Сталинский Гарлем
Обнаруживается удивительная вещь. Несмотря на просветительскую деятельность историков и краеведов, мало мало кто из нормальных людей знает, из какого сора образовалась площадь Ленина, мало кто представляет себе, что было раньше на ее месте. Поэтому сегодня мы говорим об этом, вспоминая, что уже было ранее сказано по теме на нашем сайте.
Современная площадь Ленина (понимаемая как пространство между проспектами Гурова и Комсомольским, включая Первомайский сквер) составилась из двух разных частей. Участок, на котором находится памятник Ленину, был до 1964 года занят Совбольницей, о которой мы неоднократно рассуждали. Сегодня мы — о другом, о южной части пощади, той, где сегодня мы можем видеть фонтан и все великолепие вокруг него.
Здесь вплоть до 1955 года существовала мелкая застройка, по преимуществу — частная и одноэтажная. Она существовала с доисторических времен и совсем не представляла собой какую-то аномалию. Вовсе нет! Этот квартал был похож на многие другие, расположенные рядом. Например, непосредственно с юга к нему примыкал еще один такой же — то же скопление мелких домиков. Сейчас в этом квартале находится Минуглепром и вот это здание по Артема, 93-95:
Картину общей застройки участка мы можем пронаблюдать с высоты птичьего полета, благодаря немецкой аэрофотосъемке 1941 года. Вот два квартала, о которых идет речь. Буквой «А» помечен тот, который занимал южную, «фонтанную» часть будущей площади Ленина, буквой «Б» — следующий за ним к югу, «минуглепромовский» квартал (между Комсомольским и Маяковского):
Как видим, к востоку от них — почти везде та же самая одноэтажная, по преимуществу, застройка. Эта территория, известная в истории города как «Новые планы», просуществует до конца 80-х годов, чтобы потом уступить место нынешнему громадному комплексу жилых многоэтажек на пространстве от Комсомольского проспекта до проспекта Дзержинского:
Квартал «Б», названный нами «минуглепромовским», умирал по кускам. Начало его конца было положено строительством собственно Минуглепрома, известного на определенном этапе как «совнархоз». После этого на части квартала все еще оставались одноэтажные жилые дома, резко контрастировавшие с современным окружением. Их устранили в конце 80-х, и позже на этом месте появилось то, что известно нам, в итоге, как гостиница «Централь».
Но наш взгляд все-таки сосредоточен на другом — на старой застройке квартала «А». Называя ее «Сталинским Гарлемом», мы имеем в виду прямую аналогию с нью-йоркским одноименным районом. Он так же парадоксален: существуя на территории Манхэттена, самого передового из районов города, рядом с морем небоскребом выглядит на редкость инородно. Вот так и старые домики нашего квартала «А» рядом с Домом Советов и Домом госучреждений представляли собой вопиющий парадокс.
Такая картина открывалась из окон «белого дома» в восточном направлении в начале 50-х:
Фото сделано в 1953-м. Никакого Минуглепрома в правой части снимка мы еще не видим. Перед глазами — одна сплошная одноэтажная застройка. Она доживала последние годы…
Удар по ней, давно планировавшийся, решили нанести в 1955-м. Вот что мы писали об этом в свое время:
Бросим взгляд на этот квартал. Если присмотреться к нему сверху и сбоку, увидим, что при всей своей хаотичности его строения более-менее организованы в две линии вдоль двух улиц — Артема и Постышева. Тут размещались и кое-какие организации. О тех, что выходили на улицу Артема, написано в вышеупомянутом материале «Детали исхода». А по Постышева располагались такие организации, как «Донмолпром» (дом 96) и отделение подписки КОГИЗ (дом 98, данные взяты из телефонного справочника 1937 года). Пространство внутри квартала не было очевидно структурировано, там дома располагались в произвольном порядке. Когда-то, готовя публикацию об эволюции площади Ленина и внимательно изучив немецкую аэрофотосъемку, мы набросали такой план квартала:
Часть правды этот план содержит, хотя поручиться за детали невозможно — аэрофотосъемка не везде их проявляет.
Центральным зданием квартала было, видимо, то, которое занимает передний план вида из «белого дома». Это красивый дом с затейливыми окнами, часть его мы можем видеть в отдалении на известном оккупационном фото:
На месте этого квартала отцы города планировали создать центральную площадь еще до войны. После войны к этим планам подступились более основательно, и сгенерировали такой вот проект:
Но тогда, в конце 40-х, руки до этого квартала у власти все-таки не дошли. Потом, в начале 50-х, родилось новое предложение:
Но и этот проект почил в бозе. Между тем, пространство квартала быстро расчищалось. Вот как этот процесс запечатлел фотокор «Социалистического Донбасса» Лев Азриэль:
А вот еще одно свидетельство зачистки:
Ну, и на освобожденном пространстве построили сквер с фонтаном — первую часть будущей площади Ленина. Все было окончательно готово в 1958 году, о чем свидетельствует соответствующий документ:
Вот так это выглядело в первые дни существования нового пространства:
Чаша фонтана, как видим, еще не смонтирована. Но Гарлема уже нет…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.