Рождение театра: форма и содержание
12 апреля 1941 года в Сталино отмечали, конечно, не день космонавтики. Отмечали открытие Донецкого русского музыкального театра. Газета "Социалистический Донбасс" сделала из этого тему номера и вынесла в шапку горячие слова: "Привет строителям и коллективу работников театра!".
Несколькими днями ранее вышло постановление облисполкома "Об открытии русского музыкального театра в гор. Сталино". Там на всякий случай объяснялось, зачем все это: "Театр призван своей творческой работой нести в массы высокую музыкальную культуру, знакомить трудящихся с творениями великих русских композиторов: Чайковского, Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, западно-европейских классиков и лучшими произведениями советских композиторов".
Закулисье
Ну, а уже непосредственно в номере от 12 апреля открытию театра была посвящена целая полоса, и еще дополнительно фотоподборка известного уже тогда Ефима Комма, на которой – повседневность тружеников театрального фронта:
Обратите внимание на фото вверху слева. На ней – бутафор-скульптор О. Здыховский, автор первой скульптуры освободителям Донбасса, о которой мытак много писали в свое время.
О некоторых деятелях закулисья сообщалось подробнее: "Коридоры закулисной части заполнены… боярами, купцами, польскими шляхтичами, русскими крестьянами. Большая нагрузка пала на гримерно-парикмахерский цех, руководимый Иваном Васильевичем Марченко. Много потрудились и костюмеры театра во главе с Анной Алексеевной Шифриной. В короткий срок надо было сшить до 500 самых разнообразных, порой причудливых костюмов для персонажей спектакля "Иван Сусанин"".
Вот эти костюмы:
Дальше в жанре социалистического реализма описывалось внутреннее устройство здания: "Жалко, что зритель, который будет сегодня любоваться чудесно отделанным залом и роскошными фойе, не сможет обстоятельно познакомиться со сценой, на которой могут создаваться самые монументальные спектакли, поражающие воображение зрителей сложностью театральной техники. Высота сцены от трюма до крыши почти равна высоте восьмиэтажного здания, а площадь – площади 16-квартирного дома. 60 километров проводов протянулись по громадам нового, самого большого в городе здания. Только одна сцена при постановке некоторых спектаклей будет требовать больше электроэнергии, чем потребляла вся Юзовка в дореволюционные годы. Сложное сценическое хозяйство вручено в надежные руки, в руки опытных мастеров своего дела – работников электроцеха, монтировочного и др. Зрители, к сожалению, не видят обычно "чародеев" сцены, создающих изумительные световые и шумовые эффекты… Уже приготовлено для спектаклей голубое небо, имеющее 1.400 кв. метров площади".
Музыкальная часть
Как известно, история театра начиналась с оперы Глинки "Иван Сусанин". По этому поводу высказался дирижер А. Ковальский, музыкальный постановщик спектакля. Он широко распахнул двери в творческую кухню: "Я как музыкальный постановщик, раскрывая партитуру в тесном содружестве с художественным руководителем Иосифом Михайловичем Лапицким и постановщиком спектакля режиссером Я. А. Пресманом, стремлюсь в музыке правдиво передать живые человеческие характеры Сусанина и воспитанной им семьи. Свою заслугу вижу в том, чтобы бережно и любовно, не подпадая под влияние установленных в прошлом и не всегда удачных традиционных темпов, передать глинковскую партитуру во всей теплоте и мелодичности ее арий, хоров, ансамблей и замечательных увертюр. Сегодня состоится первое знакомство трудящихся с театром и, в частности, с его оркестром. Коллектив оркестра вырос за последнее время в большую творческую единицу. В состав его вошли лучшие музыканты бывшего Ворошиловградского и Винницкого театров оперы и Сталинской областной филармонии. В первых встречах со слушателями (вечер вальсов И. Штрауса и вечер симфонической и оперной музыки) оркестр получил признание и высокую оценку".
Слово взяли также актеры, которым предстояло исполнить роли в премьерном спектакле. Вот Ю. Сабинин, будущий Иван Сусанин: "За четверть века работы на сцене мне пришлось исполнять до 60 ролей в различных операх. В числе оперных партий, которые я особенно люблю, партия Ивана Сусанина занимает видное место. Сусанин – прекрасный семьянин, крепко любящий свою дочь Антониду и сироту-приемыша Ваню. Но интересы семьи отодвигаются у него на задний план, когда он видит, что родине угрожают поляки-интервенты, что "Русь изошла в слезах"… Хотя события, которые нашли поэтически-музыкальное выражение в опере, происходили более 300 лет тому назад, они, несомненно, близки сердцу советских граждан".
А вот – Н. Лотоцкая, исполнительница роли вышеупомянутой Антониды: "К премьере я готовилась с большим творческим подъемом. Все свои старания прилагаю к тому, чтобы донести до зрителя замечательный образ русской девушки-патриотки".
И так далее.
А что скажет товарищ Лапицкий?
И не просто "товарищ", а — "заслуженный артист республики, орденоносец, художественный руководитель театра И. М. Лапицкий". Что же думал этот человек, работавший и в Большом театре, и со Станиславским, и даже в Мюнхене? Вот его отдельные мысли накануне премьеры…
"Радостным событием в культурной жизни горняков, металлургов, машиностроителей, химиков, строителей Сталинской области является открытие в городе имени нашего вождя великого Сталина Донецкого русского музыкального театра. Это значительно поднимет культуру города, который всего двадцать лет тому назад был небольшим поселком, почти лишенным всяких культурных учреждений. Сейчас же в центре Сталино возвышается новое монументальное здание музыкального театра, на строительство и оборудование которого правительство отпустило свыше 10 миллионов рублей".
"Основной репертуар нашего театра состоит и мало использованных и новых музыкальных произведений. Знакомые слушателям оперы получат также иную, более полную трактовку. Коллектив театра, сформировавшийся менее чем полгода тому назад, свой первый сезон встречает подготовленным к тому, чтобы уже в ближайший месяц показать трудящимся г. Сталино четыре музыкальных спектакля… 14 апреля пойдет музыкальная комедия композитора Одрана "Красное солнышко". Затем мы познакомим зрителя с оперой "Фауст" Гуно. Далее будет представлена опера "Золотой петушок" Римского-Корсакова, являющаяся блестящим музыкально-драматическим памфлетом на самодержавие… В репертуарный план театра на 1941 г. включены также "Риголетто" Верди, "Севильский цирюльник" Россини, "Князь Игорь" Бородина, "Паяцы" Леонкавалло, "Кармен" Бизе, "Пиковая дама" Чайковского, "Бал-маскарад" Верди, музыкальные комедии "Продавец птиц" Целлера и "Цыганский барон" Штрауса. К 1 мая группа работников театра готовит сверх плана оперу "Вертер". Особое место займет постановка оперы молодого советского композитора Юровского по поэме Эдуарда Багрицкого "Дума про Опанаса"".
"В создаваемых студиях при театре будут подготовляться квалифицированные артисты, воспитанные в духе творческих методов театра. С первых дней организации коллектива театра проводится большая работа со зрителем. С этой целью проведены выезды на отдельные шахты, заводы, организуются беседы, сопровождаемые тематическими концертами".
Спокойное величие и гармоничные пропорции
Ну, и напоследок слово предоставляется легендарномуЛюдвигу Ивановичу Котовскому, архитектору, автору проекта. В соавторстве с коллегами он написал небольшую статью "Заметки архитектора", где было объяснено многое насчет самого большого здания города. Послушаем.
"Автор проекта театра стремился достигнуть торжественной монументальности форм, убедительной выразительности и новых планировочных решений. Критически переработав ренессансные приемы композиции, построенные на спокойном величии и гармоничных пропорциях объемов, которые должны быть увенчаны барельефами и объемной скульптурой, подчеркивающими и завершающими основной архитектурный замысел, — автор ставил себе целью достигнуть синтетической монументальной композиции внешнего образа сооружения в духе социалистического реализма" (и было бы удивительно, если бы автор хотел чего-то другого, добавим от себя).
Но слушаем дальше.
"Здание театра вначале было запроектировано для драматических постановок. После постановления о создании музыкального театра понадобилось внесение в процессе строительства ряда корректив в отдельные планировочные решения. В отличие от дореволюционной практики театрального строительства в нашем театре предусматривались необходимые удобства и комфорт как для зрителей, так и для всего творческого коллектива. Особое внимание уделялось художественной отделке помещений, обслуживающих зрителя… "
"Все работы, за исключением мраморных, облицовочных, успешно осуществленных бригадой ростовских мастеров под руководством тов. Чуева, и изготовления скульптурных бюстов в гор. Киеве – выполнены людьми нашего города".
И, наконец: "Говорить о новом театре – это значит говорить не только о творческом замысле архитектора, об осуществленном проекте, но и прежде всего – о большом коллективе строителей, для которых труд стал делом чести, делом доблести и геройства. В процессе напряженной творческой работы на нашей стройке выросли и заслужили высокого звания мастеров социалистического труда десятки людей".
Некоторые из этих людей были представлены в размещенном тут же коллаже:
Так родили наш замечательный театр…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Так родили наш замечательный театр Ну как после этого не вспомнить старую поговорку:
"Девять беременных баб одного ребенка за месяц не выносят"