Дедушка Джеральд выступает с впечатляющим историческим расследованием. С присущей ему неумолимой железной логикой он привязывает к современной местности две фотографии из известного юзовского альбома. Это своеобразное продолжение одной давней публикации, о которой все мы, конечно, помним…
— Что вы помните о 1943-м годе? — Думаете, я выдумываю? — Я этого не говорил. Я лишь прошу описать что-нибудь из 1943 года. — Я опишу что угодно, для меня это было вчера. (Фильм «Филадельфийский эксперимент»,
реж. С. Рэффилл, New World Pictures, 1984)
После публикации на сайте фотографий из альбома наследников Юза (части1,2,3,4,5,6) закономерно стал вопрос об идентификации запечатлённых на них событий, их географической привязки и датировки. Из-за того, что часть снимков была снабжена подписями, сделанными, скорее всего, через годы, возможно даже лицами, не присутствовавшими при фотосъёмке, встал также вопрос о соответствии подписей изображениям. Дедушка попробует вместе с фотографом и читателями заглянуть сквозь время на 110 лет назад и установить истину. Сможем ли мы распознать то, чего никогда не могли видеть?
Рассмотрим сегодня пару фотографий из альбома наследников Юза.
Для идентификации места съёмки фото с названием «На улице в Юзовке. 1906» потребуется карта посёлка того периода (или максимально приближенная по времени к 1906 г.) и ряд дополнительных фотографий для сравнения. Прошло 110 лет с момента съёмки, современное состояние местности изменилось значительно, однако, всё ещё узнаваемо.
Мы видим мощённую улицу, в то время как люди, посетившие в своё время Юзовку, единодушно ужасались непролазной грязи, отмечая, что вымощена в посёлке только одна, главная улица, — 1-я Линия. Итак, перед нами участок 1-й Линии, имеющий застройку по нечётной стороне. Справа видны дома, вдоль улицы по стороне домов высажены деревья (жители обязаны были делать это за свой счёт). Чётная сторона улицы ещё не имеет домов, соответственно нет там и деревьев. Слева — знаменитый Сенной рынок, куда устремляются жители посёлка. Запечатлён какой-то праздничный или ярмарочный день. До революции ярмарки были не постоянно действующими, а организовывались гражданскими властями к конкретным для каждой местности праздникам, например, к Троице.
Вдали слева, в месте, где люди переходят дорогу, мы видим поворот влево ряда кольев (1), ограничивающих проезжую часть, т.е. там перекрёсток с проспектом. Пешеходы вдали переходят 1-ю Линию именно по проспекту (2).
У нас нет плана Юзовки именно того года, когда произведен снимок, поэтому дома на параллельной улице (3) на план не нанесены, но они видны с другой стороны на фотографии, сделанной с лодочной станции:
Кроме того, здесь видна ось то ли протоптанного, то ли наезженного Николаевского проспекта (4), по которому на снимке с Сенным рынком люди пересекают 1-ю Линию.
Ракурс съёмки в том месте, где заканчивается застройка чётной стороны 1-й Линии и ракурс фото с лодочной станции на плане Юзовки:
Что касается ландшафта местности (плавная ложбина), то по всей длине 1-й Линии он возможен только в одном месте — на пересечении с проспектом 25-летия РККА (Николаевским):
Здание Коммерческого училища (ДИИ-ДПИ-ДонНТУ) будет построено по левой стороне дороги в 1912 году. Между вышеприведенными снимками 30 лет.
Итак, место съёмки фото с подписью «На улице в Юзовке. 1906» установлено:
Фото с подписью «Еврейский погром в Юзовке» привязать к местности несколько сложнее из-за того, что все дома, фигурирующие на снимке, давно снесены.
Однако нас это не сильно пугает. Рассмотрим, прежде всего, вывески на торговых заведениях и обобщим данные о лицах на них упомянутых.
В самом левом здании находится магазин, торгующий дамскими шляпами, правее «модногалантерейные товары», фамилии владельца не разобрать. В высоком доме по центру фотоснимка Эмиль Кречмер продаёт краски, обои, толь. В доме, который пониже справа, Х.М. Хургель торгует головными уборами. Владельца магазина дальше за перекрёстком на вывеске уже не разобрать, там — лавка готового платья.
Определить место съемки, возможно установив адреса торговых точек фигурантов. Кречмер Эмиль Вильгельмович — канцелярские принадлежности (Вся Россия за 1902 год : Статистико-экономическое описание Российской Империи. СПб.: Изд. А.С.Суворина., 1903. Стлб.432) Согласно справочникам за разные годы Кречмер торговал писчебумажными принадлежностями, обоями и тому подобными товарами. Занимался также издательским делом. Одна из серий открыток с видами Юзовки выпущена именно издательством Кречмера и ему, в конечном итоге, мы обязаны тем, что знаем, как выглядел раньше наш город. Вряд ли чтобы к немцу снаряжали 20 казаков на охрану во время еврейского погрома.
Смотрим дальше: Хургель Хонон Мовшевич — мануфактура[1], шляпки и шляпы (Там же. Стлб.433) Казначей 2-й еврейской синагоги, член правления Общества пособия бедным евреям. (См.: Адрес-календарь южного горного и торгово-промышленного района. //Стёпкин В.П., Гергель В.И. Полная история Донецка. Донецк: Апекс, 2008. С.471-472) Может он с радостью был бы и казначеем Общества пособия бедным евреям, однако это место уже было занято не кем иным, как Тудоровским. Пришлось довольствоваться местом члена правления. Кроме ведения бизнеса Хургель участвует не только в жизни еврейской общины, он пытается влезть в революционное движение и попадает в поле зрения жандармерии. При обыске в библиотеке клуба «Наш уголок» Юзовского общества взаимопомощи приказчиков полиция находит абонемент №78, из которого следует, что запрещённая книга «Подпольная Россия» находится «у бахмутского 1-й гильдии купца Хонона Мовшева Хургеля» (См.: Стёпкин В.П., Гергель В.И. Указ. соч. С. 172). Теперь всё понятно, зачем здесь казаки и кого тут могут громить.
Рассмотрим фотографию улицы, стараясь накопить как можно больше деталей, которые помогут нам в идентификации места съёмки:
Итак, магазины слева направо:
шляпы
галантерея
краски
неизвестный магазин (владелец Эмиль Кречмер)
головные уборы (владелец Х.М. Хургель)
крайний справа (за дорогой) — магазин готового платья.
Есть ли под слоем грязи и навоза на дороге булыжное мощение, не совсем понятно, но тротуары оборудованы. Тротуары, возможно, деревянные или с деревянными элементами. В то время такой тротуар назывался «панель»[2]. Наличие тротуара однозначно указывает нам на то, что это 1-я Линия. Другие улицы Юзовки не имели ни тротуаров, ни мощения. У противоположной стороны улицы «припаркованы» казачьи лошади, это видно по типу седла (драгунское строевое седло не имело высокой передней луки, как казачье). Фотограф стоит спиной к каким-то воротам или арке во двор дома (влево и вправо видны следы заезжавшей телеги). Для идентификации места съёмки зацепиться особо не за что, кроме сопоставления фамилий владельцев магазинов и адресов их торговых мест.
Попробуем также применить искусственное затемнение изображения. В результате в правой части снимка явственно проступают купола юзовского собора:
Круг поиска ещё более сузился, но что за улица справа, на перекрёстке с которой торгует головными уборами Хургель? В статье В.П. Стёпкина о Торговой площади Юзовки приводится реклама магазинов головных уборов Х.М. Хургеля:
Анализируя текст, можно сделать вывод, что скорее всего на снимке запечатлён именно дом Мухина.
Вот фотооткрытка перекрёстка Большого пр. и 1-й Линии (пр. Лагутенко и ул. Артёма):
Слева мы видим тот самый магазин головных уборов Х.М. Хургеля, детали здания полностью соответствуют исходному фото. По-видимому, это и есть дом Мухина, упоминаемый в печатной рекламе купца.
Взглянем на предполагаемый дом Мухина (5) с другой точки (вид с колокольни собора, издания того же Э. Кречмера):
Таким образом, снимок с лошадьми фотограф сделал стоя спиной к дому №7 по 1-й Линии. Это была гостиница «Европейская» Дж.-Г.-С. Давлицарова. А вот в ней слева и арка, где стоял фотограф:
Оккупационное фото из архива В. П. Степкина.
Как выглядело место с дореволюционного снимка во времена оккупации периода Великой Отечественной войны мы видим на итальянской кинохронике. Нумерация магазинов соответствует той, которая давалась в начале на исходной иллюстрации:
Дальше за №6 уже идёт ЦУМ. Здания, запечатлённые на снимках, уже в начале оккупации выглядят сгоревшими, но окончательно они были уничтожены в ходе послевоенной реконструкции.
Просмотр дореволюционных фотографий Юзовки говорит о том, что эти магазины Кречмера и Хургеля неоднократно становились объектами съёмки:
Вывеска первого по счёту магазина (1) на этом фото видна полностью, получается, что и этот магазин также принадлежал Хургелю. Видимо перекрёсток Артёма/Лагутенко был в то время популярным местом для съёмки:
Ракурс съёмки дореволюционного фото с казачьими лошадьми на современной карте города:
[1] Под мануфактурой в то время понимали текстиль, ткани, как правило, покупаемые поаршинно для пошива одежды.
[2] Отсюда выражение «Идти на панель (начать заниматься проституцией)».
А вот под этой статьей комментарии система оставлять разрешает. В отличие от двух статей с фотографиями из альбома Азриэля. Над причиной бьется специалист. Пока безуспешно
У меня - вроде только на двух тех статьях не добавляются. И еще теперь система не требует каждый раз заходить на сайт, как раньше. Тогда, как говорили, это было в целях безопасности сайта.
Отличное исследование! Фото дороги даже по направлению тени совпадает! А слева возле Сенного выше ставка находились склады Братьев Нобеля. Вероятно поэтому там ничего долго не строили.
А Вы попробуйте просто дать ссылку на конкретное фото из Яндекса. Оно не отобразится, но по ссылке можно будет перейти и посмотреть. Главное - чтобы там был еще какой-то текст перед ссылкой.
P.S. У меня получилось в этом комменте, когда я начал изменять его. А напрямую - никак. ( ссылка отобразилась, я ее потом убрал просто, второй раз проверил - тоже получилось)
После небольшого исследования я выяснил, что с яндекс - фоток таки прикрепляется. Но один раз... Т.е. Копирую с Яндекса. Прикрепляю просто в поле комментария. Фото прикрепилось. Но если хочу добавит текст или что то изменить в комментарии, то фотка "самоликвидируется". Тогда я удалил комментарий и написал всё заново. Тогда ( по Правилу Первого Раза ( ППР :) ) всё видно! :)
Александр Николаевич, а не видно ли на этой карте, есть ли на ней чуть южнее первого дома Юза и заводской больницы что-то похожее на депо или какой-то цех? Мы тут как-то с Дедушкой пытались разобраться: комментарии № 5 и № 10-18 здесь:
http://donjetsk.com/retro/12431-pervyj-dom-yuza-i-izlozhnica.html
Ну наверно до 20-30 годов что-нибудь одно на Ваше усмотрение, чтобы не занимать лишнее время. И заранее извиняюсь, что отвлекаю. Кстати, туннель возле бывшего пешеходного моста недалеко от дома Юза на планах не может быть обозначен? Он, правда, после 30-х построен, но существует вроде-бы до сих пор.