Прогулки по Донецку: мемориз. Vol.2
Продолжаем обзор прогулок по Донецку за все время существования проекта. Напоминаем условия. Из каждой прогулки (а их было заметно более 100) выбирается одна фотография, чем-то привлекшая внимание автора. Отобранные фотографии компонуются в сеты по 15 штук и в таком виде публикуются на сайте. Сеты составляются хаотично, в них нет хронологического или географического порядка. Так решили организаторы.
Предыдущие части субпроекта «Прогулки по Донецку: мемориз»
Сегодня – вторая часть
Донская сторона, октябрь 2013.
Все случилосьпосле вскрытия Рыковской больницы. День был солнечный, настроение боевое, свободного времени в достатке, вскрытием ограничиваться не захотелось, помощники из местных образовались по ходу дела. Один из них обратил мое внимание на вот этот уголок досуга и диспута. По антуражу, что-то похожее было у Майкрофта Холмса в клубе «Диоген», только на Донской все работало лучше. В «Диогене» не подавали самогон на корнях драцены – а на этом донецком поселке как раз наоборот:
Ивановка, октябрь 2012. Собственно, Ивановка в тот день получилась случайно. Целью прогулки было исследовать
новую объездную трассув районе Гладковки и Пятого участка. Трасса поражала воображение, это правда. Но самым запоминающимся моментом прогулки стал все-таки вот этот объект. Его построили для компенсации скудного исторического фона Донецка. Ведь у нас, в отличие от приличных городов, нет естественных развалин в средневековом стиле. Приходится создавать их искусственно. Вот развалины замка тамплиеров, построенные одним неравнодушным ивановским человеком:
Проспект имени 75-летия ФК «Шахтер», май 2011 года. Выйдя с семьей в парк Ленинского комсомола (как часто это бывало!), я сверху, от ротонды увидел, как там, внизу, стремглавпроносятся разнообразнейшие машины. Я еще помнил это место как дикую окрестность парка, где был мусорник, балка и миазмы (или, как сказал бы В. Маяковский, «где блядь с хулиганом да сифилис», но мы не будем). К тому времени власти города, безмерно уважая Рината Леонидовича (это такой человек!), назвали эту
часть объездной дороги на Гладковкупроспектом имени 75-летия сами видите кого. Забавный это проспект. В Питере есть улица зодчего Росси, состоящая из одного дома. Мы переплюнули. У нас есть проспект вообще без единого дома:
Дурная балка, август 2009. Попутчики – Павел Белицкий и его команда. Интереснейший
проект по исследованию речки Дурная, ее притоков и проблемы казацкого волока привел нас в распадок, облюбованный молодежью с окрестных поселков. Прикрыв глаза на окружающую действительность и сосредоточившись только на этом камне, можно было представить себя в Куинсе, Бронксе и Гарлеме. Откуда в Донецке взялись люди, умеющие выразить свои чувства так афро-лаконично?
Второй городской, сентябрь 2009. Есть у меня друг. Жил он на пересечении Театрального и Университетской. Счастлив он был безмерно – прежде всего, близостью Второго городского ставка. Не то, чтобы он считал его курортной зоной, но отдохнуть там полагал вполне пристойным вариантом. Что и проделывал неоднократно – как сам, так и в компании единомышленников. В Донецке он не один такой – берега Второго городского (особенно восточный) буквально унавожены следами присутствия хороших людей. Некоторые следы выплескиваются и в сам ставок, что мы смогли легко увидеть с проводившей для меня
экскурсиюАнной Анищенко. Кадр получился философский. Свои края надо знать, как известно:
Поселок шахты №6 «Капитальная», май 2012. Это была гиперакция, организованная для меня Алексеем Жуковым (сам не знаю, зачем). В один благословенный день мы охватили
три донецких поселкаи взобрались на три террикона (тогда это был подвиг). «Шоха» — поселок, который многие воспринимают как нечто чисто умозрительное – предстал перед нами во всем своем многообразии. Не так уж он и забыт Богом, поняли мы. Смотрите, какая степень подключенности к процессам на этом вполне своеобычном доме:
Поселок шахты №12-18. Из той же прогулки. Знаменитая «двенаха» имеет в городе пугающую славу, хотя при непосредственном ознакомлении производит скорее угнетающее, чем грозное впечатление. Поселок распадался на глазах, весьма похожий на детскую комнату Пантагрюэля:
Поселок шахты №6 «Красная Звезда». Опять та же прогулка. Здесь обнаружился объект, по степени распада бьющий все, что мы увидели на «двенахе». Культовый ДК имени Ильича, в котором еще в 70-е года процветало такое, что не снилось ни Гарлему, ни Бронксу, ни Квинсу. От того времени осталась робкая надпись «Не курить» на стене и кровавый след на подоконнике. ДК встретил нас зияющими пустотами, в одной из них старенький автор дал отдых ногам и почувствовал на себе затягивающую энергетику заведения. Здесь нельзя останавливаться. Постоянное движение – только это может спасти вас, только это позволит вырваться из цепких лап мертвого дома. И он встал и пошел:
"Доорога жизни", июнь 2011. Имеется в виду историческая ветка к металлургическому заводу, а очутился там сайт «Донецкий» благодаря энтузиазму Сергея Ваганова – он по загадочной причине любил
совершать с нами вылазки, не сулящие никакой материальной выгоды (впрочем, когда как). Прогулка с Вагановым – это всегда подарок судьбы. Есть среди наших завсегдатаев сторонники принципа «Разговаривать с людьми – это лишнее». Ваганов – совершенно противоположное вяление. Он не одну сотню раз доказывал на практике, что доброе слово не просто лучше револьвера, но также источник творческего и коммерческого успеха. На «дороге жизни» он сумел растопить сердца даже суровых ремонтников, которые (как оказалось) регулярно промеривают ширину колеи. Разговор у них получился человеческий, ремонтники оказались тонко чувствующими людьми, удрученные тем, что их незаметный труд так незаметен:
Гладковка, сентябрь 2006.
Одна из ранних прогулок в проекте, когда еще совершенно непонятно было, к чему все придет, а внимание к деталям, соответственно, еще не ослабло. Но тут возникла такая деталь, что ее пропустил бы и отмороженный участник сотни прогулок. Бредя по улице лейтенанта Шмидта, я наткнулся на процесс загона длиннейшего белого лимузина я гараж, куда, казалось, он решительно не может поместиться. Это напоминало впихивание африканского слона в посудную лавку. Впрочем, для гладковских мужиков не было и нет ничего невозможного. Лимузин поставили в стойло, а его укротители рассказали мне, что это, вообще-то – только один из пяти подобных агрегатов, и все они растыканы по разным гаражам поселка, и вообще, большая часть лимузинного рынка в Донецке контролируется отсюда. Я был уже достаточно опытен, чтобы не проверять эту информацию перед тем, как давать ее в печать:
Донецкое море, август 2005. В невыносимо жаркий день мы с Сергеем Вагановым и водителем Андреем Николенко оставили адски душный офис газеты «Салон Дона и Баса» в гостинице «Шахтер» (буд. «Шахтер Плаза»), чтобы освежиться
под видом подготовки очередного материала«Прогулки по Донецку» в приложении «Пятница». На берегу так называемого моря мы нашли много интересного. Например, Ваганов, этот стажированный медик, наметанным глазом сразу подметил не менее пяти моделей использованных презервативов. Меня же больше всего поразило то, что в Донецком море водится рыба, и ее ловит с десяток людей. Один из них занимался этим в лодке на середине пруда. За полтора часа нашего пребывания на локации он ничуть не изменил положения тела:
Горняк, август 2010. Мы уже говорили о саморазрушающихся ДК на окраинах города. Но прогулки позволили обнаружить и объекты противоположного свойства. Вот – ДК имени Крупской на Горняке, поселке,
в который меня погрузилВадим Чижиков. Не просто работающий ДК, но еще и уснащенный добротным барельефом. Художественной ценности вряд ли представляет, но посмотреть приятно:
Лозовской, из той же прогулки. Эта табличка не имеет никакого отношения к представителям народа ромов, которых множество рассеяно по всей территории города. Так звали собачку (наверное, черную). Здесь, в лесочке на западной донецкой границе, ее похоронил хозяин, определенно ее любивший, но не имевший денег отметить ее память как-то эпичнее. А дальше на фото видны более монументальные памятники на могилах домашних животное. Это кладбище возникло стихийно, о нем мало кто знал, кроме людей, кому больно много надо или кому просто надо:
Восточный, июль 2010. Любому завсегдатаю сайта «Донецкий» известензоркий глаз Алексея Жукова. Как писали в одной старой компьютерной игре: «Ничто не ускользнет от высшего разума». Вот отмеченная им дверь где-то на Раздольной с надписью, которая говорит сама за себя. Я бы не стал тут что-то комментировать:
Евдокиевка, июнь 2010. Когда-то Леонид Шиманский предлагал нам всем тут рейтинг старых водонапорных башен. Так и не «срослось», хотя предложению – года четыре. Но если бы «срослось», евдокиевская башня попала бы в Топ-10 легко. Она стилистически и идейно напоминает генуэзскую башню в Феодосии, и запах возле нее примерно такой же. Мы с Александром Легеньким
набрели на нее после восхожденияна «террикон-олень». Искали маршрутку, нашли артефакт. Эта часть Евдокиевки использует башню как безусловный ориентир («живет за башней», «пойду схожу за башню»). Если мы когда-то составим рейтинг самых обезбашенных поселков города, Евдлкиевка туда, как вы понимаете, не войдет:
(Продолжение следует)
Вы известный оптимист! Я, впрочем, тоже
Так надо взять и сделать. В чем проблема?
Что, под этой?
временное отсутствие свободного времени((
Тот случай, когда заврдовать не слишком-то и хочется:)
С удовольствием, но какие?