Из рода дьякона
30.03.2014

Из рода дьякона

История рода всегда неразрывно связана с историей края, на территории которого проживали его представители. Предки автора этих строк Коломацкие жили, трудились, любили и хранили семейные тайны в Донбассе. В настоящее время история рода насчитывает семь поколений. О них рассказывает Елена Згинник. Это — ее семья, история рода Коломацких — результат ее многолетних архивных изысканий…

 

Дьякон, его жена-полька и их семеро детей

 

Коломацкие – азовские казаки с родовым гнездом в Мариуполе. Первый, самый далекий предок, о котором сохранились сведения, и даже воспоминания — Симеон Коломацкий, дьякон Преображенской церкви села Новоспасовка Мариупольского уезда Екатеринославской губернии. Село это знаменито тем, что в гражданскую войну стало второй столицей махновского движения после Гуляйполя. До наших дней дошли рассказы внучки Симеона Марии Федоровны Коломацкой. Дед ее был суровым служителем церкви. Мария Федоровна вспоминала, как девчонкой посылал ее в табачную лавку, строго наказывая купить папиросы элитного в те времена табачного торгового дома "Месаксуди". Она бежала по селу, приговаривая, чтобы не забыть: "Месаксуди-Месаксуди-Месаксуди…".

Жена Симеона Александра (1844 г.р.?) была полькой из рода Зданевичей. "Она очень выделялась из местного населения необычной внешностью, расовым типом. Коломацкие в основном кареглазые брюнеты со смуглой кожей. А "Зданевичиха" была белокожей блондинкой с роскошными светлыми волосами. В детстве сверстники за это дразнили ее "сметаной". Она же крайне переживала и умоляла родителей сделать хоть что-то, чтобы исправить это "уродство". Приходилось идти на радикальные меры: ее сажали на черную овчину и стригли наголо. Это считалось верным средством отрастить темные волосы. Но "народная медицина" оказалась бессильна", — вспоминала Мария Федоровна.

Много таких вот семейных легенд передала из поколений в поколения Мария Коломацкая. В них фигурировали самые различные герои, вплоть до стариков-участников русско-турецкой войны 1877-78 гг.

По данным Справочных книг Екатеринославской епархии за 1908 и 1914 годы в семье Симеона и Александры было семеро детей – четыре сына и три дочери, даже указан их возраст. Пока известны имена только двух сыновей: самого младшего звали Александром, а самого старшего – Федором. Александр Симеонович (1881 г.р.?), как и его отец, стал священником. У него было четверо детей, причем известно, что старшей была дочь (1907 г.р.).

Федор Симеонович Коломацкий (1867/1868 — ?) не пошел по стопам отца. Он был ремесленником, кузнецом-кустарем, имел наемную рабочую силу, делал брички и славился своим мастерством далеко за пределами Мариуполя. Заказывать повозки специально к нему приезжали даже богатые казаки с Кубани. Федор перешел в сословие потомственных почетных граждан, которое в царской России передавалось по наследству. Женат он был дважды. Первым браком, заключенным в 1889 г., – на Татьяне Игнатьевне Головатой, новоспасской крестьянке (1864 — ?). У них было трое детей – Евграф (1890 г.р.), Мария (1892 г.р.) и Александра (Шура) (1896? г.р.). Вторую жену Федора звали Мелания Наумовна. Была она героической женщиной, принимала участие в русско-японской войне и даже имела награды. У Федора и Мелании было три дочери – Лидия, Таисия (1913 г.р.?) и еще одна Александра (Саша). Умер Федор Симеонович от голода, предположительно в 20-е гг. прошлого столетия. По воспоминаниям Марии Федоровны: "пришел как-то раз домой, лег и уже больше не встал".

 

 

 

 

Учитель, его жена-сербка и Первая мировая война

 

Интересны судьбы абсолютно всех детей Федора Симеоновича, но род Коломацких по этой линии продолжил только один – сын Евграф. Он родился 9 декабря 1890 года в Новоспасовке. На второй день после рождения был крещен в Преображенской церкви священником Стефаном Миропольским и собственным дедом дьяконом Симеоном Коломацким. До 18 лет Евграф находился на иждивении отца, помогал в кузне. А в 1908 году поступил в двухклассную учительскую семинарию в Александровске Грушевском. По окончании семинарии преподавал в сельской школе в  Павловке близ Благодатного.

 

 

 

 

В 1914 году Евграф приехал преподавать физику и арифметику в Юзовскую двухклассную братскую школу, в только что открывшееся новое здание, в котором ему дали комнату. Молодой учитель сразу же зарекомендовал себя как творческая и активная личность. Ему доверили быть лектором народных чтений, заведовать "волшебным фонарем" и крутить красочные картинки на антиалкогольные темы в Юзовском Иоанно-Предтеченском обществе трезвости.  Шла Первая мировая война. Из состава семьи преподавателей 7 учителей призваны в армию. Один – Сергей Владимирович Богоявленский погиб. "Надорванную семью учащих надо было восполнить и привесть к нормальному численному составу. Госпожи заместительницы, приняв на себя учебное дело в Братском училище, с успехом выполнили возложенную на них задачу", — говорится в Отчете Братского училища за 1914/1915 учебные годы. В сентябре 1915 г. пришла в училище заместительницей учителя-воина А.Н. Юзефовича Елизавета Фишич. Так состоялось знакомство Евграфа с будущей женой.

 

 

 

 

Елизавета Ивановна Коломацкая (в девичестве — Фишич), дочь зажиточного юзовского крестьянина, серба по национальности, проживавшего на 12-й линии, Ивана Петровича Фишича родилась 9 сентября 1895 года. В сентябре 1912 года поступила в Мариупольское епархиальное женское училище, по окончании которого в 1914 г. удостоена "звания домашней учительницы тех предметов, в которых оказала хорошие успехи". В семье сохранился Аттестат зрелости Елизаветы Ивановны, подписанный председателем училищного совета Михаилом Арнаутовым. В 1915 г. ей доверили преподавать славянский, русский языки и арифметику в младших классах Юзовского братского училища. 

В конце ноября 1915 года Евграфа Федоровича мобилизовали в царскую армию. В Государственном архиве Донецкой области (ГАДО) сохранилось письмо заведующего братской школой Александра Данилова в епархиальный училищный совет: "Учитель Коломацкий почти ежедневно пишет мне и просит поспешить с высылкой документов, которые необходимы ему для поступления в военное училище. Покорнейше прошу, если возможно, исполнить его просьбу. Его адрес: Салтыково, Московской губ., цензовая команда, 21-й запасной батальон". С 1 февраля по 1 июня 1916 г. Евграф Федорович обучался в Алексеевском военном училище на курсах по 1-му разряду. По окончании училища ему присвоено звание прапорщика, и он отправлен "со старшинством" к месту служения в Ростов, в 252-й пехотный запасной полк. С августа 1916 по январь 1917 был командиром различных рот пополнения. В январе 1917 года переведен в 269-й запасной пехотный полк в г. Сучасу. Снова командовал ротой пополнения. В конце февраля 1917 г. переведен в 102-й пехотный Вятский полк Румынского фронта младшим офицером, а затем командиром роты. Приказом армии флоту о военных чинах сухопутного ведомства от 4-го мая 1917 г. произведен в подпоручики со старшинством с 1 февраля 1916 года. В 102-м пехотном Вятском полку исполнял должность начальника команды траншейных орудий, а с ноября 1917г. – заведующего полковой разведкой. Но прослужить в этой должности ему долго не удалось. На основании телефонограммы председателя военно-революционного комитета 2-го армейского корпуса он уволен в запас как народный учитель. Интересно, что все это время Евграф числился в Юзовском братском училище как учитель-воин и получал жалование.

 

Евграф возвращается в Братскую школу

 

Тем временем братское училище жило своей жизнью, переживало трудности военного, а затем и революционного времени вместе со всей страной. Показательна трагедия молодой семьи учителей Федора и Феодоры Громцевых, пришедших на работу в одно время с Елизаветой Фишич. Федор ушел на войну по мобилизации, а Феодора в июне 1917г. заболела и умерла от тифа. В своем письме с фронта Федор попросил Елизавету Фишич, которую уже в 1917 г. включили в штат училища, взять свою маленькую дочь Тамару на воспитание. Сохранилось распоряжение учителя братской школы, прапорщика 3-го Рижского пограничного пехотного полка, Федора Владимировича Громцева (1917 год):

"Основное мое жалованье по должности учителя братской школы в сумме 30 рублей в месяц выдавать учительнице той же школы Елизавете Ивановне Фишич на воспитание моей дочери Тамары до тех пор, пока Тамара будет находиться на ее попечении или же тому лицу, которому мною будет вверено воспитание дочери. Тамару в случае моей смерти передать сестре моей Наталии Владимировне Громцевой (почтовый адрес: с. Станилово, Ярославской губернии, Мологского уезда). Возбудить ходатайство об утверждении сестры в праве опекуна над Тамарой перед Бахмутским сиротским судом". Подписи под документом заведующего училищем А.Данилова и учительницы Е. Фишич. Известно, что девочка жила у Елизаветы Ивановны до приезда Федора из армии.

Евграф Федорович вернулся из армии в январе 1918 г., и сразу же активно включился в работу. Народный учитель преподавал уроки арифметики в старших классах теперь уже Первого Юзовского городского двухклассного училища (такое название получила братская школа после переименования). Его избрали представителем в Совет Союза служащих и рабочих Юзовского городского самоуправления, секретарем Педагогического Совета коллектива, снова выделили комнату в здании училища. Опять он крутил "волшебный фонарь", руководил играми, устраивал детские вечера в младших отделениях, участвовал в празднике древонасаждения и устройстве синематографических сеансов для учащихся, организованных Городской управой Юзовки.

Вспоминаются в этой связи стихи О.К.Макеева "Учителям народным", опубликованные в "Народной Газете Бахмутского Земства" в 1914 году:

 

Братья! Трудитесь на ниве народной,

Отдайте "сим малым" все силы свои,

Нам надо из массы простой, худородной

Создать верных граждан российской земли.

 

Вдохнуть им всем в душу, что дорого, свято,

Что служит на пользу себе и другим,

Исправить, очистить, что грязно, помято,

Чем сами богаты, все им отдадим.

 

Научим их верить, любить и молиться,

Добро творить ближним на каждом шагу,

Без лени, с охотой до поту трудиться,

Прощать безобидно врагу.

 

Христова побольше внесем всюду света

Его все заветы, законы затвердим.

Все дети, ведь, жаждут любви и привета,

Их к жизни разумной, святой возродим.

 

Коломацкие оставляют Юзовку

 

В начале 1919 года власть в Юзовке перешла в руки Белой Армии. В ГАДО сохранилось письмо школьного комитета Бахмутского уездного школьного совета учителю Юзовской двухклассной школы Е.Ф. Коломацкому: "Вследствие сообщения Бахмутского уездного воинского начальника от 15 января 1919г. школьный комитет сообщает, что учителя-офицеры от призыва в Добровольческую армию освобождаются и предлагает Вам предъявить немедленно в Управление воинского начальника послужной список о службе в Российской армии, а при неимении его сообщить сведения о прохождении Вами военной службы и чинах, сообщив (кратко) такие же сведения комитету". Однако уже весной Евграфа Федоровича мобилизуют. Недолгой была служба Е.Ф. Коломацкого в Белой армии. Практически сразу он был арестован генералом Марковской дивизии и 2 месяца просидел под стражей в г. Купянске.

В Юзовке тоже было неспокойно. В ГАДО сохранилось письмо школьного комитета Бахмутского уездного школьного совета от 13 января 1919г. педагогическому совету Первого Юзовского городского двухклассного училища: "Комитет уведомляет, что никаких заявлений от учительницы Е.И. Фишич в комитет вообще не поступало. Неисполнение Фишич постановления совета и комитета об освобождении ею комнаты рассматривается комитетом как нежелание подчиняться его распоряжениям и потому педагогическому совету предоставляется право устранить временно учительницу Фишич от исполнения обязанностей учительницы с донесением комитету для утверждения, если в недельный срок со дня получения сего отношения она не освободит комнату". Не по себе становится, когда читаешь эти строки, ведь Евграф и Елизавета ждали в то время малыша.

Единственный сын Евграфа Федоровича и Елизаветы Ивановны Коломацких Ростислав родился 10 августа 1919 года в селе Железном, куда, неизвестно по какой причине, переехала семья Фишич. Интересно, что в августе 1919 года Елизавета Коломацкая продолжала вести уроки в Первом Юзовском городском двухклассном училище. Но в конце 1919 года училище было закрыто, и Елизавета Ивановна окончательно переехала к родителям в село Железное. Из Купянска в Железное вместе с частями Красной Армии, где он служил делопроизводителем,  вернулся в 1920 году и Евграф. Оба поступили на работу в Железнянскую среднюю школу №1: Елизавета – учителем младших классов, а Евграф – учителем математики. Уже в советское время Е.Ф. Коломацкий заочно закончил Донецкий институт народного образования и стал заведующим учебной частью школы. В 1936 году ему предложили работу инспектора-методиста при районном отделе образования, но он отказался, считая, что грамотность в советских школах никогда не достигнет уровня старой школы, высокое качество работы может дать только учитель старой школы.

Такие взгляды народного учителя, конечно, не могли остаться незамеченными. Е.Ф. Коломацкий был арестован 13 апреля 1937 года и приговорен по статье 54-10 Ч.1 УК УССР  к 8-ми годам лишения свободы и 4 годам поражения в правах. 6 октября 1942 года он умер в местах заключения.

 

Ростислав, Адольф, Георгий…

 

Елизавета Ивановна смогла дать сыну высшее образование. Р.Е. Коломацкий закончил Сталинский индустриальный институт. В 1939 он женился на дочери одного из первых горных инженеров Донбасса Г.А. Соснова Олимпиаде и вошел в дружную семью технической интеллигенции. А Е.И. Коломацкая пережила войну и оккупацию, но не смогла пережить удара, который случился с ней сразу после ХХ съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина. Она умерла в 1956 году и похоронена на кладбище шахты №29 в г. Сталино, в котором она появилась на свет и была счастлива. Какую же злую шутку сыграла с ней судьба!

Ростиславу Евграфовичу Коломацкому выпала нелегкая доля. Всю жизнь он гордился своими предками, говорил детям и внукам: "Род Коломацких – на 100 лет!". Но он ошибся, ведь значительно дольше живут на свете Коломацкие. В 1992 году Ростислав Евграфович реабилитировал своего отца.  Конечно же, он знал, что не один в этом мире, что у него есть родня по отцу. Всю жизнь помнили о нем Мария и Александра Федоровны, сестры Евграфа. Но только в 1991 году его разыскал сын Марии Олег Тимофеевич Кирильченко. Переписка двоюродных братьев длилась четыре года, но им так и не удалось встретиться.

У Ростислава Коломацкого и Олимпиады Сосновой было двое сыновей – Адольф (1940 г.р.) и Георгий (1948 г.р.).  Оба они стали горными инженерами. Их трудовая биография была связана с Донецким научно-исследовательским институтом "Автоматгормаш", с изобретениями и внедрением горных машин на шахтах Донбасса и Кузбасса. Адольф на заслуженном отдыхе. Георгий умер в 2010 году. Он был творческим человеком, несмотря на техническое образование. В числе его увлечений – филателия, фотография, картография, история городов Советского Союза и зарубежья, поэтическое творчество, путешествия. Именно ему довелось познакомиться незадолго до смерти со своими родными по линии Коломацких – внуком Марии ФедоровныЮрием Олеговичем Кирильченкои сыном Александры Федоровны (Шуры) Станиславом Петровичем Кидановым.

Род Коломацких продолжили сыновья Адольфа и Георгия Ростиславовичей – Олег Адольфович (1968 г.р.) и Вадим Георгиевич (1977 г.р.). У каждого из них трое детей, и на каждого по одному сыну. Им, продолжателям рода, Александру Олеговичу (2003 г.р.) и Алексею Вадимовичу (2011 г.р.), седьмому поколению Коломацких, хранить и передавать из поколений в поколения добрую память о своих предках!

 

Елена ЗГИННИК 


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. алекс
    алекс 30.03.2014, 10:09

    Спасибо, Елена! Узнал много интересного.

  2. Юзовский
    Юзовский 30.03.2014, 10:19

     Большое спасибо!

     Хорошо, что этот Род продолжается! Сейчас никто не обращает внимания, но вымирают сотни!!! Родов. Нет у них продолжения.

     На этом фоне, очень приятно сознавать, что тайна и продолжение Рода, в отдельных семьях хранится и продолжается!

  3. Froid
    Froid 30.03.2014, 12:12

    тайна и продолжение Рода
    Какая тут тайна?

    Разве что, в самом процессе...

    Шутка...

    История рода всегда неразрывно связана с историей края

    Увы мне - моя родословная отслеживается с 1486 года, но к Донецку мы имеем отношение всего лишь 80 лет как...

  4. Юзовский
    Юзовский 30.03.2014, 14:02

    моя родословная отслеживается с 1486 года
    Вероятно, у Вас интересное дерево А в какой местности была зафиксирован год "1486". Я уже боюсь спросить: - где Ваш фамильный замок!

  5. Froid
    Froid 30.03.2014, 14:07

    Юзовский,
    В начале 90-х друг в Москве пробивал - род исходит из литвинов, а где замок, ВИЙ (как писал на заборах Гоголь) его знает...

  6. Юзовский
    Юзовский 30.03.2014, 14:17

    род исходит из литвинов
    Понял.

    А они тоже были старообрядцами? Вроде ж католиками должны были быть? Или это более поздняя трансформация?

  7. Froid
    Froid 30.03.2014, 14:21

    Это более поздняя... Старообрядцы, как таковые, у меня по матери... Из-под Мосвы...  

    А так, семья была неверующая - друг на похоронах отца удивил РЛА, тот спросил - это священник, ну я и объяснил - однокурсник по Универу...

  8. Юзовский
    Юзовский 30.03.2014, 14:29

    Froid,
    Понял.

    А я, РЛА больше помню по первым делам. Ну, то такэ!

  9. Picasso
    Picasso 30.03.2014, 16:42

    Увы мне - моя родословная отслеживается с 1486 года, но к Донецку мы имеем отношение всего лишь 80 лет как... 
    А мои прослеживаются только до 1714 г. Впрочем, по современным меркам, и это уже круто! С Донбассом связаны только с конца 1920-начала 1930-х гг.  

  10. Pavelech
    Pavelech 31.03.2014, 07:31

    Интересная тема затронута. Спасибо!

  11. finkelstein
    finkelstein 31.03.2014, 09:21

    а многие ведут свой род с 1488-го

  12. Юзовский
    Юзовский 31.03.2014, 10:40

    а многие ведут свой род с 1488-го
    А это к чему? И к чему здесь нацисты?

  13. старый
    старый 31.03.2014, 11:05

    Спасибо, Елена! Прочёл с удовольствием!

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.