Кто в тереме живет? Часть 1: еврей, армянин, коммунар
Дом купца Кроля, дом Горелика, дом Богомолова… Многие слышали эти названия, но никто не знает, к примеру, фамилии владельца купеческого особняка, поглощенного «Грин-плазой». Не только его, но и множества других старых домов Юзовки с оригинальной архитектурой, безвестно пропадающих и разрушающихся, а то и разрушаемых, чтобы уступить место чему-то новому. О бывших владельцах и жителях старых юзовских особняков повествует открываемый сегодня цикл статей. Его подготовил Дедушка Джеральд после многомесячных исследований. Безусловно, это громкое слово в донецком краеведении.
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Сказка «Теремок»
Юзовская городская управа была создана в результате выборов в городскую Думу после присвоения Юзовке Временным правительством статуса города в июне 1917 г., а упразднена в декабре 1919 г. после окончательной победы Советской власти. До этого в Юзовке не было органов самоуправления. Юзовская городская управа осуществляла свою деятельность на основе Городового положения 1870 г., являясь исполнительным органом городской Думы. Состояла из городского головы и не менее двух членов. В начале 1919 г. городским головой был старший сын В.В. Флеровского и старший брат врача Ф.В. Берви — Василий Васильевич Берви (о нём см. главу «Неизвестный городской голова Юзовки» в статье А.Жарова). В основу избирательного права был положен принцип имущественного ценза. Правом быть избранными пользовались только владельцы недвижимого имущества, платившие городские налоги. В городской управе трудилась разночинная интеллигенция: врачи, юристы, техники, землемеры и т.п. Полномочия и деятельность управы заключалась в решении хозяйственных вопросов жизни города — благоустройство, рынки, городская торговля, здравоохранение, народное образование. Основным источником городских доходов были налоги с недвижимого имущества, торговли и промыслов. Все владельцы зданий облагались уездным земским, губернским земским налогами и особым овражковым сбором (о нём ниже), исходя из размера оценки недвижимого имущества, сначала заявляемого владельцем, а впоследствии проводимого городской управой. Арендаторы квартир в домах также уплачивали квартирный налог в размере 2% от квартплаты домовладельцу, соответственно количеству занимаемых комнат в доме. Если собственник дома проживал в нём, то он платил как налог на недвижимость, так и квартирный налог в размере, пропорциональном стоимости занимаемых его семьёй комнат. На основании «Положения о городских доходах» управа требовала от собственников предоставления на особых бланках списков всех квартир и фамилий живущих. За непредоставление таких списков грозил штраф до 100 р., за подачу неверных данных — до 300 р. Подписал это постановление сам В.В. Берви (ГАДО. Ф.10. Оп.1. Д.14. Л.6). Данные по уплате налогов и сборов дошли до нас в виде учётных книг Юзовской городской управы, хранящихся в фонде Ф.10 Донецкого областного архива. Фамилии и имена жителей Юзовки даются в статье в максимально полной известной нам форме, поэтому в тексте возможны комбинации из полного имени и сокращённого отчества и наоборот.
Братья по школе
Интерьеры дома, пристроенного к Братской школе (ул. Челюскинцев, д.49) и имеющего с ним один номер представлены на снимках Алюрки, обследовавшего его вместе сfinkelstein’ом (см. статью «Не по-Братски»). Вот фото со двора, сделанное Алюркой:
Страшно подумать, но этот дом по 9-й Линии, 49 вместе с одноэтажной пристройкой был 14-квартирным! Невероятная скученность населения, теснота и неустроенность быта повсеместно отмечалась в описаниях врачей, писателей, инженеров и учёных, посещавших Юзовку. По мере рассмотрения домов города мы найдём этому несомненные подтверждения.
Проживали там самые разные люди, платившие квартирного налога на семью от 120 до 480 р. в год.
История сохранила нам фамилии этих несчастных: Коломацкий, Трисвятский, Хримм, Громцев, Лохвицкий, Маренич, Козаченко, Уханова, Тимонина, Шпак, Чернышев, семьи Даниловых и Авдеевых (ГАДО. Ф.10. Оп.1. Д.12а. Л.65 об.). В перечнях преподавателей и персонала самой Братской школы кроме Коломацкого (предка Елены Згинник) ни одна из фамилий не упоминается (См.: Стёпкин В.П., Гергель В.И. Указ. соч. С.470), т.е. к школе эти люди отношения не имели. Единого собственника всего дома не зафиксировано, видимо, им было Свято-Преображенское братство.
А кому принадлежал дом напротив?
Дом Лагутенко
Дом напротив Братской школы (9-я Линия, д.54) известен прежде всего тем, что в его подвале 22 сентября 1921 г. был застрелен председатель юзовского отделения сельской потребкооперации Иван Петрович Лагутенко. Это был выдающийся революционный деятель, истинный коммунар, подобно Артёму, побывавший в на фронтах І-й Мировой войны и даже в эмиграции в Америке. Похоронен в сквере Павших Коммунаров у вечного огня.
Домом владел Киракоз Ситрак. В данном случае первое слово — это фамилия, второе — имя, хотя у армян оба слова могут быть как именем (мужским), так и фамилией. В период между 1905-18 г. С. Киракоз продал этот дом А.М. Лившицу. Здание оценивалось в 3 000 р. (ГАДО. Ф.10. Оп.1. Д.6. Л.79 об.-80). Квартиросъёмщиков по этому адресу не зарегистрировано, из чего можно заключить, что А.М. Лившиц дом использовал под какие-то свои торговые нужды: согласно дореволюционным справочникам, он содержал магазин мануфактуры. Под мануфактурой в то время понимали текстиль, ткани, как правило, покупаемые поаршинно для пошива одежды. На момент убийства Лагутенко в 1921 году этот дом являлся общежитием (См.: Імені бійців революції. // Рад. Донетчина. 1957. 25 жовт. С.2). К 1937 году по этому адресу находилась лаборатория треста «Хлебопечение» и булочная хлебозавода №2 (Список абонентов… С.20, 69). Печально, если и с этим историческим строением придётся распрощаться: на фасаде уже давно висит баннер, извещающий о продаже, и вполне возможно, что скоро дом постигнет участь «ЧИЗа».
Дом купца Кроля
Давид Лазаревич Кроль (1856-1927) владел этим домом с момента его строительства и до самой национализации. Во всяком случае, ни предыдущих, ни последующих хозяев, кроме самого Д.Л. Кроля, по документам горуправы нет.
Он с семьёй занимал помещений на 600 р., кроме того, у него жили квартиранты — Д.М. Аронович и М.Б. Лапис. Первый платил Кролю 360 р. в год, второй — 300 (ГАДО. Ф.10. Оп.1. Д.12а. Л.57). Примечательно, что типография небезызвестного Горелика первоначально (1908 г.) именовалась «Типографией Лапис и Горелика», но тот ли это Лапис, непонятно.
Итак, в 1918 году дом Кроля по 7-й Линии, д.55 оценивался в 4 750 р., с которых Давид Лазаревич платил уездного земского налога 171 р. 47 коп., губернского земского налога 102 р. 81 коп. и овражкового сбора 190 р. (ГАДО. Ф.10. Оп.1. Д.6. Л.47 об.-48). Рассмотрим подробнее, что же такое этот овражковый сбор. Если кто-то подумал, что это — специальный налог по борьбе с эрозией почв (овраги засыпать), то он глубоко ошибся. Овражки — это не уменьшительное название оврагов. Этим словом раньше называли злейших врагов сельскохозяйственных посевов — сусликов. Даже в настоящее время суслик продолжает оставаться серьёзным вредителем зерновых культур и природным носителем возбудителей ряда болезней (чумы, туляремии, бруцеллёза), а в прошлом это был настоящий бич как мелких крестьянских хозяйств, так и экономий крупных землевладельцев. Борьбу с сусликами (овражками) возглавили земства, собиравшие для этих целей с владельцев недвижимости специальный сбор, и организовывавшие заливание водой нор вредителей. Впоследствии, состоятельные землевладельцы и арендаторы экономий вместо воды начали применять более эффективный сероуглерод.
Борьба с сусликами носила всеобщий характер не только в дореволюционное, но и в советское время. Вот, к примеру, документ из Государственного архива Херсонской области об объявлении овражковой повинности в 1923 г.:
Окрземуправление от 13/3 – 23 г. №1088
Обязательное постановление Херсонского Окрисполкома по Окрземуправлению.
Вызванный внешней и гражданской войной огромный недосев полей вместе с засухой последних 2-х лет породил большое одичание наших полей и переход их в состояние перелога. Благодаря этому появилось очень много сорных трав забивающих наши хлеба, а также большое количество разных вредителей наносящих громаднейший вред нашим посевам. На это обстоятельство нам нужно своевременно обратить самое серьезное внимание, так как сорняки и вредители в сельском хозяйстве могут свести урожай к нулю. Залог же будущего благополучия республики – есть урожай 1923 г. На основании наблюдений прошлого года, нужно предполагать возможность появления нынешней весной в большом количестве одного из опаснейших врагов сельского хозяйства – сусликов /овражков/ которые могут причинить большие повреждения нашим полям, а тем самым громаднейший убыток государству. На основании этого Призидиум Окрисполкома ПОСТАНОВИЛ:
1. Об’явить овражковую повинность и предлагает всем Райисполкомам немедленно с наступлением теплой погоды под руководством агронома организовать борьбу с сусликами путем выливания сусликов водой, а также где будет возможно устройством капканов /пастки/. Вылитые суслики должны убиваться, а отрезанные от них четыре лапки доставляются в Сельсовет для составления акта о числе уничтоженных сусликов в каждом селении.
ПРИМЕЧАНИЕ: Лапки при актах должны доставляться в райземотделы для уничтожения – уполномоченные райземуправлений должны уничтожать лапки при помощи сжигания или зарытия их не менее 2 арш. глубины.
2. На каждой десятине должно быть уничтожено не менее четырех сусликов /овражков/. Овражковой повинности подлежат кроме пахотной земли, также земля усадебная, сенокосная и выгонная.
3. Граждане, не выполнившие овражковой повинности привлекаются к ответственности и денежному штрафу 25 руб.
4. Овражковой повинности подлежат все артели, коллективы, Советские трестированные хозяйства, государственные учреждения, занимающиеся сельским хозяйством и учебные заведения.
5. Райисполкомы не проявившие достаточной энергии в деле борьбы с сусликами будут привлечены к ответственности.
6. О степени появления сусликов и о мерах, принятых по борьбе с ними, еженедельно сообщать Окрземуправлению.
7. Сводные ведомости об истреблении сусликов райземуправления обязаны еженедельно направлять в Окрземуправление.
Зам. Предокрисполкома /Гебель/
Зав. Окрземуправления /Осадчий/
Зав. Канцелярией /Матковский/
Бериславскому Райисполкому для широкого оповещения населения
Сразу оговоримся, что столь изуверские методы учёта убитых сусликов происходят не от врождённой кровожадности большевиков, а служат для предотвращения искажения учёта убитых грызунов: ещё при царском правительстве крестьяне умудрялись многократно предъявлять к оплате одну и ту же тушку убитого зверька. Суть в том, что после предъявления тушки ее у предъявителя не отбирали, и он уносил ее с собой, а потом по дружбе отдавал ее соседу, тот демонстрировал ее учетчикам, уносил домой, отдавал следующему соседу… И так — до тех пор, пока тушка сохраняла товарный вид.
Теперь, будучи вооружёнными знанием методов борьбы с вредителями посевов, вернёмся к рассмотрению юзовской недвижимости.
Правда ли то, что Л.Д. Кроль производил обжиг кирпича на заднем дворе собственного дома, расположенного в центре жилого квартала? Это утверждается также впредставленной недавно книге А.В. Иващенко. Якобы купец «…брал подряды на строительство. Во дворе находилась печь, на которой Кроль обжигал кирпич для этой работы»(История еврейской общины Донецка. Донецк: Издатель Заславский А.Ю., 2014. С.16). Это не то, чтобы очень сомнительно, а прямо-таки невозможно. Дело в том, что по технологии того времени, даже в малой кустарной (не заводской) печи, такой, которая могла быть у Кроля, обжигалось сразу несколько тысяч кирпичей, которые между формовкой и обжигом где-то нужно было размещать. Но самое главное, что цикл работы такой кустарной печи от закладки одной партии до её выгрузки составлял не менее 20(!) дней, на протяжении которых печь должна была непрерывно гореть:
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Здорово! Спасибо.
Спасибо большое! Супер!
а отрезанные от них четыре лапки доставляются в Сельсовет для составления акта о числе уничтоженных сусликов в каждом селении.
А в немецкой стране, в НемСельсовете, ещё бы брали отпечатки лап сусликов, с описанием внешности трупа.
Правда ли то, что Л.Д. Кроль производил обжиг кирпича на заднем дворе собственного дома, расположенного в центре жилого квартала? Это утверждается также впредставленной недавно книге А.В. Иващенко. Якобы купец «…брал подряды на строительство. Во дворе находилась печь, на которой Кроль обжигал кирпич для этой работы»(История еврейской общины Донецка. Донецк: Издатель Заславский А.Ю., 2014. С.16). Это не то, чтобы очень сомнительно, а прямо-таки невозможно.
Во-о-т!
Ещё раз огромное спасибо!
Спасибо!
Страшно подумать, но этот дом по 9-й Линии, 49 вместе с одноэтажной пристройкой был 14-квартирным! Принимая во внимание, что в большинстве случаев, в то время квартирой считалась одна комната с тем, что условно можно назвать кухней, - квартиры в Братской школе были отнюдь не маленькими. При советах квартиры были поменьше в шахтных домах на 4 хозяина.
А вообще на базе этой статьи можно было сделать, как минимум три штуки. папрочку за реалии быта Юзовки, одну - за жильцов, а так мешанина вышла
Неплохо было бы один из домов отремонтировать и создать камерный театр. Здесь, в столице, их пруд пруди, а в Донецке их мало...
Снова про фото. Угловой дом в иллюстрациях.
Может я некстати-с?
"Кому, зачем?!" (с)
На том фото, что здесь, видно рухлядь, которую не жалко. Только что с балконом.
А "Кроля" с двумя кошачими глазами. Заметили?
1. Так называемый "дом sembond'a" (ул. Первомайская, д.23);
2. Дом купца Рябова, он же второй "дом sembond'a" (ул. Октябрьская, 21);
3. Гимназия Левицкой (как сама гимназия, так и личное место проживания Левицкой в сравнении с Гаргер).
4. Дом напротив гимназии (бывшая Биржа труда);
5. Дом Свинцова;
6. Бомжатник по ул. Горького, д. 58 (это там, где finkelstein чуть было не заболел бубонной чумой);
7. Опубликованный сейчас фрагмент про дом Лагутенко и первый кусок про дом Кроля;
8. Вопрос о размещении полиции в Юзовке и милиции при Временном правительстве (полный анализ домов на перекрёстке Лагутенко/Красноармейской)
9. Дом, который снесли на перекрёстке Садового/Октябрьской (бывший "ЧИЗ")
10. Дом напротив, который частично сгорел (рядом с "домом с маскаронами")
11. Купеческий особняк, вмонтированный в Грин-плазу.
Это то, что уже как бы "отослано в печать".
Руководство сайта в лице Евения Юрьевича приняло решение потчевать вас информацией дозированно, поэтому, если сильно хочется прочесть всё сразу, то можете оказывать моральное давление на администрацию сайта, хотя сомнительно, чтобы это имело какой-то успех. Со своей стороны могу заверить, что привлечены все имеющиеся на сегодняшний день документальные фонды. Обо всех зданиях приводятся максимально полные, известные на сегодняшний момент исторические сведения, история владения, по возможности профессия собственника, как жил, чем закончил и нахрен всё это нужно.
Находятся в подготовке: Горелик, Тудоровские, Лобасовы, Ратнеры (по заказу paliene), где всё-таки жили в Юзовке Кагановичи, по каким адресам прятался Лёва Задов и кем он приходится =ВАРЯГ='у, кто такой Богомолов и причём здесь aleks, правда ли, что Свицын жил в "Доме Свицына", местоположение еврейского кладбища на Нестеровке и ещё пару-тройку вопросов по-мелочи. В четвёртой части вас ждёт не просто сенсация, а бомба, заложенная под фундамент местного краеведения: совершенно неожиданно вскрылась информация, в корне меняющая устоявшееся представление о фундаментальной базе одной из догм современной исторической науки об истории города.
Будем надеяться, что в этом году вы всё это прочтёте, если в стране не начнётся крупномасштабная ядерная война. А если начнётся, то вы это прочтёте из газетных статей фронтового корреспондента Ясенова, сидячи в окопах.
Dedushka,
Dedushka,
Да охотно верю, что работа была проделана громаднейшая, просто эти лирические отступления про сусликов выбиваются из общего повествования. Но это мое личное мнение, которое я просто озвучил в слух. Если Вам по душе банальное: "Спасибо! Супер!", что же ловите:
СПАСИБО! СУПЕР!
О том, что я лично думаю о таком отзыве, лучше умолчу, дабы не нервировать новоявленных моралистов сайта.
Ого! Может параллельно диссертацию оформите? Я просто в предвкушении от будущего просмотра Ваших материалов!
С уважением.
Материал интересен! Ждем продолжения!
только можно дополнит еще один штришок по дому Кроля - там в 1917 году или в 1918 году был офис еще какой-то еврейской партии (эт надо копаться в записях, чтобы уточнить какой именно - а быстро найти не получится их, т.к. в связи с военным положением перетягиваю свои записи постепенно домой и там нужно время, чтобы разобраться во всем этом)
Dedushka,
Спасибо огромное! Только одно замечание. Преподавателями Братского училища были ещё Фёдор Громцев, И. Трисвятский, К. Авдеева и О. Авдеева, О. Шпак, Н. Козаченко, А. Уханова. Александр Данилов был заведующим Братским училищем. Это ГАДО Ф. 34, д.40, л.53
...не прочтёте вовсе.
Библиотекарь,
О, да тут у меня серьёзная ошибка получается… Я посмотрел в в справочниках 1908, 1912 и 1916 гг. и ни одной фамилии этих преподавателей не нашёл, а они, оказывается, всё-таки были сотрудниками Братской школы. Неудачно получается. Надо бы как-то исправить, да как теперь?
Спасибо за Ваш ответ.
Dedushka,
Большинства из этих преподавателей действительно не было. Они появились, по-видимому, в 1917 году. Фёдор Громцев и Евграф Коломацкий служили. Вернулись они в конце 1917 года. А документ, на который я сослалась - это Протокол педагогического совета училища от 28 января 1918 года. Там обсуждался и квартирный вопрос. Загляните в свою почту. Евгений Юрьевич, наверное, сможет исправить, если его попросить
Dedushka,
"...Лёва Задов и кем он приходится =ВАРЯГ='у..."(с)
Буду краток - НИКЕМ!
Думаю, Вам будет интересно узнать, что Моисей Левитан сын Менделя (того самого, который от махновцев отстреливался) в марте 1932 года в день 25 был дружком на свадьбе некоего Семёна Левинзона и Сони Яковлевны Задовой — дочери Лёвыного брата. При этом Моисей Менделевич был прописан по известному Вам адресу на 11-й Линии, д.124. Так что Вы реально имеете отношение к историческим персонажам, с чем Вас и поздравляю. (Основание: ГАДО. Ф.6836. Оп.1. Д.17. Л.220-220 об.)
Dedushka,
А еще у Менделя был родной брат Борух он же Боря, сын которого - Юрий - имел очень специфический тембр голоса..
Ну а дедушка был выпить ой как не дурак...
Я Вам даже больше скажу - спустя некое время он таки и сам женился. Так его тесть - Моисей Гордон был широкоизвестен в узких кругах Константиновки тем, что летом 1917 года прятал в своем доме от полиции свою старшую племянницу Полину, которая впоследствии вышла замуж за Славика Скрябина, более известного по курсу истории КПСС под фамилий "Молотов".
Впрочем, все вышесказанное НЕ помешало чекистам спустя 20 лет прислонить его к стеночке, но это уже совсем другая история...
Вывод один - любят эти евреи влазить в историю через ... ну, Вы меня поняли...
Може потому я до сих пор и не женат
=ВАРЯГЪ=,
Здорово! Очень интересно! С нетерпением жду продолжения!
2012 год Дом Киракоза Ситрака: