Солнечный круг
Очередная публикация из цикла статей Руслана Мармазова о кино, связанном с Донецком. Сегодня речь — о картине, в которой художественного не так уж много, зато Донецка — полным-полно. А еще, в ней очень много музыки и света. Это знаменитый музыкальный фильм 1970 года с участием Тамары Миансаровой…
Недавно по центральному телевидению прошел сериал о Валерии Ободзинском. Кино, конечно, на любителя, так скажем. Но для неравнодушного донецкого человека это дополнительный повод вспомнить о том, какие популярные исполнители былых времен имели отношение к нашему городу. Тот же Ободзинский целую пятилетку, с 1967 по 1972 год, блистал на сцене в качестве солиста Донецкой филармонии. Нет, в сериале об этом не сказано, но тем не менее… И он такой не один. Еще больше, чем Ободзинский, – целых 12 лет (1970–1982) в нашей филармонии трудилась знаменитая Тамара Миансарова.
Представить только, в 1970–1972 годах две таких суперзвезды советской эстрады представляли Донецк!
Соглашусь, что в наши широты их занесло волной неприятностей. У обоих исполнителей возникли трения с «Москонцертом». Но трудоустраиваться они отправились не куда-то, а в Донецк. Который их, опальных, душевно принял. Что тоже кое о чем да говорит. Тамара Миансарова так и вовсе стала в Донбассе своей. Ордена Шахтерской Славы, согласитесь, у нас не каждому дают. А певица стала полным кавалером этой почетной награды.
Собственно, о Тамаре Григорьевне мы нынче и поговорим. Точнее, о 32-минутной музыкальной киноленте, созданной в 1970 году на всесоюзном т/о «Экран» под руководством туркменского певца и режиссера Альберта Атаханова. Миансарова стала главной и единственной звездой в «Солнечной балладе», снятой в популярном тогда жанре фильм-концерт. Прелесть в том, что действо там происходит исключительно в Донецке, с небольшими вкраплениями клипов в антураже Святогорья и Азовского побережья.
Донецк начала 1970-х выглядит восхитительно. Только что город отметил свое 100-летие, потому сиял, как юбилейный рубль. По первому кадру можно подумать, что перед нами волнующееся море, а вот и нет – так ходят «волны» в культовом донецком фонтане на площади Ленина, если крупным планом. Затем на экране сменяют друг друга театр Артема (без жуткой скульптуры, что сейчас пристроилась у него на крыше), спуск к Кальмиусу по проспекту Ильича с солидными круглоглазо-удивленными передками «Волг», которые ГАЗ-21, Северный автовокзал, пруд в парке Щербакова, по нему певицу игриво катает на лодочке мужик в желтой рубашке.
Если двигаться со стороны Макеевки в центр, начало моста, правая сторона, в детстве просто-таки манило меня. Удивительный съезд с легкими перилами, как мне казалось, просто-таки создан для катания по нему на велике и бросания камешков в воду. Этому месту в фильме посвящен целый клип.
Не знаю, как кто, а я воспринимаю Донецк 1970 года с особенной, сладкой ностальгией. Наверное, потому, что я тогда только подбирался к 2 годам, родители были молоды и беззаботны, мама вообще была жива, а отец был молод и богатырски здоров, впереди вырисовывалась такая прекрасная перспектива… В таком светлом и бодром ключе смотрится и весь фильм «Солнечная баллада».
Без малого дюжина песен вошла в музыкальную ленту. Связаны они исключительно исполнительницей, местом действия и атмосферой советских 1960–1970-х годов. А так темы-то очень разные, но, понятно, все больше лирические. Началось все с обязательной программы из трех песен на украинском. Если первая была хрестоматийной – «Чорнобрывци», то третья включала в себя элементы буффонады и эксцентрики. Миансарова, которой не хватало какого-то года до 40, изображала девчонку, сомневающуюся, а полюбит ли ее кто из-за мизерного роста? Кокетка, тоже мне, нашла, о чем переживать… Артистка плясала от стадиона «Шахтер» на мосту в сторону Университетской. За ней двигалась пожарная машина с музыкантами в блестящих касках и вызывающих клешах.
Сильная песня зафиксирована на проспекте Ильича перед магазином «Элегант» (дончане средней, полусредней и абсолютной возрастной категории отлично помнят его). Миансарова с фоном из пляшущей молодежи распевала о новом танце «Ай-люли», который вовсе не иностранный, а вовсе даже придуман в Рязани. Впрочем, типичные «буги-вуги», сопровождавшие текст, с головой выдавали маленькие музыкальные хитрости советской эстрады. Кто будет смотреть фильм, обратите внимание на исполнителей лучших ролей второго плана в этом клипе. Продавцы соседнего магазина прилипли к витринам и смотрели во все глаза. Их можно понять: шоу на улицах город был в то скромное время откровенно мало балован.
Когда ближе к концовке героиня фильма томно ехала по центру ночного Донецка на машине «мечта Деточкина», я обратил вниманию на иллюминацию в виде светящихся копров. Не День ли шахтера? Точно он, я не ошибся. Последняя тема, мегапопулярный «Солнечный круг», громыхнула на фоне забитого под завязку ЦС «Шахтер», где народ явно собирался отмечать главный праздник Донбасса. Здравица на табло в адрес горняков и памятник-эмблема с Шахтерской площади венчают фильм и ставят в нем логическую точку.
5 марта сего года Тамаре Миансаровой исполнилось 85 лет. И, хоть родилась она в Кировограде, а теперь живет в Москве, давайте согласимся: у нас замечательная землячка. И талантливая певица.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
ну я думал, что читатель после такого волнующего текста в нужном тонусе, и сам автоматически допишет себе это)
Маркетинг нах) тут титр - "говорят по-немецки"
В тексте статьи тоже есть момент, где не совсем по-русски говорят: Их можно понять: шоу на улицах город был в то скромное время откровенно мало балован. Только теперь это называется "сочный авторский стиль".
Она долго жила в Германии и прекрасно говорит (и поет) на немецком.
плюс лобовик на Москвич-403, 407
выступайте по делу, это серьезный тематический сайт
Замечательно! Про передок - то, как душевно сказано!
могу конечно ошибаться,но разве это не были ступеньки телекомовской высотки на бульваре Пушкина!
А мне кажется, что цирк. АТС, по-моему, ещё строилась.