Кино 90-х: период полураспада
18.09.2015

Кино 90-х: период полураспада

На сайте "Донецкий" уже публиковались три статьи о прошлом кинотеатра Шевченко – в 50-е60-е, 70-е и 80-е годы. Продолжаем тему, и развиваем ее. Сегодня на очереди – следующая эпоха, смертоносные 90-е… 
Настоящая беда для кинотеатра Шевченко (как и для всех прочих) пришла тогда, когда рухнула вся прежняя система ценностей. Воровство в Советском Союзе никогда не считалось особо предосудительным занятием, но делали это все-таки тайно, а иногда воров сажали и даже расстреливали (как, например, директора «Елисеевского» гастронома Соколова). Еще до развала страны воровать принялись открыто, азартно и бессовестно – впрочем, соблюдая маскировку под новые экономические отношения. В русле этих отношений и стало обычным делом кинопиратство, причем с мелкого уровня видеосалонов и продажи «левых» кассет оно доросло до глобальных масштабов. Появились телеканалы, без зазрения совести крутившие самое свежее западное кино. За считанные месяцы они забили телеэфир и поставили кинотеатры в заведомо проигрышное положение. На пиратских каналах демонстрировали то же самое, что и не большом экране, только бесплатно и раньше. А поскольку кинотеатры не могли предоставить ни современного комфорта, ни звука, выбор зрителя становился очевидным. Тем более, что рост пиратства сопровождался падением жизненного уровня населения, и отказ от посещения кинотеатра выглядел уже как разумная экономия личного бюджета.

Кинотеатр Шевченко пробовал действовать в правовом поле, пытался как-то приструнить кабельщиков-разбойников. Эффекта это не давало ни малейшего. Стало ясно, что надо выживать, считаясь с новым злом.

 В общем, наступали хмурые будни. Когда кинотеатр существовал под эгидой Управления кинофикации – было легко, очень многие проблемы просто не доходили до нижнего уровня, рассасывались наверху. Но после очередной реформы придумали разломать эту систему и передать кинотеатры в коммунальную собственность. Теперь, задним числом ясно, с какой целью это делалось – почти все кинотеатры, ставшие «коммуналкой», так или иначе прекратили существование. Ничего удивительного: как правило, строили их в обжитых, хорошо посещаемых местах. И в разгар дикой приватизации, когда у отдельных личностей появились первые большие деньги, они стали думать, куда вложить свои капиталы. Недвижимость всегда считалась наилучшим способом в этом деле. И конечно, проще было взять готовое здание, чем пройти целую процедуру — выбить землю, вырыть фундамент и что-то потом строить. В итоге, из 20 донецких кинотеатров выжил только «Шевченко» да еще «Звездочка», плюс пара окраинных работают в «полудохлом» режиме. Кинотеатр Шевченко спасло то, что в самый нужный момент там догадались оформить арендные отношения и уйти от Управления кинофикации, не дожидаясь его окончательной гибели. В результате, когда пошла волна передачи кинотеатров в коммунальную собственность, «Шевченко» шел уже по особой статье – у него уже имелся договор аренды. А если бы не было? Неизвестно, что случилось бы в будущем. 

Такую идею директору кинотеатра Анатолию Тесле подсказали коллеги из других частей разваливавшейся страны – он всегда активно общался с товарищами по отрасли и умел не только красиво рассказывать, но и внимательно слушать. Подумал, прикинул, решил, что юридически такой план не помешает, взял образцы договоров, устава. Нашел знакомого юриста, который в «Шевченко» ходил на особых основаниях и готов был оказать ответную услугу – этот юрист и сочинил проект устава и проект договора. С оформленными бумагами Тесля пошел в киновидеообъединение. Там попытались «замурыжить» дело, но все было проведено должным образом, придраться не к чему, трудовой коллектив скрепил проект своим согласием. И кинотеатр Шевченко получил «добро» на выход. Зарегистрировали документы в горисполкоме – и встретили у входа долгожданную свободу.

Но, как известно, свобода без денег недорого стоит. А денег становилось чем дальше, тем меньше. Сочувствовали тяжелой судьбе кинотеатра многие, некоторые даже обещали помочь. Совсем уже было ударили по рукам с Александром Шведченко, известным в те времена донецким предпринимателем и политиком. С этим человеком, любившим баскетбол и содержавшим донецкий клуб высшей лиги, Теслю сблизила страсть к этому виду спорта. Поэтому он и обратился с предложением о сотрудничестве к Александру Дмитриевичу. Но, вполне в духе времени, Шведченко застрелили на пороге его киевского офиса. И финансовая помощь кинотеатру Шевченко так и осталась сладкой мечтой.

Выживали, как могли. Пробовали делать то, что уже было опробовано в других городах. По примеру столичных кинотеатров, начали отдавать свои площади в аренду автосалонам, мебельным магазинам, прочим подобным объектам – за счет всего этого можно было как-то выплывать, и глаза на такую экономическую самостоятельность в то время закрывали. У входа в кинотеатр появился зал игровых автоматов, с другой стороны — магазин фототоваров. В конечном итоге, вся эта торговля затерла кинотеатр Шевченко, отодвинула на второй план. Деваться было некуда – но в какой-то момент стало казаться, что кинотеатра уже и нет.

Тем более, что потребность в нем резко снизилась. Народ привыкал жить без него. Другие заботы окружили постсоветского человека. Время началось расстрельное, вечером на улицах старались особо не задерживаться. Пальба шла в самом центре города. Совсем рядом с кинотеатром Шевченко, на ступеньках кафе «Театральное», осенью 1994 года был застрелен автоматной очередью крупный донецкий авторитет – Яков Богданов по кличке «Самсон». В кино перестали ходить. Бывало и такое, что в зале сидел один человек, да и тот командировочный, которому просто деться некуда и надо как-то убить пару часов. Ну что ж, показывали и в таких случаях, потому что и одного зрителя не всегда удавалось заполучить. Множество сеансов отменили — не было куплено ни одного билета. Но кинотеатр продолжал работать, не останавливаясь и не закрываясь, хотя и принимали в день всего по 15-20 человек. Теслю тогда убеждали прерваться хотя бы на время – мол, за свет и эксплуатацию оборудования денег больше уходит, чем получает кинотеатр от демонстрации фильмов. Но он категорически воспротивился, потому что знал: если остановиться, потом зрителя уже не вернешь. 

Именно тогда от кинотеатра Шевченко «ушли» два зала – «Желтый» и «Голубой». Два лучших зала, которые были переданы ночному клубу «Чикаго» и казино «Третий Рим». 90-е годы изрядно проредили ряды работников кинотеатра. В начале десятилетия в штате числилось 114 человек. Осталось около 45. Не всегда они получали зарплату, к тому же не самую большую, но самые стойкие выдержали.

И все-таки, даже тогда думали о чем-то большем. Именно в 90-е появилось нынешнее название – «театр кино» вместо «кинотеатра». Мысль подал харьковский кинофикатор, приехавший в Донецк в начале десятилетия. Он и произнес судьбоносные слова: «В таком шикарном здании как-то неудобно называться кинотеатром. У вас – настоящий театр!» Немного поразмыслив, коллектив решил, что в словах гостя есть сермяжная правда. Документы переоформили быстро, никто не чинил препятствий. Надо сказать, что-то от театра в Шевченко было всегда, начиная с классического внешнего облика, гармонировавшего со зданием оперного театра напротив, и заканчивая разнообразнейшими мероприятиями : работала театральная гостиная, время от времени проводились мини-спектакли, концерты. В 90-е это уже отошло. И все-таки всплески «театральщины» случались, а культурная жизнь регулярно била здесь ключом. Например, одно время работали с молодежным центром, всю ночь выступали музыкальные группы, показывали видео. Тогда именно в Шевченко состоялся первый в Донецке концерт группы «Вопли Видоплясова». На памяти Тесли, в тот вечер и случился самый немыслимый ажиотаж в пределах его заведения…


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. Алюрка
    Алюрка 18.09.2015, 06:14
    Ну, конечно же во всем виноваты видеопираты. А то, что в Союзе на излете снимали откровенную дрянь - это как бы мелочи. Как и то, что большая часть кинорынка могла существовать только в условиях жесткой централизации.
     
    О том, что такое первая биржа кинофильмов и о её вкладе на гробовую доску киноиндустрии, думаю рассказывать не надо? Когда на кинорынок  разом вкинуто около пятисот наименований лент по демпинговым ценам в 100-300 у.е - тут уже ни один кинопрокатчик не смог бы конкурировать с телевидением.
     
    А то, что крутили видеопираты появлялось у них намного раньше чем у кинопрокатчиков, как в случае с "Терминатор 2" который вообще показали раньше, чем была его премьера в США
  2. myasnik
    myasnik 18.09.2015, 09:41
    ... выбить землю, вырыть фундамент и что-то потом строить.
    Это сильно.
  3. Ясенов
    Ясенов Автор 18.09.2015, 10:20
    Это сильно

    Еще как:)
  4. Понаехавший
    Понаехавший 18.09.2015, 11:42
    Это сильно.
    Еще как:)
    Ну а что, досточтимый сэр Ясенов, коллега прав: правильнее стилистически и грамотнее ваапче было бы данный фрагмент текста изложить как "...выбить землю, вырыть котлован под фундамент и что-то потом строить"© или же "...выбить землю, заложить фундамент и что-то потом строить"©. 
    Прямо испытываешь неловкость от необходимости заниматься столь неблагодарным делом по отношению к Вам, мэтр...

  5. Pavelech
    Pavelech 18.09.2015, 12:42
    myasnik,
    Ясенов,
    Понаехавший,
    Да что вы, господа: "вытрите" одну букву: "врыть фундамент". И всё. 
  6. Ясенов
    Ясенов Автор 18.09.2015, 15:15
    Прямо испытываешь неловкость

    А вы не испытывайте. Это лишнее:)
  7. sembond
    sembond 18.09.2015, 19:54
    Прямо испытываешь неловкость
    и получаешь звание почётного испытателя Неловкости. Кстати, неловкость испытана, стандартам и заявленным характеристикам соответствует :)

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.