Здесь были… Валерий, Давид и Александр
Коллега Бублик решил собрать информацию об известных эстрадных исполнителях, работавших в 60-70-х годах при Донецкой филармонии. Информация открытая, спасибо Бублику за то, что он ее сгруппировал и систематизировал…
Как уже многим известно и не раз освещалось в различных газетных и современных интернет-ресурсах, в еще не затертых трудовых книжках некоторых молодых, но уже довольно известных солистов и музыкантов СССР 60-80-х годов стоял штампик и печать Донецкой областной филармонии.
При поиске информации о старом донецком ВИА «Солнечный камень» нашлись также другие интересные факты из биографий некоторых известных, но не местных музыкантов и солистов, связанных некоторое время с нашим городом.
Валерий Ободзинский
К примеру, и об этом уже коротко писалось на сайте «Донецкий» — солистом Донецкой филармонии в 1967 -1972 годах был известный уже в то время певец Валерий Ободзинский (1970 год, популярная песня «Эти глаза напротив»), которого некоторые слушатели все-таки открыли для себя лишь после его яркой западной манеры исполнения песни «Золото манит нас» («Старый гриф-стервятник») к американскому вестерну «Золото Маккены» (1974 год).
В фильме «Валерий Ободзинский. Неизвестная исповедь» (2009) певец Вадим Мулерман рассказывает, что именно к нему обратился Валерий Ободзинский с просьбой помочь, когда решил покинуть оркестр Олега Лундстрема. Мулерман позвонил директору Донецкой филармонии А.Омельченко и походатайствовал за коллегу.
Следует сказать, что В.Мулерман в то время уже был очень популярен — как-никак первый исполнитель песен «Хромой король» в 1966 году (игнорируемой вскоре на радио и ТВ из-за якобы «намека» на сами понимаете кого, пришлось авторам менять название и убирать один куплет), «Лада», «Трус не играет в хоккей», «Как хорошо быть генералом», «Гуцулочка» (музыка Тухманова). На одном из сайтов также написано, что песни к фильму «17 мгновений» первоначально спел Мулерман, но потом было решено ныне известные песни доверить Кобзону.
В.Ободзинский (слева) и О.Лундстрем, 1967 год. До перехода певца в Донецкую филармонию:
В газете «Вечерний Донецк» в 2012 г. писалось:
«Несмотря на огромную популярность, Ободзинского стали все чаще критиковать за раскованное поведение на сцене, за «западный» репертуар, за отсутствие песен гражданской тематики. В 1971 году министр культуры РСФСР А.И.Попов отдает приказ соответствующим инстанциям запретить концерты опального артиста в пределах РСФСР. Невзлюбила певца и тогдашний министр культуры СССР Е.А.Фурцева. На стройках коммунизма петь лишь про любовь считалось недостаточным…Лишь через пару лет Ободзинский вновь стал «въездным» в Россию.
Вспоминает Олег Кичигин (с 1969 до 1972 года работал бас-гитаристом в аккомпанирующем ансамбле В.Ободзинского): «В январе 1971 года мы приехали в Москву на гастроли, сидели в гостиннице «Украина», но так и не выступили, уехали обратно в Донецк. Нам не разрешили работать в Москве. Я работал с ним до его ухода из Донецкой филармонии и в этот период мы ни разу не выступали в Москве.»
В годы активной борьбы с семитизмом председатель Гостелерадио СССР Лапин лично контролировал количество появлений на экране лиц еврейской национальности. К таковым он относил почему-то и Ободзинского (хотя по происхождению он был наполовину украинцем, наполовину поляком). Увидев в одной из передач Ободзинского, товарищ Лапин потребовал: «Градского уберите!» — «Но это не Градский, а Ободзинский», — попытались объяснить начальнику. — «Тем более уберите! Хватит нам одного Кобзона!»
В итоге в фондах телевидения сохранилась всего одна запись выступления Ободзинского на памятном новогоднем «Огоньке» в 1967 году…
В 1976 году начался закат карьеры Ободзинского: он запил после 15-летнего воздержания. В 1986-м он прекратил концертную деятельность, выступая лишь эпизодически.»— пишет газета «Вечерний Донецк».
На одном из последних интервью на радио в 1996 году (умер он в 1997 г.) певец рассказывал: «…Я думаю, что это излишне сейчас вспоминать о том, как мне запретили петь «Восточную песню» Тухманова-Гаджикасимова как раз в год 100-летия со дня рождения Ленина, что слова песни «в каждой строчке только точки после буквы Л…» почему-то взволновали наше правительство…»
Тамара Миансарова
Ну и конечно же не оставим без внимания 1970-1982 год. На сайте об этом тоже уже не раз писалось, поэтому лишь напомним — в этот период Тамара Миансарова также работает при Донецкой филармонии. Как и опальный В. Ободзинский, Миансарова попала в немилость к сильным мира сего в лице руководителей тогдашнего «Москонцерта», а может кого и повыше. Известный в ту советскую пору термин «невыездной» звучал для любого артиста как приговор — никаких эфиров на радио и тем более на ТВ.
Но вот в одном из многочисленных вариантов биографии певицы, кажется, находим предполагаемый ответ на вопрос, почему в конце концов популярная 39-летняя Миансарова на сумасшедшем пике карьеры вынуждена оказаться в Донецке:
«Тамара Миансарова не угодила одному из заместителей министра культуры СССР Е.Фурцевой. На всех официальных приемах он (заместитель-прим.) буквально не давал певице прохода…«.
А уже в одной из телепередач Т. Миансарова уже сама называет имя предполагаемого недоброжелателя, сломавшего ей карьеру — но это отнюдь не чиновник, а основной ее конкурент, уже известный на то время певец.
И, как рассказывала позже сама певица в одном из интервью, в тот момент на сабантуе после концерта в Донецке директор Донецкой филармонии Омельченко оказался тут как тут: «Переходи к нам! Обеспечим зеленый свет, будешь ездить куда захочешь»… Собиралась отсидеться год-другой, а это затянулось на 12 лет. Дегтярев выделил мне квартиру, но в Донецке я появлялась не так уж часто — очень много гастролировала».
Квартет «4-Ю»
Вероятно «трений» с Москонцертом у довольно известного эстрадного квартета «4-Ю»(«Четыре Юрия») из Москвы все-таки не было, но он тоже вскоре оказался в Донецке.
Часть музыкантов квартета вначале выступала от Ворошиловградской филармонии, аккомпанируя известному советскому певцу Юрию Богатикову. А с 1976 по 1979 год этот эстрадный ансамбль уже выступал от Донецкой филармонии (без Ю. Богатикова).
На стадионе в Макеевке. Слева – Юрий Диктович (в то время — один из артистов квартета «4-Ю», а сегодня — директор Евгения Петросяна), в центре — Ю.Богатиков, справа — муз.руководитель ансамбля В. Камоликов. 1976 г.:
Тухманов и Градский
Как недавно удалось выяснить, при Донецкой филармонии около двух лет выступали также уже набиравшие тогда популярность музыканты Давид Тухманов и Александр Градский (до 14 лет носивший фамилию Фрадкин). Градскому , когда он находился при Донецкой филармонии, было около 18 лет.
Скриншот из книги Е.Ю. Додолева — Александр Градский. The Голос, или «Н@ср@вший в вечность» — о работе Тухманова и Градского в Донецкой филармонии.
В википедии о параллельном ансамбле (обратите внимание, состав участников — тот же) пишут такое:
«Поначалу интерес к новой группе был невелик. Для того, чтобы обеспечить ансамбль, Градский с двумя бывшими коллегами по группе «Славяне» Виктором Дегтярёвым и Вячеславом Донцовым образовали параллельную группу с западным репертуаром «Лос Панчос», которая существовала до 1968 года, зарабатывая необходимые для «Скоморохов» деньги . «Скоморохи» же выступали в основном на бесплатных или почти бесплатных концертах, интерес к которым в то время только начинал появляться«.
Кроме того, на сайте «Донецкий» уже писалось подробно, что к Донецкой филармонии в 1964 — 1967 годах был приписан и успешно выступал питерский ВИА «Авангард» (впоследствии — «Добры молодцы», с 1972 года руководитель — Сева Новгородцев).
Стоит напомнить также об информации, почерпнутой на сайте «Музей отечественной рок-музыки»:
«Культовый питерский ансамбль «Авангард-66» продолжал колесить по стране, работая от Донецкой филармонии. Во время небольшой паузы, когда музыканты ансамбля отдыхали в Донецке, в город с концертами приехал известный в то время белорусский певец В.Вуячич — клавишником у него был Юрий Антонов.
Вспоминает Владимир Антипин из «Авангарда»: «После концерта мы посидели, выпили, послушали какие-то фирменные записи. И Юра там прокричал очень высоко несколько нот. И мы пригласили его к себе в ансамбль»
В той же самой Донецкой филармонии работал ансамбль Давида Тухманова «Современник». Гастроли проходили при аншлагах, руководство филармонии не могло нарадоваться на своих артистов и ничто не предвещало проблем, но в начале 1967 года между солисткой ансамбля Татьяной Сашко (жена Д. Тухманова) и звукорежиссером Юрием Петровым разгорелся конфликт (вплоть до угроз с ножом-прим. Бубл.), который закончился тем, что сначала ансамбль покинул Юрий Петров, потом ушли Сашко и Тухманов, и вскоре «Современник» прекратил свое существование.
Тухманов и Петров долго делили аппаратуру, которая принадлежала частично Юре, а частично Адику( Давиду Тухманову — прим. Бубл.)»
Вот что пишет также википедия о работе в Донецке первой жены Д.Тухманова:
«В середине 1960-х годов вместе с Любомиром Романчаком Татьяна Сашко была солисткой ансамбля «Современник» Донецкой филармонии, которым руководил Давид Тухманов, игравший на органе»
Ансамбль «Современник». Музыкальный руководитель — Д. Тухманов. 1966 год. Донецкая филармония:
«Последнее выступление этого состава состоялось в зале Донецкой филармонии 7 ноября 1967 года, в день 50-летия Советской власти. После скандала с администрацией филармонии все музыканты написали заявление об уходе» — пишется на этом сайте.
Как позже писали в прессе, в 1971 году Анатолий Кролл собрал из оставшихся музыкантов бывшего московского биг-бэнда Эдди Рознера большой эстрадный оркестр «Современник». Была ли там хотя бы часть музыкантов или солистов из ансамбля Тухманова с таким же названием — история умалчивает. С новым оркестром оказались связаны первые годы профессиональной деятельности Юрия Антонова, Евгения Мартынова, Леонида Серебренникова, Наталии Капустиной, Ларисы Долиной.
Как известно, в более позднем 1975 году Д.Тухманов привлекал вокальную группу вокально-инструментального оркестра «Современник» (солистка — Н. Капустина, 2-я и 10-я композиции на пластинке) к записи некоторых композиций к легендарному диску «По волне моей памяти», о чем написано на обороте конверта известного альбома. Татьяна Сашко (первая жена Тухманова) — автор идеи и литературно-музыкальный редактор этого культового диска . Но это уже не имеет к Донецку совершенно никакого отношения…
Валерий Петров (Бублик)
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Не, того звали Борис. Я тоже вначале подумал, когда искал информацию.
Ну иногда все-таки ходили, я думаю... Ну хотя бы раз в месяц.
Фото молодого Градского из иллюстраций к книге Додолева "The Голос":
А еще ЗДЕСЬ...