Кто в тереме живет? Часть 3: пиццерия, милиция, бомжи
Завершаем публикацию первого куска фундаментальнейшего исследования Дедушки Джеральда, посвященного юзовским домам: их историческим владельцам, их архитектуре и вообще. Сегодня — третья часть. Первые две — здесь и здесь. Редакции сайта "Донецкий" точно известно, что Дедушка напряженно работает над продолжением, которое мы, смеем надеяться, и увидим скоро.
«ЧИЗ»
Красивый домик, в котором помещалась пиццерия «ЧИЗ», снесен не так давно. В наше время «ЧИЗ» состоял из обшитого плиткой и пластиковыми панелями дома по ул. Октябрьской (бывш. 4-я Линия, д.75) и кирпичного жёлтого особняка (бывш. 4-я Линия, д.77), развёрнутого фасадом к пр. Садовому. Перестройка была выполнена владельцами пиццерии уже в последнее двадцатилетие.
Небольшим домом №75 (оценка в 1 125 р.) владела Ида Ароновна Лейбова, продавшая его в промежутке 1905-18 гг. некоему Залману Л. Изральéвичу (ГАДО. Ф.10. Д.6. Л.30 об.-31). Дом №75 хоть и был небольшим, но Изральéвич сдавал его внаём сразу пяти разным семьям, (вспомните пресловутую юзовскую скученность), которые платили ему квартплату от 120 до 300 рублей в год в зависимости от количества комнат, которые они занимали (Там же. Д.12а. Л.25).
Кирпичное здание пиццерии «ЧИЗ» стоило уже в 2,5 раза дороже — 3 750 р. Владела им Елизавета Курочкина, продавшая его со временем М.Г. Завесу (Там же. Д.6. Л.31 об.-32), который ещё имел и более дешёвый дом на 7-й Линии, д.88, стоивший 1 800 р. (Там же. Л.51 об.). Завес квартирантов в этот двухэтажный особняк не пускал и сам жил в доме на 7-й Линии. Наиболее вероятно, что он сдавал будущий «ЧИЗ» под какой-нибудь магазин. Сама Курочкина проживала в своём втором доме по 3-й Линии, 60 (Там же. Д.22. Л.37).
Таким образом, исторически правильное название снесенного здания «ЧИЗа»— «дом Завеса».
В 90-е гг. ХХ века владельцы пиццерии перенесли вход в здание в правое крыло. Изначально он находился по центральной оси уличного фасада под балконом. (См. фото Sedoy в статье о сносе особняка на сайте infodon.org.ua)
Милиция
Интересен вопрос о том, где находился полицейский участок Юзовки. В нём, как помните, ещё встречали Екатеринославского генерал-губернатора:
По информации М.С. Альтера полиция изначально находилась на 7-й Линии, д.2 с обратной стороны дома Базарной конторы на 1-й Линии, д.1. Затем переехала на 3-ю Линию, но куда именно? Дома №1 и №2 по 3-й Линии числились за Новороссийским обществом. (Там же. Д.6. Л.13 об.). Дом №3 принадлежал Ивану Петровичу Гуторову, стоил 1 000 р. (Там же. Л.13.), а соседний №4 — торговому дому братьев Тудоровских, затем его купил за 1 065 р. Лейб Гершевич Золовик. По данным горуправы к 1918 году по этому адресу 3-я Линия, д.4 находился дом, который Новороссийское общество предоставило для проживания юзовским милиционерам (именно так стала называться полиция при Временном правительстве), причём стоимость дома составляла уже 700 р. (Там же. Д.12а. Л.19 об.).
В настоящее время все эти дома по ул. Красноармейской (3-й Линии) входят в комплекс зданий Донецкого СИЗО. Примечательно, что к 1937 году официальным адресом тюрьмы была 2-я Линия, д.2, т.е. вход был не с ул. Красноармейской, а с ул. Кобозева (Список абонентов… С.68). Некоторую комичность добавляет Сталинский музыкальный техникум, находившийся к 1937 г. в одном здании с тюрьмой на ул. Кобозева, д.2 (Там же.).
Подтверждают местонахождение милиции на 3-й Линии и участники борьбы за установление Советской власти в Юзовке (См.: Рассказы о великих днях : Воспоминания старых большевиков Донбасса. Сталино: Облиздат, 1957). Мог ли юзовский полицейский участок быть на месте современного изолятора временного содержания УВД по адресу ул. Красноармейская, д.18 (не путать с современным СИЗО в начале той же улицы)? Не зря же он там сейчас находится (см. Схему 3); тем более, что в «Полной истории Донецка» содержится утверждение, что полицейский участок Юзовки находился на пересечении Большого проспекта (т.е. Лагутенко) и 3-й Линии (Стёпкин В.П., Гергель В.И. Указ. соч. С.88).
В доме №18 Горотдел милиции появляется после 1928 года (ГАДО. Ф.Р-131. Оп.1. Д.1117. Л.1), а до революции им владела Анна Васильевна Рябова, дочь купца, дом которого по 4-й Линии мы рассматривали во второй части статьи. Анна Васильевна продала его некоему Кравцову. На 1918 г. дом оценивался в 2 750 р. (ГАДО. Ф.10. Оп.1. Д.6. Л.15 об.), проживало в нём 7 семей разного достатка, плативших хозяину за жильё от 120 до 870 р. в год (Там же. Д.12а. Л.20). К дому примыкало здание по 3-й Линии д.16, принадлежавшее Варваре Тимановской, стоило 1 000 р. (Там же. Д.6. Л.15 об.). Представляло из себя 4-х квартирный дом. Хозяйка в нём не проживала, здание полностью сдавалось под жильё (Там же. Д.12а. Л.20). В настоящее время дома с таким номером не существует, видимо, он перестроен и совмещен с домом Кравцова в одно здание изолятора. С задней, необлицованной его стороны видна первоначальная кладка юзовской эпохи:
Домовладение напротив (3-я Линия, д.17) принадлежало Иоселю Деревянскому и стоило первоначально 2 300 р. (Там же. Д.6. Л.15 об.), позднее состояло уже из двух домов в одном дворе и под одним номером, принадлежавших братьям Деревянским (имена неизвестны), видимо, сыновьям уже умершего Иоселя. Дома оценивались в 1 125 и 6 000 р. (Там же. Д.22. Л.28), и сдавались внаём шести различным семьям, платившим братьям от 180 до 360 р. квартплаты в год (Там же. Д.12а. Л.22).
Таким образом, и здесь тоже не мог находиться полицейский участок. Не было его и по другую сторону перекрёстка. Строение, уже который год отпугивающее своим кошмарным видом прохожих, также когда-то было жилым:
Это — дом одного из членов семейства Венгеровских. Мы уже рассматривали выше здание биржи труда, расположенное напротив гимназии Левицкой. Оно принадлежало Исааку Венгеровскому, который в нём и жил. Дом на перекрёстке Красноармейской/Лагутенко тоже построил и жил в нём некий Венгеровский с инициалами Я.Ф., занимая комнат на 360 р. в год. Было время, когда этим домом владел Готвальд Вальдштейн, но к 1917 году Венгеровский выкупил его назад (ГАДО. Ф.10. Оп.1. Д.6. Л.14 об.). Здание оценивалось в 3 600 р., и в нём, кроме самого Венгеровского, проживал Герш Дубинский (платил 300 р.), Герш Брагинский (360 р.), Герш Кронфельд (480 р.), некий Хильберг (120 р.) и известная по справочникам, как владелица бизнеса по торговле мукой Б.Ф. Венгеровская (360 р.), по-видимому, сестра собственника дома (Там же. Д.12а. Л.20).
Последнее строение на перекрёстке, которое мы не рассмотрели,— это дом №15 Никиты Я. Топорова. Дом стоил 2 500 р., хозяин жил в нём же, а свободные площади сдавал под неустановленное заведение (Там же. Д.6. Л.14 об.; Д.12а. Л.22). Перед войной там располагался некий Химотряд (Список абонентов… С.71). В настоящее время это — двухэтажное Г-образное угловое здание. Неизвестно, сохранился ли оригинальный дом Топорова. На немецкой аэрофотосъёмке г. Сталино этот дом выглядит несколько по-другому: трудно понять, является ли он двухэтажным, как сейчас, но главное в другом — он имеет иную, П-образную форму (см. Схему 4). Вместе с тем, современные жильцы дома настаивают на его дореволюционной постройке: элементы печного отопления в стенах, выявляемые ими во время ремонтов квартир, содержат клеймление царского времени.
Мы рассмотрели все здания на перекрёстке, и они оказались частными домами. Так где же размещалась полиция? Оказывается, она была совсем рядом с перекрёстком в доме №13 по 3-й Линии:
Это проект расширения Горотдела милиции путём пристройки нового здания в границах существующего участка. Видимо с ростом города старое здание уже не удовлетворяло необходимым требованиям. Как можно предположить, от этого проекта отказались, просто переселив Горотдел по диагонали через перекрёсток в дом №18. А что же старое здание полицейского/милицейского участка г. Юзовки в доме №13? Сейчас этого дома не существует. Дом №13 был снесен несколько лет назад, но и на немецкой аэрофотосъёмке мы также не видим строения со Схемы 5. Скорее всего, оно было снесено ещё до войны, а участок отдан под строительство частного жилого дома. Его-то и снесли в начале ХХІ века.
Теперь вспомним встречу генерал-губернатора Н.В. Богаевского и сопоставим этот снимок со Схемами 5 и 6:
Можно предположить, что на снимке мы видим на заднем плане стену дома Топорова с деревянной лестницей, на ступенях которой стоят люди. Ворота двора выходят на 3-ю Линию.
Жертва пожара
Рассмотрим историю сгоревшего недавно здания, стоящего вплотную к «Дому с маскаронами».
Дом в наше время состоит из трёх частей под одним номером: ул. Красноармейская, д.76, составляя единый комплекс с «домом с маскаронами». Наверняка, последний в юзовский период нумеровался по Садовому проспекту, поэтому уточнить его владельца мы не можем — не знаем номера. Что же касается адреса 3-я Линия, д.76, то хозяином дома первоначально был Яков Демидов, который продал его Ив[ану] Д. Минаеву за 5 250 р. Минаев уплачивал с него ежегодно 189 р. 52 коп. уездного земского налога, 113 р. 64 коп. губернского земского налога плюс овражковый сбор, кроме того, он проживал в этом здании, занимая комнат на 600 р. (Там же. Д.6. Л.21 об.-22).
Если о Я. Демидове нам ничего неизвестно, то о роде занятий Ив[ана] Минаева мы имеем чёткое представление: он торговал рыбой. На юзовских Торговых рядах (название на правах улицы) у Минаева были рыбные лавки №№131, 131а, 132, 132а, оценивавшиеся вместе в 3 015 р. (Там же. Д.13. Л.6). Большинство лавок на Торговых рядах имели в то время такую парную литерную нумерацию. В качестве примера:
И.Д. Минаев в своём доме был не единственным жильцом: у него снимали жилплощадь Ив[ан] З. Иванов (на 900 р. в год) и Я.М. Бернштейн, который, видимо, снимал часть здания, так как платил за свои апартаменты 1 500 р. (Там же. Д.12а. Л.21 об.-22). Первый известен тем, что являлся совладельцем юзовской городской электростанции, а также имел лавку на Торговых рядах, №35 (Там же. Д.18. Л.4; Д.22. Л.19 об.).
Теперь желающие могут с чистым сердцем именовать сгоревшее здание «домом купца Минаева».
В начале ХХІ века здание ещё имело угловой вход и богатый декор уличных фасадов, уничтоженный во время реконструкции (сравните с фото до пожара). Претендовать на роль культурно-исторического наследия оно уже не может, а пострадав при пожаре 2013 года, строение и вовсе перешло в аварийное состояние. Дальнейшая судьба дома купца Минаева вполне предсказуема.
«Бомжатник» на Горького
Речь о недавно снесенном доме по ул. Горького, д.58:
Как ни странно, но целый ряд посетителей этого сайта лично побывали там. Фото интерьеров первым разместил старый (см. комм. 134), а подвала — smit_2010 и Юзовский(этот подвал очень сильно похож на тот, в котором finkelstein однажды заболел бубонной чумой).
До революции этим двухэтажным домом по 8-й Линии, д.58 владел Григорий Чехиров, а затем Из[раиль] Д. Гринбейн (Там же. Д.6. Л.62 об.). Стоимость дома была довольно высока — 3 750 р., жило в нём 6 еврейских семей, плативших хозяину от 160 до 360 р. квартплаты в год (Там же. Д.12а. Л.60).
В комментариях к одной из многочисленных статей об этом доме Sedoy выразил пожелание «…найти тех людей, что проживали в нем… Они могли бы рассказать многое, о чем мы даже и не думаем». Идя навстречу пожеланию Юрия Вячеславовича, сообщаем, что в доме на 1919 год проживали семьи Г.М. Гринбейн, Г.А. Даниловича, О.З. Лукашевского, Л.Э. Ваги, З.А. Хейфеца, И.Л. Литвака. Ни одна из этих фамилий не совпадает со списком проживавших в доме до выселения в прошлом году. Это совсем другие люди. Всё уже давно и многократно успело поменяться. Из всех жителей дома в Юзовский период удалось узнать только о Лукашевском Азарии Зосимовиче (настоящее имя — Озер Зеликович). Он состоял членом Юзовского общества взаимопомощи приказчиков. В этом обществе находились самые разные люди, в том числе лица, замеченные в революционном эсеровском и сионистском движениях (подробно об обществе см.: Стёпкин В.П., Гергель В.И. Указ. соч. С.171-174, 493).
Исходя из размеров дома и количества проживавших следует уверенно предположить, что подвал также был жилым. К лету 1919 года цена строения упала, и новый хозяин Емельян Гутник уже платил налоги, исходя из новой стоимости дома в 1 350 р. (Там же. Д.22. Л.30). Сам Гутник переехал сюда из дома №21 по 11-й Линии, который он продал за те же 1 350 р., т.е. просто поменял место жительства, не разбогатев и не обеднев при этом (Там же. Д.6. Л.103 об.).
Налбандова и Стеймацкий
Выселенное здание рядом (ул. Горького, д. 54), также попало в поле зрение сайта «Донецкий». Вот оно на фотографии Кисточки:
Дом принадлежал Мовше Абрамовичу Рохлину и оценивался в 3 250 р. К 1918 г. был продан в собственность квартировавшей в нём Елизавете Х. Налбандовой (Там же. Д.6. Л.62 об.).
Похоже, что над парадным крыльцом изначально находился балкон. Мотивы декора фасадов типичны для городской постройки рубежа ХІХ-ХХ вв. и во многом повторяют элементы рассмотренного нами дома Свинцова.
Это было дорогое жильё. Елизавета Налбандова занимала комнат на 900 р., кроме неё, в доме жили Д.М. Лифшиц (216 р.), а также некий А.А.Турасов, снимавший себе апартаменты на 1 800 р. в год (Там же. Д.12а. Л.60). Из двух последних кто-то являлся преподавателем Юзовского коммерческого училища (ныне 2-й учебный корпус ДонНТУ), так как, согласно объявлению в газете, принимал по этому адресу учеников на курсы подготовки к вступительным экзаменам (Донецкая мысль. 1918. 4 янв. С.4).
Интерьеры «дома Налбандовой» на 8-й Линии. д.54 запечатлены smit_2010 и вы можете рассмотреть их здесь. О собственниках: известно, что брат первого владельца дома, Борис торговал в Юзовке готовым платьем (Вся Россия за 1902 год. Стлб.433). Кем была Е.Х. Налбандова достоверно неизвестно, возможно вдовой упоминаемого в Юзовке около 1907 г. владельца «галантерейного магазина Налбандова». И это был не единственный её дом. По состоянию на 1917 г. Елизавета Налбандова владела домом №50 по 2-й Линии, который сдавала внаём четырём семьям. Впоследствии она продала дом жившему в нём Израилю Стеймацкому (ГАДО. Ф.10. Оп.1. Д.6. Л.12 об.4; Д.12а. Л.19). В справочниках упоминается в Юзовке магазин готового платья Стеймацкого. Таким образом, наиболее вероятно, что Елизавета Налбандова была купчихой.
В 1927 г. здесь помещался детдом №2 (Донбасс: справочник-путеводитель. М., 1928.//Цит. по: Стёпкин В.П., Гергель В.И. Указ. соч. С.511). В настоящее время фасады здания подверглись столь масштабной реконструкции, что сказать что-либо о его первоначальном облике невозможно. Видно лишь, что дом имел проезжую арку во двор.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
В очередной раз, огромнейшее спасибо за материалы!
Расстраивает только то, что все эти дома, так или иначе принадлежали не Славянам, а Евреям, которые никогда не имели отношения к рабочему классу и жили за счёт трудового населения( паразитировали). Я не могу представить, чтобы еврей трудился в шахте или на заводе. Все занимались тупо спекуляцией и при этом содержали довольно приличные жилплощади и многодетные семьи. Просто они вели паразитический образ жизни. По большому счёту.
Замечу, что я никогда не относился к антисемитам. Это просто заметки о прошлом нашего города.
Честь ему и хвала! Вы же понимаете, что тов. Мишу нельзя ставить в один ряд, с землевладельцами пос. Юзовка.
Ясенов,
Та вопросов нет. Шановный Евгений Юрьевич.
Бывают ещё и другие фамилии-аббревиатуры, например Кац.
Это Ваши личные навороты.
Евреии в Юзовке плотно и вполне обоснованно занимали ячейку обслуживающего персонала. Т.е. англичане - управляли, расские с украинцами - пахали на англичан, а евреии занимались обслуживанием этой сирой, зачастую, бессемейной массы рабочих - чинили им сапоги, шили шмотки, продавали водку и т.д. Кто же виноват, что такой банальщиной не озаботились сми русские?
До революции процент евреев управленцев и интелегентов был крайне мал, а по законам Российской имеперии, когда евреии ущемлялись исключительно по религиозному принципу, - их не существовало вовсе, т.е. все эти перцы били выкрестами.
Опять же рассказ о "приличных жилплощадах" весьма далек от истины. Евреи жили очень скучено и в жуткой антисанитарии, о чем есть тонны мемуаров, и километры фашистских агитационных фильмов. И давайте не будем забывать, что земля, на которых стояли дома евреев и которые они сдавали, принадлежала НРО, которая её сдавала всем, кто был готов платить. Опять же, почему НРО не озаботилось должным образом о размещении своих рабоих и служащих? У Рыковского евреев, к примеру, на поселке не было, так как Рыковский, судя по документам, о своих рабочих заботился по-лучше Юза и Ко, но у него и возможности забить на это дело было по-меньше
На всякий случай, несколько фотографий на 25 марта 2012 года.
Начало ул. Кобозева:
Дом купцов Рябовых:
Дом Топорова:
Юзовский,
Это не дом купцов Рябовых. Дома Рябовых — это ул. Октябрьская, д.21 и 21А.
Dedushka,
То я перепутал. Фоторафий очень много в папках.
Вот:
Dedushka, по объёмам Ваших работ, складывается впечатление, что Вас забыли и закрыли в ГАДО.
Спасибо, ОЧЕНЬ интересно!
Юзовский, знаю ещё одного еврея работающего на шахте, правда горным мастером, правда под русской фамилией, но "то такэ" (с).
А ФИМА КТО?
Не, Фима - это слесарь с УПР-а.
у меня директором в школе был Кац Борис Моисеевич. Милейшей души человек был. Расскажите, что его фамилия означает.
Dedushka,
Спасибо вам за интереснейшее исследование.
Меня очень интересует фото "Юзовская милиция".Могли бы вы как-то увеличить фото, чтобы рассмотреть лица верхнего ряда слева?
Заранее благодарю.
smit_2010,
Кац — это сокращение от "коэн цедек" (праведный коэн). Кто такие коэны (когены) читайте здесь.
eis,
К сожалению, она у меня такого же формата, так как взята из статьи Евгения Юрьевича, где была помещена без возможности увеличения. Попросите, может у него есть крупнее.
Dedushka,
спасибо)
http://fotki.yandex.ru/next/users/js63/album/151210/fullscreen/557386
Ясенов,
Евгений Юрьевич, огромнейшее спасибо!
eis,
Не за что, обращайтесь! В принципе, администрация сайта отличается жадностью и ни с кем ничем не делится, но договориться можно:)
Ясенов,
Так и я всегда готова поделиться информацией с моим любимым сайтом.
Dedushka,
Собсно, по последней позиции, если интересно - в семидесятых там размещался детский городской противотуберкулезный диспансер.
С уважением
Алюрка,
У Рыковского на поселке евреев не могло быть по определению, т.к. это уже Донская сторона, куда им вход был заказан. И это всерьёз, по рассказам ветеранов пойманого на той стороне Кальмиуса еврея запросто могли и убить. И сказать шо так и було.
И ещё, относительно здания следственного изолятора, оно же бывший горотдел милиции. Помнится мне, что там до изолятора располагался госархив Донецкой области. А позже он переехал в здание бывшего ВНИИвторцветмет.
Федор,
Ну так и я об этом же. Евреев не было по определению, и их функции пришлось выполнять не еврееям
с уважением
Ух... огневая мощь юзовской милиции впечатляет - видать всё, окромя "Бярданофф", ушло на хронт.
Dedushka,
Мне трудно судить о том, какие плакаты висят в партархиве. Я там не был. Но я обязан верить собственным глазам, когда возле входа в это здание в советские времена (ориентировочно это конец 70-х - начало 80-х годов) висела вывеска - "Государственный архив Донецкой области". И вверху "МВД УССР", т.к. система госархивов входила в МВД.
Современное здание архива специально построено для архива и с институтом никогда связано не было.
Потому, что они находятся на стенде в партархиве. Могу взамен предложить ознакомиться со статьёй на сайте архива — очень кратким вариантом содержимого этих стендов.