Несколько недель назадмы публиковали кое-чтоо фильме Леонида Лукова "Я люблю". Это было первое большое художественное кино о Донбассе. Расширив и углубив тему, Елена Згинник предлагает следующий текст…
9 июня 1936 г. в городе Сталино, в кинотеатре "Красный", состоялся общественный просмотр художественного фильма о Донбассе "Я люблю". Режиссёр кинокартины Леонид Давыдович Луков заблаговременно известил о своём вылете из Киева, прислав телеграмму в Донецкий кинофототрест. А первый показ фильма в Донбассе состоялся в Макеевке, на шахте "София".
Картина "Я люблю", представленная на суд зрителей столицы шахтёрского края, являлась первой частью трилогии о Донбассе писателя-земляка Александра Остаповича Авдеенко. В ней речь шла о старом, каторжном, обушковом труде горняков.
В это же время писатель работал над сценарием второй части трилогии. "Она показывает Донбасс в гражданской войне, героизм шахтёров, отстаивающих всесоюзную кочегарку от врагов, восстанавливающих разрушенные, затопленные шахты. Во второй части будет ярко показано, как… донецкие шахтёры героически добывали уголь для замерзающей страны, как они проводили сквозь неприятельский строй эшелоны чёрного золота на Север, к красной столице. В третьей части трилогии будет показан сегодняшний Донбасс — родина стахановского движения", — рассказал режиссёр фильма в беседе с журналистом "Соц. Донбасса".
К постановке фильма "Я люблю" Л.Д. Луков приступил в 1935 г. Леонида Давыдовича глубоко взволновали образы старого Никанора, его сыновей Остапа и Кузьмы, внуков Варьки и Саньки. Это была семья мужественных и сильных людей, раздавленных условиями тяжёлой жизни в Донбассе.
"Чтобы создать такое кинопроизведение, надо было преодолеть огромные трудности, сделать так, чтобы кинофильм не был простым пересказом романа. Нужно было из прозаического произведения создать произведение драматическое, могущее вместить в себя всё ценное, что было в книге и то, что в ней присутствовало незримо, т.е. воссоздать трагическую действительность старого Донбасса", — подчёркивал режиссёр.
Творческий коллектив, работавший над фильмом, отнёсся к нему с большой ответственность. Все понимали, что это, по сути, первый фильм о старом Донбассе. Сценарий фильма предварительно обсуждался со старыми шахтёрами горловской шахты "Кочегарка" при участии стахановца Никиты Изотова. Они с радостью проконсультировали авторов картины о нюансах шахтёрской профессии в былые времена.
Артист А.П. Чистяков, исполнявший в фильме роль Никанора, не один раз спускался в шахту, учился работать обушком, вырабатывал сценические приёмы, которые позволили правдиво изобразить образ шахтёра. В одной из землянок Собачеевки в Горловке, которая уже была взята под музейный стеклянный колпак, артист вырабатывал походку и движения Никанора.
Артист Д.К. Введенский, снимавшийся в роли мастера Бутылочкина, вёл многочисленные беседы с шахтёрами и металлургами о старых мастерах, познакомился с 50 фотографиями мастеров для создания правдивого образа этого человека.
По рассказам Л.Д. Лукова, часть съёмок проводилась на антрацитной, негазованой, безопасной шахте 8-9 "Боковка". Остальные сцены были сняты в специально построенном павильоне Киевской кинофабрики "Украинафильм". Павильон представлял собой собой старую шахту и целый посёлок Собачеевка. Поскольку не удалось в новом Донбассе найти ту скупую растительность, которая была характерна для старого, эти бурьяны прямо в павильоне вокруг воображаемой Собачеевки, вырастили специалисты. На кинофабрике была построена даже шахтная клеть.
Указал автор картины и на ошибки, которые он заметил уже в конце съёмок. По его мнению, она получилась очень мрачной и безысходной, как ни пытались актёры разрядить атмосферу. Через весь фильм прошли мотивы грустных шахтёрских песен, что придало ей ещё больший оттенок бесперспективности жизни в старом Донбассе.
Достижением картины режиссёр назвал установку на актёра, на внутреннюю глубину создаваемого образа. Фильм вызывал у людей отвращение к ужасному прошлому, к которому возврата больше нет
Легче было городить павильон в Киеве, чем провести натурные съёмки на какой нибудь дореволюционной шахте, которых в 1930-ые было полно. Ах, да. Нужно было показать безисходность и беспросветность. А Собачёвок? Неужели не нашли? А немецкая фотоподборка 1942-года выложила во всей красе. Любили у нас опилками мозги притрусить.
чем провести натурные съёмки на какой нибудь дореволюционной шахте, которых в 1930-ые было полно
Премьера прошла на шахте София, кот. как раз и является дореволюционной)) Возможно павильонные съёмки дешевле приостановки работы шахты, переезда всей съёмочной группы, их расселения и проч. бытовых расходов.
Ещё несколько лет назад в Макеевке можно было найти развалины дома, где в советское время жил, отдыхал и работал Авдеенко.
П.С. Фильм интересен появлением там юной Гули Королёвой. Героини "Четвёртой высоты".