Кино 00-х: новое дыхание
Это последняя публикации изцикла об истории кинотеатра Шевченко. С его директором Анатолием Теслей мы готовили публикацию в 2013-м. Тогда все было немножечко по-другому.
В 90-е годы кинотеатр Шевченко почти умер. В 00-е он почти воскрес. Два зала, которые удалось сохранить – «Зеленый» и «Красный» — были переоборудованы и стали соответствовать международным стандартам.
В принципе, дела стали налаживаться чуть раньше, как только Украина начала встраиваться в мировой кинопроцесс. Прокат проснулся и задышал. Стоило в Донецке появиться последним голливудским новинкам в большом формате и отменном качестве, как зритель потянулся в большие залы, к огромным экранам. Которые, как показала жизнь, не может заменить никакое домашнее видео. В январе 2002 года кинотеатр Шевченко вспомнил, что такое аншлаг – народ валом валил на первую часть «Властелина колец». Залы были забиты битком. Половина пришедших вообще не знала, что это такое – смотреть фильм в кинотеатре…
«Властелин колец» прошел еще в старых интерьерах. Вскоре после этого «Зеленый» зал чудесным образом превратился в «Малахитовый». Смена названия означала перемену качества. Люди, зашедшие в зал после реконструкции, попадали в кино нового века. Зеленые, бархатно отливающие кресла. Плотный, объемный звук, первоклассное изображение. «Малахитовый» возвращал забытый вкус кино. Комментируя это перерождение, Тесля говорил, что мечтает вернуть дончанам привычку семейного просмотра, что приглашает на сеансы влюбленных (для них сделали целый ряд сдвоенных кресел, опять-таки, по опыту западного кинопроката). Новый зал был создан для аншлагов – и он их получил.
Четыре года спустя после коренной реконструкции принял зрителей и «Красный». Для него тоже придумали новое название – «Рубиновый». Он получился еще лучше. Оформленный в красных тонах, он поражал сочетанием изысканности и экспрессии. Его потолок, создававший иллюзию звездного неба, давал зрителю дополнительную опцию воображения. «Рубиновый» стал лучшим кинозалом города и по дизайну, и по комфорту, и по звуку.
Через год театру кино имени Шевченко исполнялось 70 лет. Юбилей отметили в соответствии со статусом. Поздравить Шевченко с «красной датой» пришли все – чиновники и деятели культуры, зрители и критики. Получили поздравительные телеграммы от Никиты Михалкова, Юрия Кары, Сергея Жигунова, Александра Пороховщикова, Ежи Гофмана, Ирины Пуговкиной, Карена Шахназарова, Олега Штефанко. Директору Анатолию Андреевичу Тесле вручили почетный знак Министерства культуры Украины. Возможно, самым ярким подарком к юбилею стала песня «В кинотеатре имени Шевченко», специально написанная композитором Виктором Шепило и поэтом Виталием Юречко. На юбилее ее спел заслуженный артист Украины Виталий Харитоненко. Песня оказалась очень удачной – легкой, душевной, проникновенной, ее стали крутить перед сеансами, создавая особый настрой для просмотра. Формировать свой стиль – это кинотеатр Шевченко мог всегда, и всегда к этому стремился.
«За годы работы театра кино мы приняли около 300 миллионов зрителей. Хотелось бы, чтобы в зале всегда было столько зрителей, сколько сейчас на юбилее», — сказал в тот вечер Тесля. Пока это остается мечтой. Но аншлаги продолжаются. Такие хиты, как «Аватар» или «Пираты Карибского моря» продолжают собирать полные залы обновленного театра кино. Бывают аншлаги и на фильмы, которые остальной мир вряд ли увидит. Например, на «Тараса Бульбу» Владимира Бортко. Эта неоднозначная лента вызвала в Донецке немалый интерес и даже удостоилась сдержанных аплодисментов на сеансе, который посетил автор. Это был рядовой сеанс, причем дневной: зал не заполнился и наполовину. Но на вечерние сеансы билеты уже расхватали, и стояли длиннейшие очереди в кассы, и люди, нервничая, ходили друг у друга по головам. Разогрев получился страшный: почуяв в «Бульбе» оппозиционность тогдашним украинским властям, донецкая публика, не жаловавшая их, валом повалила в кинотеатр. Процент тех, кто пришел на сеанс из-за Гоголя, драматически уступал проценту тех, кто пришел из-за Ющенко (точнее – против Ющенко).
Тесля уважает прошлое. Он не позволяет себе погрузиться в ностальгию с головой, иначе не удержишь на поверхности такое огромное дело, как кинотеатр. Но в прошлом он ясно видит то, что легко забыли, а помнить стоило. «Был когда-то в центре города кинотеатр «Хроники и повторного фильма». В принципе, такой и сейчас нужен. Но он точно не будет окупать себя. Значит, кто-то должен содержать его себе в убыток. Я почти уверен, что такого человека или структуры не найдется. Сейчас – не советские времена, когда наша отрасль была дотационной и во главу угла ставилось воспитание зрителя, какие бы формы это не принимало. Выдерживалась пропорция: 70 процентов советских фильмов, 20 – соцстран и только 10 – капиталистических, да и там выбиралось то, что не пропагандировало насилие, секс, криминал. Сейчас главное – деньги, а значит, воспитание побоку, и молодые мозги развиваются, как бог на душу положит», — сетует Тесля. Ему остается лишь мечтать о финансовых штилях, о «невыразимой легкости бытия», которую кинотеатр испытывал в советские времена, а отчасти — и в первые постперестроечные. Тогда вся арендная плата оставалась у «Шевченко». Позже условия «переиграли»: 30 процентов шло в городской бюджет, а 70 оставалось кинотеатру. С этим тоже жили неплохо – но и это долго не продлилось. Сегодня театру кино имени Шевченко остается только то, что позволяет покрыть собственные арендные платежи. Жить можно. Точнее – можно дышать…
И тем не менее, Тесля верит в более или менее светлое будущее. «Сегодня техника развивается настолько быстро, что не успеваешь среагировать на новшества. Лишь бы хватало денег… Скоро человек в зале кинотеатра будет ощущать себя в гуще событий, у него будут работать все пять чувств. У кино будущее есть, несмотря на то, что конкуренция возрастает со стороны новых средств коммуникации. Все равно в залы ходили и ходить будут», — уверен директор театра кино.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Кто вы, доктор Шульман?