Коллега Бублик подбросил еще немного древнего чтива. Насколько помнится, это издание на наших страницах еще не фигурировало…
Периодически мониторя «эфир» из многочисленных электронных источников, иногда удается среди них найти что-то относительно новое, касающееся наших краев. Вот, например, нашлась такая подборка некоторых экземпляров всесоюзного журнала «Горнорабочий». Издавался в Москве…
Там — обзор около десятка еженедельных номеров за 1925 год, в одном из них указан тираж номера — 14.000.
При отборе материалов по интересующему нас Юзовскому угольному району в большинстве случаев встречались сведения в основном по местности, касающейся Краснотворческих (Рутченковских) рудников и Лидиевки, что в общем-то неудивительно — эти шахты считались одними из передовых по региону, именно здесь появились в 1924 году первые угольные комбайны и французские электровозы.
Многие выдержки из журналов, касающиеся нашей местности, можно посмотреть в альбоме, см. ЗДЕСЬ.
Несмотря на практически полную политизированность издания, клеймящего коварных капиталистов и восхваляющего новую пролетарскую власть, интересно все же посмотреть, о чем же конкретно писали агитаторы страны Советов через 8 лет после залпа Авроры, и в частности — на Донбассе.
Стачки
Конечно же на первом месте в материалах журнала о рабочих горной отрасли — многочисленные очерки о стачках рабочих и шахтеров против капиталистов всего мира:
«Вслед за 1905 г. волна забастовок захлестнула все районы. Пожары в Баку, террористические акты на Урале (шайка лесных братьев), выступления в Донбассе, везде шахтеры грозят и требуют, везде они обнаруживают «скрытое единодушие», но господа Фон-Дитмары, Рутченковы, Манташевы и пр. находили способы привести горняцкую массу в повиновение: казаки и ингуши, шпионаж и водка, церковь и поп — вот излюбленные методы, которые они применяли для ликвидации завоеваний 1905—6 годов»
О стачке-маевке Юзовского района:
«В 1906 г. Юзовская группа Донецкого Юмитета РСДРП по поводу первомайской забастовки 1906 года писала: «Пролетариат Юзовского района в первый раз принял участие во всемирном празднике рабочих. На рудниках Рыковском, Успенском, Рутченковском, Алексеевской, Французской компании, Смоляниновском, Проходке и Ветке Новороссийского Общества, Волынцева, Пастуховском, Берестово-Богодуховском, Григорьевском, Вознесенском (Карповском), Лидиевском и др., на двух заводах и во всех почти мастерских города Юзовки работа в день 1-го мая замерла»
О «сильном движении» на Рутченковке и неизвестной (возможно — вымышленной) шахте «Вера»
«В июле 1907 г. на рудниках французской компании в Юзовском районе началось сильное движение среди рабочих. Особенно велико было возбуждение на рудниках бр. Рутченковых, на шахте «Вера» и «Ольга». Рабочие предъявили целый ряд требований: улучшение квартирных условий, прибавку жалования и др.
Хозяева «Веры» и «Ольги», братья Рутченковы, приостановили работу на руднике и не соглашались ни на какие условия рабочих.Вскоре была вызвана рота солдат Керченикольского полка, которая разместилась на рудниках.
…Возвращаясь к себе домой на шахту № 28 французской кампании, я заметил, что здесь уже хозяйничают и расправляются отряды конных драгунов. Я вынужден был пройти на шахту «Вера» и искать приюта у товарищей.
20-го августа ночью на станцию Рученково прибыл карательный поезд с пулеметами и двумя легкими орудиями. В ночь на 21 августа начались массовые аресты рабочих. Десятитысячная толпа рабочих направилась к ст. Рутченково. Не доходя до станции, мы устроили митинг.
…Власти вызвали роту солдат Керченикольского полка с Рутченковских рудников, выстроили их и приказали дать залп по митингу. Солдаты отказались. Рабочие двинулись к станции. Вдруг раздается команда драгунам «Шашки на-голо!». Драгуны ринулись в толпу с обнаженными саблями… Началась кровавая расправа…»
О Юзовке, борьбе с разрухой и неграмотностью
Не обошел центральный журнал из Москвы вниманием и Юзовку с Юзом, «доступно и доходчиво» (сарказм — прим.) объяснив простым шахтерам его появление в Донбассе и возникновение города:
В противовес бывшим шахтовладельцам на страницах нового в ту пору журнала — много очерков о простых тружениках — новом гегемоне революции. Вот заметка о шахтере преклонного возраста — 50-летнем старейшем саночнике. Да-да — 50-лет, преклонного возраста:
На страницах издания также очень много материалов по борьбе с неграмотностью, а пропагандировалось это в том числе и таким способом — танцами (чуть не написал — ритуальными) на сцене клуба:
«Пионеры, под музыку, в ритмическом танце демонстрируют наши успехи в деле ликвидации неграмотности. Танцуют девочки от 7—8 до 12—13 лет. В танце все более многочисленным становится круг девочек без повязок на глазах (грамотные) и все более радостен их танец, по мере того, как число их растет. Все более редеет толпа девочек с повязками (неграмотные), робко жмущихся в углу сцены. Танец произвел значительно более сильное впечатление, чем танцы знаменитой Айседоры Дункан и детей ее школы»
О вреде футбола для пролетариата
В одном из номеров журнала автор очень беспокоится о здоровье горняков: «Массовое эпидемическое увлечение футболом, конечно, нужно отнести к явлениям отрицательным. Увлечение футболом в таких размерах может принести только вред. Наши игроки недостаточно хорошо знают правила игры в футбол, а если и знают, то очень часто их не соблюдают. Это ведет к грубой, неумелой игре, которая изобилует членовредительством. Увечьям не должно быть места в практике пролетарской физической культуры: за этим нужно строго следить.
Кроме того, футбол развивает только нижнюю часть туловища—нога, поэтому получается однобокое развитие. К отрицательным чертам футбола нужно также отнести азарт, с которым проводится игра. Можно рекомендовать замену футбола другими играми, родственными футболу, но в которых принимают участие все части тела. К таким играм относится баскет-бол, валей-бол, сервэс-бол, ньюксм и др.»
«Держать курс на уменьшение футбола в предстоящем сезоне—одна из предстоящих задач.
Буржуазия в западных странах, да и у нас, смотрела совершенно иначе на физкультуру. Она использовывала общества физкультуры, чтобы сплачивать молодые буржуазные элементы, готовя из них определенные кадры в своих империалистических целях« — пишет автор заметки в журнале «Горнорабочий».
А вот — несколько коротеньких выдержек на другие темы.
О борьбе с бандитизмом:
«В Семейкинском райкоме (Успенский рудник) нам больше всего приходилось заниматься бандами, и помещение нашего райкома на целые недели превращалось в штаб. Клуб служил казармой»
О клубе китайских рабочих Артемовских госкопей (не донбасских):
«На видном месте в клубе помещается стенгазета, отдельные небольшие статейки аккуратно оклеены красными бумажками. Передовица посвящена больному вопросу быта китайских рабочих—курению опиума. За ней идет краткая биография Ильича, дальше — краткая заметка о страхкассе и т. д.»
Об оздоровлении физическом и духовном:
«Краснотворческим местным отделением обращено серьезное внимание на проведение курортной кампании. Кроме того, возбуждено ходатайство об открытии на шахте Лидиевка ночного туберкулезного диспансера с пропускной способностью в 25 чел., что даст возможность подлечить в течение сезона 100 чел. легочных больных»
Духовному оздоровлению рабочих масс и политической грамотности видимо способствовал просмотр таких фильмов:
Отрывки из путевых очерков 1925 года по Донбассу:
«В Рутченково утром отправляемся в клуб. Бросается в глаза буфет. Это, видимо, самое оживленное место. Все комнаты клуба в этот час пусты, а около буфета трется публика. Пьют пиво, закусывают. Делается это стоя, около высокого прилавка. За прилавком флегматичная фигура буфетчика. У него пухлое лицо и унылые, свисшие усы. На стойке большая батарея пивных бутылок.
Пьем пиво. — Почему стульев нет?—спрашиваешь буфетчика. Следует равнодушный ответ: — У нас по-пролетарски: выпил, пошамал и лети.
Сбоку буфета на стене висит оборвавшийся, с запыленными концами длинный, красный плакат. На плакате в смятых складках с трудом прочитываешь: «Интересы рабочего класса в его борьбе против капиталистов требуют полной солидарности и тесного единства рабочих и крестьян».
Плакат висит уныло, так же как и буфетчиковы усы, и как-то не вяжется ни с этим буфетчиком, ни с буфетом.
Позднее слушаем в Рутченковском клубе репетицию «Вечера книги». На сцене несколько девушек и два мальчика:
На следующее утро, в воскресенье, перебрасываемся из Рутченково на Лидиевку. Останавливаемся в клубе. Ранний час, но в клубе публика. С одним из лидиевских товарищей идем смотреть поселок. Туманный день. Тепло. Приближаемся к поселку, носящему название «колония № 4» — пишет автор очерка.
А вот в путевых заметках о Лидиевке есть некоторые известные байки, дошедшие до наших дней:
Есть в журнале и различные познавательные статьи, например о случайных открытиях полезных ископаемых. Вот один из описанных случаев: «Каменный уголь в Плаунской долине, близ Дрездена, открыт пастухом, который, желая поправить разложенный костер, взял для этого черные камни, вырытые копытами лошади, и камни эти загорелись»
Описываются в номерах журнала также различные зарубежные технические новшества на то время.
Вот — о волшебных американских очках:
А на следующем снимке — «Мерседес», изготовленный отсталыми империалистами. Но он все-таки — на службе страны Советов:
Уже вовсю в молодой советской республике гремели сводки о непрестанном увеличении добычи угля:
Съезжались съезды, сходились конференции:
На нижней фотографии — делегаты всесоюзной конференции союза горнорабочих на фоне второго деревянного Мавзолея. Лишь только в 1930 году уже третий по счету Мавзолей станет железобетонно-кирпичным. А уже в более позднее время, в 1983—1984 гг. к его тыльной части будет добавлен импортный эскалатор для комфортного и безопасного подъёма вождей на трибуну.
Следующую ссылку не рекомендуется открывать людям впечатлительным и психологически неустойчивым. Да и она ну прямо уж откровенно не по теме — об излишествах всяких нехороших, вопиющих, произошедших в усыпальнице. Но все-таки для желающих глянуть одним глазком, если кто не знал об этих инцидентах — это ЗДЕСЬ.
Но опять же — не всему нарисованному следует верить (народная мудрость китайских хунвейбинов, позаимствованная ими на некоторое время у Кот-д*Ивуарских археологов)).
А тем временем очень часто в номерах всесоюзного журнала для пролетариев уже начали проскальзывать тревожные и недовольные нотки, укоряющие несознательных подписчиков из Донбасса:
«Даже в среде наиболее активной, наиболее сознательной части членов нашего союза еще не все читают наш журнал «Горнорабочий». За последнее время положение еще более ухудшилось — больше всего от других районов отстал крупнейший наш район — Донецкий бассейн. По числу выписываемых им экземпляров журнала «Горнорабочий» Донецкий бассейн стоит в последнем ряду наших союзных организаций. В Донбассе на каждую сотню членов Союза приходится только 3 экземпляра «Горнорабочего»…Надо подтянуться…На первом месте по подписке — Баку»
Проглядывая выдержки из номеров журнала, не стоит забывать, что прошел всего лишь один год после смерти Ленина. Как известно, в этом, 1925 году, уже состоялся судебный процесс о «разгуле немецкого шпионажа и подготовке покушения» на Сталина и Троцкого. Был и приговор к высшей мере социальной защиты — расстрелу (из материалов процесса).
А до следующего основательного показательного процесса — «Дела об экономической контрреволюции в Донбассе» оставалось всего каких-то три года…
Чаще всего этот судебный процесс фигурирует в различных источниках под названием «Шахтинское дело»:
Наверняка это нашумевшее «дело» освещал и всесоюзный журнал «Горнорабочий» — действо уже должно было произойти через несколько неспокойных лет. А после «разминки» уже настало «время» «Дела» ученых Донецкого Индустриального института 1937-40 годов.
Спасибо, уважаемый Валерий Леонидович, за столь ценный источник информации! Сейчас я нахожусь в восьмом номере и не могу не поздравить всех обаятельных и любимых нами женщин с Днём 8 Марта! Примите самые искренние пожелания добра и счастья! И привет из 1925!
Предлагаю вашему вниманию несколько выдержек из № 1 "Горнорабочего" за 1925 год. Они посвящённы извечной проблеме, стоящей у нас на третьем месте после дураков и дорог: борьбе с бюрократией. 1925 год! А ничего не изменилось. Носить нам - не переносить!
Есть у революции начало, нет у революции конца:) Карта 76 г. и современная. На них - один и тот же парк, но вряд-ли его уже назовут в честь 100-летия Октября:) Впрочем - мало-ли...
Цитата из публикации: "На нижней фотографии — делегаты всесоюзной конференции союза горнорабочих на фоне второго деревянного Мавзолея. Лишь только в 1930 году уже третий по счету Мавзолей станет железобетонно-кирпичным...Следующую ссылку не рекомендуется открывать людям впечатлительным и психологически неустойчивым...Но все-таки для желающих глянуть одним глазком, если кто не знал об этих инцидентах — этоЗДЕСЬ".
Подробнее - об одном из этих инцидентов: "Сколько погибло человек при взрыве в мавзолее Ленина в 1973 году".
Отрывок из статьи:
"Как впоследствии обмолвился в одном из интервью экс-начальник 5-го управления КГБ СССР Филипп Бобков, данный мужчина приехал в столицу из Горловки (Донецкая область Украины)...Эту же версию подтвердил в своей книге генерал милиции Михаил Корниенко. Он вспоминал, что в 1973 году, когда он работал в прокуратуре Горловки, в ведомство поступил запрос из КГБ...
«Матери он сказал так: я уезжаю, но скоро обо мне услышит вся страна», - поделился с сотрудниками КГБ Корниенко. В ответ чекисты рассказали ему, что горловчанин совершил преступление в Москве. Через несколько дней выяснилось, что речь шла о теракте в Мавзолее".
Заметка из газеты "Донецкая Правда", органа Центроштаба Донецкого Бассейна и Юзовского Совдепа, 1918 год. Для увеличения открываем исходное изображение в новой вкладке. Газета была найдена О. Мокиенко.