Многие знают, что в 1920-е годы на территории УССР энергично проводилась украинизация. В газете «Диктатура труда» за 1925 год мы нашли два штришка, иллюстрирующих этот процесс.
Для начала — нечто вроде программного заявления. В номере от 5 июня на первой странице была опубликована статья, где разъяснялись общие моменты и ставились стратегические цели. Больше всего тут поражает концовка, обещающая украиноязычным безработным отдельное светлое будущее:
И процесс пошел. Украинизация продвигалась стремительно и не везде пристойно. Уже через месяц (8 июля) появилась заметка о недостатках важнейшего начинания. Больше всего в ней впечатляет подпись:
Тотальной украинизации, в итоге, не получилось, но украиноязычных вывесок на снимках того времени можно увидеть предостаточно. Вот например, фрагмент известной фотографии кинотеатра «Комсомолец»:
На фасаде — несколько афиш знаменитого фильма Абрама Ромма «Бухта смерти» (произведен в 1926 году). Все афиши — на украинском языке. Правда, слово «Смерти» в одном случае идет на русском, в другом — на украинском. Но это детали. Кстати, в левой части снимка к стене пришпилены «Правила дорожного движения» — тоже на украинском.
А вот еще одно фото, им поделилась Елена Згинник. Это 1929 год. Здесь мы видим те самые «гримасы украинизации», о которых писал «Спостерiгач» в 1925 году:
просто это ж были другие люди тогда, плохие. Трудно в это поверить, конечно, что в Донецке могли быть плохие люди. А щас все люди хорошие, и таких перегибов быть не может.