Футбольная Рутченковка
Уже давно известно многим людям, даже очень далеким от футбола, что нынешний «Шахтер» именовался в конце 30-х годов «Стахановцем». Возник «Стахановец» от слияния двух сильнейших на то время команд — горловского и сталинского «Динамо».
Существовало несколько юзовско-сталинских команд на то время — «Клуб им. Ленина» (ССКЛ — спортивный клуб им.Ленина Сталинского металлургического завода), клуб «Динамо» (Сталин), а также команда завода точного машиностроения «Завод им. Коваля».

Динамовские клубы уже существовали на то время в четырех крупных городах СССР, но политическая и идеологическая обстановка тех лет требовала еще большего размаха в физическом воспитании как динамовских кадров, так и широких народных масс.
У футбольного историка Геннадия Гришаева в книге «Футбольное ретро Донбасса» приводятся публикации из прессы разных лет, а в статье «Курс футбола Гришаева« на сайте есть такая цитата:
«1929: [матч] «Динамо» (Сталино) – «Динамо» (Киев)
Сталинское общество «Динамо» торжественно открывает летний спортивный сезон на стадионе. Органы и войска ГПУ и милиции стоя на передовых позициях классовой борьбы, являясь органами охраны революции, с особым напряжением и в особо трудных условиях работают над физическим воспитанием кадров …
… Матчей Киев – «Динамо» со Сталино – «Динамо» сталинчане ждали более двух недель«.
Не был обделен вниманием «органов охраны революции» и маленький поселок Рутченково, а на некоторых интернет-ресурсах ошибочно сообщалось, что существовал даже клуб «Динамо» (Рутченково). Впрочем, как выяснится позже, эта информация не соответствует действительности.

Самая яркая и главная фигура, на которую было обращено внимание при поиске хоть какой-то информации о футбольном клубе из Рутченковки, оказался футболист Николай Кузнецов. Причем футболист, оказавшийся впоследствии не каким-то там заурядным перворазрядником, а довольно-таки известным мастером, поигравшем впоследствии в солидных командах. И якобы первой командой, в которой он начал играть, был клуб под странным для Рутченково названием — «Динамо». Кроме того, якобы в 1933 году третьей командой Н. Кузнецова стал клуб Локомотив (Сталино). Действительно, этот клуб вначале базировался в Артемовске (Бахмуте), а потом к концу 50-х годов на самом деле сменил прописку на Сталино (а с 1961 по 1973 год носил название «Локомотив» (Донецк) — прим.).

Но википедия в качестве одного из источников информации использует не совсем точные данные:
«В футбол Николай Кузнецов начинал играть в городе Сталино, с 1929 года выступал за юношескую команду шахты им. Будённого. В 1931 году молодой, семнадцатилетний футболист стал игроком команды «Динамо» из небольшого городка Рутченково, впоследствии ставшего частью Донецка«.
Совершенно иного мнения придерживается футбольный историк Геннадий Гришаев и резонно отмечает следующее:
«Обработав множество материалов, я не встречал упоминаний о футбольном рутченковском «Динамо».
Автор вынужден констатировать: сенсации не случилось — информация оказалась ошибочной и не заслуживающей доверия. Так и остался до конца невыясненным вопрос — в каких же первых клубах выступал футболист Николай Кузнецов?
Но тем не менее отметим, и это уже совершенно достоверная информация: набравшись опыта в других командах, защитник все-таки переходит в «Стахановец» (Сталино).
Благодаря непосредственному участию Николая Кузнецова уже как опытного мастера, участвовавшего в большом количестве матчей в 1938-м году, команда дебютировала в Дивизионе «А», затем он был играющим тренером и капитаном команды после войны.
В Сети на одном из ресурсов была найдена фотография команды «Стахановец» (Сталино) 1941 года с подписями, где наряду с остальными членами команды запечатлен и Н. Кузнецов (седьмой — слева).

В 1946 году защитник переходит в Киев, в материале «Шахтеру» — 75! Портрет тренера. Николай Кузнецов» об этом говорится следующее:
«По окончании сезона пути «Стахановца» и играющего тренера Николая Кузнецова неожиданно разошлись. Под конвоем НКВД наставник, в компании с талантливым форвардом Олегом Жуковым и вратарем Константином Скрипченко без права выбора были доставлены в Киев для усиления местного «Динамо»»

Николаю Степановичу Кузнецову было присвоено звание мастера спорта СССР (1941), заслуженного тренера УССР (1961), он являлся председателем Федерации футбола УССР (1959—1963), членом президиума Федерации футбола СССР (1961—1963).
Главный стадион Рутченково
Стадион, на котором проходили футбольные матчи и организовывались другие спортивные баталии, был построен в конце 20-30-х годов 20-го века — это нынешний стадион «Кировец». На отрывке немецкой фотографии он расположен в центре, а слева — несуществующее сейчас одно из зданий Рутченковского рудоремонтного завода, точка съемки расположена приблизительно в районе нынешней автобусной остановки «Машзавод» по улице Петровского. Там, где находится женщина с коромыслом, с Юга на Север (вниз, влево от столба) проходит нынешняя улица Державина (не путать с ул. Державной), образующая перекресток с проходящей с Запада на Восток улицей Петровского.
На дальнем плане расположен террикон шахты № 30.

Вот снимок значительно ранний, здесь справа в кадре расположено то же самое несуществующее уже здание, показанное на снимке выше. За ним справа виднеется сохранившееся здание цеха машзавода, расположенное вдоль улицы Державина.

Рутченковский клуб, как известно, назывался таким же именем, как и главная команда Сталино — «Стахановцем». А когда бури на трудовом и идеологическом фронте несколько поутихли, то партийное руководство в условиях «дефицита» названий решило рутченковскую команду, не мудрствуя лукаво, назвать «Шахтером».
Новоиспеченный «Шахтер» (Рутченково) периодически участвовал в чемпионатах Украины среди коллективов физкультуры, последнее выступление датируется 1959 годом. Но в 1960 году партийно-футбольные руководители решили объединиться с ждановским клубом и базироваться у моря, команду назвали «Азовсталь», позже — «Ильичевец». Ныне футбольная команда носит название «Мариуполь».
Что касается старых изображений стадиона, то, как оказалось, снимков стадиона «Кировец» существует не так уж и много. Часть из них публиковалась П.Г. Ехилевским в статье «Сталин и «Кировец«.
Особенно мало снимков собственно футбольных матчей на этом стадионе, но А.Гнутенко («Старый») в комментариях 2013 года ликвидирует этот пробел и публикует два любительских снимка с такими подписями:
1. «Вот ещё одно фото стадиона «Кировец». Матч между командами Гор ПТУ №8 и Горного техникума. Автор — мастер п/о Масько М.А.»
2.» Ещё одно фото с того же матча, сделано в 1972-74 г.г.»
Стадион «Кировец» в 80-е годы:

О пользе бутылки молока
Между прочим, нынешний спортивный директор мариупольского клуба, заслуженный тренер, судья всесоюзной категории, известный в прошлом футболист горняков Евгений Канана родился на Рутченково в шахтерской семье, занимался с девяти лет у детского тренера Петра Пономаренко. Как вспоминает Е.В. Канана, дорога на трамвае от дома до тренировочных занятий на стадионе «Шахтер» занимала около часа и потом столько же обратно.
В откровенном интервью Вячеславу Шарафудинову в 2013 году Евгений Витальевич также рассказывает и другие интересные подробности своей спортивной жизни — например о том, как в игре на рутченковском стадионе ему для дальнейшей карьеры игрока помогла обыкновенная бутылка молока:
«В том сезоне мы играли в первой лиге, а старшим тренером (по нынешним меркам – главным) был Олег Петрович Базилевич. Тогда была практика личного присутствия старшего на играх дублирующих составов. И он приехал на тот матч…
По иронии судьбы, тот поединок 1972 года проходил на моей малой родине в Рутченково. Естественно на игру пришли все мои друзья, знакомые, родственники и конечно мама. Было очень жарко, и она принесла с собой литровую бутылку молока, чтобы я восстановил силы после игры. После финального свистка я подошел к маме и сказал: «Сейчас приму душ, выпью твое молоко и вместе пойдем домой». Но мои планы расстроил Базилевич…
Он, зайдя в раздевалку, поздравил нас всех с победой и добавил, что двое из состава должны поехать сейчас на базу Кирша, чтобы готовиться к завтрашней игре основных составов. Этими двумя оказались я и Валерка Горбунов…
Для меня это было совершенно неожиданно, ведь мы оба еще и отыграли все 90 минут. Я вышел из раздевалки, объяснил матери ситуацию и, забрав молоко, поехал на базу. Еще не было и восьми вечера, но, зайдя в выделенную комнату, я выпил полбутылки молока, лег и сразу заснул, все-таки «отпахал» прилично. Так и проспал до самого утра, и об этом доктор Лев Кожанов рассказал Базилевичу.
И это как, оказалось, сыграло важную для меня роль, о которой я не мог и догадываться. Все дело в том, что Кожанов рассказал Базилевичу, что молодой Канана раньше всех лег спать – еще в полвосьмого, выпив молока. Почему-то я все говорю об этом молоке? Да дело в том, что Кожанов считал, что молоко прекрасно восстанавливает силы, а потому обратил внимание тренера на то, какой серьезный подход у молодого парня. В итоге такое стечение обстоятельств – удачное место проведения матча, жара, заставившая мою мать принести с собой молоко на стадион, мой ранний сон и взгляды Кожанова – помогли мне нежданно-негаданно попасть в основной состав«.
Не скрывает Евгений Витальевич в своем интервью и о проблемах со звездной болезнью в период вызовов в юношескую сборную Союза, нарушениях режима, а также уже оставшихся давно в прошлом проблемах с алкоголем.
Поэтому, к сожалению, в то время основательно закрепиться в основном составе «Шахтера» ему так и не удалось.
Автор тоже помнит этого самобытного и подающего большие надежды футболиста, а футбольные календарики тех лет с составами, фотографиями и информацией хранит до сих пор.
Вернулся Е.В. Канана в футбол уже в качестве арбитра, потом 11 лет — работа в «Шахтере». А когда главному тренеру «молодежки» Валерию Яремченко предложили работу в Мариуполе, то он позвал с собой в команду надежного и опытного человека, с которым играл еще в молодости — Евгения Витальевича Канану.
О футболистах-ветеранах и подрастающей смене
В свое время на Инфодоне в статье «Старухин и его время» был опубликован вот такой снимок, сделанный на стадионе «Кировец». Автор статьи и снимков — Пётр Варият.
Неравнодушный к старому отечественному футболу и всему, с ним связанному — Олег Попельницкий, комментируя этот снимок, добавляет еще такие фамилии: «Слева от Бабуси Николай Дегтярёв, справа Вячеслав Алябьев и Николай Дрозденко. Справа на дальнем плане от Н. Дрозденко — Иван Павлович Бобошко, он — в тёмной мастерке. Слева на дальнем плане — Владимир Сафонов«.
К сожалению, некоторых участников матча на этой фотографии уже нет с нами…

В свое время среди горняков шахты «Кировская» ходили упорные слухи о том, что некоторое время назад, в начале 70-х годов, Виталий Старухин определенный отрезок времени провел (а может — просто числился в целях конспирации после скандального «ухода» из Полтавы — прим.) в футбольном клубе этой шахты. Ну а если уж и играл, то, естественно, на стадионе «Кировец». Там же, из воспоминаний Е.В. Кананы, в 1972 году периодически выступал и дублирующий состав «Шахтера».
Чтобы немного прояснить ситуацию, опять обратимся к сайтам, оперирующим статистическими данными. На некоторых из них значится вот такая информация:

Как-то на одной из онлайн-конференций известный футболист «Шахтера» 70-х, координатор детской Академии Юрий Константинович Дудинский вспоминал о прошедших годах и высказал в конце такую мысль:
«Позже был такой период, когда я закончил играть и пошел детским тренером… Трудились в основном энтузиасты. Например, когда я работал в детском футбольном Центре в Рутченково на стадионе «Кировец» вместе со Звягинцевым и Малышевым, у нас на три группы был всего один мяч. Форма нам доставалась от первой команды. Собственно, формой ее трудно назвать, ведь это были просто тряпки, которые уже тысячу раз выстирывались. Поэтому все-таки два-три поколения футболистов мы потеряли. А когда футбол стал постепенно возрождаться, оказалось, что наших игроков хорошего уровня маловато. Поэтому клубы и стали делать ставку на игроков из-за рубежа«.
Да уж, к словам Ю.К. Дудинского больше и добавить нечего — все верно. Те же многолетние футбольные достижения Хорватии с населением в 4 миллиона человек уже должны говорить о многом. И если бы не определенное стечение обстоятельств, то мы бы уже вероятно говорили о другом, новом чемпионе мира — с шашечками на футболках.
Поэтому, обращаясь к будущим доморощенным футбольным вундеркиндам, все мы с надеждой говорим — вас давно уже заждались на футбольных полях малых и больших городов наши болельщики! Так хочется верить в это, несмотря ни на что…
Валерий Петров (Бублик)
июль 2018 г.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
-
28.07.2018, 14:12А что сейчас интересно на месте стадиона....?
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.

О других командах Донбасса (в т.ч. команде Рутченково и "Динамо" Сталино):
И информация из этого справочника о развитии футбола в области в послевоенные годы:

Следует также добавить, что стадион "Авангард" Рутченковского коксохимзавода, описанный в статье "Победа: Воздух" и "90-е. Американский футбол", начали, вероятно, строить в 1945 году вместе со строительством домов на поселке "Победа".
Но не исключено, что стадион на поселке был построен раньше - существовал ведь еще и старый Химпоселок (был построен в начале 30-х годов), а также новый Химпоселок – в 1938-39 годах.

А в предыдущем комментарии я тоже намекнул, что, возможно, в заметке, найденной Дедушкой, речь идет о стадионе на поселке Победа. Вы правильно говорите, и для меня это давно остается загадкой, что на немецкой карте на месте нынешнего "Кировца" ничего не обозначено, даже спортивной площадки. В то же время на поселке "Победа" она обозначена.



А на следующем снимке видна восточная трибуна, на дальнем плане хорошо различимы трубы Рутченковского коксохимзавода.

Вот еще предположительно один ракурс школы №93 с другой точки съемки, тогда еще недостроенный ДК Франко должен располагаться вроде-бы правее на этом снимке: http://donjetsk.com/wp-content/uploads/2019/04/imgonline-com-ua-Compressed-Vn1ryrTVwCDr.jpg
Следующая схема отражает кадры кинохроники, размещенные выше в комментариях, в последовательности от 1-го снимка до 7-го.




