Пираты с нашего двора
03.05.2016

Пираты с нашего двора

Продолжаем публикации Руслана Мармазова о кино, снятом в Донецке. На сей раз, правда, речь не о Донецке, а о Мариуполе, точнее — Жданове. Но уж больно фильм культовый. Да и сколько там до того Мариуполя (чи то, Жданова)?
Для нас, нынешних 45–50-летних мальчишек, этот фильм в свое время был и культовым, и знаковым. После просмотра с ходу тянуло постигать неизведанное в экзотических и опасных краях, достойно представлять страну, спортом заниматься, чтобы крушить всякого супостата. Девчонки тоже стайками попадали под обаяние картины, там были поводы для вздохов и девичьих фантазий. Ведь на экране сновали невероятные красавцы советского кино, секс-символы (просто они этого еще не знали, термин был чужд идеологически и в обиход пока не вошел).
В 1979 году СССР от Калининграда до Камчатки потряс боевик «Пираты XX века». Там блистали мускулистый и белозубый смельчак старший механик (Николай Еременко – младший), элегантный, как рояль, советский капитан (Петр Вельяминов), спокойный и надежный боцман Матвеич (Тадеуш Касьянов, сейчас президент Всероссийской федерации рукопашного боя и традиционного каратэ) и другие достойные парни. А противопоставлены им были адские создания, сгустки коварства, садизма и алчности, произведенные за пределами Советского Союза, конечно же.
Страна у нас благо была большая, найти уместный типаж не составляло труда. Нужен хладнокровный восточный убийца – получите Талгата Нигматулина. Пиратский капитан непонятной национальности, но точно вражина – для того есть эстонец Арен Рейно. Собирательный образ косматого бандита без рода и племени легко монтировался с Владимиром Епископосяном. Даже островитян с глухих тихоокеанских островов играючи приводили из Симферопольского мединститута.
Нет нужды пересказывать лихие завихрения этого кассовейшего фильма, созданного дуэтом Станислав Говорухин – Борис Дуров. Если кто не знает сюжет о том, как пираты попытались захватить корабль «Нежин» с богатым грузом опиума (для фармакологической промышленности исключительно) на борту и что из этого вышло, так с подобными темными людьми мне вообще говорить не о чем. Пусть учат матчасть. Мы же сосредоточимся на донбасской части создания классики советского боевика.
Казалось бы, «Пираты ХХ века» раз и навсегда приписаны к Крыму, где создавались пейзажи юго-восточно-азиатского региона. Да, это так, не стоит и спорить. Но начиналось-то все в Жданове.
5-й причал Ждановского порта принял у себя корабль «Нежин», на который в самом начале картины загружается опиум. Причем все так необычно: иностранные надписи, закордонные машины, нерусские лица. Полная иллюзия порта где-нибудь на Филиппинах или в Индонезии. Сцена нарочно снималась в сумерках, чтобы ждановские реалии не разрушили искусственную, но такую интригующую и вызывающую обоснованную опаску атмосферу далекой заграницы. Правда, именно на сцену погрузки наркотиков претендует и Ялта. Но мариупольские краеведы с этим решительно не согласны.
Зато кадры, где боцман демонстрирует команде корабля (и всему СССР, кстати) навыки каратэ – крутит невиданные доселе широкими массами нунчаки, легко ломает ногой толстенную доску, – точно в Жданове сняты. И ласковое Азовское море создает фон завораживающему действу, которое потом каждый советский пацан пытался повторить во дворе: травмировали конечности о штакетник, неловко сами себя ударяли кустарными нунчаками по хребтам, но в том было что-то столь героическое, что можно было и потерпеть.
Оба корабля, задействованных в съемках – наш, хороший, «Нежин» (в него был временно превращен сухогруз «Фатеж»), и плохой, корсарский «Меркурий» (тогда он назывался «Адмирал Лунин» и являлся учебным судном Рижской мореходки), – находились в составе Азовского морского пароходства. Отсняв необходимые эпизоды в Жданове, съемочная группа погрузилась на корабли и двинулась в Крым. Забавный момент… О «Пиратах» написано множество интервью, рассказаны горы былей и небылиц. Некоторые участники событий вспоминают, как их, буквально на убой, целый месяц кормил капитан «Фатежа», кое у кого даже некоторые проблемы с лишним весом случились. Свидетели съемок из гражданского населения уверяют, что «киношники» оказались людьми удалыми и веселыми. Не только трудились, но и кутили, пили шампанское, устраивали фейерверки на борту. А есть и воспоминания, что по ходу съемок был сплошной аскетизм и скудная кормежка… Хм… Вот и пойми этих мастеров искусств. Я все же надеюсь, что авторы и исполнители одного из моих любимых фильмов были отменно сыты и нескучно проводили время.
Интересны судьбы судов, вошедших на полных парах в историю отечественного кино. Правда, они грустные такие, что ли. «Фатеж» был построен в ГДР, а завершил свой поход в 2009-м в Индии, проданный на металлолом. Собранный в Болгарии «Адмирал Лунин» позже был тоже продан, но в Грецию. Затем на нем подняли флаг Гондураса и переименовали в «Гейм Бой». Подумать только, гондурасский «Гейм Бой», а был «Адмирал Лунин»… Похоже, корабль не вынес такого позора и при довольно странных обстоятельствах взорвался и пошел ко дну в 1999 году. Но мы-то их никогда не забудем, корабли гордой советской действительности и шальной пиратской романтики из нашего киношного детства.

Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. Артем
    Артем 05.05.2016, 09:12
    «Адмирал Лунин» - оригинальное название: «Кара-Даг», год постройки 1965 г.
    Судно было поставлено Черноморскому Морскому пароходству, где выполняло в основном каботажные рейсы между Одессой и Ялтой.
  2. sembond
    sembond 15.05.2016, 16:43
    Мариуполь в кино отмечен не единожды. Из старого, "Приключения Артёмки" только смотрел.
    На всякий случай тут ещё упоминания.

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.