Так начинался рок-клуб
В поздние советские времена Донецк воспринимался в Союзе как вполне «взрослый» центр рок-музыки. Не в последнюю очередь — благодаря тому, что здесь быстро организовался рок-клуб. О том, как это происходило, вспомнил участник рок-тусовки и музыкант Геннадий Казаков, с которым мы побеседовали в Фейсбуке.
— Как возникла идея?
— Идея возникла у ребят, побывавших с Ленинграде и пообщавшихся с музыкантами Питерского рок-клуба. Основные организационные инициативы взял на себя Андрей Самойленко (группа «Ойра», впоследствии — председатель рок-клуба) при активном содействии Андрея Степанова («Архитектор»). Возможно, что участвовали и Александр Раппопорт, и Игорь Скалдин. Но формально всю ответственность взял на себя Самойленко.
— А как эти ребята в Питер поехали? просто по своей инициативе?
— Уже после Тбилисского рок-фестиваля 1980 года начали расходиться по всему Союзу «пленки» с записями рок-групп. в том числе и питерских. В Донецк эти записи привозили ребята из Москвы и Питера. А музыкантов, имевших желание играть рок-музыку, было немало — в основном студенты музыкального училища и консерватории. Хотя были и самоучки. Позже в Прибалтике стали проводить фестивали (в Тарту). И туда тоже ездили наши — смотрели, набирались опыта, знакомились. В 1985-м я уже и сам ездил в Питер и «вписывался» там на квартиру к музыкантам по «рекомендации» — то есть, связи были прочные. Кстати, после поездки в Питер и знакомства с тамошними «неформалами» в кафе «Сайгон» я, по приезду в Донецк, предложил организацию аналогичного «тусовочного» места. Тем более, что запрос на такое место был. Выбор стоял между кафе «Березка» (пересечение Постышева и Комсомольского) и «Русским Чаем». Народ долго не мог определиться — в «Березке» было вроде бы больше места, но только «стоячие», а в «Чае» — столики, все культурно и интеллигентно. Потом я ушел в армию. Где-то есть письмо от друга, который писал: «Чай превратился в то, о чем ты мечтал..»
— Организатор рок-клуба Андрей Самойленко тоже был из «музыкальных студентов»?
— Он закончил Донецкое музыкальное училище по классу скрипки. Работал в музыкальной школе №9. Еще до создания клуба увлекался рок-музыкой и движением хиппи. некоторое время с бывшими соучениками собирались поиграть в каком-то полуподвальном помещении (на улице 50 лет СССР 146 — там сейчас «Пиццерия»). Группу в шутку назвали «Канализационный гейзер» (видимо, оттого, что в подвале были соответствующие аварийные ситуации)
— Он казался не таким, как все? Крутым? Или, может быть, странным?
— Да нет.. Просто Андрюха, и все. Я с ним учился в общеобразовательной школе с 6-го класса. Но вот дерзким он был — это да… Вероятно, ради эпатажа. Можно сказать, что его уважали за то, что взял на себя весь этот официоз, общение с властями (в том числе с куратором из КГБ).
— Что собой представляла его группа «Ойра»?
— Состав там был такой. Лидер группы, автор текста и музыки — Самойленко Андрей (гитара, фортепиано), бас-гитара — периодически менялись в зависимости от занятости : Турта (Докучаевск), Милинец (Донецк), Александр Сенкевич «Сеня» (Донецк), ударные — Александр Раппопорт / Фисенко («Фиса» Докучаевск). Флейта и аранжировка музыкальных тем — Стецюк Елена (ныне — Казакова) . В процессе выступлений могли подыгрывать духовые — саксофон, кларнет, перкуссия. Стиль — пост-панк, с элементами «новой волны» и блюз-рока. Думаю основное влияние на «Ойру» оказала музыка Питера Гебриала, «Токинг Хэдс», «Джетро Талл», «Дженезис». Помню выход двух магнитоальбомов «Озерный мальчик» и «Выше стропила, плотники»… Возможно, были и другие. Сольные, под акустическую гитару.
— Если бы вас спросили про год начала донецкого рока — что бы вы ответили?
— Если говорить о любительских разрозненных самоорганизованных «группах» — где-то 1983-1984 годы. А в качестве рок-клуба — 1985-й. Когда было первое «заседание» в ДК Горького на Ветке. Там, конечно многие дурачились, веселились, но уже было принято решение ФОРМАЛЬНО как-то самоорганизоваться. Возможно такое решение приняли в горкоме комсомола. Позже, в 1987-м рок-клуб размещался в ДК Куйбышева. После нескольких «скандальных концертов» нас оттуда «попросили». И последним пристанищем клуба (репетиционной базой) был ДК им.Ленина. Но в скором времени рок-клуб «прикрыли», а коллективы ушли в самостоятельное плавание или развалились. Многие перешли в «Рок-мастерскую». Вот фотография одного из самых первых выступлений в рок-клубе, здесь музыканты из разных групп. На сцене спиной к зрителю с гитарой — Андрей Самойленко, рядом с ним — Андрей Степанов (Архитектор), девушка со скрипкой — его жена Лена, с гитарой — Обухов (имени не помню).
— Кто из донецких рок-музыкантов был сильнее всех, на ваш взгляд?
— Из гитаристов — Скалдин и Сенкевич, из барабанщиков — Раппопорт и Фисенко. Из вокалистов неплохо звучал Александр Чурилов (джаз-роковая группа «Новости Прошлого»). Но это на тот момент. Возможно, что если бы сейчас я переслушал все заново — мнение могло бы быть иным. По эпатажности первым был, конечно, «Раунд». На сцене он был очень креативен. В состав клуба они вошли в 1986. По этому поводу мне Самойленко писал в армию: «…В октябре открытие сезона, местные телевизионщики собираются снимать на пленку. Комсомол расщедрился на 6 тысяч и купит нам аппарат TESLA. Хард рок — свалили, у них теперь свой клуб. Появились три новые бэнда «Поноптикум», Раунд» и «Грильяж в шоколаде». Будут выступать в сезоне…» На ударных в группе был Рапопорт, вокал и гитара — Глеб Линенко, бас-гитара Милинец (но могли играть и другие «по ходу пьесы» ). Группа выделялась более яркой и жесткой музыкой, эпатажными текстами и таким же сценическим шоу. Чем-то походили на «Аукцыон», «Нате», «Странные Игры». Ну и, конечно, интересной была группа «СК», в которую я впоследствии влился.
— Что такое «СК»?
— Те, кто придумал название, всячески дурачились и придумывали самые разные объяснения. Изначально планировали назвать коллектив «7б» — одноименно статье для «уклонистов». Мой брат, один из основателей группы, сейчас говорит, что есть несколько версий. Самая распространенная — «Советская Культура», хотя есть вариант, что использовали имя автора текста «Славик» и фамилию «Казаков». Тексты были интересные. На каком-то рок-фестивали даже получили приз за «текстовое наполнение песен» — в виде музыкальной шкатулки. В музыкальном плане были мелодии и рок-н-ролла, и блюза и даже в стиле танго. Где-то были ходы как у «Зоопарка», где-то «Странные Игры»… Но лишь в отдельных моментах.
— Конкурентоспособной ли была та донецкая музыка — если сравнивать ее с тем же Питером, например?
— В каком-то смысле конкурентоспособна. Питерцы были более оснащены в техническом плане, звук был более качественный. Но вот та самая наша «провинциальность» в чем-то была интереснее. Помню, в 87 -м или 88-м проходил рок-фестиваль в «Юности». Приехали и питерцы — «Нате» (группа Вячеслава Задерия — бывшего басиста «Алисы»), «Сезон Дождей» (инструментальный арт-рок) и другие. В эти же дни наш клуб организовал концерт в ДК Куйбышева «День рождения Алисы» с элементами театрализованного действа. «Задник» сцены был обклеен ватманскими листами. И любой из зала мог выйти во время исполнения на сцену и, взяв кисти и гуашь, размещенные под «полотном» — рисовать все, что приходило в голову или с чем ассоциировалась музыка. И тут, посреди концерта появляются ребята из «Нате». все такие в длинных сюртуках а-ля 18-й век, и высоких шнурованных берцах. И вот они зашли на сцену и больше не уходили.. Все рисовали и рисовали. Позже в беседе они высказывались в том ключе, что у нас музыка менее «слизанная» с тех или иных зарубежных аналогов, а тексты не хуже, чем у питерских — от подтекста до искреннего открытого «стёба». Кроме этого, в репертуаре некоторых коллективов были песни и на украинском языке, что было тоже очень необычно. Ну, и главное — наши музыканты не пытались как-то копировать популярные на тот момент «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Алису». Возможно что-то было похожее, какие-то риффы и т.п., но все-таки в конечном итоге получалось СВОЁ…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.