Компиляция. Улица Челюскинцев. Начало
16.07.2018

Компиляция. Улица Челюскинцев. Начало

История улицы Челюскинцев продолжается и развивается. На эту тему теперь решил высказаться Павел Григорьевич Ехилевский. Ему слово…

5 июня 2018 года на нашем сайте была размещена статья Евгения Ясенова «Улица Челюскинцев: чудо умножения и умаления».  Вот цитата оттуда: «Среди всех донецких улиц она – особая. У нее была сложная и, не побоимся этого слова, парадоксальная история. Одна из скромных юзовских линий, она выросла до состояния одной из крупнейших улиц города, чтобы затем пережить обратное обрезание…»
Это была не первая публикация нашего сайта, посвящённая улице Челюскинцев, бывшей Девятой линии. Например, вот несколько материалов того же автора.
О её истории, о некоторых объектах и людях, связанных с нашей примечательной улицей говорилось 11 июля 2009 года, публикация «Улица Челюскинцев. Параллельно»
Статья «Рокировка челюскинцев» посвящена истории названия улицы (21 декабря 2013 года).
27 июля 2010 года — «ЧЕЛЮСКИНЦЕВ»
По своей важности и по своему значению улица Челюскинцев является главной магистралью в нашем городе. Конечно же, после улицы Артёма и после улицы Университетской. Было бы интересно обобщить давно уже известные сведения о нашей улице и давно встречающиеся фотографии её различных участков.
Итак, компиляция. Улица Челюскинцев. Девятая линия.
Обратимся к статье уважаемого Валерия Петровича Стёпкина.
Читаем материал «Расположение зданий поселка Юзовка. Часть 2»
«Высокими точками в поселке Юзовка, с которых можно было производить фотосъемку были терриконы шахт (в частности шахты Центральной и Заводской), колокольня Преображенской церкви и каланча пожарного депо. Понятное дело, что поселок постоянно строился и на сохранившихся фото часто отсутствуют какие-то дома, построенные несколькими годами позже… На схеме центральной части поселка цифрой один обозначена каланча пожарного депо. Разноцветными секторами обозначены направления панорамных съемок.»

«…общий вид на поселок (в северном направлении), сделанный с террикона шахты Центральная.»

Маленькие строения с трубами представляют собой уличные туалеты. Установленные в них печи позволяли осуществлять принудительную вентиляцию выгребных ям. Целый ряд этих туалетов стоит вдоль улицы Центральной, названной так потому, что она вплотную примыкала к шахте «Центральной». Почти перпендикулярно этой улице уходила на север Девятая линия.
Большое спасибо тому, чьи старания позволяют мне привести сейчас увеличенный фрагмент предыдущей фотографии.

На копии этого фото я обозначил красной прямой Девятую линию, синей прямой – улицу Центральную, а цифрой 1 – пожарное депо с каланчой.

Вот так современная улица Челюскинцев выглядит в самом своём начале.

Остатки старого мощения улицы. Впереди виднеется пересечение с проспектом Лагутенко.

Перекрёсток Челюскинцев и проспекта Лагутенко, вид ближе

Пересечение нашей улицы с проспектом Труда.

А вот, впереди, – пересечение с проспектом Павших Коммунаров.

Справа – знаменитое здание знаменитой Братской школы.

Как сказал уважаемый Александр Юрьевич Кашкаха : «Очертание этого «юзовского небоскреба» в стиле модерн хорошо известно всякому любителю донецкой истории, и спутать его с чем либо весьма сложно.»
Вот любопытные сведения из статьи дорогого «Дедушки» Владимира Николаевича «Кто в тереме живет? Часть 1…»
«Интерьеры дома, пристроенного к Братской школе (ул. Челюскинцев, д.49) и имеющего с ним один номер представлены на снимках Алюрки, обследовавшего его вместе с finkelstein’ом (см. статью «Не по-Братски»). Страшно подумать, но этот дом по 9-й Линии, 49 вместе с одноэтажной пристройкой был 14-квартирным! Невероятная скученность населения, теснота и неустроенность быта повсеместно отмечалась в описаниях врачей, писателей, инженеров и учёных, посещавших Юзовку… Проживали там самые разные люди, платившие квартирного налога на семью от 120 до 480 р. в год. История сохранила нам фамилии этих несчастных: Коломацкий, Трисвятский, Хримм, Громцев, Лохвицкий, Маренич, Козаченко, Уханова, Тимонина, Шпак, Чернышев, семьи Даниловых и Авдеевых (ГАДО. Ф.10. Оп.1. Д.12а. Л.65 об.). В перечнях преподавателей и персонала самой Братской школы кроме Коломацкого (предка Елены Згинник) ни одна из фамилий не упоминается (См.: Стёпкин В.П., Гергель В.И. Указ. соч. С.470), т.е. к школе эти люди отношения не имели. Единого собственника всего дома не зафиксировано, видимо, им было Свято-Преображенское братство.»
Школа, автошкола, различные учреждения и организации размещались в этом историческом сооружении. Некоторое время в здании Братской школы работало управление труда и социальной защиты населения Ворошиловского районного в гор. Донецке совета.
Вернёмся к фото пересечения Челюскинцев и Павших Коммунаров. Слева на фотографии перекрёстка – дом № 54.

Владимир Николаевич пишет далее: «Дом напротив Братской школы (9-я Линия, д.54) известен прежде всего тем, что в его подвале 22 сентября 1921 г. был застрелен председатель юзовского отделения сельской потребкооперации Иван Петрович Лагутенко. Это был выдающийся революционный деятель, истинный коммунар, подобно Артёму, побывавший в на фронтах І-й Мировой войны и даже в эмиграции в Америке. Похоронен в сквере Павших Коммунаров у вечного огня. Домом владел Киракоз Ситрак. В данном случае первое слово — это фамилия, второе — имя, хотя у армян оба слова могут быть как именем (мужским), так и фамилией. В период между 1905-18 г. С. Киракоз продал этот дом А.М. Лившицу. Здание оценивалось в 3 000 р. (ГАДО. Ф.10. Оп.1. Д.6. Л.79 об.-80). Квартиросъёмщиков по этому адресу не зарегистрировано, из чего можно заключить, что А.М. Лившиц дом использовал под какие-то свои торговые нужды: согласно дореволюционным справочникам, он содержал магазин мануфактуры. Под мануфактурой в то время понимали текстиль, ткани, как правило, покупаемые поаршинно для пошива одежды. На момент убийства Лагутенко в 1921 году этот дом являлся общежитием (См.: Імені бійців революції. // Рад. Донетчина. 1957. 25 жовт. С.2). К 1937 году по этому адресу находилась лаборатория треста «Хлебопечение» и булочная хлебозавода №2 (Список абонентов… С.20, 69).

Печально, если и с этим историческим строением придётся распрощаться: на фасаде уже давно висит баннер, извещающий о продаже, и вполне возможно, что скоро дом постигнет участь «ЧИЗа».

Продолжим наше путешествие по современной улице Челюскинцев от Павших Коммунаров к Площади Дзержинского, бывшей Пожарной.

Слева мы видим два одноэтажных дома № 64 и № 66, а справа – дом № 51, явно юзовской постройки.
Отмечу и дом № 53а по правой стороне, в котором располагается ряд медицинских учреждений, в том числе и детская поликлиника № 1.
И так, мы дошли до площади.

Вот так выглядела Пожарная в тридцатые годы ХХ века:

Обратимся к статье уважаемого Александра Николаевича Болотина «Пожарная площадь: вначале был пустырь…» 
«Площадь, получила своё название от пожарной части. Тогда, это был просто пустырь одного из северных посёлков Юзовки.
Вот план Юзовки начала ХХ века:

Красным квадратом отмечена будущая Пожарная площадь. По левой стороне красного квадрата проходит 7-я линия (ул. Постышева), по левую сторону 9-я линия ( ул. Челюскинцев). Справа от 9-й линии располагалось городское кладбище.
Пожарное отделение посёлка Юзовка, образовалось 30 сентября 1901 года. Большое двухэтажное, из красного кирпича пожарное депо, находилось на территории посёлка, расположенного в северной части Юзовки (прим.на месте совр. 6 корпуса ДонНТУ).
… местность в этом месте была довольно пустынная… Но скоро её обживут застройщики. Правее от здания пожарной части построил свой дом знаменитый Юзовский коммерсант Илья Красик. Ещё правее от бывшего дома Ильи Красика, берёт начало кладбищенский забор. С восточной стороны будущей Пожарной площади начиналось Юзовское кладбище.
Вот… вид, который можно датировать 1904 годом:»

Обратите внимание на отсутствие на фотографии здания Братской школы и дома Ситрака Киракоза, на момент съёмки их ещё просто не было. А на этом снимке они уже есть:

Возвращаемся к статье Александра Николаевича.
«Непосредственно под нами мы видим пустырь – это как раз и есть будущая «Пожарная» площадь. Прямо перед нами две улицы, которые берут своё начало от металлургического завода Новороссийского общества (ДМЗ).
Правее, расположена 8-я линия (ул. Горького), левее 9-я линия ( ул. Челюскинцев). На заднем плане мы видим трубы металлургического завода и коксовых батарей. Чуть левее, на заднем плане, начинает формироваться террикон шахты «Центральная» (сейчас, это шахта «Центрально – Заводская», которая является участком ш/у им. М. Горького).
На переднем плане, в крайнем левом углу, мы видим забор кладбища с входом и воротами.
Благодаря Евгению Ясенову и донецкому краеведу, широко известному под псевдонимом «Дедушка», мы можем увидеть, план Пожарной площади 1924 года:

Мы видим, что у пожарных появились соседи, это – ГПУ. Оно находилось в бывшем доме Ильи Красика. Пожарные перестали быть единоличными «хозяевами» этой площади.

Вот фото 1933 года. Оно снято от здания бывшей в то время Партшколы (дом №55 по ул. Челюскинцев) Из Донецкого Госархива…»
Я предполагаю, что Партшкола размещалась, согласно плану 1924 года, приведенному Александром Николаевичем, не в доме № 55, а в доме № 53.
Приведу современный вид дома № 53.

В настоящее время в нём работает городское управление полиции. До Великой Отечественной войны в здании размещался созданный в 1937 году в городе Сталино «Шахтерский ансамбль», в будущем — заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс».
Послевоенная фотография разрушенного дома сохранилась в архивах института “Донгипрошахт” (а ранее – “Сталингипрошахт”).

В доме № 55б в двадцатые годы проживал знаменитый советский чекист, разведчик, командир партизанского отряда, писатель Дмитрий Николаевич Медведев, автор романа «Сильные духом (Это было под Ровно)», посвященного героической борьбе советских людей в тылу врага, подвигу разведчика Николая Кузнецова.

Евгений Ясенов пишет в статье «Конец “новых планов”:
«Это была не самая старая часть города. Более того: когда-то эти кварталы даже получили название «новых планов». Рабочие завода в конце XIX века получали здесь участки земли на еще неосвоенной территории. Но сто лет спустя этот район воспринимался уже как наследие самой глубокой юзовской старины. Тем более, что по структуре улиц и проспектов он был идеально вписан в начальную планировку города. Район между улицей Постышева и Кальмиусом, между проспектом Дзержинского и Комсомольским – весь этот огромный кусок одноэтажного жилья продолжал систему «линий», придуманную еще деятелями Новороссийского общества.»
Вот они, Новые планы, которые сыграли свою важную роль в истории Девятой линии:

В статье «Расположение зданий поселка Юзовка. Часть 7. Восточная часть Юзовки и Новые планы» Валерий Петрович Стёпкин пишет:
«Когда Юзовка стала разрастаться, словно на дрожжах — появилась необходимость пересмотреть прежние строительные нормы. Может быть, правление Новороссийского общества ничего бы и не делало, но в 1903 году Екатеринославский губернатор обязал арендодателей увеличить минимальный размер земельных наделов до 200 саженей (426,7 метров). Так по левую сторону Кладбищенского (он же Пожарный, а сегодня пр. Дзержинского) проспекта появились Новые планы — спланированные по новым нормам улицы. Наглядно продемонстрировать на сколько увеличились расстояния между улицами-линиями можно на примере ул. Челюскинцев (бывшая Девятая линия). От металлургического завода улица доходит до пр.Дзержинского и «упирается» в здание Донецкого областного управления МВД. Делая поворот ниже здания облуправления, ул. Челюскинцев продолжается в направлении пр. Ильича и Крытого рынка. Смещение ее относительно первоначального положения составляет метров 10–12. Вот на эти 10–12 метров и увеличили с 1903 года расстояние между улицами.
Санитарный врач Н.М. Черемухин оставил нам описание: «Все это пространство — Новые планы — разделено на равные участки — 10 сажен по улице и 15 в глубину и сдается Новороссийским Обществом в арендное пользование желающим на 10 лет. Эти участки расположены таким образом, что между большими улицами (линиями) идут параллельно им меньшие, называемые Грязными улицами, на них со всех дворов выходят одной своей стороной выгребные ямы, так что для их очистки нет надобности заезжать во двор, а очищаются они со стороны Грязной улицы. Это тем более удобно, что дворы везде очень тесны. Желая возможно больше извлечь доходов со своего участка, арендатор застраивает его небольшими хатенками, которые тесно лепит одну к другой, иногда разделяя эти флигельки глухой стеной на две части и все это сдает рабочим ремесленникам, мелким торговцам. Отхожее место делается общим где-нибудь в глубине двора по типу выгребных ям. Почти все постройки сложены из дикого камня, обмазаны изнутри, а иногда и снаружи глиной и побелены. Крыши местами черепичные, местами крыты тесом, изредка железные».
Заканчивались Новые планы на Больничном (или Семеновском) проспекте — сегодняшнем проспекте Ильича.»
Рассмотрим несколько различных планов и схем, на которых изображена старая Юзовка.
Схема из статьи Валерия Петровича:

Уже приводимый мною фрагмент из статьи Александра Николаевича Болотина, части известного плана Юзовки:

Фрагмент ещё одного плана Юзовки:

На всех приведённых схемах начала ХХ века можно видеть, что пройдя слева от забора Юзовского кладбища Девятая лини заканчивалась. Заканчивалась, упираясь в некое строение.

И, как видно на последнем фрагменте, это было так до появления Новых планов. Быть может, причиной существующего отклонения Девятой линии от прямой было наличие этого строения?

Вот что вышло в конечном результате на местности:

Завершить первую часть рассказа о Девятой линии хочу фрагментами «фотовзглядов» на наш город с высоты.
Вначале идут фрагменты известной немецкой аэрофотосъёмки 1941 года (статья Евгения Ясенова «Фашист пролетел. Аэрофотосъемка-41: центр» )

Красным цветом обозначена улица Челюскинцев, жёлтым, зелёным и синим – проспекты Лагутенко, Труда и Павших Коммунаров соответственно.

1 – это братская школа, 1а – дом Ситрака Киракоза, 2 – дом № 53, 3 — дом № 55, 4 – пожарное депо.
На сайте Донбасского географического общества в статье «Улицы Сталино после войны, вид с самолета» я нашёл следующую информацию:

10 — облМВД (ныне Республиканское МВД)
15 — пл. Дзержинского
16 — ул. Челюскинцев, 55б (дом с мемориальной доской Медведева)
17 — горУВД

Продолжение следует…


Pavelech

Pavelech

Комментарии

  1. Библиотекарь
    Библиотекарь 17.07.2018, 19:43
    Коломацкий, Трисвятский, Громцев, Лохвицкий, Маренич, Козаченко, Тимонина, Шпак, Данилов, Авдеева точно были преподавателями Братского училища по данным Фонда 34 Юзовское Спасо-Преображенское Братское училище (ГАДО. Ф.34. Д.29. Л.143-144 и Д.37. Л. 53). А. Данилов был заведующим училищем. За остальных не знаю
  2. Библиотекарь
    Библиотекарь 17.07.2018, 19:57
    Сохранились даже имена и отчества учителей. Уханову Анну Ивановну тоже нашла
  3. ЕЕК
    ЕЕК 17.07.2018, 22:59
        «а справа – дом № 51, явно юзовской постройки»      Уважаемый Павел Григорьевич, Вас ввела в заблуждение нумерация на представленной картинке. 51 это номер следущего дома. Выше Вы цитируете Дедушку: «Интерьеры дома, пристроенного к Братской школе (ул. Челюскинцев, д.49) и имеющего с ним один номер представлены на снимках Алюрки, обследовавшего его вместе с finkelstein’ом (см. статью «Не по-Братски»). Страшно подумать, но этот дом по 9-й Линии, 49 вместе с одноэтажной пристройкой…» Если следовать хронологии, то первая часть одноэтажной «пристройки» появилась еще в 1896 году, а дальше она прирастала в 1903 и 1907 годах. И когда Вы обращаете внимание на отсутствие на юзовской фотографии Братской школы, Вы упускаете из виду, что одноэтажная часть на ней уже представлена.       « Квартиросъёмщиков по этому адресу не зарегистрировано, из чего можно заключить, что А.М. Лившиц дом использовал под какие-то свои торговые нужды»      Сошлюсь на информацию, почерпнутую из  прошений о приеме в Юзовское коммерческое училище (ГАДО, Ф-32). В этих прошениях заявители указывали адреса проживания. В прошении, поданном в 1915 году купцом 2-ой гильдии Абрамом Моисеевичем Лифшицем указан адрес: 9-я линия, собственный дом №77 (четвертый дом в северном направлении от пересечения с современным пр. 25-летия РККА). А в прошении 1918 года (уже гражданина) Абрама Моисеевича Лифшица в качестве адреса проживания назван дом №54 на 9-ой линии..      «Эти участки расположены таким образом, что между большими улицами (линиями) идут параллельно им меньшие, называемые Грязными улицами»      До 1973 года семья проживала на 8-ой линии через двор от областной милиции и в детстве мне было невдомек, почему «ничейный» замкнутый участок, поначалу закрытый забором и отделявший наш двор от дома, относившегося к 9-ой линии, старшие называли «грязной» даже после того как забор со своей стороны убрали. Вместе с документами на домостроение сохранился и официальный документ 1959(!) года, в котором тоже использован юзовский термин «грязной».      «Заканчивалась, упираясь в некое строение. И, как видно на последнем фрагменте, это было так до появления Новых планов».      Минимальные размеры земельных участков были увеличены в соответствии с распоряжением 1903 года екатеринославского губернатора. Для подготовки этого Распоряжения требовалось тоже какое-то время и привлечение чиновников. Фрагменты, на которые Вы ссылаетесь, Павел Григорьевич, скорей всего, относятся к «началу» Новых планов, так как на них есть и другие «домики», кроме отмеченного Вами.      А вообще тема необъятная. Есть не удостоенные внимания сохранившиеся юзовские домики в начале  9-ой линии. Да, и история Братской школы (особенно советского периода) заслуживает отдельного исследования и компиляции.
    • Pavelech
      Pavelech Автор 18.07.2018, 19:03
      Спасибо, уважаемый Евгений Евгеньевич! Тема истории и настоящего Девятой линии, как идругих улиц Юзовки-Сталино-Донецка, действительно необъятна.   Интерес и состоит  в дальнешей отработке усилиями всех небезразличных: и профессиональных краеведов, журналистов, и любителей истории нашего Города, новых сведений из  государственных и личных архивов,  материалов, опубликованных в существующих источниках. 
  4. ЕЕК
    ЕЕК 06.08.2018, 22:47
    Есть еще один документ, свидетельствующий, что на участке по 8-ой линии №65 в 1959 году исчез один из последних в городе (возможно, и последний) островков грязной улицы. Двор от этого "островка" был отделен деревянным забором, как и положено к нему примыкали удобства. Те, которые во дворе (хотя отец в 1946 году подключил дом к городской канализации). Со стороны 9-ой линии на всю длину участка тянулся дом на несколько семей (№72), только с его северного торца была небольшая калитка для выхода на "грязную". На фрагменте нереализованного  проекта 1925 года предыдущего владельца земельного участка отмечена грязная улица. Также можно обратить внимание, что размеры указаны в саженях.
  5. ЕЕК
    ЕЕК 04.11.2018, 22:51
       Одним из вопросов, рассматривавшихся 20 декабря 1926 года на заседании Комиссии по санитарным мероприятиям был пункт 1м) "О ликвидации грязных переулков". В постановляющей части записали: "Поручить техническому отделу в течение 2-х месяцев в порядке выданного постановления провести прирезку грязных переулков к плановым участкам" (ГАДО, Р-279, оп.1, д.30). Что помешало выполнить это постановление сразу при застройке участка на 8-ой линии в 1927 году, остается только догадываться (возможно, участок "грязной" был первоначально прирезан к 9-ой линии, но использовался жильцами для свалки мусора).

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.