Шашлычных дел мастера
Иногда я думаю – а вокруг чего люди формировали пикники до наступления шашлычных времен? В моей памяти, пикник – это всегда шашлык. Так — с середины 70-х годов, когда меня стали уже достаточно половозрелым для участия в компаниях на природе. И всегда, при любом человеческом раскладе, находился умелец, с удовольствием бравший на себя функции шашлычника. Это была славная судьба. Ему гарантировалось уважение добрых, зависть злых и обожание женщин. И он, щурясь от правильного жара (равномерного, плотного, низкого), гордо нес этот жребий. И ему, как правило, выпадал на финише вечеринки какой-нибудь сладкий приз…
Живя на поселке шахты «Октябрьская», я с детства приучался к замечательным местам, о которых и не подозревали люди с других донецких поселков. Главное место – Веселый, село, слившееся с городом, вросшее в 15-й участок. К Веселому примыкали два ставка. За дальним была посадка. В ней, как правило, и собирались люди с нашего поселка. За посадкой шла взлетно-посадочная полоса донецкого аэропорта. Это вносило в посиделки дополнительный колорит. Взлетавшие и садившиеся самолеты ревели, казалось, прямо над нашими головами. Размявшись беленькой, мужчины через поля, через бурьяны пробирались вплотную к полосе и наслаждались моментом.
Главным умельцем нашей компании вспоминается дядя Вова. Это был бог огня и властелин шампуров. Это не был такой уж чистый кавказец. В нем ясно проглядывала помесь цыгана, еврея, нечерноземного крестьянина и какого-то курда. Очень типичная для Донецка комбинация, кстати. Он жил в частном секторе и пиходился седьмой водой на киселе нашей соседке, тете Тане. Во дворе он имел мастерскую, где мог изготовить все, что угодно – да хоть ключ от сейфа. Там он и смастерил шампуры, которые мелькали в его руках, как шпаги серых мушкетеров.
Вообще, нормальных, фабричных шампуров я не припомню вплоть до 1984 года, когда нам их кто-то подарил по какому-то случаю. Они гордо покоились в черной коробке из небьющегося пластика – все 10 штук, а на крышке красовался трогательный рельеф кудрявого барашка. Они неплохо послужили лет пять, а потом загадочно исчезли после очередного выхода на пленер. Интересно было бы проследить их судьбу в веках. Поселок у нас всегда считался бойким. А сталь, из которой сделали те шампуры, неоднократно получала высокую оценку выпускников ДПИ с металлургическим профилем (такие нередко попадали в нашу компанию). Не удивлюсь, если наши шампуры активно поучаствовали в переделе собственности в начале 90-х – авангард передельщиков ведь и составляли ребята с «Октябрьской».
Если честно, шашлыки у нас получались не всегда. Но один эпизод, безусловно, возглавляет хит-парад провалов. Это случилось уже в студенческие годы. Вышли мы в дикую часть Ботсада – к югу от Макшоссе, к Богодуховским ставкам (могу поспорить – ни один из двадцати участников той программы не знал этого названия). Среди нас был один человек с армянской фамилией, что давало ему все основания сконцентрировать шашлычный процесс под своей эгидой. Взялся за дело он уверенно – он за все брался так, будто все секреты ему еще мама в люльке нашептала. Все видели, что про шашлык он определенно что-то знает. Но природная экпрессия и здоровый эгоцентризм помешали ему удержать весь процесс под контролем. Он приготовил по шашлыку себе и своей девушке (уже покойной, увы). Остальные оставил на огне, посоветовав нам не слишком активно их вертеть. Ну, мы и не вертели. С шашлыками наперевес армянин и дама его большого сердца куда-то удалились. Мы почуяли неладное, когда оно уже буквально било в ноздри. В общем, наша большая компания получила на остальных шампурах грозди угольев, из которых можно было добывать графит или молибден. Мяса там, к сожалению, не осталось вовсе. Армянин исчез совершенно, так что набить рожу нам было некому. А к утру, когда он вновь появился на нашем горизонте, наша злость уже перебродила. Уж не сомневайтесь – мы же еще и виноватыми оказались!
За свою советскую карьеру, если считать ее концом октябрь 1991 года, я побывал на шашлыках множество раз. Где только не происходило! Какой только мистикой не окружались эти посиделки! Вот мой личный Топ-6 шашлычных мест советского Донецка, не считая двух уже упомянутых.
1. Путиловский лес– в те золотые годы через речку Водяную были переброшены мостики, и все выглядело куда как цивильно. Хотя путиловские гопники всегда патрулировали заросли, и можно было жестко нарваться, если не иметь при себе хоть одного аборигена в качестве заложника.
2. Вершина террикона шахты «Пролетар» на Ветке— крайне насиженная поляна с подъемом, который вызовет лишь усмешку у серьезного покорителя терриконов. Нередко там размещалось несколько компаний – они конфликтовали или, наоборот, соединялись в зависимости от наличия/отсутствия женщин, от того, что пили, и вообще от фазы луны (связь с которой там, на вершине, осуществлялась напрямую).
3. Лозовской лес– есть там одна мистическая поляна, куда местное население ходило пьянствовать с 50-х годов. В звездные ночи там происходили чудеса с местными русалками и прочие невероятные, но объяснимые вещи. С одной из сторон поляну отгораживала от мира сосновая посадка. Это, конечно, был не Славяногорск – но это уже определенно был и не Донецк!
4. Пески– поселок шахты «Октябрьская» воспринимал это сельцо как свое органическое продолжение. Берега песковских ставков представляли отличный плацдарм для скромных кулинарных оргий. Часто они сопрягались с рыбалкой. Улов в этом случае не трогали – оставляли на дом, в качестве оправдательного пропуска.
5. Левый берег Кальмиуса– а конкретно, заросли недалеко от бульвара Шевченко, за новым Дворцом пионеров. Я там сиживал несколько раз после очередной вылазки на пластиночную толкучку у кафе «Волна». Среди сотрудников этого заведени были очень отзывчивые. Поскольку мы на этой толкучке оперировали постоянно, то и персонал кафе знал нас, как родных. Мы наловчились с ними договариваться, чтобы за малую мзду они мариновали нам мясо. Взяв с джентльменами этот мясной расклад и по паре пива, мы отправлялись по другую сторону бульвара. Там, в достаточно глухих зарослях было вонючее озерцо (превращенное в 2013 году стараниями г-на Савинова в кристально чистый водоем). Запах там не радовал, но лучшего укрытия поблизости никто бы не сыскал (а прятаться следовало – менты в районе «Волны» рыскали усердно). Да и запах куда-то улетучивался со второй парой пива.
6. Первый городской пруд– в шашлычном деле я там участвовал один раз, но он запомнился мне навсегда. Мы затаились в глубине зарослей на восточном берегу пруда. Мы готовились к объяснениям с копами (и даже имели весомые аргументы, чтобы отстоять свою правоту). Нашему отдыху не помешало ничто. Возможно, эта нечаянная вседозволенность и привела к тому, что все упились досмерти, и быстро. По-моему, шашлыка так никто и не дождался. Я с другом Аликом (показательно, не правда ли?) очнулся через какое-то количество часов в подсобке кафе «Чайка» — легкой постройки на месте нынешнего бизнес-центра ПУМБа. Помещение с нами делила какая-то толстая чернявая девка. Остальных членов нашей компании мы собирали по всему городу. Больше об этой истории мне сказать нечего.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Ну, и раз мы заговорили о шашлыках, то не могу не похвалиться.
17 января 2015 года
Алюрка,
Это круто
Алюрка.
Вот это патриотизм и донбасский характер.
Поддержу Славомира только по поводу донбасского характера. Патриотизм в данном случае не уместен, но снег и шашлыки - это здорово. Рассказывать ничего не буду. Это два листа печатного текста 14:)
старый,
С Днём рождения! Здоровья и творческих успехов! Ну и победы над врагами!
старый!
жму руку. Всех удач.
Не так, как у Евгения Юрьевича: "зависть злых", нет! White envy. Weiß Neid. White závis. Белая зайздрасць. Белая зависть!