Юзовские атрибуты: церкви и вокруг
Как мы и обещали, постепенно публикуем доставшиеся нам от владельцев киевской галереи "Атрибутъ" снимки из коллекции потомков Альберта Юза. Сегодня вам предлагается та часть снимков, на которых запечатлены религиозные объекты или сценки, происходящие в пределах их юрисдикции.
Фотографий 16, частично они уже публиковались в наших подборках. По нашему обыкновению, оставляем подписи под фотографиями там, где они были. Итак…
Четырое фото без подписи. Где расположены эти храмы? Может, вообще не в Доньассе?
Теперь фото с подписями.
Во дворе собора в Юзовке, 1906:
Мариуполь. Церковь. 1904:
Праздник в Юзовке:
Рутченково. Церковь. 1905:
Святогорск:
Собор в Юзовке (?):
Собор в Юзовке (?):
Толпа во дворе собора в Юзовке, 1906:
Церковь в с.Щегловка, 1905:
Юзовка, 1906:
Юзовка, Преображенский собор, 1906:
Юзовка. Собор. 1906:
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Фото №1 - Мариупольская церковь, закрытая на переднем плане другим храмом. Смотрите фото №6 - тот же купол и колокольня.
алекс,
Александр Леонидович, согласен с вами.
Я вот тоже долго разглядывал представленные снимки и мне показалось то же самое...
правда ракурс первого снимка немного ввёл в заблуждение. "Но то такэ" ©
С уважением
По снимку №3 есть подозрение, что это Александро-Невская церковь в Авдотьино. Сохранился очень нечеткий рисунок и указания на ее габариты... Проверяю... Но заборы из "дикого" камня видел там в большом количестве в 60-е годы.
Снимок был сделан в 1981 августе
Судоходство в Святогорске.Флаг на празднике в Юзовке.
Igor R,
специально для ваших снимков (до кучи, так сказать) - вид на то же самое из августа 2014 :)
Согласен с алекс’ом: фото№1 — передний план — это Екатерининская Греческая церковь в Мариуполе (богослужение велось на греческом языке). Снесена в 1930-х гг. Задний план (он же на фото №6) — Харлампиевский собор в Мариуполе. Также взорван в 1930-е гг.
Фото№2. Пасхальный стол: кроме традиционного набора обращает на себя внимание скатерть в украинском стиле, 2 запечённых гуся и сноп пшеницы — традиция Первого снопа жатвы (Левит 23:10), период которой приходился в Иудее на Пасху.
Фото №3. Неизвестная церковь в стиле зрелого классицизма скорее всего не находилась в окрестностях Юзовки. Боковые фасады храма оформлены четырёхколонными портиками с фронтонами, что по имеющимися на сегодняшний день данным могло быть только у церкви св. Князя Александра Невского в с. Авдотьино. Однако и это не она.
Фото №4. Ново-Покровская церковь г. Ростова-на-Дону в стадии завершения строительства. Строилась с 10.08.1897 по 09.05.1909 ст.ст., что даёт приблизительное представление о датировке фотоальбома, однако нужно помнить, что несколько лет занимает внутренняя роспись храма. В 1930-е гг. храм снесён, на его месте разбит сквер, установлен фонтан и памятник С.М. Кирову из стройматериалов храма.
Фото №5 с подписью "Во дворе собора в Юзовке, 1906". Подпись соответствует месту действия. Кто-то из священников Преображенского собора кропит святой водой прихожан. Чёрно-белая фотография к сожалению не позволяет сделать более обоснованных предположений о дате праздника (цвет облачения священнослужителей зависит от групп праздников), но можно предположить, что это водосвятие и крестный ход на 1 августа. На это указывает и фото №12 с подписью "Толпа во дворе собора в Юзовке, 1906", сделанное там же с колокольни собора. Видны вынесенные из церкви хоругви. Однако, может это быть и праздником Пасхи, хотя наличие зонтов от солнца в толпе прихожан соответствует более августу.
(продолжение следует)
Не совсем понял снимок с надписью "Юзовка, 1906;", имеет ли он отношение к церковным праздникам. Ни, тебе, хоругвей, ни батюшек. Может они на первомайсую демонстрацию вышли? Вопрос к опорознавцам: в центре композиции ж/б опора или мне после праздников так показалось:)? Или может Вот блин! Какая фальсификация оказалась вся эта коллекция! :) :)))
старый,
Это деревянные бочки.
Понаехавший,
Ясенов,
Igor R,
В отличие от старого Святогорского снимка территория за мостом правее пляжа сейчас остров. Заросший камышом и редкими вербами, имеющий популярность среди отдыхающих днём, за определённую плату перевозчикам. В августе 2013 года на остров был высажен десант коммунальщиков - косили растительность. Перевозчики очень ругались.
алекс,
[quote]Это деревянные бочки с Ямайским ромом.
Dedushka,
Интересно, для чего к симвроическому снопу пшеницы добавили не очень эстетичные комнатные растения?
Вероятно потому, что живых цветов ещё не было: Пасха в 1906 году была в апреле.
Предположение к восьмому фото : "Рутченково. Церковь.1905".
Нашел подходящее дальнее фото коксохимзавода , используя карту терриконов из акции "Вид сверху" . Сравнивая высоту труб Рутченковского коксохима на обоих фото (пусть в 1905 г. трубы были и поменьше) , и отмеряя приблизительные расстояния на карте , можно предположить , что на фотографии изображена Старомихайловская церковь.Если , конечно , Дедушка не разобьет мою теорию в пух и прах ...
Внизу фотография : "Рутченково.Коксовые печи.Сталинский округ" .
Бублик,
Я, конечно, не Дедушка. Сначала хотел с Вами согласиться, потом передумал. Согласно с канонами все церкви расположены по оси З-В. В таком случае с такого же ракурса съёмки Старомихайловской церкви КХЗ не виден. Да и внешний вид Старомихайловской церкви немного другой. Это другая церковь, но трубы на горизонте могли быть трубами КХЗ.
В 1898 году на Рутченковской гряде, вблизи станции Рутченково на расстоянии 9 верст от станции Юзово начали работать первые шамотные коксовые печи. С этого времени и начинается летоисчисление Рутченковского коксохимзавода.
Возможно - это другая церковь.Очертив приблизительный радиус, можно искать другие варианты расположения церкви. Просто Е.Ю. публиковал уже это фото в статье "Юзовские атрибуты: двадцать одно " , я заострил внимание (комм. 8) ,но никто не заинтересовался .Возможно в этот раз будут и другие версии.
Исходя из расположения входной пристройки и ,соответственно , самой церкви , все-таки место съемки расположено ближе к Старомихайловскому направлению,как мне кажется (при условии ,что на фото на дальнем плане - действительно Рутченковский КХЗ ) .
Там в статье перед этим фото есть другая фотография : " Рутченково-Мандрыкино.Кладбище.1905." Первоначально я подумал ,что фото этой церкви - из той местности.На Петровке ,на Майбороде(знакомые так называют) ,есть церковь(недалеко от Петровского кольца).Расстояние по прямой до коксохима ,как и от Старомихайловки ,тоже около 10 км .Но это уже не Рутченково...
А скорее всего церкви на фото давно уже не существует с 30-х годов ...
P.S. Полез я попэрэд Дедушки ... Ну звыняйтэ ...
Понаехавший,
Спасибо за потдержку!Теперь два фальсификатора,а этобанда!
(Продолжение. Нач. см. комм. 9)
Если же события действительно происходят в 1906 году, то следует понимать, что Пасха в этот год приходилась на 2 апреля. Следовательно на снимке запечатлено 1 августа — первый день Успенского поста и он же праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, он же Медовый или Первый Спас. Цвет облачения священнослужителей в этот праздник — фиолетовый, что по насыщенности тонов, хоть мы и не видим цвета, соответствует фотографии №5. Будь это Пасхой, священник бы вышел к народу в белом облачении. В пользу этой версии говорит и фото №14:
Снимок сделан с ворот церковной ограды, а точнее с верха калитки. Фрагмент опоры ворот (1) виден рядом с вездесущим Мальчиком, забравшимся выше фотографа. Сами ворота можно подробно увидеть на последнем снимке №16 (с бочками). Если внимательно рассмотреть толпу, то видно, что часть публики продолжает креститься в сторону храма (колокола звонят Перезвон), а группа людей, стоящая на возвышении (2) смотрит в противоположную сторону — с возвышения им видно то, что не видно другим: группа клириков с иконами, идущие в колонну попарно (3) на небольшом отдалении следует за колонной мирян с хоругвями и иконами (4). Народ ждёт, когда пройдёт духовенство, чтобы направиться за ним, также с небольшим разрывом. Всё происходит в полном соответствии с церковным Уставом о проведении крестного хода. Начало процессии подходит к перекрёстку 2-й Линии и современного проспекта Труда. Линия домов в конце площади — это и есть чётная сторона ул. Кобозева (2-й Линии). Так выглядит после перестройки в ХХІ веке здание (5):
Левее видны крыши существующих ныне домов, стоящих по 3-й Линии (6) и пр. Труда (7):
Вспомним фото из Английского альбома: освящение и подъём колоколов на колокольню собора в 1893 году.
На воротах церковной ограды, как видим, тогда тоже кто-то сидел, так что это можно считать обыденным явлением по праздникам. Сам же этот снимок сделан вероятно всё с того же дома (5) или рядом, где на снимке во время крестного хода стоят люди (8).
А вот опора одного и того же столба (9), только с разных сторон:
На обоих снимках на опоре столба висят дети (9), только в 1906 году на столбе уже три перекладины с проводами (10) — телефонная связь развивается.
И последний аргумент: крестный ход покинул церковную ограду и, видимо, движется к водоёму. Крестный же ход на Пасху проводится вокруг церкви внутри церковной ограды. Таким образом, с высокой долей вероятности можно предположить, что это 01.08.1906, праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня.
(продолжение следует)
Dedushka,
Мои поздравления, убедительно!
Спасибо,просто супер!
(Продолжение. Нач. см. комм. 9 и 19)
Рассмотрим иерея. На снимке №5 человек возраста явно за 40 лет.
В 1906 году это мог быть один из трёх священников храма:
1. Диомид Григорьевич Кащенко, 34 года — не подходит по возрасту.
2. Евгений Александрович Матвеевский, 39 лет — возможно.
3. Иван (Иоанн) Фёдорович Трухманов, 43 года — наиболее вероятно. Можем принять за рабочую версию.
Итак, Иоанн Фёдорович Трухманов 1863 года рождения, закончил Духовную семинарию, рукоположен в священники в 1886 году, переведен на службу в этот храм 7 лет назад, два года назад награждён камилавкой¹. Служит помимо храма в Коммерческом училище, преподавая Закон Божий, заведует той самой Братской школой, депутат Епархиальных окружных съездов духовенства, член ревизионного комитета духовных учителей. Женат, 8 детей. В порядке старшинства: сын 17 л., дочери 15 и 14 лет, сын 12 л., дочери 10 и 7 лет, сын 4-х л., дочь 3-х лет.
_________________________
1.Справка для тех, кто слабо себе представляет, что такое камилавка и за что ей награждают:
Наградами духовенства являются, в порядке постепенности: набедренник, скуфья, камилавка, крест наперсный, сан протоиерея, палица. Упоминание о том, что иерей награждён камилавкой свидетельствует, что набедренником и скуфьёй он уже награждался. При беспорочной службе награждение происходит автоматически по достижению выслуги лет. Камилавка — это головной убор, в русской церкви стал употребляться со второй половины XVII века, заменив собой скуфью. В 1798 году камилавка была отнесена к числу церковных наград. В настоящее время чёрная камилавка — часть богослужебного облачения иеродиакона и священнодиакона (инока-диакона).
Камилавку носят как во время богослужения, так и вне его. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. Такие камилавки, в отличие от монашеских, как правило, фиолетового (реже: любого другого, но не чёрного) цвета.
Согласно церковному Уставу священнослужители во время богослужения надевают камилавки только в определённые моменты. Камилавки митрополитов (как составная часть клобука) — белого цвета.
(продолжение следует)
Dedushka,
Были бы вы настоящим другом, Владимир Николаевич, оформили бы это в отдельную статью. А так - нет
P1040249.JPG
Левицкая с ученицами.bmp
алекс,
Сначала нужно собрать мнения коллег и читателей по каждой фотографии, так как в моих рассуждениях есть далеко не бесспорные моменты. Если возражения в комментариях поступят, то материал нужно будет корректировать. После приведения описания фотографий к единому мнению можно будет собрать всё тематически в несколько статей. Я имею в виду весь объём фотографий Альбома Юза (или его родственников). Мы же в данном случае первопроходцы, и никто раньше этого сайта не давал объяснений и описаний происходящих на фото событий, привязки их к местности и датировки. Тут нужно быть максимально осторожным, чтобы не наломать дров, тем более, что в большинстве случаев подписи не соответствуют содержанию (дальше это станет понятно). В будущем комментаторы будут оспаривать или уточнять уже закреплённое нами мнение, как это делаем мы с анонимным автором уже существующих подписей.Рядом с Левицкой — Вениамин Васильевич Монастырёв, 1877 года рождения, учитель с 1901 года, надзиратель с 1903, священник с 1904 г. У Левицкой преподавал Закон Божий. В Преображенский храм Юзовки будет назначен священником только в 1912 г., т.е. через 6 лет после событий на фото №5. Женат. Имел по состоянию на 1913 год двоих детей.
А первый снимок — это какое учебное заведение?
Dedushka,
Первый снимок из Донецкого краеведческого музея. Вот только совершенно вылетело из головы - здесь изображен Трухманов или Матвиевский... Записи где-то в моем запакованном архиве, подготовленном к эвакуации... Уточню в понедельник
алекс,
Их было не менее четырёх. Нужно знать учебное заведение.Все священноцерковнослужители до революции служили династиями.
Матвеевских — вообще 10 человек. О них см. комм. здесь . В комментариях на Инфодоне писал: их потомок вопрос задал, я ему ответил, а он ни ответа - ни привета.
авс071.jpg
авс068.jpg
Здесь подписи Евгения Матвиевского и Иоанна Трухманова в метриках моих предков
Ясенов,
Кстати, Евгений Юрьевич! Рассматривал в подборке от 25 декабря фото о "еврейском погроме", казавшееся вам странным... на нем же видны казаки, прибывшие для усмирения буйных юзовцев))))
алекс,
Конечно-конечно!
Понимаю, что это практически невозможно, и отец Дмитрий Поликарпов, служивший в эти годы священником на императорской яхте "Штандарт", и оказавшийся в Юзоввке гораздо позднее, изображен на этом снимке, но... уж очень похож...
Дмитрий Поликарпов.jpg
На этих фотографиях - дети Ивана Трухманова, а также племянник Маркиан с женой Марией
Дети Трухманова.jpeg
Дети Трухманова1.jpeg
Ясенов,
На авантитуле сайта Infodon написано: Донецк: история, события, факты — первый и самый популярный сайт об истории Донецка.Можете смело писать, что у вас самый научно-исторический сайт об истории Донецка, подающий наиболее достоверные и глубинные материалы по данной тематике не имеющий аналогов в мировых СМИ.
алекс,
Конечно это он:
Поздравляю, Вы подтвердили мою версию. Это именно Трухманов, а не Матвеевский.
Dedushka,
Подарок очень хорошего человека, дальнего потомка...
Dedushka,
Нет-нет... Не думаю, что Маркиан был священником...
алекс,
Я имею в виду, что сын очень похож на отца. Это не Маркиан, конечно. На сравненительном фото сын и отец.
Оригинальный речевой оборот: "буйные юзовцы". Нынче для усмирения буйных юзовцев недостаёт даже всей украинской армии.
Dedushka,
Маркиан был не сыном, а племянником Ивану Трухманову, о чем свидетельствует надпись на обороте фотографии. Потому он мог и не иметь сходных с Трухмановым черт лица... К тому же, прямой родственницей вместо Маркиана могла быть и Мария...
Маркиан.jpeg
Dedushka,
Завтра я уточню имя священника на фотографии, которую я выложил ранее. Если на ней изображен Трухманов, то он явно не похож на священника, стоящего во дворе собора. И тогда вывод один - там Евгений Матвиевский. Если же на фото из музея снят Матвиевский - тогда ваша версия верна
алекс,
"Большие фотки" — это уже вчерашний день. Теперь у нас есть "Большие стереопары"! А как же жесточайший медиапрорыв? У Вас комм. 6, опубликованный donrace, нужно смотреть исключительно в стереоочках, что автоматически отодвигает в полную задницу таких медиамагнатов как CNN и BBC, превращая их сайты в полнейший отстой!Ok.
Dedushka,
На фотографии из краеведческого музея - священник Иоанн Трухманов с учениками церковно-приходской школы.
алекс,
Тогда получается, что на фото №5 заснят Матвеевский. Поздравляю вторично — Вы не подтвердили, а опровергли мою версию, что для истории города не менее ценно.
Ясенов,
Вот видете, насколько необходима живая дискуссия, а Вы сразу статью хотите.
Dedushka,
Перефразируя ответ д.Артаньяна Ришелье, - отказать вам не менее почетно, чем согласиться с вами
алекс,
Д’Артаньян сказал Ришелье, что уверен в том, что кардинал Франции "не предложит ему ничего плохого или недостойного". Могу со своей стороны выразить уверенность, что великий Пешехонов морально превосходит этого старого французского католика-интригана.
Dedushka,
Алекс и Дедушка - это сила!!!!!
алекс,
Да, как Валуа и Бонасье!
Почему интерьер Преображенского собора никто не разобрал? А то, этим фотографиям - никакого мнимания, никто не уделил.
Мы дошли в разборе только до фотографии №5. Далі буде.
Ждите…
Да и фиг с ними.
Жду :)
И Финкельштейн меня похоронит (в породе террикона, при скорби Алюрк’и и счастье =ВАРЯГЪ’а=)
... а гаубичный снаряд в качестве гнёта в кадушке с огурцами стоит?
(Продолжение. Нач. см. комм. 9, 19 и 22)
Фото №6: разобрано вместе с фото №3
Фото №7: Православный праздник Крещения. Во льду прорублен крест. Подготовку той же купели мы видим на фото из этой серии, опубликованном ранее:
Поражает проработка вырубленных во льду деталей креста. Интересная деталь: рядом с прорубкой лежит веник. Даже осколки льда выметались!
Фото №8: Рутченково. Церковь. 1905
Категорически не согласен. Это фото требует отдельной статьи, и в комментарий не поместится. Ожидайте, статья будет, но пребывайте в полной уверенности, что это не Рутченково.
Фото №9: Святогорский монастырь в каких-либо комментариях не нуждается. И так понятно, что это он.
(продолжение следует)
Dedushka,
"при скорби Алюрк’и и счастье =ВАРЯГЪ’а="(с)
А я-то тут каким краем?
"как Валуа и Бонасье!"(с)
Таки Бонасье - это уже царствование Бурбонов.
Я так и думал, что ни один из старых алкоголиков и не подумает взглягуть на этикетки бутылок второй фото. И видно их тоже неважно... Но вообще-то впечатлило.
sembond,
Так на них ничего не видно. Или Вы сейчас будете доказывать, что вторая бутылка — это коньяк "Белый аист"?