В газетах не слишком любят «свободных художников» — тех, кто сам выбирает темы и оформляет их так, как хочет. Тем не менее, почти в каждой газете есть хоть один такой. В юзовской «Новой донецкой мысли» в 1918 году был фельетонист Карамба. Он имел свою рубрику «С птичьяго полета», в рамках которой творил, особо не стесняясь в художественных средствах. В результате, нам остались несколько неповторимых картинок тогдашней городской жизни, исполненной своеобразия.
Нам удалось овладеть всего четырьмя публикациями, причем две из них, к сожалению, несколько обрезаны. Но творчество Карамбы достойно того, чтобы быть представленным даже в таком виде.
Вот главный, наверное, шедевр — репортаж о посещении борделя, замаскированного под театр «Версаль». Все было шито белыми нитками — во всяком случае, проницательный Карамба расшифровал весь этот камуфляж в два счета:
Следующая усеченная публикация — тоже о злачном месте. В Юзовке-1918 отчаянно боролись с демоном азарта. Полностью запретили лото в любом виде. Но ловкачи из Международного клуба попытались протащить то же лото под вывеской новой игры «Радио-веер». Непонятно, на что они надеялись. Карамба их разоблачил враз:
Как видим, Карамба не просто обличитель, он еще и моралист. В полную силу эта его наклонность проявилась в следующей публикации. Смешного в ней нет уже вовсе, зато выводы душераздирающи:
И последнее. Сборник юзовских «негараздов», остроумно закамуфлированных под городские псевдослухи:
А может "поиметь" их?
Материал выглядит форменным издевательством по той причине, что приведенные сканы характеризуются полным отсутствием читабельности...
Лично я не понял ничего!
Тут уж действительно хочется воскликнуть:"КАРАМБА!!!".
Хотя... если автор, ставил цель "овладеть" всеми своими читателями, то остается лишь смириться с фактом, что желаемого он успешно достиг...
"Ах, ах! Высокий класс" :)..." (С).