Кино 50-х
Написанный по странному случаю текст посвящен донецкому кино в одну из романтичнейших эпох XX века — в 50-е годы. Прежде всего, речь идет о кинотеатре Шевченко, но в принципе — обо всем…
Перед автором — реклама кинотеатра Шевченко, датированная 1953 годом. Из нее можно узнать, что дирекция просит профсоюзные организации города выделить «киноуполномоченных» (для тесной связи с трудовыми коллективами и помощи в обслуживании). Киноуполномоченный должен был постоянно интересоваться репертуарным планом и заблаговременно давать заявки на приобретение билетов. Он должен были «посещать совещания киноуполномоченных, проявлять возможно больший интерес к деятельности кинотеатра, помогать ему своими советами и предложениями». Еще указывалось, что дети до 14 лет, как с родителями, так и самостоятельно после 19 часов на сеансы не допускаются. В кинотеатре в помощь агитаторам был установлен стенд «О дальнейшем подъеме народного хозяйства СССР», на третьем этаже с 15 часов работал читальный зал, где всегда можно было ознакомиться со свежим номером «Правды» и «Известий». На эстраде кинотеатра с 15 часов 30 минут играл оркестр под управлением С.М.Подиновского, буфеты располагались на первом и втором этажах…
А сейчас – еще один штришок из жизни 50-х. Перед автором – информация из газеты «Социалистический Донбасс» за 1954 год о знаковом событии в культурной жизни города: «В связи с пятой годовщиной провозглашения Китайской Народной Республики кинотеатр имени Шевченко гор. Сталино организовал фестиваль китайских кинофильмов. В Малом зале кинотеатра с 1 про 10 октября демонстрируются кинокартины: «Великое единство народов Китая», «Дочери Китая», «Невидимый фронт», «Конец вражды», «Стальной солдат», «Седая девушка», «Освобожденный Китай»… Китайские кинофильмы пользуются большим успехом у зрителей. За первые четыре дня их посмотрело несколько тысяч человек. Перед началом сеансов члены областного отделения Общества по распространению политических и научных знаний читают лекции на темы: «Экономические и политические преобразования в Китайской Народной Республике», «Успехи великого китайского народа в строительстве могучего народного демократического государства»».
В информации о китайском фестивале промелькнул «Малый зал». Это было послевоенное новшество, которое отлично прижилось в кинотеатре и расширяло возможности кинозрителя. В то время, как «Голубой» и «Зеленый» залы принимали кино кассовое, обеспечивавшее сборы, «Малый» часто служил для альтернативы. Не стоит думать, что там давали какой-то ретро-артхаус или, не дай бог, идейно вредные фильмы. Просто крутили не то, что шло в основном русле «мейнстрима». Вот пример. В двух главных залах идет «Цирк» и «Счастливая встреча», а «Малом» – «Ленин в Октябре». Или еще. В главных залах – «В мирные дни» (о героизме советских подводников), в «Малом» – «Советская Киргизия». Иногда альтернативой выступали фильмы, давно выпавшие из проката: «Трактористы», «Волга-Волга», «Валерий Чкалов». Иногда – детское кино.
То есть, «Малый» зал выполнял ту роль, для которой власти Сталино вскоре заведут отдельный кинотеатр – «Хроники и повторного фильма».
Были и другие изменения – не количественные, а качественные. В середине 50-х преобразился «Голубой» зал. В нем установили новый экран и начали показывать широкоэкранное кино. Это было почти чудо! Площадь демонстрации увеличилась вдвое, звук стал стереофоническим, эффект присутствия получался просто потрясающий, по меркам эпохи. Тогдашний начальник отдела кинофикации областного управления культуры М. Шматко, говоря об этом, характеризовал широкоэкранное кино как «величественное, панорамное», отмечал «существенное улучшение качества звука», который перемещается «по экрану и в зрительном зале соответственно происходящему на экране действию». Широкоэкранное кино в 50-х воспринимали как аттракцион, как цирк – тем более, что главные фильмы снимали пока все-таки в более привычном формате.
Какие еще детали можно выловить из процитированных документов? Например, там есть слова об эстрадном оркестре кинотеатра Шевченко. В воспоминаниях жителей города Сталино этот оркестр окружен ореолом романтики и легкого бунтарства. В реальности, никаких устоев эта музыка не ниспровергала. Но называли все это «джазом», и ходили на все это специально, поскольку настоящего, полнокровного джаза в те годы как бы не существовало (а хотелось). Среди исполнителей, выступавших в фойе на первом этаже кинотеатра Шевченко, были настоящие звезды. Например, саксофонист Мироныч (его фамилию никто так и не смог вспомнить), звезда оркестра и, как все звезды, очень капризный мужчина. Иногда он мог исчезнуть по причине, известной только ему одному, и приходилось выступать без Мироныча, к разочарованию публики (а она, в соответствии с простецкой эпохой, выражала недовольство шумно и конкретно). Потом Мироныч возвращался – и ему все прощали, потому что это был бог, а не Мироныч.
В любом варианте – в полном или усеченном, в настроении или без – оркестр превращал посещение кинотеатра во что-то особенное. Однако самым главным опять-таки оставалось кино.
На вопрос о том, какой фильм в Сталино 50-х был самым резонансным, люди отвечают по-разному. Расхождение мнений объяснимо: кино стало необычно много – исчезли сталинские нормы «не больше 10 фильмов в год». Но когда напоминаешь ветеранам-киноманам «Бродягу» — лица оживают, спины распрямляются, глаза искрятся, люди легко сбрасывают с себя полвека и готовы опять совершать подвиги и творить чудеса. Этот фильм смотрели все. В списке самых популярных зарубежных фильмов советского проката всех времен «Бродягу» никто так и не смог сдвинуть со второго места с потрясающим суммарным показателем — 63 миллиона зрителей. Это был первый индийский фильм, дошедший до нас. И это было начало большой (но чистой) любви нашего народа к индийскому кино, где мы находили все, чего просила душа.
Вспоминает Виктор Дубильер, музыкальный продюсер, родоначальник донецких джазовых фестивалей, в 50-е годы – школьник с активной жизненной позицией: «Этот «Бродяга» был жутко популярен. Сумасшедшие очереди завивались вокруг кинотеатра Шевченко. Помню, что в конце концов даже кассы перенесли к нам на Седьмую линию, с тыла кинотеатра, чтобы очереди не мешали дорожному движению по главной улице Артема. Тогда было странно сказать, что ты не видел «Бродягу». Вообще, это для нас было больше, чем кино. И когда мама поехала в Ленинград, я просил ее купить пластинку с песней из этого фильма в исполнении Рашида Бейбутова».
«Бродяга» принес в советский прокат экзотический свежий ветер. Но все-таки главным оставалось свое кино – после окончания «трофейной эры» оно получило все условия для господства на экранах. В это десятилетие начали один за одним исчезать с глаз публики звезды предыдущих десятилетий, долго сводившие с ума народ. Любовь Орлова, Марина Ладынина, Михаил Жаров, Николай Крючков… Но эта потеря не выглядела невосполнимой – такая лавина молодых звезд обрушилась на зрителя. Николай Рыбников и Алла Ларионова, Леонид Харитонов и Татьяна Конюхова… Молодые актеры становились лицами эпохи, содержанием которой как раз и стали перемены. Наверное, отсюда их бешеная популярность – воздух обновления был подкреплен новыми кумирами.
Именно тогда в продаже появились наборы открыток с советскими актерами и актрисами, которые пользовались безумным спросом и в последующие годы тоже. А в холле кинотеатра Шевченко по следам этой моды придумали новшество: галерею портретов отечественных звезд. И сколько бы раз человек ни приходил сюда – все равно, шел к этой стене и одного за одним осматривал народных любимцев, находя новые черты в их лицах и новые детали в их одежде. И ревниво следя за появлениями новых лиц, тут же азартно обсуждали – достоин или нет. Это занятие никогда не надоедало. Все знали, что набор портретов обновляется в начале каждого года – но тем не менее, проверяли «иконостас» при каждом посещении…
Начало 1957 года получилось особенным. Наверное, ни один отечественный фильм 50-х не смог так «поставить на уши» публику, как это сделала «Карнавальная ночь». Ни «Укротительница тигров», ни «Весна на Заречной улице», ни даже «Солдат Иван Бровкин». Молодая Люда Гурченко своей улыбкой перевернула целый мир.
В Донецк «Карнавальная ночь» попала в январе 1957 года. А надо сказать, морозы в ту зиму стояли совсем не детские. Позже, в феврале, случилась оттепель, но январь получился зверским. Каждый день при температуре минус 10-15 подсыпал снег. И каждый день у стен кинотеатра Шевченко собирались толпы желающих посмотреть фильм, который стал легендой за несколько дней проката. Выстояв свое, отдавали валенки в какие-то надежные руки (в валенках контролеры в фойе не пускали, а без них в очереди выжить было трудно) – и проникали в вожделенное помещение. Нужная тема начиналась сразу: в фойе с эстрады безостановочно звучала песенка про пять минут в исполнении белокурой, с кудряшками певицы из филармонии города Сталино, а Дед Мороз со Снегурочкой сыпали прибаутками из фильма, особенно упирая на критику бюрократов и головотяпов…
Так жило важнейшее из искусств в эпоху больших надежд.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Спасибо, Евгений Юрьевич, за информацию, за навеянное чувство ностальгии по тем годам. Прав был Селинджер.
А нашим любимым индийским фильмом был "Месть и закон"! А "Бродягу" к сожалению не видели, в наше время его уже не крутили!
Молодой "филателист" Дубильер в валенках как символ "свежего ветра"...
Хэх... Павлинов бы...
Это да! Хотя смотрели мы его в "Строителе".
provizor,
Новоигнатьевский,
Его смотрели везде:) Мы его смотрели сначала в Шевченко, а потом - в кинотеатра сборного пункта областного военкомата?
Вы, Геннадий Леонидович, как всегда, на недостижимой своей волне Вы о чем вообще? Дубильер в данном случае - символ жителя Седьмой линии
Это закрытая информация. Сообщу в личке.
Не без того, хотя он - символ могого чего...
Я побывал на сеансе этого "Бродяги" в "Повторном". Попал совершенно случайно. Чуть было не был изгнан из зала вместе с друзъями...Там оказалась публика, пришедшая по спец. абонементам "Любителям индийского кино". Та еще была обстановка. Ну и мы... Немного уже "принявшие" в городе...
Мне тогда не повезло - за колонну не попал... Экран видел, что уже само по себе вызывало приступы откровенного сатанизма...
Обычная история - неуместный хохот, реплики и употребление алкогольных напитков.
Но то таке...
Особо запомнился фрагмент, когда герой фильма тряс решетку и по ходу этого дела оказались, что главный злодей - его отец. Тогда наше веселье достигло апогея. В зале даже свет включили... Выгнать хотели.
Хотя, к чести моей, будь сказано, за весь сеанс я и матюгнулся-то всего лишь пару раз, да и то только в адрес друга, который нас туда заманил.
когда-то хотел описАть, да поленился...
Как в анекдоте про кинотеатр: "Лысый, пей!" Помните?Ясенов,
finkelstein,
Кстати, "Финкель" — это в переводе "искра". Из неё по мысли А.С. Пушкина возгорится пламя.
с уважением
Dedushka,
"...председатель правления Приватбанка носит такую фамилию..."(с)
Не, Владимир Николаевич, я, безумовно, дико выбачаюсь - но Саша из Привата таки ДубилЕТ...
Лернер всегда означало - учитель.
"Пей, лысая сволочь!"
=ВАРЯГЪ=,
Точно! Что-то я затормозил.
Понаехавший,
Stein - камень.
Pavelech,
спасибо :)
Хотя некоторые глубокоуважаемые товарищи меня уже успели просветить.
Всё равно, спасибо, уважаемый Павел Григорьевич!
Но что тогда выходит - Искрящийся Камень или Каменная Искра?
Короче - кремень!
ВЫВОД:
ФинкельШтейн - искра-камень.
Он же - ОГНИВО из сказки Андерсена,
Он же - КРЕСАЛО салом по мусалам.
=ВАРЯГЪ=,
та ладно? Финкельштейн - это тупо зажигалка?)))
Только причем тут Кино 50-х?
Кстати, извините, что не по теме, но коль зашла речь о немецком языке, обратие внимание на команды группы С Лиги Европы. В порядке итогового места: "Зальцбург", "Эсбьерг", "Эльфсборг", "Стандард". Потому и оказался "Стандард" на последнем месте, что в его названии нет корня "бург", "бьерг", "борг", что оначает одно и то же - "гора".
http://donjetsk.com/letopis/844-segodnya-zdes-igrayut-dzhaz.html
Вспоминает Виктор Дубильер, музыкальный продюсер, родоначальник донецких джазовых фестивалей, в 50-е годы – школьник
Froid,
Я понял, что речь о 50-х годах. Это я к тому, что возможно его предки жили в Донецке с дореволюционных времён.
ЛЮБОПЫТом попахивает... Он бы еще припомнил дикие пляски гуннов и аваров на местах будущих терриконов Донецка доисторических времен.
И когда мама поехала в Ленинград, я просил ее купить пластинку с песней из этого фильма в исполнении Рашида Бейбутова».
Как же, как же, хорошо помню как пол города ходило и распевало эту песню "Абарая - бродяга я!" А еще из середины пятидесятых нужно вспомнить необыкновенную популярность фильма "Тарзан".
Но те субтитры, объясняющие смысл той задорной песни непревзойденного Радж Капура, я помню до сих пор:
"Разодет я как картинка,
И в японских я ботинках,
В русской шляпе большой
И с индийскою душой"(с)
так кажется?...
с уважением
Понаехавший,
Именно так.
А я все думал - откуда взялась песня про Марину и гориллу со словами
"...а у меня трусы коричневого цвета,
я их приобрел за рубежом..."
Оказывается, не на пустом месте появилась!
Андеграунд живо откликнулся на задорную песню непревзойденного Радж Капура и иже с ним Рашида Бейбутова!
Перефразируя творческое кредо гл. ув. Админа - утром в газете, а вечером - в куплете!
Классные воспоминания и особенно коментарии Но, если тема "Кино-50-х", и идет разговор о кино Шевченко, то хотелось бы еще коснуться детского кинотеатра, залы которого ( а их в нем было аж два - зрительный и актовый со сценой) и использовали после реконструкции под голубой и кажется красный. А кто из вас уважаемые посещал его? Помню очень низкий потолок в кассовом зале. Плохоосвещенный. Кассовые окна шо те бойницы. Толщина стены почти в полметра. А в туалет войти было страшно. Кабинки не закрывались, а накурено (детками-переростками) так, шо хоть "топор вешай". Актовый зал с большими окнами. Выходили во двор. Была большая сцена с бархатной занавесью. Под НГ там стояла елка.
Забыл сказать, что вход в детский был со стороны Театрального пр-та. Там и сейчас он есть. Но там сейчас какой то офис.
Спасибо Евгений Юрьевич. А Вы посещали детский?
Sedoy,
Да нет, я впервые был в Шевченко уже после реконструкции. Когда там "Освобождение" показывали? Году в 1970 или 1971. Дед водил. Видимо, в воспитательных целях
А еще в Донецке снимался фильм зеркало для героя.
Sedoy,
Бывал я в "Детском" и многократно. Основную часть своих детских фильмов я посмотрел именно там. Сейчас почему-то больше всего вспоминаются "Джульбарс", "Капитан старой черепахи" и "На графских развалинах". Все там так и было, как Вы описали. Обстановка, по нынешним понятиям была жуткая. Кроме прокуренных жутких туалетов курили, не особенно скрываясь и в зрительном зале во время сеанса. И не только табак. Повторюсь, я здесь уже когда-то писал, что "Детский", как впрочем и "Шевченко" были вотчиной блатной Семеновки. Именно они определяли всю обстановку вокруг и внутри кинотеатров. Но надо сказать, что нас, малолеток, они не трогали. Кинотеатр закрыли в самом конце декабря 1966 года, когда все здание поставили на капитальный ремонт. И вместо трех залов в "Шевченко" и "Детского" построили четыре нормальных зала в "Шевченко". Для детей же к этому времени уже была построена "Звездочка" и, чуть позже, "Красная шапочка". На месте же "Детского" расположилось областное управление кинофикации. Что касается фильма "Бродяга", я его смотрел в "Шевченко", ажиотаж с билетами был неимоверный. Я хорошо помню очередь за билетами вдоль Первой линии, растянувшуюся до пр. Гурова. Взрослые доставали билеты какими-то неимоверными путями.
И не только. Много было фильмов. Но "Зеркало" к 50-м не относится.