Кто в тереме живёт? Часть 4: Кроль, Коптелов и Бельская
Завершаем первую очередь суперпроекта Дедушки Джеральда о юзовских домах и их настоящих обитателях. Когда будет продолжение, непонятно: госархив закрыт по случаю революции, а без него завершить исследования не представляется возможным. Поэтому пока — пауза. А перед ней — еще несколько фактов по дому Кроля, а кроме того — один стоявший рядом, но исчезнувший объект…
(НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЯ — части1,2и3)
Дом Кроля: а был ли кирпич?
Правда ли то, что Л.Д. Кроль производил обжиг кирпича на заднем дворе собственного дома, расположенного в центре жилого квартала? Это утверждается также впредставленной недавно книге А.В. Иващенко. Якобы купец «…брал подряды на строительство. Во дворе находилась печь, на которой Кроль обжигал кирпич для этой работы»(История еврейской общины Донецка. Донецк: Издатель Заславский А.Ю., 2014. С.16). Это не то, чтобы очень сомнительно, а прямо-таки невозможно. Дело в том, что по технологии того времени, даже в малой кустарной (не заводской) печи, такой, которая могла быть у Кроля, обжигалось сразу несколько тысяч кирпичей, которые между формовкой и обжигом где-то нужно было размещать. Но самое главное, что цикл работы такой кустарной печи от закладки одной партии до её выгрузки составлял не менее 20(!) дней, на протяжении которых печь должна была непрерывно гореть:
Другой технологии не существовало. Даже если бы у Кроля был гигантский двор в 5 раз больше имевшегося, то зачем ему было привозить сырой кирпич на обжиг в центр города, если можно поставить печи рядом с глиняным карьером, как все и делали, и сэкономить на ненужной перевозке? Установка даже кустарной обжигательной печи потребовало бы устройства соответствующей трубы, которая сразу была бы заметна на снимках этой части Юзовки. Ничего подобного на панорамах города нет.
Продолжал ли Кроль жить в своём доме при Советской власти? Это полностью исключено. 20 августа 1918 года был опубликован Декрет Президиума ВЦИК «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах», а через четыре дня — 24 августа 1918 г. был опубликован декрет Совета Народных Комиссаров с таким же названием. В результате этого все жилье, которое в дореволюционной России было в основном частным, перешло в государственную собственность. Было произведено запрещение частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, введена натуральная оплата труда рабочих и служащих и её уравнительность, бесплатность жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг, национализация промышленности — крупных и средних предприятий (декрет 28.06.1918 г.), с 29.11.1920 г. — национализация мелких предприятий, с 1918 г. введена трудовая повинность, а с 1920 г. — всеобщая трудовая повинность от 16 до 50 лет, произведено создание трудовых армий. При всём этом представители бывших эксплуататорских классов были лишены избирательных прав. (Более подробно вопрос о лишении прав мы рассматривали встатье, посвящённой паспортному режиму в Юзовке.) После краха политики военного коммунизма права собственности на частные односемейные дома вернули их прежним владельцам, но для этого необходимо было не иметь поражения в правах. Торговцы же, даже обычные работники рынков и магазинов рассматривались как эксплуататоры и были лишены избирательных прав. Владельцам жилья, которым вернули их собственность, выдавался «Акт о разгосударствлении», являвшийся правоустанавливающим документом. Все другие здания продолжали оставаться в собственности государства. В таких условиях никакой купец Кроль или подобный ему «эксплуататор» не мог рассчитывать на проживание в своём бывшем доме. Из справочника-путеводителя «Донбасс», известно, что к 1928 г. в доме Кроля располагалась рабочая поликлиника(См.: Стёпкин В.П., Гергель В.И. Указ. соч. С.511).При производстве работ по сносу прилегающих строений для строительства стоянки для ТК "Grеen Plaza" в этом месяце обнажился южный фасад здания, где открылись два торцевых входа, заложенных кирпичной кладкой. Один, видимо, представлял из себя вход в подвал, второй — чёрный ход на первый этаж (первый этаж находится на высоте полутора аршинов от земли).
Деятельность купца более-менее известна. Добавлю лишь, что он прожил 71 год ипохоронен на Мушкетовском кладбище. В «Списках участников гражданской войны и Великой Октябрьской Социалистической Революции по Донецкой обл.» Т.1 значится Наум Давидович Кроль 30.09.1897 г. рождения, большевик с 1920 г., который на момент революции являлся студентом медицинского факультета Екатеринославского института. Проживал в Донецке на ул. Щорса.(ГАДО. Ф.П-326. Оп.100. Д.1173. Л.60)Возможно, это — сын купца Кроля.
Внутри «Грин-плазы»
Напротив дома купца Кроля находился ещё более интересный своим архитектурным изяществом купеческий особняк (ул. Постышева, д.44):
В настоящее время имитация его фасада встроена в здание «Грин-плазы».
В 1918 году этот дом в стиле модерн имел двойной номер — 7-я Линия, д.44/46 (существовала одноэтажная пристройка с северной стороны). Изначально домом владел Евтропий Семёнович Коптелов (в губернских справочниках проходит как Коптилов) — член правления Юзовского общества взаимного кредита. Здание стоило ещё дороже дома Кроля — 5 650 р. К 1918 году Коптелов продал этот дом Н.И. Бельской, которая платила за него уездного земского налога 119 р. 02 коп., губернского земского налога 122 р. 29 коп. и овражкового сбора 226 р.(ГАДО. Ф.10. Оп.1. Д.6. Л.46 об.47).Бельская не только сама жила в доме, занимая комнат на 900 р. в год, но и сдавала жилплощадь Н.Д. Ткаченко (420 р. квартплаты), а также человеку со странной фамилией Мужеппо И.Н. Последний, видимо, снимал целый этаж, так как платил за жильё 1 200 р. в год(Там же. Д.12а. Л.5858 об.).
Кем была Н.И. Бельская — владелица этого шикарного дома — доподлинно неизвестно, но в Юзовке существовал магазин по продаже ювелирных изделий и часов, которым владел некий М.А. Бельский, возможно, её родственник. Теперь можно смело называть здание, вмонтированное в «Грин-плазу», по имени последнего владельца «домом Бельской».
По данным телефонного справочника г. Сталино на 1937 г. в здании размещалась взрослая городская и детская поликлиники(Список абонентов… С.23).Относительно пристройки к дому с северной стороны можно сказать, что это было одноэтажное здание. На фото Пожарной площади 1930-х гг. мы видим тот самый дом №46 — часть бывшего домовладения Н.И. Бельской:
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Последнее фото с Горького 59-А, так понимаю? Когда-то, по-моему, писали про этот дом. Кто в нём жил?
Напротив дома купца Кроля находился ещё более интересный своим архитектурным изяществом купеческий особняк (ул. Постышева, д.44):
Похоже, что к дому сделали пристройку в правой части фасада. И это было ещё до революции. Как-то не вяжутся пропорции фасада.
А меня, на подходе к историческому кварталу, всякий раз отвлекает картинка. Обуревают греховные помыслы. Даже газету "Вести" иногда забываю взять у распространителя...
А где там пристройка? Если Вы про это, так то современный новострой:
Нет, последнее фото сделано из окон второго этажа Партшколы (ул. Челюскинцев, д.53).
Froid,
Юзовский,
Ежедневно хожу мимо и заметил, что ей постоянно "рвут пасть":
Макидонская, как я понимаю, это псевдоним, образованный от слов Мак[еевка]и Дон[ецк], иначе как объяснить написание этой фамилии через "и" вместо "е".
Юзовский,
А почему это не может быть изначальный проект? Если так умело удалось всё пристроить то могли бы и парадный фасад переделать и никто бы не заметил.
Dedushka,
Может сейчас по фото невозможно понять, но я годами мимо него ходил, когда-то в конце 80-х и начале 90-х. Это здание меня всегда привлекало и я по-долгу его рассматривал в "натуре". Тут много Ведающих(Знающих) коллег. Можно предпринять попытку анализа изменений в фасаде этого здания в течении 100 лет.
Изначально оформление фасада, состоящего из восьми окон было бы иным. А так, пропроциональность фасада разрушена, перекошена в северной части. Тут что-то не так.
При возведении пристройки фасад здания был бы разобщён и архитектор мог уравновесить его декоративной штукатуркой. ( Той, которая во множестве присутствует на фотографии).
Что-то не так всё. С домом, что-то не так.
Изначально домом владел Евтропий Семёнович Коптелов (в губернских справочниках проходит как Коптилов)
Прошу прощения за мои субъективные измышления. К автору статьи никакх вопросов нет, Есть вопросы к дому.
Сам фасад просто кричит о том, что его перестроили. Возникает ощущение, что Коптелов-Коптилов не первый собственник этого дома. Тем более, что он был
член правления Юзовского общества взаимного кредита. Тут явно что-то не так. Он или за долги его забрал или просто перекупил у какого-то несчастного еврея.
Что характерно, на фото, приблизительно 1913-14 гг. Дом стоит в таком же виде, как и до прихода Грин-Плазы. Т.е. госпожа Бельская в 1918 году его купила в точно таком-же виде, как и на фото Дедушки. Одновременно. со старой фотографией умерла моя версия, что его перестроила Бельская. Уж сильно весёленький у него фасад. Как-то не вяжется с мрачным и скупым Коптелово-Коптиловым ( ростовщиком). Перестройки в доме были скорее всего до Коптелово-Коптилова. Хотя это конечно же спорно.
Когда-то стоя на конечной остановке трамвая, обратил внимание, что нижний слой краски на фасаде одного из домов - черного цвета. Это в корне меняет концепцию... Не могу себе даже представить эту картину во всей ее полноте...
Обратите внимание, что клуб "Наш уголок" расположен на полпути от Садового до Павших Коммунаров, а дом Бельской находится почти на перекрёстке Постышева/Садового (ориентиры — здание банка/горбольницы и каланча).
Конечно же я обратили внимание на довольно большое расстояние от перекрёстка. Соблазнило то, что дом приказчиков, выглядит очень похоже на дом Бельской. Подумал, что что-то раньше было не так и со временем изменилось. Хотя, у меня есть все карты и я тупанул не посморевши в них.
Радует, что
Поэтому у меня есть надежда, что всё-таки к дому пристроили северную пристройку. А там посмотрим.
На всякий случай.
Вот пара-тройка фрагментов карт этого места. Там, за пожарной частью вроде бы глей какой-то был.
Dedushka,
Из которого Кроль брал глину для своего завода? Вроде на террикон похоже. Даже в сторону Кальмиуса отсыпка видна. На той карте террикон Ц-Заводской так же обозначен. Хотя, хрен его знает.
А помните, что в районе Собора была шахта. Может это от неё что-то осталось? ( в смысле - небольшой глей, который позже разровняли).
Может как-то так?
Или даже так:
Алюрка,
Понял. Спасибо.