К концу 20-х годов движение на улицах города Сталино было уже достаточно интенсивным. Об этом мы можем судить по документу, попавшему в наши руки. Это обязательное постановление №24 Сталинского горсовета «О регулировании городского движения» от 29 июля 1929 года. Его авторы, похоже, поставили себе целью описать все возможные коллизии, могущие возникнуть на улицах. В итоге, получился объемнейший документ, который кусками публиковали в газете «Диктатура труда» целую неделю.
Приводим его этими же кусками. Документ дает любопытную картину того, как жил город в то время. В каждом из кусков акццентируем внимание на том, что бросилось нам в глаза (это совершенно не делает отмеченное главным). Поехали!
Кусок 1. Мы обратили внимание на необыкновенную свободу крестьянских подвод, которым при движении в городе единственным из видов транспорта не требовалась регистрация.
Кусок 2. Пункт 10 дает возможность вообразить, какой бардак царил на улицах Сталино до появления этого постановления. Можно подумать, что средства передвижения останавливались в любом месте улицы. Ну, и второй момент, характерный для эпохи борьбы за урожай. Обратите внимание, что пунктом 18 партии арестованных по важности приравняли к пожарным, «скорой помощи» и военным.
Кусок 3. В пункте 21 забавным показалось то, что ограничение скорости для велосипедистов было таким же, как и для мотоциклов, и для грузовиков. Написание слова «тормоза» в пункте 23 — не опечатка. Такое написание в тогдашней «Диктатуре труда» встречается постоянно (при том, что встречается и написание «тормоза»).
Кусок 4. Наличие пункта 38 говорит о том, что недопустимость остановки трамвая на перекрестке не рассматривалось как нечто самоочевидное. Вообще, можно представить, какое оживление в дорожные нравы внесло появление трамвая в Сталино.
Кусок 5. Пункт 42. Винтовка с непримкнутым штуком в трамвае была неуместной. Про примкнутый ничего не говорится. То есть, сама по себе винтовка в трамвае считалась безопасным элементом пейзажа.
Кусок 6. Пункт 47 говорит о том, что в городе был частный прокатный автотранспорт, и были свои Адамы Козлевичи.
Кусок 7. Пункт 55 тронул до глубины души хорошим отношением к лошадям. А пункт 56 удивил гиперкороткими автобусными маршрутами.
Кусок 8. Пункт 57 забавляет попыткой подвести велосипеды под серьезные транспортные средства, оснастив их номерными знаками. Пункт 62 содержит очередную поблажку для крестьянских подвод, которым, такое впечатление, разрешалось все. А пункт 62 демонстрирует, какие улицы Сталино считались по-настоящему центральными.
Интересно, что председателем горсовета в это время была некая Котовская. Никогда не слышал такую фамилию. В "Полной истории Донецка" В.П. Стёпкина есть список руководителей города, в котором её также нет. Согласно списка председателем горсовета в 1928-1930 гг. был Максим Иванович Громилин. Таким образом, данные списка нужно корректировать.