Коллега Бублик предлагает нам углубиться в историю одной донецкой поп-группы, которую в 70-х годах знали даже на общесоюзном уровне, а потом вспоминали мало. Слово ему…
Просматривая недавно анонсированный сайт о шахтах и рудниках Донбасса и обратив внимание на свежий материал о каменном угле в книге под названием «Солнечный камень» — вспомнился вдруг музыкальный ВИА под таким же названием, существовавший в Донецке в 70-80-е годы.
Здесь на сайте уже была информация об этом ансамбле — в статье «Год 1972-й»(из заметки в газете «Социалистический Донбасс):
Выдержка из статьи на сайте: «Мы много писали в обзорах предыдущих лет «за «Веселых мушкетеров»».Это был не единственный знаменитый донецкий ВИА. Был еще и такой: «Сейчас они снова готовятся в дорогу. Органист О. Лебедев, гитаристы В. Пащенко и А. Подлубный, ударник В. Крамаренко и оператор Ю. Олейников. Пятеро студентов горного факультета Донецкого политехнического института. Пятеро симпатичных парней из вокально-инструментального ансамбля с таким поэтическим названием «Солнечный камень». В составе студенческих бригад ансамбль отправится с новой концертной программой, посвященной 50-летию образования СССР, по селам и городам области». Слава «Солнечного камня» была поскромнее, чем у «Мушкетеров», но более основательна и долговечна»
А вот что вспоминает Валерий Ярушин из группы «Ариэль» — из книги«Судьба по имени Ариэль»: «И вот Горький, декабрь 1971 года — фестиваль «Серебряные струны», посвященнный 650-летию Нижнего Новгорода, по существу первый всесоюзный конкурс бит- и рок-групп. Участвовало свыше 30 групп страны.
…За кулисами шла словесная возня: первое место почти все предрекали какому-то скандальному трио «Скоморохи» с солистом-гитаристом Александром Градским. Тот вальяжно вышагивал за сценой — длинноволосый, в очках-каплях, своими модными клешами подметая сцену… . Часто из его гримерки доносились высочайшие вокальные распевки.
… Еще очень котировались «Солнечный камень» из Донецка и ленинградские «Аргонавты». У питерцев очень колоритно смотрелся органист под 2 метра ростом, таскающий свой инструмент на плече… . Понравился у них и гитарист, Сашок, Спустя много лет я узнаю, что это был знаменитый Розенбаум! ( Тогда у него не было усов и на голове что-то произрастало…)» — пишется в книге.
Нашлась также информация в сети, что ансамбль «Солнечный камень» якобы в 1974 году принимал участие в съемках фильма-концерта «Поет Тамара Миансарова». Съемки проходили 4 дня в Киевском Доме Звукозаписи. Там фигурируют уже совсем другие фамилии из состава — А.Гедеон, О.Бурляндра, Г.Серафимов, В.Щербаков , В.Атрохов и П.Стоянов (фото и текст ЗДЕСЬ)
Автор на том ресурсе утверждает, что на кадрах из фильма-концерта мы якобы видим ВИА «Солнечный камень» Донецкой областной филармонии, руководитель — Олег Лебедев (клавишные). Хотя в аннотациях к песням из этого музыкального фильма указано, что музыкальное сопровождение в фильме обеспечивал ансамбль под управлением Евгения Дергунова. Такие же данные о руководителе ансамбля Е. Дергунове фигурируют и в Википедии.
При увеличении кадра на «большом» барабане (бас-барабане или «бочке») ударной установки можно разглядеть слово «Солнечный». А вот нижнее слово расшифровать вначале не удалось. Позднее совместными усилиями коллег выяснили: как и предполагалось, это слово — «камень».
Если информация об ансамбле, аккомпанирующем на съемках в 1974 году Тамаре Миансаровой, окажется верна, то выходит, что в Донецке в то время одновременно существовало по крайней мере два «Солнечных камня». Можно предположить, что один из вариантов ВИА существовал лишь временно для съемок этого фильма-концерта на советском телевидении. Ну а принадлежность состава этого вокально-инструментального ансамбля к Донецкой филармонии вроде бы подтверждает один старый донецкий музыкант на одном из ресурсов:
Каких-то еще новых данных, подтверждающих принадлежность коллектива с таким названием в 70-х годах к Донецкой филармонии — больше пока не найдено. Следует также учесть, что в 60-70 годах и приблизительно до середины 80-х в составе филармоний могли работать коллективы и солисты только с музыкальным образованием, о самодеятельных музыкантах не могло быть и речи.
Хотя, насколько помнится из воспоминаний некоторых известных музыкантов — они всеми правдами и неправдами пытались обходить эти строгие запреты.
В дальнейшем, после просмотра многочисленных сайтов об истории советских вокально-инструментальных ансамблей, ситуация с «Солнечным камнем» стала более-менее вырисовываться (хотя и не дает ответы на все вопросы — остается много загадок и путаницы, далее мы сможем в этом убедиться): «Гитарист «Самоцветов» Владимир Атрохов (Бусик) в 14 лет начал играть на гитаре в одном из центральных ресторанов Донецка, где он тогда жил. Для Донецка он уже тогда был легендарным человечком, на Бусика ходили и его слушали. Он прыгал, носился по сцене, падал на колени.
К тому времени коктейль-холл «Москва» закрылся и музыканты перешли работать в бар «Шахтерский». Кто был в Донецке, тот знает, насколько это престижное место».
В дискографии о В. Атрохове в сети можно также прочесть: Год рождения : 1958, г.Донецк, ВИА «Солнечный камень», «Самоцветы».
Кстати, Миансаров Андрей Эдуардович, сын Тамары Миансаровой, с 1980 по 1988 год был клавишником «Самоцветов».
А вот по информации еще из одного интернет-ресурса — «Донецкий музыкальный клуб», выходит такая картина: «В 70-е годы в Донецке существовал по тем временам ВИА (вокально-инструментальный ансамбль) «Солнечный камень». Он хорошо выдерживал конкуренцию среди немногочисленных тогда коллективов, таких как «Время» и «Кобзари». Вся деятельность его заключалась в участиях на конкурсах художественной самодеятельности и обслуживанию танцплощадки в Центральном Парке Культуры и Отдыха им. Щербакова, именуемой в народе «клеткой». Название такое эта танцплощадка получила благодаря тому, что вся она была обнесена металлическим ограждением в виде клетки. Руководителем ВИА «Солнечный камень» был бывший барабанщик Николай Нека. Исполнял «Солнечный камень» известные популярные произведения советских и зарубежных исполнителей. Состав: Н.Нека, И.Бибик (будущий Аэростат), Г.Ташкевич (Дикий Мед), С.Скульский (Аэростат).
В 1983 году руководитель «Солнечного камня» Н.Нека решил в корне обновить и репертуар и коллектив. «Солнечный камень» на тот момент имел практически самую лучшую аппаратуру в городе, и чтобы попасть туда и поиграть на ней, нужно было пройти еще и отбор… Так была создана база, которая произвела на свет одну из самых мощных по саунду и одну из самых популярных групп в Донецке, лидера донецкой рок-музыки 80-х годов, группу «Аэростат». Но, до ее основания оставалось еще два года»
В 1984 году в составе «Камня» были: Б.Долгих (на фото — вверху посередине, клавишные, впоследствии — группы: Драма, Черный кофе, Земляне, Песняры), а также внизу — справа налево: И.Сырица (вокал), И.Бибик (клавишные), С.Скульский (гитара, впоследствии — группа Аэростат). На этом фото они еще — часть состава ансамбля «Кобзари»:
В сети на одном из закрывшихся сейчас сайтов присутствовала песня ВИА «Солнечный камень» — Давайте слушать осень (Автор — Н.Нека)
1987 год. «Дикий Мед» и ныне покойный Николай Нека (крайний справа):
Немного информации о Николае Неке можно прочитать на сайте ЗДЕСЬ(в главе «ДК«).
Интересное дополнение, объясняющее некоторую путаницу с историей ансамбля, пришло от пользователя SAKH:
«Вообще в простонародье группа называлась «Ассоциация или психоделический магазин Лебедева». «Солнечным камнем» они становились только в институте и на официальных концертах (в том числе и на конкурсе «Серебряные струны» в Горьком). Из настоящего «Солнечного камня» в ансамбле Миансаровой действительно был только Алик (Олег) Лебедев, клавишник-виртуоз (он в ДПИ не учился, а приехал в Донецк из Питера, где, кстати, играл в «Добрых молодцах»). К этому моменту ВИА «Солнечный камень» (действительно группы из ДПИ) уже не было.
Водик (Володя Пащенко — виртуоз гитарист) потом играл в ресторане гостиницы «Шахтер», а Валера Крамаренко (ударник) и бас-гитарист и основной голос Алекс (Александр Подлубный), закончив институт, работали на предприятиях области. Выше приведенные фотографии к этому «Солнечному камню» отношения никакого не имеют, кроме Лебедева в оркестре Миансаровой…А группа была супер!!! 1970-1976 гг. На фото из «Соц. Донбасса» — действительно они…»
"При увеличении кадра на "большом" барабане (бас-барабане или "бочке") ударной установки можно разглядеть слово "Солнечный". А вот нижнее слово или набор знаков и цифр расшифровать пока не удалось" А по-моему, нижнее слово читается - "камень".
Dedushka,Всегда пожалуйста.
Pavelech,alex-burmak,provizor,точно, "КАМЕНЬ"!!! Надпись растянута на весь барабан, буквы очень широкие. Что значит различное восприятие изображений! Мне там чудились цифры в середине. А сейчас глянул - без проблем прочитал. Спасибо! Тогда и отпадают сомнения насчет участия донецкого "Солнечного камня" в съемках в 1974 году в фильме-концерте с Тамарой Миансаровой. Во-первых, определились с надписью ансамбля на барабанах. А во-вторых, в газете "Соц.Донбасс"(1972 г., см. статью) написано: в составе - "органист О.Лебедев". На сайте об истории различных ВИА тоже написано: "руководитель - Олег Лебедев (клавишные)". Лишь только Вики утверждает, что это - ансамбль под управлением Е. Дергунова.
Бублик,Однозначно это Лебедев. Я лично в то время был знаком с ним. Познакомились в "штаб-квартире" всех рокеров на то время семье Джамирзе. С ним там какая то темная история произошла на предмет антисоветчины. Затаскали в "контору" и он дернул в Питер. Вот и ответ по поводу руководства группой.
Sedoy,Спасибо, я ожидал Вашего комментария и, как оказалось, не зря!!! P.S. Погуглил и нашел кроме известной уже инфы на сайте об их группе "Гусляры" (1968 г.) еще немного новой информации о династии Джамирзе ЗДЕСЬ (это они, т.к. упоминается подаренная икона):"Шестилетний Алекс Джамирзе – проживающей в Австралии, стал самым юным обладателем черного пояса по тэквондо в истории этой страны....20 июня 1988 года, в дни празднования 1000-летия крещения Руси, Аюб Джамирзе от имени всего своего рода преподнес Русской православной церкви дорогой подарок – икону Божьей матери, выполненную из драгоценных камней общей стоимостью в 3,5 миллионов долларов США....Семейная рок-группа «Джамирзе фэмили», состоявшая из четырех братьев и трех сестер, в свое время была знаменита не только на Зеленом континенте – она с успехом выступала в США, Франции, Германии, Японии"Еще, правда, в поиске по этой фамилии в период 1992-1993 года выскакивает такое: "Австралийские мошенники снова в Москве"... Об этом где-то тоже вскользь упоминалось на сайте.
Кто такой Аюб я не знаю. Имена детей семьи звучали странно для того времени - Сафик, Бимба, Алик, Пип, Майкл, Беба, Масик, Земфира, Майрет, Зарема и Медея. Так по крайней мере мы их знали. А в этой статье имена другие http://a-sult-h.livejournal.com/1582836.html А вот на фотографии с Фелицией явно Сафик (Александр). Не все живы на данное время. Знаю, кого нет, но, боюсь ошибиться и похоронить живого. Поэтому промолчу. А воспоминания о них самые светлые. Входные двери на мальчуковую сторону никогда не были закрыты на замок. Они занимали весь этаж. Слева мальчики. Справа девочки и родители. Заходили все, кому не лень. И все было "чинно, благородно" ))) Слушали музыку, пили портвейн, играли на гитарах, курили. Расходились поздно, а кто то оставался до утра. Каждый раз встречались совершенно незнакомые лица. Какие то девушки, ребята. В одной комнате играли, в другой пили, в третьей что то обсуждали. Многие учились в школе №5. Сафик в Универе, Бимба в музучилище. Порой думаешь, как же все изменилось... Вот она оттепель 60-х 70-х на лицо. Но, органы не дремали и тогда. В 75 (могу ошибиться. Где то в конце 70-х) они и съехали назад в Австралию. И вот теперь можно подумать - правильно они сделали или нет? А нам осталось только ностальгировать за тем временем... А это наверное уже старческое...не обращайте внимания.
Вообще в простонародье группа называлась "Ассоциация или психоделический магазин Лебедева". "Солнечным камнем" они становились только в институте и на официальных концертах (в том числе и на конкурсе "Серебряные струны" в Горьком). Из настоящего "Солнечного камня" в ансамбле Миансаровой действительно был только Алик (Олег) Лебедев клавишник-виртуоз (он в ДПИ не учился, а приехал в Донецк из Питера где кстати играл в "Добрых молодцах"). К этому моменту ВИА "Солнечный камень" (действительно группа из ДПИ) уже не было. Водик (Володя Пащенко - виртуоз гитарист) потом играл в ресторане гостиницы "Шахтер, а Валера Крамаренко (ударник) и бас-гитарист и основной голос Алекс (Александр Подлубный) закончив институт работали на предприятиях области. Выше приведенные фотографии к этому "Солнечному камню" отношения никакого не имеют кроме Лебедева в оркестре Миансаровой...А группа была супер!!! 1970-1976 гг
SAKH, спасибо за интересную информацию! Я ее добавлю в текст публикации. Ну а первое фото в статье (из газеты "Соц. Донбасс" за 1972 год) - все-таки первого состава "Солнечного камня", там приводится цитата с фамилиями из того состава ВИА.
В результате общения в чате Старый Донецкий. Юзовка, Сталино,Донбасс с участником Виктором Застежко он сообщил очень ценные сведения о зарождении ансамбля, о котором ведется речь в данной публикации: "6-7 января 1965г. Вова Пащенко, Игорь Воробьев, Виктор Застежко, Саша Подлубный, сидя в мороз, на каникулах, возле трубы котельной, во дворе дома ул.Артема 76 (Двор Гастронома 13), создали муз. группу “Ассоциация” (“Сонечный камень”), днем с 12.00-до13.00. Вова-соло, Игорь-ударные, Виктор-бас, Саша-ритм. Идея была Вовы Пащенко, отец его был музыкант в филармонии. Я, Виктор, ушел из группы через полгода (ни на что не претендую), мне стало неинтересно, пропал интерес, такое бывает, нам тогда было по 12-13 лет. А ребята увлеклись, изменили состав (название). Судьбы всех разошлись в разные стороны. Вовы Пащенко уже нет, Юра Алейников в здравии, Саша Подлубный в здравии, выступал сольно в одном из ресторанов до 2017-18 г. (пересечение Гурова-б.Пушкина). Кстати, с ним была передача, если не ошибаюсь, на ТВ о музыке и о группе, где-то лет 5-6.Первый слева - Юра Алейников, второй - Игорь Воробьев, третий - Вова Пащенко, первый справа - Саша Подлубный. А я находился в это время ниже этажем в археологическом кружке, фото во Дворце пионеров конец 60-х годов".