Личные воспоминания — это то, чего никогда не боялся сайт «Донецкий». Мы уже публиковали рассказ Игоря Овсянникова о Всесоюзном фестивале СТЭМ. Сегодня — два его воспоминания из собственного болельщицкого опыта. Только два. Но личные…
Когда в 2011 году мне поручили подготовить материал к юбилею родной команды (была у нас в «Железнодорожнике Донбасса» 8-я полоса — развлекательно-познавательная), я решил сделать публикацию на основе личных воспоминаний и впечатлений. Фото к первой заметке у меня было, а вот иллюстрацию ко второй я не смог найти в Интернете. Тогда не смог. Подумал — может не сняли или не сохранился.. И не так давно все же отыскал. Автора не знаю. Но огромное ему спасибо за сохраненный момент истории. Полный (теперь уже) иллюстрированный материал.
Карточка за резвый дебют
В 1979 году я впервые попал на футбольный матч. На стадионе «Локомотив» (основной стадион клуба «Шахтер» был тогда на реконструкции) проходил матч чемпионата СССР «Шахтер» – «Заря» (Ворошиловград). Уже смутно помнятся ощущения, и сам матч вспоминается не очень хорошо. Но с того дня я навсегда заболел футболом. Во втором тайме тренер горняков Виктор Носов решил выпустить на поле молодого нападающего Сергея Морозова. Этот талантливый футболист постоянно играл за дублирующий состав и даже был лучшим бомбардиром того турнира. Пришло время опробовать его в основе. После недолгой разминки на беговой дорожке Морозов готовился войти в игру, ожидая свистка и разрешения арбитра. В этот момент мяч отскочил от группы игроков и покатился вдоль кромки поля. И вдруг… молодой паренек рванул на поле, подхватил мяч и ринулся к воротам соперника. Оторопевший судья в первое мгновение даже забыл дать свисток, а зрители тоже после некоторого замешательства приветствовали это забавное происшествие радостным гулом. Но правила есть правила. Свисток все же прозвучал, и судья показал незадачливому дебютанту желтую карточку. Так, толком не выйдя на футбольное поле, Сергей Морозов схлопотал первое предупреждение. Надо сказать, что в том матче нападающий забил и свой первый гол в высшей лиге, который оказался победным. Кстати, Сергей вскоре стал игроком основного состава и в последующие несколько лет забил немало зрелищных мячей.
На фото Сергей Морозов крайний справа.
С кубком на бронетранспортере
8 мая 1983 года в Москве «Шахтер» выиграл финальный поединок и стал обладателем Кубка СССР. В матче с харьковским «Металлистом» единственный гол забил Сергей Ященко. На следующий день праздновался День Победы. Каким-то образом по Донецку разнеслось известие о том, что, прилетев утром из столицы, «Шахтер» примет участие в парадном шествии. Мы с приятелями рванули в центр города. И действительно, вслед за колонной ветеранов по улице Артема неторопливо двигался бронетранспортер с любимой командой на броне. Капитан горняков Михаил Соколовский держал над головой выигранную хрустальную чашу. Это был двойной праздник для жителей города. Двойной День Победы.
Бонусом — три фото чествования команды на стадионе «Шахтер», из личного архива Игоря Овсянникова.
Осознано стал болеть за "Шахтер" с посещением или проникновением на стадион (иногда террикон) с 1965 года. За команду болели независимо от места в турнирной таблице. Звездный 1979 год, на мой взгляд, лучший сезон команды в чемпионатах СССР и по игре, и по результату. Только игроки той команды и футбольные функционеры тех лет могут ответить, почему не было удержано 1-е место после 1-го круга. Но "серебро" было с золотым отблеском и именно в 1979 году трибуны в Донецке начали скандировать: "Шахтер"- чемпион! Подтверждал "Шахтер" и имидж кубковой команды, в сезонах 1978 - 1986 годов 5 раз выступая в финалах, два из которых выиграл. Сергей Морозов (тезка и однофамилец эксперта телеканала "Футбол") оказался связующим звеном между двумя статьями. В дебютном матче он получил карточку за то, что вышел на поле, не дождавшись разрешения судьи. Но мне он больше запомнился неожиданно сильной (без мандража) игрой против "Порту" в Кубке Кубков в сезоне 1983-1984 года. Его неучастие в ответной игре из-за удаления было потерей для команды. Приведу выдержку из справочника "Шахтер"-85.
Болельщики знают историю о том, как после первого кубкового триумфа "Шахтера" в 1961 году его игрокам вручили дипломы победителей со вписанными в них фамилиями соперников по финалу - московских торпедовцев. С этой историей перекликается и история финала, сыгранного в Москве после Олимпиады 9 августа 1980 года, точнее с представительством финалистов в еврокубках. По итогам предыдущего сезона и "Шахтер" (2) и тбилисское "Динамо" (4) уже завоевали право представлять страну в Кубке УЕФА. Победитель финала должен был играть в Кубке Кубков. По крайней мере, так писала газета "Советский спорт" накануне финала, а так как жеребьевка еврокубков к тому времени уже состоялась, в списке пар против названия команды возможного соперника в обоих турнирах указывались оба финалиста Кубка СССР, разделенные союзом "или". Соперником в Кубке УЕФА был его действующий обладатель предыдущего сезона "Айнтрахт" (Франкфурт-на-Майне). "Шахтер" в третий раз праздновал победу в Кубке СССР (к слову, в 1978-1986 годах "Шахтер" 5 раз играл в финалах, в двух из которых становился обладателем Кубка). После сыгранного финала из публикаций "Советского спорта" исчезло "или" и вдруг стало ясно, что "Шахтер" уже заявлен на Кубок УЕФА (где немцев не прошел), а на Кубок Кубков - "Динамо", как победитель финала предыдущего сезона (тбилисское "Динамо" вторым после киевского и стало обладателем Кубка Кубков). В других публикациях "Шахтеру" вскользь было обещано участие в следующем розыгрыше Кубка Кубков, что естественно исполнено быть не могло. Фраза "возмущению не было предела" точно отражает мое отношение к тому, что болельщиков несколько месяцев водили за нос. В ответе на мое имя из редакции "Советского спорта" о существовании "или" до финала как будто забыли.