Донецкая тяжелая атлетика. Часть 1
Леонид Шиманский начинает новый цикл публикаций. Речь в нем — о самых сильных людях в истории нашего города. О самых сильных со спортивной точки зрения, в данном случае…
1900 — 1917
В.Д. Данчич
Начало тяжёлой атлетики в Юзовке связано с именем инженера Новороссийского акционерного общества Валерьяна Дмитриевича Данчича.
Ещё будучи студентом Петербургского университета, Данчич занимался тяжёлой атлетикой в «Кружке любителей атлетики» (основан 10 августа 1885 г. В.Ф. Краевским) и был неплохим атлетом.
Группа атлетов кружка доктора Краевского, 1897 год:
1 – И.М. Маржецкий, 2 – Г.Г. Марк, 3 – В.Ф. Краевский, 4 – И.В. Лебедев,
5 – С.Ф. Краевский, 6 – И. Андреев-Чулков, 7– Григорьев, 8 – М.Н. Прохоров,
9 – Чаусов, 10 – Кавальчук, 11 – Данчич, 12 – Вагниц, 13 – А. А. Петров
Также благодаря ему в Юзовке появился циклодром (велотрек). В 1900 году в помещении школы Новороссийского общества Данчич организовал первую в Донбассе секцию тяжелой атлетики. Для секции он приобрел на свои деньги весовые гири, гантели, разборные штанги, а часть инвентаря пришлось изготовить на заводе. Члены кружка устраивали выступления, показывая силовые номера и схватки на поясах. В середине сентября 1903 года на металлургическом заводе была объявлена стачка, в которой участвовал и инженер Данчич. Администрация уволила его с завода, а полиция предложила покинуть пределы Юзовки. Администрация завода, желая ликвидировать все следы спортивного кружка Данчича, раздала спортивный инвентарь кружка тяжелой атлетики случайным людям.
А.А. Филин
Но начало было положено и в Юзовке стали создаваться новые спортивные кружки. Первый такой кружок, в котором занимались борьбой, штангой, гимнастикой, и футболом организовали в 1903 году молодые рабочие металлургического завода Артем Филин, Николай Рыжков и Павел Загоруйко. Неуемное желание бороться и рассказы обывателей о чудодейственном превращении слабых в силачей до того захватили юного слесаря Артема Андреевича Филина, что он решил часть заработанных денег истратить на приобретение спортивной литературы. Он выписывает из Петербурга пособия по гантельной гимнастике Евгения Санлова, переводные пособия: учебник по тяжелой атлетике барона Кистера и книгу по борьбе Леона Виля. Гантелями ему служили куски круглого железа весом по 5 фунтов каждый. Гриф штанги Филин изготовил в мастерской, приладив к его концам вместо тяжестей бочечки из-под селедки, наполненные обрубками железа и песком. Собрали деньги, и на бывшей 19 линии (сейчас это улица Кальмиусская) арендовали частную землянку без потолка (По другой информации это был деревянный балаган на 7-й линии (улица Постышева). Подвесили на балках кольца, канат и шест. Заниматься решили по 2-3 раза в неделю. Вместе с Рыжовым и Загоруйко начали запись заводской молодежи из числа рабочих в спортивный кружок. Коллектив этой спортивной секции быстро вырос с двенадцати до тридцати и более человек. Занимались упражнениями с тяжестями и французской классической борьбой. Руководил всем этим сам Артем Филин. Шло время. Филин оставил частную мастерскую и поступил молотобойцем на металлургический завод. Тяжелая работа еще больше закалила его. И когда в поселке появились профессиональные борцы, он вызвался бороться с «чемпионом Дании Петерсоном». Артем положил «чемпиона» на лопатки уже на шестой минуте. Встречу с другим «иностранцем», Якобсоном, закончил победой на семнадцатой минуте. Товарищи Артема плясали от радости: наша взяла! После этого кружок Филина значительно пополнился: многие заводские парни захотели овладеть приемами борьбы, поднимать тяжести. Также Филин побеждал на ковре и других иностранных профессионалов: Г.В. Эдмана (чемпиона Прибалтики), Филипа Ван Гааза из Голландии и др., которые приезжали в Юзовку с показательными выступлениями.
Весной 1907 года произошло событие, которое повернуло в несколько другое русло рабочий кружок Филина. После того как Павел Загоруйко накануне первого мая водрузил красное знамя на верхушке заводской трубы, власти стали пристально наблюдать за всеми сборищами, в том числе и за спортивным кружком Филина. А однажды полиция прямо во время занятий группы произвела обыск в землянке и отправила всех, кто там был, на неделю в Бахмутскую тюрьму, как выразился исправник, «за незаконные сборища и непотребные разговоры». Вскоре кружок запретили в связи с участием рабочих-спортсменов в революционном движении. Филин как руководитель кружка вынужден был уволиться с завода и, переселившись на левый берег Кальмиуса (область Войска Донского) устроился слесарем механических мастерских Рыковского рудника. Однако спортивной деятельностью и спортом Артем заниматься не перестал. Наоборот, с организации им футбольной команды «Вперед», которая потом стала называться «Кальмиусом», начался новый этап в развитии Юзовского футбола и спортивного движения вообще. «Филинцы» разровняли площадку для игры в футбол и занятий тяжелой атлетикой. Для занятий физическими упражнениями механик Иван Спиридовский предложил одну из комнат своего дома. Филин продолжал выписывать спортивную литературу: журналы «Геркулес», «Физкультура и спорт», «Красота и сила», пособия по различным видам спорта. Постепенно образовалась библиотека, которой пользовались все члены кружка. Комнату оборудовали тяжелоатлетическим инвентарем: весовыми гирями и штангами. Имелся самодельный ковер для борьбы. Кроме тренерской работы Артем Филин обязательно занимался с игроками борьбой и тяжелой атлетикой, приучал их к изучению спортивной литературы из собственной библиотеки.
3 октября 1911 года исполняющий обязанности Екатеринославского генерал-губернатора камер-юнкер Татищев подписал «Устав юзовского спортивного общества». Устав поощрял активную деятельность на пользу общества: лица, оказавшие особые услуги обществу и получившие известность в какой-либо отрасли спортивного дела — считаются Почетными членами общества. Они освобождались от уплаты членских обязательных взносов. Учредители устава побеспокоились и о том, чтобы в коллектив общества попадали люди порядочные и дисциплинированные. Для вступления в общество необходима была рекомендация двух его членов. Прием проводился общим собранием посредством тайного голосования. Руководящие органы (Комитет и ревизионная комиссия) избирались общим собранием. Пять членов общества могли по своему усмотрению потребовать созыв общего собрания для рассмотрения экстренных вопросов, в том числе и жалоб на сам Комитет. Состав Комитета мог быть переизбран, не дожидаясь сроков истечения его полномочий. Комитет и ревизионная комиссия (оба — штатные органы), несли полную ответственность за все неверные действия перед общим собранием. Правда, деятельность общества, касающаяся массовых мероприятий, могла осуществляться только по разрешению полиции, а для членов общества предусматривался довольно высокий для рабочего того времени ежегодный взнос в размере 5 рублей.
В июне 1913 года Филин провёл на Рыковке соревнования по штанге, в которых участвовало 14 человек. После февральской революции, в марте 1917 года, рабочие Рыковского рудника добились у администрации помощи в строительстве спортивной площадки. К 1 мая 1917 года был оборудован спортивный городок, на котором в этот праздничный день спортсмены кружка Филина провели показательные выступления. Артем Андреевич ставит вопрос об организации наряду с Юзовским спортивным обществом и рабочего спортивного общества. 18 июня 1917 года состоялось официальное открытие рабочего спортивного общества «Вперед», по случаю которого были проведены спортивные выступления, футбольный матч и народное гуляние. Устава общества не было. Оно просто было утверждено распоряжением поселкового Совета рабочих депутатов. Часть средств за показательные выступления спортсменов шли в распоряжение Совета.
Кроме рабочих кружков Данчича и Филина в городе действовали ещё два физкультурных центра.
Это была школа тяжёлой атлетики, принадлежащая хозяину публичного дома, бывшему цирковому атлету Скопко-Штруму (там занимались зажиточные люди, получавшие платные консультации по упражнениям с тяжестями и французской борьбе — просуществовала до первой мировой войны).
И спортивное общество «Сокол». Начало действовать в 1914 году, массовые занятия начались с февраля 1915 года. Организовал его помощник Ивана Павловича Бардина по доменному цеху Георгий Николаевич Николадзе (вместе с Ираклием Лордкипанидзе). Николадзе был выдающейся личностью: гениальный математик, талантливый изобретатель и металлург, спортсмен, добившийся больших успехов в альпинизме, легкой атлетике, гимнастике, плавании, лыжном, конькобежном, велосипедном и буерном спорте. Занимались у него преимущественно конторские служащие и торговцы, культивировались гимнастика и футбол.
В 1906 году Георгий поступил в Санкт-Петербургский технологический институт. По совету отца он решил стать инженером, так как именно в этих специалистах остро нуждалась Грузия. В студенческие годы продолжал заниматься гимнастикой и легкой атлетикой и состоял в рядах русских «соколов» и стал одним из ведущих деятелей спортивно-гимнастического общества «Сокол». В 1913 году Г. Николадзе с отличием защитил дипломный проект по доменным печам, получив специальность «инженер-технолог». Окончив институт, Георгий только четыре месяца проработал на Красногорском заводе в Туле, но сбежал оттуда к выдающемся доменщику Михаилу Курако в Юзовку. Однако в спешке забыл захватить с собой диплом, поэтому устроился простым чертежником. Курако и без диплома сразу же поверил в инженерный талант Георгия Николадзе, который спустя несколько недель работы на Юзовском металлургическом заводе предложил проект эффективного дымоотвода. Георгия он перевел в сменные начальники доменного цеха. На заводе Г. Николадзе работал с полной отдачей, был строг и требователен к подчиненным, терпеть не мог лентяев и халтурщиков, однако никогда не повышал голос и никого не унижал. Рабочие его любили, но отмечали в нем один «недостаток»: так и не научился он ругаться матом.
Продолжение следует.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.