Кто в тереме живет? Часть 2: гимназия, биржа, купцы
27.04.2014
комментариев 28
Поделиться

Кто в тереме живет? Часть 2: гимназия, биржа, купцы

Дом купца Кроля, дом Горелика, дом Богомолова… Многие слышали эти названия, но никто не знает, к примеру, фамилии владельца купеческого особняка, поглощенного «Грин-плазой». Не только его, но и множества других старых домов Юзовки с оригинальной архитектурой, безвестно пропадающих и разрушающихся, а то и разрушаемых, чтобы уступить место чему-то новому. О бывших владельцах и жителях старых юзовских особняков повествует цикл статей, открытый несколько дней назад. Его подготовил Дедушка Джеральд после многомесячных исследований. Безусловно, это громкое слово в донецком краеведении.

Дом sembond’a

Продолжим наш обзор владельцев юзовской недвижимости с любимого здания коллегиsembond’a — жилого дома с традиционными для Юзовки и популярными в то время архитектурными элементами в стиле барокко. Здание расположено по адресу ул. Первомайская, д.23/25 (изначально 5-я Линия, д.23). Вот его фото изстатьиsembond’a об угловых домах Донецка:

Двухэтажный прямоугольный в плане кирпичный объем здания опирается на бутовые фундаменты. Угол соединения симметричных западного и южного фасадов здания срезан, акцентирован балконом, утраченным в результате более поздних реконструкций. Прямоугольные окна нижнего яруса уличных фасадов здания имели лучковое завершение с замковым камнем в надоконной части, фигурные наличники, пологие килевидные сандрики. Угловой входной проём с двустворчатой дверью имел прямой карнизный сандрик, с тимпаном над замковым камнем. Второй ярус уличных фасадов был отделён межэтажным карнизом простого профиля. Прямоугольные проёмы окон второго яруса обрамлялись полуколонками с перехватами, поддерживающими треугольные сандрики. В пространстве стен под окнами второго яруса была применена филёнка. Обрамление проёма балконной двери повторяло мотивы декора окон второго яруса. Венчающий карниз был обогащён поясом язычков.

 

Владельцем дома был Янкель Мовшевич Алешник. Заявленная (и явно заниженная им) стоимость домостроения составляла 600 р.. По состоянию на 1919 год по сведениям Юзовской городской управы в любимом домеsembond’a жили: семья самого Алешника, занимая комнат на 300 р. в год, Ш.П. Самойлович (240 р.), Д.З. Рутштейн (120 р.), Е. Акопянц (120 р.) и М. Сурменянц (120 р.)(Там же. Д.12а. Л.28). Янкель Мовшевич владел также домом №27 стоимостью в 900 р. рядом по той же стороне улицы и ещё одним домом без номера по 4-й Линии(Там же. Л.29).

В настоящее время вид домаsembond’a, теперь правильнее — «дома Алешника» — уже совсем не такой, как на вышеприведенных снимках. ООО «Чернобыль-Милосердие» за декабрь 2013 г. перестроило его коренным образом под свою аптечную сеть «Фагоцiя. Аптечний знижковий центр». В результате строительных работ оригинальный декор фасадов окончательно утрачен:

Фотоsmit_2010

Современный вид здания с юго-востока:

Дом купца Рябова

Одноэтажный дом по ул. Октябрьской,реконструкция которого описана такжеsembond’ом, имел адрес 4-я Линия, д.21.

Это строение и ещё один дом рядом принадлежали братьям Рябовым: Прокопию Васильевичу и Дмитрию Васильевичу и использовались под жильё. В справочниках начала века упоминается их отец — купец Василий Иванович Рябов, торговавший в Юзовке посудой(Вся Россия за 1902 год : Статистико-экономическое описание Российской Империи. СПб.: Издание А.С.Суворина., 1903. Стлб.433). В 1907 году сыновья Рябова упоминаются уже как самостоятельные владельцы посудных магазинов в Юзовке(См.: Адрес-календарь южного горного и торгово-промышленного района. //Стёпкин В.П., Гергель В.И. Полная история Донецка. Донецк: Апекс, 2008. С.478).

Пример посуды юзовской поры: большое овальное блюдо для рождественского гуся или поросёнка — один из предметов столового сервиза, приобретенного в Юзовке ок. ноября 1917 г., возможно, в посудной лавке тех самых купцов Рябовых. В верхнем углу — клеймо фаянсового завода Товарищества М.С. Кузнецова в селе Буды Харьковского уезда.

В Юзовке нумеровались исключительно дворы, представлявшие из себя несколько строений. Так было и в этом случае: во дворе находились два дома стомостью 900 и 1500 р.(ГАДО. Ф.10. Оп.1. Д.6. Л.24 об.). Третий дом, владельцем которого была сестра Рябовых — Анна Васильевна, выходил фасадом уже на 3-ю Линию (о нём см. ниже гл. «Милиция»). Такая ситуация, когда участок с постройками одного владельца находился между двумя улицами и выходил воротами на обе стороны, был для Юзовки типичным. Факт раздела земельного участка между наследниками купца говорит о том, что он к тому времени уже умер, оставив имущество детям.

Братья проживали в домах со своими семьями, квартирантам жильё не сдавали, что в Юзовке было достаточно редкостным явлением. Обычно домовладельцы использовали любую возможность дополнительного заработка, сдавая внаём даже чуланы (комнаты без окон) и подвалы.

 

Прямоугольный одноэтажный объём здания был выполнен из красного кирпича. В традиционной для той эпохи манере произведена моделировка фасадов — парадного уличного и внутренних дворовых. Оштукатуренный западный уличный фасад имел входной дверной проём по центральной оси здания, заложенный впоследствии кирпичной кладкой, четыре прямоугольных окна, по два с каждой стороны от входа, разделённые лопатками с крупным рустом, украшенным ширинками. Все оконные и дверной проёмы западного фасада были декорированы наличниками с прямоугольными ушами в средней и нижней части, треугольными сандриками с имитацией замкового камня. Парадный фасад нёс в себе большинство элементов композиционной выразительности здания, характерной для архитектуры Юзовки. Отделка неоштукатуренных дворовых фасадов выглядела значительно беднее. Вместе с тем, в обрамлении двух симметричных относительно центральной оси окон были применены одинаковые для всего здания наличники, но уже с лучковыми сандриками, один из которых имел замковый камень.

 

В настоящее время все оригинальные элементы декора уничтожены, надстроен один этаж, здание имеет такой вид:

Фотоsembond'a

Левицкая

Недавняястатья о гимназии М.Н. Левицкой, а также успешная попыткаЮзовскогоиsmit_2010проникнуть туда (ул. Горького д.7/9) просто вынуждают заглянуть в список владельцев домов по 8-й Линии. Домом №7 (здание гимназии), оценивавшимся в значительную по тем временам сумму 4 250 рублей, владел Григорий Тимошенко, а соседним домом №9 (здание училища) — Давид Асиновский. Стоил этот дом целых 6 000 р.(Там же. Д.6. Л.56 об.).

Д. Асиновский владел множеством зданий, расположенных от гимназии, как в сторону завода, так и в сторону пл. Пожарной, а также строениями по чётной стороне улицы, имел в Юзовке пекарню(Там же. Д.22. Л.20). В домовладение №9 входил не только дом, занимаемый городским 4-х классным училищем и выходивший фасадом на 8-ю Линию, но и ещё 3 дома, находившиеся с ним в одном дворе. Они имели разную финансовую оценку, но все принадлежали Давиду Асиновскому, который сдавал их 4-м разным квартиронанимателям, платившим квартплату от 180 до 480 р. в год(Там же. Д.12а. Л.61; Д.22. Л.30). Могли бы вы себе представить, чтобы в школе, в которой вы учились, кроме того одновременно проживали бы люди?!

Как видим, в обоих домах исчезли балконы с ажурными коваными решётками, придававшими зданиям лёгкость, гимназия же вообще лишилась правой части объёма здания, где находилась проезжая арка во двор, а также центрального и фланговых фронтонов.

Таким образом, получается, что М.Н. Левицкая своего здания под гимназию не имела, а снимала его у Григория Тимошенко в доме №7. Соседний дом №9 не полностью был занят классами училища. В нём и в строениях во дворе, кроме всего, проживали люди: Л.Л. Асиновская, Э.А. Каплан, Ш.М. Шаргородский и М. Кузмич(Там же. Д.12а. Л.61), причём проживавшие в этом доме семьи не были семьями преподавателей. Ни к училищу, ни к гимназии они отношения не имели(См.: Екатеринославский адрес-календарь 1916 г. Екатеринослав: Губтипографиздат, 1916. С.318).

 

Сама Марфа Николаевна Левицкая жила поблизости в доме №1 по этой же улице. Платила за жильё 300 р. в год. Вторую, меньшую половину её дома занимал за 180 р. некий В.Я. Иогансон(Там же. Л.61).

 

Современный вид дома, арендуемого в прошлом М.Н.Левицкой. Западный фасад обновлён, но южный ещё имеет архаичные следы: контрфорсы и «юзовские» наличники оконных проёмов.

В противовес своей конкурентке владелица другой частной гимназии Софья Константиновна Гаргер (в девичестве Ромм) была очень обеспеченной женщиной. Квартплата за её апартаменты в 4-х квартирном доме Егора Кувшинова достигала 1 200 р. в год. Дом Кувшинова оценивался в 3 800 р. и находился на 7-й Линии, 92 на месте восточного крыла современного здания Минугля(Там же. Л.101).В финансовых документах НРО в перечне сумм, поступивших за перевозку грузов по ж.д. ветке завода, содержится несколько упоминаний о плате за перевозку леса промышленником по фамилии Гаргер(См.: Там же. Ф.6. Оп.1). Возможно, что Софья Ромм вышла замуж именно за него, и тогда становится понятным, почему у двух содержательниц женских гимназий такое разное имущественное положение.

Биржа труда

Заслуживает внимания также и здание напротив училища и гимназии по ул. Горького, д.14. Вот его фото, выполненноеsembond’ом:

 

Изначально домом владел некий Симон С. Ротенфельд, живший на 10-й Линии, затем его купило Общество взаимного кредита, у которого, в свою очередь, он был куплен Исааком Венгеровским, владельцем лавки готового платья. Лавка №80 на торговых рядах оценивалась в 1 575 р.(Там же. Ф.10. Оп.1. Д.13. Л.3). Стоимость же его дома напротив гимназии Левицкой составляла 4 050 р.(Там же. Д.6. Л.57 об.-58). Исаак Венгеровский жил в этом доме, занимая комнат на 480 р., и сдавал жильё А.С. Комкову за 300 р. в год(Там же. Д.12а. Л.59).Остальные площади сдавались городской Бирже труда. К 10 июня 1919 г. цена дома упала до 2 700 р.(Там же. Д.22. Л.30), причём это не касается только данного конкретного дома, это — общая тенденция. Видимо, роль сыграли австро-германская оккупация, гражданская война, массовый отъезд состоятельных людей из города, желавших продать недвижимость и общее обнищание населения. Росла инфляция, цены на продовольствие, а недвижимость дешевела. Это касается всех домов, рассмотренных в этой статье. Имел И. Венгеровский и ещё один дом: 8-я Линия, д.119, который стоил 1000 р.(Там же. Л.31). К 1937 г., по данным справочника ГТС, в бывшем доме Венгеровского вместо биржи труда помещалась ветлечебница(Список абонентов сталинской телефонной сети. Сталино-Донбасс: Изд. гор. тел. станции, 1937. С.21).

Что касается первого владельца дома Симона Ротенфельда, то он после продажи здания на 8-й Линии продолжал жить в своём небольшом (оценка в 1 500 р.) кирпичном доме по 10-й Линии, д.8(ГАДО. Ф.10. Оп.1. Д.6. Л.89 об.).Сейчас там находится магазин "Рыболов" с выходом на пр. Лагутенко.

 

Современный вид дома Симона С. Ротенфельда

В этой по современным меркам халупе Ротенфельд занимал комнату, оцениваемую в 120 р. Кстати, имевшие жильё менее, чем за 120 р. в год считались бедняками и квартирный налог с них вообще не брался(Там же. Д.12а. Л.17 об.).Всю же остальную жилплощадь этого маленького дома Ротенфельд сдавал внаём четырём семьям(Там же. Л.66).Это вам не купцы Рябовы,— Симон знал цену каждому квадратному аршину жилплощади!

Дом Свинцова

Следующее от биржи труда здание по направлению к пл. Дзержинского занимает отдел Теплосбыта ККП «Донецкгортеплосеть»:

 

Этот дом принадлежал Лукьяну Ивановичу Свинцову. В одном дворе по адресу 8-я Линия, 16 под единым номером по земской оценке на 10.06.1919 г. значатся два дома. Один стоил 7 500 р., другой —1 950 р.(Там же. Д.22. Лл.30, 37). Жили в нём сам Л.И. Свинцов, занимая комнат на 420 р., и Н.Ф. Кондрашов, плативший 360 р.(Там же. Д.12а. Л.59). Разница в сумме квартплаты и стоимости дома свидетельствует о том, что остальные площади сдавались в аренду под какие-либо иные, отличные от проживания нужды. В таком случае отметка в книгах учёта владельцев и квартиронанимателей не делалась, и мы можем судить об этом только косвенно или по другим источникам. Ниже мы ещё встретим дома, фамилия владельца которых известна, но в них не было ни одного проживающего. Это говорит о том, что дом сдавался целиком под магазины, лавки, конторы, общества, малые производства.

В бумагах горуправы 1919 г. обнаружилось заявление Свинцова, где он просит зачесть ему налог на недвижимость в счёт арендной платы, причитающейся ему от городской казны за сдачу им в аренду своего дома для городской гимназии Левицкой(Там же. Д.10. Л.104). Таким образом, в доме Свинцова по 8-й Линии, 16 находился как бы второй корпус гимназии, а может, наоборот,— первый. Во всяком случае,в газете 1918 года, рассмотреннойsmit_2010, это здание указано, как местонахождение гимназии Левицкой(Донецкая мысль. 1918. 4 янв. С.4). Двумя годами ранее в нём помещалось Юзовское общественное собрание(Екатеринославский адрес-календарь… С.326).


Художественное фото А. Ломаки

Дом Свинцова представляет из себя типичный образец юзовской плановой городской застройки со всеми её атрибутами. Объём здания, кажущийся со стороны улиц прямоугольным в плане, на самом деле является Г-образным; выполнен полностью из красного кирпича, что обусловило его высокую стоимость. Оштукатуренные уличные восточный и южный фасады расчленены раскреповками, в межоконном пространстве нижнего яруса — сильно выступающими рустованными лопатками, усиливающими живописную светотеневую моделировку здания. Второй ярус фасада отделён межэтажным профилированным карнизом. Окна второго яруса разделены лопатками, украшенными продольными ширинками. В обрамлении прямоугольных оконных проёмов применены наличники с лучковыми сандриками в виде тонкопрофилированного трёхступенчатого карниза с имитацией замкового камня. Подоконное пространство стен заполнено горизонтально вытянутыми ширинками. Стены уличных фасадов завершены профилированным карнизом. Входной дверной проём расположен над цоколем на высоте четырёх ступеней по центральной оси восточного фасада, накрыт загнутым на конце кверху железобетонным навесом — совершенно несвойственным для юзовской архитектуры элементом. Входное крыльцо в домах, как правило, имело металлический кованый навес на двух опорах с декоративной решёткой или без неё. С высокой долей вероятности можно предположить, что оригинальный навес утрачен, а существующий сейчас бетонный появился в результате более поздней реконструкции. Внутренние, обращённые во двор, а также торцевые фасады здания не оштукатурены и не имеют декора, прорезаны парными окнами за исключением торцевого западного фасада, в котором на уровне второго этажа расположен заложенный кирпичной кладкой небольшой дверной проём. По-видимому, это был чёрный ход для доставки угля, имевший деревянную лестницу во двор. Северный торцевой фасад имеет пристроенную на уровне первого этажа проезжую прямоугольную арку во двор, также декорированную профилированным карнизом. В настоящее время она перекрыта воротами из листового металла.

 

Схема 1.

Что мы знаем о Свинцове? Упомянутое выше заявление написано не лично Свинцовым, а переписчиком, и заявителем только подписано. История сохранила нам образец почерка этого человека. Буквы выписаны с трудом, как бывает у людей, очень мало практиковавшихся в письме или обладающих сильно ослабленным зрением в результате старости или болезни:лука свинцовъ. Автору приходилось видеть много образцов почерков лиц, закончивших до революции церковно-приходские одноклассные и двухклассные учебные заведения. Эти почерка объединяет общая закономерность — отсутствие различия в написании строчных и прописных букв. То же мы видим и в почерке Лукьяна Свинцова: отсутствие заглавных букв и шатающееся, упрощённое написание собственного имени — Лука. Возможно, так его звали односельчане или родственники, и он с трогательной детской непосредственностью перенёс это имя в официальное заявление на имя головы Юзовской городской управы. Из заявления можно сделать вывод, что этот человек не был каким-то особо богатым, быть может, он стал владельцем обсуждаемого дома в результате наследования, завещания или иных юридических актов, но для нас со своей всей теплотой и душевностью сохранившихся архивных документов этот дом останется красивым чудом, уцелевшим в перипетиях революционных бурь, типичным образцом юзовского зодчества, домом своего малограмотного хозяина Луки Cвинцова.

 

В финале фильма «Неприкасаемые», посвящённом старым домам Донецка, Евгений Юрьевич молча фотографирует, гладит рукой стены этого здания и не говорит ни слова, хотя за несколько минут до этого рассказал зрителям судьбу других известных юзовских особняков. Теперь в будущем фильме по этой тематике будет что сказать и о «доме Свинцова».

 

 

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Dedushka

Dedushka

Къ сей статье архіерѣйскій сушильный старѣцъ Дѣдушка Джеральдъ руку приложилъ

Комментарии

  1. Юзовский
    Юзовский 28.04.2014, 00:01

    Большое спасибо! Всё очень интересно и занимательно!

  2. Anatoliiz
    Anatoliiz 28.04.2014, 04:35

    спасибки автору, особенно за Дом Свинцова!



    он интересен и внутри, особенно как бы печью на 2-ом этаже

  3. Ясенов
    Ясенов 28.04.2014, 09:13

    Круто!
    Даже несмотря на то, что дом Сембонда переименовали назад?

  4. Юзовский
    Юзовский 28.04.2014, 09:32

     промышленником по фамилии Гаргер (См.: Там же. Ф.6. Оп.1).  А не может донецкий краевед, уважаемый Валерий Иванович Гергель, быть ему родственником? Букву в фамилии могли и поменять. (Война, репрессии и т.д.)

  5. finkelstein
    finkelstein 28.04.2014, 09:40

    не пришло ли время сообщить, что финкельштейн - это в некотором роде франкенштейн?

  6. Юзовский
    Юзовский 28.04.2014, 10:24

    не пришло ли время сообщить, что финкельштейн - это в некотором роде франкенштейн?

  7. Dedushka
    Dedushka Автор 28.04.2014, 10:30

    финкельштейн - это в некотором роде франкенштейн
    Да, война, репрессии и т.п.

  8. smit_2010
    smit_2010 28.04.2014, 10:48

    это здание указано, как местонахождение гимназии Левицкой

    так вот оно что! теперь всё ясно)

  9. Юзовский
    Юзовский 28.04.2014, 10:50

    Епрст! Так у меня есть одна знакомая, она очень в годах. У неё вроде бы фамилия Гергель. Попробую с ней связаться, пока она в Израиль не уехала. Её семья уже больше двадцати лет там живёт. Да и она часто туда ездит.

  10. Алюрка
    Алюрка 28.04.2014, 11:33

    Эту статью надо брать и целиком вбивать в Викимапию. 
    Отличная работа 

  11. Dedushka
    Dedushka Автор 28.04.2014, 12:44

    Алюрка,
    Спасибо за положительный отзыв! Я больше всего боялся, что Вы раскритикуете абзацы статьи, где приводится архитектурное описание зданий. Думал, ошибусь, как неспециалист, где-нибудь в термине, и конец мне!

  12. Алюрка
    Алюрка 28.04.2014, 13:03

    Думал, ошибусь, как неспециалист, где-нибудь в термине
    Да кто же эти термины знает? сказали на фасаде лопатка - значит лопатка рустованная

  13. старый
    старый 28.04.2014, 13:04


      Действительно круто. Работа проделана немалая и полезная. "Дедушка" спасибо.
    Часто бывал по работе в бывшем доме Свинцова и всегда пытался угадать предназначения комнат. Думаю, что мало уже осталось в нем от "тех" времен. Везде видны следы переделок.

  14. алекс
    алекс 28.04.2014, 18:20

    Dedushka,
    Простите, что вмешиваюсь В доме куца Рябова архитектор допустил некоторую вольность в традиционном обрамленнии окна, а именно: он объединил только верхнюю часть классического треугольного сандрика ( в чистом виде он представлен на гимназии Левицкой) с лучковой аркой оконного проема. Это вносит некоторую двусмысленность к его классификацию. Однако, поскольку одно из определений сандрика причисляет к нему и небольшой отрезок карниза или фронтона, то Ваше описание вполне приемлемо. Но с привязкой некоторых элементов дома Сембонда к стилю барокко несогласен. Это элементы классического стиля и барокко только применял их впоследствии.

  15. Юзовский
    Юзовский 28.04.2014, 18:30

    архитектор допустил некоторую вольность в традиционном обрамленнии окна, а именно: он объединил только верхнюю часть классического треугольного сандрика ( в чистом виде он представлен на гимназии Левицкой) с лучковой аркой оконного проема. Это вносит некоторую двусмысленность к его классификацию.

     Чёрт возьми! Какой-то легкомысленный фасад получился!

  16. алекс
    алекс 28.04.2014, 18:32

    Юзовский,
    Как говорил Бенндер о мадам Грицацуевой - в центре таких уже нет, но на периферии встречаются

  17. Dedushka
    Dedushka Автор 28.04.2014, 20:22

    с привязкой некоторых элементов дома Сембонда к стилю барокко несогласен
    В доме Алешника (Сембонда) оконные и дверные проёмы первого этажа, их форма и обрамление контрастирующе различны с теми же элементами второго. Здание разбито на два яруса, где ни одна, даже малейшая деталь декора первого не повторяет детали второго этажа. Поскольку наличие окон с разным декором на стене одного и того же фасада является обязательным элементом именно барокко, я склонился в своём определении именно к этому стилю. К тому же главной чертой архитектуры классицизма являлось обращение к формам античного зодчества, однако в этом доме ничего такого нет, но если Вы считаете архитектуру дома Сембонда/Алешника больше тяготеющей к классицизму, то давайте просить Евгения Юрьевича внести исправления в текст статьи.

  18. алекс
    алекс 28.04.2014, 20:41

    Dedushka,
    Говорить об архитектуре барокко в Юзовке, равно, как и о классической архитектуре нельзя. К сожалению, у нас доминировало местечковое подражание модным на то время модерну, эклектике и неоклассицизму. Практически у нас не сохранилось качественного памятника архитектуры, разве что за исключением Петроградского банка... В большинстве своем дошедшие до нас старые дома - это далеко не самые высокие образцы... к сожалению... Но для нас они, как Акрополь для Афин... Они дороги и Вам и мне и всем нам. Мы с Вами равны в любви к ним. И не надо ни о чем просить Евгения Юрьевича, мне нравится Ваша статья и Вы вправе так писать. Я просто предложил Вам свое видение... Архитектура - вещь субъективная  

  19. Ясенов
    Ясенов 28.04.2014, 21:56

    И не надо ни о чем просить Евгения Юрьевича
    Ну, зачем же так категорично? Кое о чем его все-таки можно попросить

  20. алекс
    алекс 28.04.2014, 22:13

    Ясенов,
    Тогда, пользуясь случаем, хочу попросить Вас разместить на страницах сайта небольшой материал, посвященный 9 мая...

  21. Dedushka
    Dedushka Автор 28.04.2014, 22:48

    алекс,
    Понял, оставляем как есть.

  22. Ясенов
    Ясенов 28.04.2014, 22:49

    алекс,
    Небольшой?

  23. алекс
    алекс 28.04.2014, 22:52

    Ясенов,
    Совсем небольшой Это грустная история ребят с улицы Чикирисова, ушедших на войну...

  24. Ясенов
    Ясенов 28.04.2014, 23:01

    алекс,
    Меня попросили - я не отказался:)

  25. Юзовский
    Юзовский 02.05.2014, 13:37

    Ещё один ракурс дома Свинцова 2012 год

     

  26. Dedushka
    Dedushka Автор 03.05.2014, 12:16

    Ещё один ракурс дома Свинцова
    Я хотел первоначально Ваше фото использовать для статьи, но здесь дом слишком серый и мрачный. Пытался насыщенность цвета и яркость исправить программно, но получилось не слишком хорошо, а так, композиционно очень удачная фотография (если бордюр и столб на переднем плане обрезать). Вот Вам в обработанном виде, может пригодится:

  27. Юзовский
    Юзовский 03.05.2014, 12:31

    Dedushka,
    Спасибо! Так столб можно убрать.

    здесь дом слишком серый и мрачный.
    Это я из машины снял. Может даже через лобовое стекло. Сейчас уже и не вспомню. А погода тогда, действительно, была пасмурная.

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.