился «говорящим»:

«Щит испанской формы скошен слева на серебро и червлень.

В центре на линию деления наложен щиток немецкой формы, окаймленный чернью, с червленым Y-образным крестом в золотом поле.

В серебряном поле червленое шестигранное кольцо.

В червленом поле золотая шестерня с восемью зубцами.»

Шестигранное кольцо – бензольное кольцо – символ фенольного завода, шестерня – машиностроительный завод.

Претензий и замечаний к разработанному проекту у Поселкового головы Николая Ивановича Ермака вообще не было. Но он попросил, для «проведения тендера на разработку герба Новгородского», предоставить еще один вариант герба.

Это оказалось несложной задачей. Тем более, что при работе над проектом, было нарисовано несколько вариантов герба. Один из них передали в Совет.

Основной вариант герба утвердили [11]. Копии решения об утверждении были направлены в соответствующие инстанции и о гербе забыли. А комплект документов на альтернативный герб положили в шкаф в кабинете Секретаря Совета Татьяны Николаевны Красько.

Через несколько лет, на поселковом празднике, решили колонну украсить гербом поселка. Обратились в секретариат…

Об утвержденном гербе уже никто не помнил… Нашли комплект документов на альтернативный герб… Праздник удался на славу. Колонна демонстрантов прошествовала по поселку с красивым новым гербом.

Когда автор этих строк увидел фото этого праздника, то он был слегка озадачен.

Созвонившись с Татьяной Николаевной, он проинформировал ее об этом досадном недоразумении.

Сразу была фраза:

— Не может быть. У нас же комплект документов есть на герб!

После объяснения, что это альтернативный вариант герба, и консультацией с поселковым головой, выяснилось, что действительно это не тот герб.

Чтобы решить это досадное недоразумение, приняли следующее решение:

— Так все равно никто не знает какой герб правильный. И так сойдет…

 

 

Литература

  1. Мартыненко, В.А. Техногеральдика городов Донбасса //Владимир Алексеевич Мартыненко, Анатолий Александрович Жаров, Владимир Анатольевич Сидоров. — Текст : непосредственный // Главный механик. — Том 19. — №11. — 2022. — ноябрь. — С.720-733.
  2. Винклер, П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1900 год / П.П. фон-Винклер : ; составитель, автор вступительной статьи и примечаний П.П. фон-Винклер — Санкт-Петербург : Издание книгопродавца Ив. Ив. Иванова, Типография И.М. Комелова, -Алфавит. указ. : с.214-222. — 1900. — Текст : непосредственный.
  3. Решение №12/203 от 6 июня 1968г Исполнительного комитета Донецкого городского Совета депутатов трудящихся «Об утверждении герба города Донецка».
  4. Решение №6/10 от 5 июля 1995г. Донецкого городского совета «Об утверждении герба города Донецка».
  5. Решение № 15 от 19 октября 1995 года сессии Угледарского совета народных депутатов «Об утверждении герба города Углегорска».
  6. Украина. Законы. О местном самоуправлении в Украине : Закон № 280/97-ВР : [принят Верховной Радой Украины 21 мая 1997 года]. – Донецк : Донеччина. – 56с. ; 20 см. — Текст : непосредственный.
  7. Решение №3 от 19 января 1996г сессии Стыльского сельского Совета народных депутатов «Об утверждении герба с. Стыла».
  8. Решение №23/11-209 от 20 сентября 2000г сессии Старобешевского районного Совета «Об утверждении герба и флага Старобешевского района».
  9. Украина. Законы. 307 Об административно-территориальном делении ДОНЕЦКОЙ ГУБЕРНИИ : [принят ВУЦИК 7 марта 1923 года]. / Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Украины. — 1-е издание. — №18-19. — 1923. — 3 июля. — Отдел первый. — Стр. 306-307. — Харьков ; Издание Народного Комиссариата Юстиции ; Лито-типография Книгосоюза, 1923. – 622 с. : 20 см. – 5000 экз. — Текст : непосредственный.
  10. Решение №IV/VIII-11 от 4 июля 2003г. 11 сессии Красноармейского районного Совета.
  11. Решение №4/30-2 от 22 февраля 2005 года сессии Новгородского поселкового Совета «Об утверждении герба пос. Новгородское».

Ясенов

Ясенов

Комментарии

Комментариев нет! Вы можете первым прокомментировать эту запись!

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.