Мы получили в подарок от историка донецкого футбола Алексея Бабешко подарок — его исследование малоизвестной страницы местного футбола. Дело было в 1926 году, и дело было так…
В ночь на 4 мая 1926 года в Англии началась крупнейшая забастовка в истории рабочего движения Великобритании, охватившая свыше 4 миллионов рабочих. Она была спровоцирована предпринимателями и правительством, стремившемся провести «рационализацию» угольной промышленности за счет трудящихся. В забастовке приняло участие около 3 млн. рабочих ( шахтеры, металлурги, химики и т.д.). Генсовет конгресса тред-юнионов, опасавшийся дальнейшего обострения борьбы, 12 мая отменил всеобщую стачку. Горняки продолжали борьбу до 30 ноября.
Не мог остаться в стороне от этих событий Советский Союз, руководство которого еще лелеяло мысли о мировой революции и поддерживало рабочие выступления, где бы они не происходили. После получения известий о всеобщей забастовке в Англии Президиум ВЦСПС (Центральный орган советских профсоюзов) на заседании 5.05.1926г. с участием представителей ЦК профессиональных союзов постановил призвать всех членов профсоюзов в СССР отчислить одну четвертую часть дневного заработка для бастующих рабочих Англии и в тот же день перевел Генсовету английских тред-юнионов 250 тысяч рублей. 7 мая ВЦСПС перевел Генсовету еще 2 миллиона рублей собранных рабочими СССР. Генсовет сообщил ВЦСПС свой отказ принять эти деньги и всякую другую помощь рабочих СССР.
Но Генсовет тред-юнионов это не все профсоюзы. 7.07.1926 года в Берлине состоялась конференция представителей Британской федерации горняков и Союза горнорабочих СССР. Конференция обсудила вопрос о продолжении помощи английским горнякам, боровшимся против локаута. Конференция приняла декларацию «К рабочим всего мира» с призывом оказать энергичную поддержку английским горнякам. Для поддержания взаимной связи и осуществления единства революционных действий Союза горнорабочих СССР и международной федерации горняков Конференция признала целесообразным создать англо-советский комитет горнорабочих.
Не остался в стороне от поддержки английских горняков и Генеральный секретарь ВКП(б) И.В.Сталин. 15 июля он выступает с речью «Об Англо-Русском комитете единства» на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б), а 7 августа на заседании Президиума ИККА по вопросу «Об Англо- Русском комитете».
Несомненно, что усиленный обмен рабочими делегациями 1926 года во многом был связан с этими событиями. И если цель приезда германских делегатов в августе того года даже донесение ОГПУ до конца не объяснило, то поездка в Германию представителей Всеукраинского Союза горнорабочих напрямую являлась мероприятием по поддержке бастующих горняков Англии.
Так представляли международный футбол в 20-х.
По предложению Высшего Совета по физической культуре Украины Всеукраинский Комитет Союза горнорабочих организовывает сборную футбольную команду горнорабочих Донбасса для поездки в Германию. В состав сборной были включены представители широкого круга шахт и рудников Донецкого края. Горловку представляли А.Новиков, К.Бабулин, Сталино- Гавриленко и А.Плохих, Кадиевку- К.Шульженко, Ф.Корниевский, Г.Вашедченко, Н.Голубцов, Брянский- П.Быков, Гуров, Макеевку- Нестеров, Ветку- Мельников. Помимо основных игроков была и тройка запасных- Шалюта (Сталино), П.Куцов (Горловка), К.Белолдед (Кадиевка). Возглавлял делегацию горняков Донбасса представитель ВСФК Украины некий Буслаев, а вот непосредственной подготовкой команды к поездке занимался большой любитель футбола, заведующий культотделом комитета профсоюза горнорабочих В.В.Хмара. О нем, уроженце Донбасса осталось очень мало сведений, но вот в книге Т.Солоневич «Записки советской переводчицы» можно найти интересные строки: «В самый последний момент к нам присоединился товарищ Хмара. Кудрявый красавец- с русыми волосами, большими синими глазами и веселой улыбкой, он совсем не походил на обычного недоверчивого и подозрительного коммуниста. Его командировали из Харькова для приема и сопровождения английской делегации, он был представителем донбассовских шахтеров. У него оказался прекрасный голос и, хотя он ни слова не говорил по- английски, скоро между ним и англичанами установились дружеские и непринужденные отношения.
…Для русской части делегации Хмара был источником веселья, так как знал множество украинских анекдотов, песен и стихов, половина которых была его собственного произведения. Позже я встречала в Москве сборники его стихов, а еще позже его уличили в каком-то уклоне и он был смещен с должности секретаря Украинского Союза Горняков и совершенно исчез с горизонта. Хмара был одним из редких экземпляров «симпатичного коммуниста».
Перед отъездом в Рурский бассейн Германии для команды Горняков Украины был устроен месячный тренировочный сбор в Харькове. Надо сказать, что для большинства футболистов из донецких горняцких городков такая подготовка была в диковинку. Газеты того времени писали, что: «игроки, которые не были даже в русских городах с неописуемым восторгом встретили предложение о поездке». Во время сборов горняки провели несколько встреч. Первая из них, с командой ОРК (Октябрьский районный клуб, вторая по силе команда в городе после Рабиса), была проиграна со счетом 0:5. Специалисты отмечали несыгранность созданного коллектива. Вместе с тем игра позволила определить слабые места и уже следующий поединок с «Текстильщиками» принес успех с таким же счетом. Было еще два матча: с Рабисом 0:2, и снова с ОРК 0:1.
Выехав с Харькова в Москву представители горнорабочих Донбасса по приезду в столицу были огорошены. Поездка оказалась под большим вопросом . Делегации никак не удавалось получить разрешение на въезд в Германию. Чтобы, каким- то образом, поддержать форму горняки провели в Москве несколько товарищеских игр. И снова неудачно. Но время было «убито», а затем, как сообщила сталинская газета «Диктатура труда»: «Футбольная команда украинских горняков после долгих мытарств получила, наконец, разрешение на въезд в Германию».
По дороге в Германию горняки Донбасса сделали кратковременную остановку в Литве, во время которой разгромили сборную этой страны со счетом 7:0!
Казалось бы все сложности позади. Но каково- же было удивление приехавших, когда в Берлине, на железнодорожном вокзале их встретило всего лишь несколько официальных представителей. Впоследствии В.Хмара рассказал, что население ни коем образом не было оповещено о приезде советской делегации. А встречающие объясняли свое отношение к встрече тем, что: «мы никогда не надеялись, что русские так аккуратно и точно приедут в назначенное время».
Как показали дальнейшие события «теплая» встреча не стала исключением во всей поездке. Первая встреча, назначенная на 26 сентября в какой –то момент оказалась под угрозой срыва. Местные власти, желая ослабить интерес германских рабочих к приезду своих собратьев (а он таки был, и довольно большой), в это же время на соседней площади устроили матч буржуазных (так в отчете) команд, собравший 10000 зрителей. Помимо борьбы на футбольных полях развернулась борьба в средствах массовой пропаганды. Правительственные газеты предупреждали, что всякая политика во время приезда советской команды будет решительно пресекаться, а коммунистическая пресса призывала рабочих и красных фронтовиков (солдат 1-й мировой войны) к торжественной встрече братьев по классу.
Первым соперником сборной горнорабочих Донбасса стала сборная Берлина, одна из сильнейших команд Германии. Советская команда вышла на поле под красным знаменем с пением «Интернационала»- песни пролетариата и в оцеплении полицейских. Зрители (их собралось более 3-х тысяч), в большинстве своем простые люди, встретили гостей бурными аплодисментами.
В первом тайме нервозность, скованность наших футболистов позволили хозяевам забить три безответных мяча. В перерыве, в раздевалке состоялся серьезный разговор. После отдыха гостей было не узнать. Добассовцы заиграли дружно, напористо и технично. И футболистам Берлина, чтобы сдержать атаки соперника приходилось фолить. Немецкая команда во второй половине игры 22 раза была наказана штрафными ударами, в то время как соперники- четыре. Разыгрался Григорий Вашедченко и два его удара достигают цели. А точку в этой игре поставил выход на ворота берлинцев Николая Голубцова, завершившийся третьим голом- 3:3.
Через два дня украинским футболистам в Гамбурге противостояла сборная Северной Германии. Накануне встречи местные газеты, имея ввиду тяжелую игру гостей в первом матче, писали, что с «этими русскими футболистами может справиться самая слабая рядовая команда». Первый тайм – 0:0. А второй тайм стал бенефисом агрессивного и расторопного Павла Быкова, который в течение двух минут забил два мяча. Так бы и закончился этот матч, но незадолго до финального свистка, в пылу борьбы Карп Шульженко схватил рукой мяч, летевший за лицевую линию. Последовал одиннадцатиметровый удар и гамбуржцы сквитали один мяч. 2:1. Значительно увеличившаяся аудитория, 12 тысяч, к концу матча явно симпатизировала гостям, поддерживая их аплодисментами и одобрительными возгласами.
Нужно заметить, что сами футболисты Донбасса ни единого пенальти за все свое турне не пробили. И не потому, что не зарабатывали их, нет. Такое положение сложилось благодаря их высокой «благородности». Зрители восторгались отказом украинцев от 11-ти метровых в ворота германцев.
Из Гамбурга гости возвратились в Берлин, где встретились с сильнейшей рабочей командой. Игра с начала, проходила в равной борьбе. Но через 10-15 минут наша команда заиграла более расчетливо и энергично. А.Плохих, форвард умевший перехватить и направить мяч или партнеру, или в ворота буквально из любого положения. Он и открыл счет. Но практически тут же местный судья назначает в ворота Алексея Новикова (работавшего, кстати, коногоном на руднике №1) пенальти. Следует сильнейший удар, но горловский голкипер кулаком отбивает его. Во втором тайме дончане забивают второй мяч и устанавливают окончательный счет- 2:0.
В Золингене соперником донецких горняков была команда машиностроителей, которая и одержала победу со счетом 5:3.
В этой игре футболисты Донбасса, по-настоящему, увидели, что значит совершенствование технической и тактической подготовки. Система «пять в линию» (1+2+3+5), господствующая в то время в футбольном мире, очень страдала от существовавшего правила о положении «вне игры», которое требовало, чтобы перед нападающим были три соперника. Естественно, защитники хорошо усвоили это правило и пользовались им с максимальной выгодой. Но в 1925 году ФИФА сократила число противостоящих форварду футболистов до двух, с чем и столкнулись донецкие футболисты, особенно в этой игре. Эта новинка потребовала от футболистов Донбасса смены всего рисунка игры- ввода в свой арсенал длинных передач, усиления темпа игры.
Конечно, советская делегация жила не только футболом. Да и не могли ее в то время послать только для игр. Но в этой программе поездки тоже все было далеко не просто.
От Всегерманского Спортобъединения к гостям был прикомандирован социал- демократ Полер, вся деятельность которого, по словам руководителя делегации, сводилась к получению материальной выгоды. Экскурсии по заводам, рудникам, изучение бытовых условий были запрещены со стороны полиции. Делегации советских горняков показывали зверинцы, театры — но не шахты и др. По возвращению футболисты рассказывали что их «держали в лучших гостиницах», что делалось для того, чтобы мы «не видели то, как живет пролетариат». Не в захвате были гости и от питания. Его назвали «никуда не годным». Главной причиной чего было «отсутствие хлеба и украинского борща». Наконец, оправдывая свои неудачи, футболисты кивали на «частые поездки по Германии в неудобных поездах, стоя (ибо, стоячие места мы уступали дамам и старикам)». Как видим, особой разницы в действиях властей и СССР, и Германии по существу не было.
Тем временем в Эссене была зафиксирована вторая и последняя ничья в этом турне с тем же счетом 3:3. Последующие матчи заканчивались победой одного из соперников. В Лейпциге победили украинцы-3:1. Немецкая пресса после этой игры писала: «Вежливость, организованность и дисциплина команды гостей отмечалась даже социал- демократическими и монархическими газетами. Они отмечали, что это одна из лучших команд, которую они встречали, в частности и в сравнении с английскими, французскими и итальянскими».
Перед игрой в Мюнхене.
После досадного поражения в Нюрнберге – 0:2, горняки реабилитировали себя в Мюнхене, забив в ворота местной команды два мяча и пропустив один.
Турне команды горнорабочих Донбасса подошло к концу. Позади остались 8 матчей со сборными Берлина, Северо-западной Германии, Западной Германии, Саксонии, Тюрингии, Рурской области и Баварии. 4 победы, 2 ничьих и 2 поражения при соотношении мячей 19:15 были совсем неплохим результатом. Результатом, у которого была не только спортивная сторона, но и политическая.
Практически одновременно с командой горняков по тому же маршруту отправилась сборная команда металлистов Украины. Современному читателю, наверное, будет интересно узнать, как формировались и как финансировались поездки рабочих спортивных делегаций.
Команда металлистов. Усатый персонаж с кепкой в руке — В. Хмара.
Об этой поездке любители спорта заговорили в конце апреля, когда в прессе появилась небольшая заметка за подписью «т.Кашнер- Член Бюро клуба им. Ленина (Сталино)»: «Мы боремся с футболоманией, а в тоже время центр посылает команды за границу, но это имеет особый смысл, так как это делается исключительно с агитационной целью и говоря о однобокости спорта нельзя отказываться от соревнований, так как и в этом или ином масштабе он нужен».
Поводом для этой заметки послужило заседание Президиума Всеукраинского комитета металлистов. Шестым вопросом повестки дня был вопрос: «О командировании футбольной команды за границу (Германия)». Докладчик тов. Локшин доложил присутствующим о планируемом мероприятии, а те, в свою очередь постановили: «Считать возможным ассигновать 1000 руб.из средств культфондов Райкомов, принимающих участие в организации команды. Поручить Культсекретарю договориться с соответствующими организациями об условиях поездки, после чего дать на места соответствующие указания».
Надо заметить, что местом заседания Президиума была столица Украины г.Харьков. И эта ссылка –довольно существенна, о чем и предстояло довольно скоро убедиться. К тому же местонахождение того, или иного учреждения не определяло уровень компетентности его специалистов. Уже в 17 июня Президиум вновь возвращается к вопросу зарубежного турне. Все тот же т.Локшин попросил уже не 1000 рублей, а в пять раз больше. Отказа не было. Постановили: «Принимая во внимание постановление ЦК В.С.Р.М. о разрешении Укркому израсходования из культсредств Райкомов до 5.000 руб. в связи с командированием группы футболистов Украины в Германию, предложить казначею и культсекретарю предусмотреть отпуск на указанную цель при рассмотрении культсмет Райкомов».
Не надо думать, что т.Локшин просто так просил «подкинуть» деньжат. 6 июля вновь собравшийся Президиум комитета металлистов принимает очередное решение: «С выезжающей в Германию сборной футбольной командой металлистов Украины командировать тов. Локшина». Казалось бы на этом можно поставить точку. Но не тут- то было. 5 октября руководитель делегации тов. Локшин подает новую смету расходов по футбольной команде выезжающей за границу – в 8500 руб., с предложением разверстать эту сумму по Райкомам следующим образом:
Сталинскому — 1.500 руб.
Артемовскому – 1.500 руб.
Днепропетровскому – 700 руб.
Харьковскому – 4.300 руб.
Николаевскому- 500 руб.
Президиум, конечно соглашается. Да и предложение вполне демократичное. Поди- ка, столица должна внести больше половины всех необходимых средств. К тому же, столица республики – не столица металлургии Украины.
Но столица не так проста, как казалось на первый взгляд. Это стало понятно когда объявили состав выезжающей команды:
К харьковским игрокам стоит добавить не раз упоминаемого тов. Локшина, а также сопровождающих команду: представителя ВСФК- Самоту, ЦК металлистов – Романчука, и врача Гершойга.
Эпизод австрийского турне.
Но вернемся непосредственно к футболу. Перед выездом за границу команда металлистов провела подготовительный сбор, в ходе которого проиграли московской команде ОППВ (опытно показательная команда Всеобуча, в дальнейшем ЦСКА) 2:3, и победили харьковский Рабис (команда Рабочих исскуства) 3:1. Заметим, в сборной металлистов выступало пять футболистов Рабиса, благодаря которым и состоялась эта победа.
6 октября сборная металлистов Украины наконец отправилась в зарубежную поездку. В Австрию футболисты прибыли через три дня. Нашей команде устроили торжественную встречу, обсудили сроки товарищеских игр и до дня первого матча устроили «культурную» программу, которая ничем не отличалась от той, какая была у горнорабочих Донбасса. Одним словом все хорошо, да вот беда, еще до начала встреч руководство делегации с ужасом обнаружило, что денег, припасенных на поездку, не хватает. И тут же телеграфировало в Харьков просьбу немедленно «дослать». И вновь Президиум Всеукраинского совета металлистов идет навстречу, принимая решение «переслать 800 руб. в Вену для футбольной команды, выехавшей за границу».
Украинские металлисты в Австрии.
16 октября украинцам в Вене противостояла сборная местных рабочих клубов, анонсируемая, впрочем, как сборная Австрии. На матче, как подчеркивала местная пресса, присутствовало 20 тысяч болельщиков, которые пришли в восторг, когда их команда, один за одним забила в ворота соперников три мяча.
Но до конца игры оставалось пятнадцать минут, значит, она не была закончена. То, что произошло за это время, стало неожиданностью и для болельщиков, и для футболистов-соперников. Гости перешли в решительную атаку и Яков Алферов трижды завершает усилия своих товарищей. Казалось еще чуть-чуть и украинцы дожмут местных. И здесь активно в игру вступил австрийский судья, прекративший игру на две минуты раньше. 3:3.
Вторая встреча состоялась уже на следующий день в Винернейштадте и закончилась победой команды с Украины-4:3.
Турне было закончено и можно было возвращаться домой. С подарками. Команде преподнесли три огромных красных полотнища, да и провожали красных металлистов толпы рабочих, осыпавших своих собратьев цветами.
По дороге домой украинцы сделали небольшую остановку в Польше, где одержали еще одну победу со счетом 2:0.
В случайно попавшем сегодня в руки футбольном справочнике 1955 года нашел упоминание и о развитии футбола в Донбассе в том числе в 20-е годы, и о первых международных встречах. В прилагаемом отрывке текста из справочника назван еще один футболист-донбассовец в составе сборной металлистов - Иван Белобров.