Театр кукол. Часть 1 – Прошлое
Виктор Добровольский
Любовь Гаккебуш
Из воспоминаний В. Добровольского: «Ширму сделали из фиолетового бархата. Она была лёгкой, прочной и портативной. Куклы были петрушечные. Один из первых спектаклей — «Ивасик-Телесик». У нас была лошадь и подвода, на которой мы выезжали со спектаклями на шахты и другие предприятия. В выходные дни ширму ставили на большой сцене нашего театра. Театр кукол, как и драматический театр, при котором он состоял, работал на украинском языке».
Первая труппа театра
Репетиция спектакля «Три поросёнка»
Выезд на гастроли
Постановлением Сталинского городского совета от 14 декабря 1933 г. (параграф 44) группа энтузиастов с 1 декабря была преобразована в самостоятельный театр кукол. В постановлении говорилось: «Учитывая большую потребность в обслуживании широкого круга учащихся и детей дошкольного возраста и отсутствие в г. Сталино театра для детей, большую доступность и портативность форм кукольного театра в деле обслуживания заводов и шахт, организовать в г. Сталино с 1 декабря 1933 г. при городском отделе народного образования кукольный театр. Художественное руководство театром поручить режиссёру-педагогу Сталинского государственного драматического театра Гаккебуш Любови Михайловне. Организационно-административную работу поручить артисту Сталинского государственного драматического театра Добровольскому Виктору Николаевичу». Так выдающиеся деятели украинского драматического театра стали основателями и руководителями театра кукол!
Из мемуаров полковникаФридмана: Наискосок от нас, на том же месте, что и сейчас, стояла синагога (прим. сейчас ул. Октябрьская, дом 36). Но выглядела она по-другому. Например, вход был со двора. В 1934 году ее закрыли, все золото сняли. Перед войной там устроили клуб медработников и пробили вход с улицы. Для нас в этом был один большой плюс: в клубе регулярно крутили кино. Ясно, что детей к клубу манило, как мотыльков на свет. И вот пришел сюда однажды актер Сталинского драмтеатра Виктор Николаевич Добровольский, в будущем народный артист СССР, собрал детей и сказал: будем театр делать. Ну, и сделали! Добровольский был очень ласковый, нас любил, как своих детей.
Во время войны театр занимался агитацией. В первые месяцы войны ими было создано более 40 спектаклей, агитпрограмм. Донецкий театр кукол был закрыт, но был создан другой — боевой, агитационный театр кукол. В Донбассе его организаторами, актёрами и драматургами были два известных деятеля искусств — поэт И. Френкель и писатель-сатирик В. Поляков. Осенью 1941 года в составе редакции газеты Южного фронта «Во славу Родины» они приехали в Сталино и создали маленький театр кукол. По существу, это был театр политических миниатюр — «Калёным штыком». Так как изготовить настоящих кукол участники театра не смогли, они решили по примеру С. Образцова (в Москве на одном из своих концертов С. Образцов показывал эстрадный номер, используя вместо кукол деревянные шарики) сделать куклы из картофелин. Спектакли театра «Калёным штыком», где играли куклы с картофельными головками, состояли из нескольких номеров. Первым был дуэт Геббельса и Риббентропа «Хайль со смыком — это буду я…». Потом картошка-Геббельс исполняла сатирический романс о Муссолини «Бенита». В. Поляков сочинил скетч, который назывался «Разговор Геббельса с геббельсовой уткой». Спектакли «картофельного театра» проходили в воинских частях, госпиталях «на ура». С ними приехали в Запорожье, исколесили весь Донбасс. Но вот беда — картошки были неудобны при длительной работе. Понадобились настоящие, сделанные профессиональным скульптором петрушечные куклы. И тогда они пришли за помощью в помещение Сталинского театра кукол. К своему счастью, там застали мастера по куклам — пожилую симпатичную женщину, рассказали ей о своей затее, и она сделала им четыре куклы — Гитлера, Геббельса, Риббентропа и Антонеску. И. Френкель вспоминал, что донецкая мастерица сделала также Петрушку в красноармейском шлеме и венгерского офицера. Художница погибла при бомбёжке, ее имя осталось неизвестно, но и после ее смерти куклы продолжали бой с фашистами. Кукольный театр с обновленными куклами под названием «Весёлый десант» веселил бойцов ещё несколько лет.
Премьеру спектакля с участием новых кукол Френкель с Поляковым дали в канун 1942 года. Владимир Поляков выступал в роли автора пьесы, конферансье и кукольника, а Илья Френкель сопровождал представление игрой на гармони. Кукольное представление завершили исполнением песни «Давай закурим»:
А когда фашистов не будет и в помине,
И к своим любимым мы придем опять,
Вспомним, как на запад шли по Украине…
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать!
Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах
Где-нибудь когда-нибудь мы будем говорить,
Вспомню я пехоту и родную роту,
И тебя – за то, что ты дал мне закурить.
Давай закурим, товарищ, по одной,
Давай закурим, товарищ мой!
Кукольное представление «Калёным штыком»
В 1958 году начинается новый период в жизни театра, который пришлось создавать практически с нуля, создается новый творческий состав, который возглавили: директор — И. С. Журавлев, а с 1968 года — И. П. Клименко; главный режиссер — В. М. Трипольская, а с 1961 года — О. Д. Юдович; главный художник — Л. В. Ванифатьева, а с 196З года — М. Ф. Ясницкий.
Александр Давыдович Юдович
25 января 1959 г. открыт театр кукол! Сбылись надежды и чаяния многих поколений нашего городка. Дети Сталино получили свой отдельный театр, открывшийся остросюжетным спектаклем «Ивашечка и ведьмин кот». Директор театра кукол И. Журавлев рассказывал детали: «Летом прошлого года Совет Министров Украинской ССР по ходатайству местных организаций вынес решение создать в Сталино театр кукол. На территории Кировского района на улице Саврасова было выделено специальное помещение. Кадры мы подобрали на месте. Пока производились ремонт и оборудование помещения, коллектив театра обслуживал школьников Чистяковского, Макеевского, Снежнянского и др. районов области… Сейчас молодой творческий коллектив готовит большой спектакль «Приключения Тома Сойера» по мотивам повести М. Твена».
Сейчас это здание выглядит так (за фото спасибо Ехилевскому Павлу Григорьевичу)
В 1959 г. ставится спектакль Е. Черняка и Е. Гилоди «Сумка, чалма и свирель»
В 1960-х годах в творческом коллективе театра состояли известные мастера кукольного театрального жанра:
Сергей Ефремов
Элеонора Смирнова
Шарль Фоерберг
В 60-х годах выходят спектакли Александра Юдовича — "Волшебная калоша", "Телевизор доктора Айболита", "Битва в лесу", "Чертова мельница" (для взрослых) и Сергея Ефремова — "Голубой щенок", "О чем рассказали волшебники", "Сказка о жадном Сереже" (диплом республиканского смотра) и другие, в которых звучала талантливая музыка композиторов Александра Виленца и Григория Бирюшова.
В 1961 году в театр пришёл новый главный режиссёр — Александр Давыдович Юдович и уже в 1962 г. выходит один из его лучших спектаклей «Чёртова мельница» Я. Дрды и И. Штока. Спектакль создавался совместно с только что окончившим Харьковский театральный институт режиссёром С. Ефремовым (художник Л. Ванифатьева, композитор Н. Богословский). В активе главного режиссёра Донецкого театра кукол также были спектакли: «Телевизор доктора Айболита» А. Юдовича и С. Ефремова, «Клянёмся тебе, Кибальчиш!» А. Горина и А. Юдовича, «Вредный витамин» Ю. Елисеева.
В 1964 г. ставится спектакль Л. Брусевича «Аленький цветочек»
15 сентября 1964 г. на гастролях в Донецке был Сергей Образцов (к 1964 году Сергей Образцов уже был народным артистом СССР, главным кукольником страны и создателем культовых спектаклей «Необыкновенный концерт» и «Божественная комедия). И вот он в нашем городе: «Открывается занавес, и на эстраду выходит Сергей Образцов. Он представляет своего аккомпаниатора и спутника жизни Ольгу Александровну Образцову, а затем начинает рассказ об истории создания прославленного театра кукол, который за тридцать с лишним лет существования объездил весь мир. Беседуя со зрителями С. Образцов, уже совсем седой, но очень подвижный человек, непринужденно расхаживает по сцене. Временами он останавливается, смотрит в переполненный зал, подыскивает нужное, наиболее выразительное слово и продолжает беседу. В зале то и дело вспыхивают аплодисменты, раздается раскатистый смех». На память о своём пребывании в городе и театре С. Образцов оставил свой портрет с подписью: Донецкому театру кукол на счастье. С. Образцов.
Момент из «Сказки о бедном Серёже» (1967 г.)
Именно в 60-е годы коллектив театра становится стабильным творческим организмом, и Донецкий театр кукол 60-х годов был одним из самых молодых в республике. В начале 70-х А. Юдович вернулся в Харьков, а в 1971 году главным режиссёром Донецкого театра стал заслуженный артист Украины Борис Смирнов.
Борис Смирнов — главный режиссер театра с 1971 по 1999г.г., заслуженный артист Украины (пятый слева). Николай Ясницкий — главный художник театра с 1963 по 2002 гг. (четвертый справа) и участники спектакля С. Когана «Друзья маленькой Кити» (1972)
Сцена из спектакля «Друзья маленькой Кити»
Этот период — время Смирновских спектаклей, отмеченные в разные годы престижными дипломами на всеукраинских и межрегиональных фестивалях, а именно: «Р.В.Р.», «Земля отдана тебе навсегда», «Сказка про добро и зло и про длинный язык», «Улыбка судьбы», «Сэмбо», «Сказка о золотом петушке», «3олотая чайка» В. Орлова, «Как стать великаном» С. Когана и В. Орлова, «Али-Баба и сорок разбойников» В. Маслова, «Друзья маленькой Кити» С. Когана, «Зелёная лисица» Ю. Страхова. Это время расцвета яркого музыкального таланта композитора Якова Липовецкого, рождения замечательных кукол, сделанных руками настоящих мастеров Владимира Юшкевича и Евдокии Панжар
В 1973 году театр возобновил спектакль для взрослых «Чёртова мельница».
Этот период — время укрепления творческой труппы и признание донецкой актерской школы, рождение таких творческих личностей как Елена Липина и Жанна Славская, время незабываемых образов, созданных актерами Раисой Шубиной, Клавдией Мещеряковой, Иосифом Исаковым, Людмилой Тушканова, Раисой Тарадай и другими. Нельзя не вспомнить с благодарностью режиссерские работы Ильи Брандмана, Аси Акименко, Юрия Тесле, Евгения Чистоклетова, а также Анатолия Шуха, который к тому же был и остается ярким композитором, чья талантливая музыка продолжает звучать во многих спектаклях театра. Этот период — время успешных гастрольных путешествий не только в Донбассе, но и во многих городах Украины, России, Бельгии, Беларуси, Молдовы.
В 1976 г. ставится спектакль Б. Сударушкина «Сказка про Емелю»
Семидесятые годы — время, когда театр Б. Смирнова лишь формировался, складывалось его новое творческое ядро: сюда пришла работать поэтесса Светлана Куралех, совпали позиции режиссёра и с поисками художника Н. Ясницкого. Труппа, которую принял режиссёр в начале семидесятых, состояла, в основном, из пожилых актёров. В 1977 году при театре открылась актёрская студия.
С 1977 по 1989 гг. директором театра работал заслуженный работник культуры Украины В.Ф. Косенко, с 1989 по апрель 1992 года — Л.М. Ващинский, а с апреля 1992 года — заслуженный работник культуры Украины В.М. Стариков.
1980 г. Н. Осипова «Сказка про добро и зло и про длинный язык»
На протяжении долгих лет у театра не было собственного здания и только в 1980 году институт «Донбассгражданпроект» разработал проект здания для донецкого театра кукол. Но он так и не был воплощен в жизнь. Театру кукол было передано бывшее здание кинотеатра «Победа» по проспекту Ильича, 18, куда они въехали в 29 октября 1983 году и находятся по сей день.
В 1980 году состоялась премьера спектакля «Земля дана тебе навеки» С. Куралех и Б. Смирнова по мотивам произведений Кришана Чандры. Это театрализованный политический плакат, адресованный молодёжи. Эффектным было начало спектакля. Из космоса сцены выплывал вращающийся земной шар, переливаясь голубыми светящимися красками. В «человеческом зоопарке» спектакля мир был как бы вывернут наизнанку. После ядерной катастрофы не звери, а оставшиеся в живых люди сидели в клетках. Это — Бизнесмен, Дипломат, Поэт, Учёные — все те, на кого театр возложил ответственность за постигшую Землю трагедию. Посетителями же зоопарка были Осел, Ослик и Обезьянка.
С. Куралех и Б. Смирнов «Земля дана тебе навеки»
В 1981 г. за успехи, достигнутые в профессиональном воспитании творческой молодежи и за активное участие в проведении Всесоюзного смотра 1978—1980 годов театр награждён дипломом I степени и премией Министерства культуры СССР. В следующем, 1982 году, за весомый вклад в дело укрепления мира театр награждён медалью Советского комитета защиты мира. А 23 декабря 1983 года за успехи в развитии театрального искусства, воспитании подрастающего поколения театр награждён грамотой Президиума Верховной Рады Украины, главному режиссёру театра Б. Смирнову и артисту В. Ткаченко присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Украины».
Актерскую труппу составляют мастера сцены: Михаил Загной, Борис Шайдер, Любовь Шайдер, Вячеслав Греков, Людмила Смирнова, Евгения Железняк, Игорь Бойко. Спектакли Донецкого театра кукол знают не только в Донбассе, но и во многих городах: Украины, России, Белоруссии, Молдавии, Бельгии, Сербии.
Среди удавшихся спектаклей театра — «Золотой цыплёнок» и «Цветное молоко» В. Орлова, «Про добро и зло и про длинный язык» Н. Осиповой, «Проделки Мыцика» Е. Чеповецкого.
В конце 80-х – начале 90-х годов ставятся спектакли «Прыгающая принцесса», «Проделки Мыцика».
Долгие годы актерская труппа театра была разделена на 3 группы — по сути это были 3 театра, которые готовили и показывали спектакли самостоятельно, отдельно друг от друга. Только в 1995 году была восстановлена единая труппа, расширен выбор исполнителей при распределении ролей и назначении дублеров, что дало возможность готовить параллельные спектакли без художественных компромиссов и создавать масштабные постановки, в которых могла быть занята вся труппа. С этого же года прочное место в репертуаре театра заняли спектакли на украинском языке. До закрытия 61 театрального сезона был поставлен "Ивасик — Телесик” по мотивам украинской народной сказки. Его премьера прошла с большим успехом.
Сейчас, уже длительное время театр возглавляют: директор — художественный руководитель театра, заслуженный работник культуры Украины Виктор Михайлович Стариков, главный художник театра Анатолий Иванович Павлик, помощник директора по творческим вопросам, заслуженный работник культуры Светлана Степановна Куралех, режиссёр-постановщик Евгений Иванович Чистоклетов.
За год до 75-летия творческого коллектива (2007 год) в истории Донецкого театра кукол и культурной жизни Донецка и Донбасса произошла знаменательное событие — согласно Приказу Министерства культуры и туризма Украины от 17 октября 2007 № 1287/0/16-07 театру присвоен статус академического, затем появилось современное полное название заведения — Донецкий академический областной театр кукол.
Театр проводит большую работу со зрителем, поддерживает постоянные контакты со школами Донецка и области. Особым вниманием окружены дети детских домов, интернатов, больниц, дети-сироты, чернобыльцы, дети малообеспеченных и многодетных семей. При театре работает клуб юных любителей театра, участники которого не только смотрят спектакли, но и получают более глубокие знания по театральному искусству. В театре постоянно действует консультационный пункт, где оказывается практическая и методическая помощь самодеятельным кукольным театрам. Театр участвует во многих городских и областных мероприятиях. Уже стало традицией проведение Дня защиты детей и Дня города совместно с Донецким городским советом.
За свою работу театр награжден Почетной грамотой Президиума Верховного совета Украины, десятками престижных дипломов на международных, всеукраинских, региональных и областных фестивалях. Донецкий театр кукол стал учредителем регионального фестиваля «Лялькові зустрічі», который успешно прошел в 2000, 2002 и 2004 годах с участием ведущих театров кукол и театральных критиков Украины и стран СНГ.
В 2011 году в театре проходил пятый театральный фестиваль «Арт-Альтернатива».
1 декабря 2013 года театр отметил 80-летний юбилей!
Продолжение следует …
п.с. Выражаю огромную благодарность Светлане Степановне Куралех за предоставленные фотоматериалы!__________________________________________________________________________
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Sedoy,
Igor R,
всегда пожалуйста!
Очень хорошо написано воспоминание. С душой... чего уж там.
полностью с Вами согласен.