Вопрос о судоходности Кальмиуса и его использования казаками для своих волоков уже давно волновал пытливые умы. Неоднократно затрагивался он и на сайте «Донецкий». Давайте вспомним, что было.
Сначала была гипотеза во время одной из прогулок по Донецку:
Все это время тема как бы висела в воздухе — где-то между реальным историзмом, фантазиями и стендап-комеди. И вот Дедушка Джеральд предпринял попытку наконец-то окончательно добить ее. В Фейсбук-группе «Старый Донецкий фотоальбом» он устроил представление в двух актах.
Акт первый — голосование, которое организовал Дедушка. Тему он обозначил так: «Ходят слухи, что Кальмиус был некогда судоходен, насколько это правда?» Вопросы были сформулированы так, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть серьезность проблемы, с другой — обозначить некоторую несерьезность самой постановки вопроса. Впрочем, навязывать своих оценок мы не собираемся, судите сами. Вот какие результаты принес опрос:
— Да, ещё до Юза по Кальмиусу ходили баржи с углём в порт Мариуполя. В начале ХІХ в. запас глубины составлял не менее 3-4 футов под килем. — 57 проголосовавших — Никакого судоходства на речке никогда не было. Кальмиус во все годы своего существования был настолько мелким, что иногда вообще пересыхал. — 38 проголосовавших — Глубина позволяла плавать по течению мелким речным судам не выше современного ДМЗ, да и то при загрузке не более 100 пудов. — 16 проголосовавших — Мне мама рассказывала(а оно жила в Юзовке с рождения-уголь возили по реке на больших лодках с прицепом!!Больших(относительно)не было!! — 1 проголосовавший
Вторым актом стало резюме самого Дедушки — как всегда, хладнокровно исчерпывающее. Цитируем его без малейших изменений:
В середине ХІХ в. в Генштаб России издал многотомный труд «Военно-статистическое обозрение Росийской Империи». С 1848 по 1858 были изданы подробнейшие описания 70 губерний, областей и земель страны, в которых рассматривалось численность и размещение населения, урожайность с/х культур, хозяйство, этнография, природно-климатические условия и все другие аспекты, которые могут повлиять на оборону этих территорий. Подробно рассматривались и все большие и малые реки, их скорость, полноводность, глубина, время разлива, крутизна берегов, удобные места для форсирования, водопоя и т.д. Приведём здесь лист с описанием Кальмиуса (Военно-стратегическое обозрение Российской Империи.— СПб.: Генштаб, 1850.— Т.ХІ.— Ч.4. Екатеринославская губерния.— Л.66.).
Как следует из текста, Кальмиус был и 160 лет назад из своей протяжённости в 150 вёрст судоходен лишь на 6 вёрст от своего устья, да и то во времена половодья.
Найденные недавно Дедушкой в Российском государственном архиве древних актов документы говорят о том, что Кальмиус во времена правления Екатерины ІІ был не глубже и полноводнее, а наоборот, ещё мельче и маловоднее, чем в последующие столетия.
Цитирование производится в полном соответствии с текстом оригинала «Экономических примечаний к планам Генерального межевания конца XVIII в.», авторский текст взят в скобки:
У села Александровка (будущая Щегловка) «поручика Алексея Евдокимова сына Шидловского…оная речка в летнее время шириною 10 сажень (т.е. 21 метр), глубиною до 4-х вершков (ок. 18 см)».
У деревни Яснорайской (будущая Семёновка): «Та речка в жаркое время глубиною бывает в четверть аршина (ок. 18 см), шириною в 10 сажень, а в оврагах водотоки пересыхают.»
Но самый жуткий удар любителей судоходства и всяких казацких волоков ожидает у сельца Григорьевка — Гуляй поле тож — (будущее Боссе): «речка Калмиуса в летнее время пересыхает. Остаются только плеса̀.» Прочтите это несколько раз!
У сельца Авдотьино: «подполковника и кавалера Данилы Давыдова сына Мандрикина …речка в летнее время шириною 3 сажени (6,5 метров), глубиною до 4-х вершков (ок. 18 см)» Основание: РГАДА. Ф.1355. Оп.1.Д.370. Л.39 об.-46
Обращает на себя внимание тот странный факт, что на Щегловке Кальмиус в несколько раз шире, чем ниже по течению, в районе нынешнего Боссе и Авдотьино. И это несмотря даже на наличие притоков: Скоморошины и Дурной (последняя в то время называлась оврагом Суходол, что подразумевает отсутствие там воды вообще). Кроме того, на участке каждого помещика река была перегорожена как минимум одной плотиной с установленной на ней мучной мельницей, которая и работала-то только по накоплению воды, а не круглогодично. В Экономических примечаниях это особо оговорено.
То, что Кальмиус был летом глубиной 18 см, а кое-где и вообще пересыхал должно наконец-то поставить крест на версиях о якобы имевшем место судоходстве реки как в недавнем, так и в далёком прошлом.
Вот это и будем считать той точкой, которая поставлена в теме судоходности Кальмиуса на данный момент.