Франковцы в Сталино
Со 2 по 21 июня 1939 года в летнем театре города Сталино прошли гастроли Государственного театра УССР им. Ивана Франко. В преддверие события, газета «Соц. Донбасс» опубликовала статью выдающегося украинского театрального деятеля Гната Юры «Театр имени Ивана Франка», повествующую об истории культурного учреждения, неразрывно связанного с угольным краем.
Гнат Юра вспоминает, что в 1923 году именно после поездки в Донбасс произошло фактическое признание театра ведущим республиканским коллективом. Более подробное описание этих необычных гастролей сохранилось в его мемуарах «Моя жизнь» (1987). Полгода театр путешествовал по Донбассу! Часто актерам приходилось ночевать на полу, идти пешком по 15-20 км от шахты к шахте, от завода к заводу. Но дело стоило таких жертв. Эта поездка была замечательным событием для рабочих, и настоящим триумфом для франковцев!
В 1923 году театр был переведен на постоянную работу в столицу Украины Харьков, а в 1925 году открыл свой первый стационарный филиал в Донбассе – Дондерждраму. Этот театр проделал большую и полезную культурную работу среди шахтеров Донбасса. В нем шли почти все спектакли, поставленные франковцами на основной сцене. «Режиссура их чаще всего принадлежала лучшим постановщикам театра им. И.Франко, в спектаклях филиала принимали участие самые популярные актеры театра во главе с Гнатом Юрой», — сообщается в книге «История советского драматического театра». Из первых актеров Дондерждрамы 1925-1926 года известны Екатерина Осмяловская и Лесь Липковский.
Особенно знаменательной для франковцев стала и поездка в Сталино в 1939 году. В книге «Моя жизнь» Гнат Юра вспоминает, какое сильнейшее впечатление произвел на него город. Не только индустриальная мощь Сталино, но и его культура. Ему вспомнилась старая Юзовка, в которой они начинали свою работу, старые спектакли, их художественный уровень и реакция зрителей. Все это в корне отличалось от увиденного в 1939 году. «Приехав в Сталино, мы застали там еще гастроли МХАТа, и нужно было видеть, как сталинцы воспринимали ажурную работу этого лучшего театра нашей Родины: глубоко и вдумчиво, с пониманием каждого тончайшего оттенка той или иной сцены». В 1939 году франковцы показали в нашем городе спектакли «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука, «Шел солдат с фронта» В. Катаева, «Последние» М. Горького, «Поэтова доля» С. Голованивского, «Суета» и «Безталанна» И. Тобилевича. Зритель увидел ведущих актеров театра – Гната Юру, А.И. Борисоглебскую, Ю.В. Шумского, А.М.Ватулю, В.Б.Вильнер, А.М.Бучму, Н.М.Ужвий.
В газете «Соц. Донбасс» были опубликованы беседы с ведущими деятелями театра. А.И. Борисоглебская поделилась воспоминаниями о том, как она, молодая харьковская народная учительница, в 1887 году переехала в Славянск и приняла участие в любительском драматическом кружке. Первой ее ролью была роль Одарки в «Сватанні на Гончарівці». Н.М.Ужвий рассказала, что она в Донбассе впервые, но дружба с нашим зрителем завязалась у нее еще со времени участия в фильме по роману А.Авдеенко «Я люблю» (1936).
Восторженно и тепло восприняли спектакли франковцев зрители. Но не обошлось и без критики. Гнат Юра в мемуарах вспоминает о встрече с научной интеллигенцией города, на которой один доцент, бывший коногон, выступил с глубоким анализом всей работы театра: «И сколько правдивых замечаний, которых мы не могли услышать от нашей квалифицированной критики, было в его речи! Для такого зрителя надо серьезно и основательно готовиться! К счастью, в этот раз франковцы выдержали экзамен!».
Впрочем, «квалифицированные критики» тоже не дремлют. Так, В. Дроздов и Г. Залкиндер в заметке о спектакле «Богдан Хмельницкий» пишут: «Актерский наигрыш чувствуется у некоторых исполнителей, в частности у Яковченко (дьяк Гаврила), Юра-Юрского (Лубенко). В романтически приподнятом и, вместе с тем, глубоко реалистическом спектакле диссонансом звучит мелодраматический эпизод – смерть Варвары… Пьеса, правдиво запечатлевшая историю, переполнена уж очень современными оборотами речи». Критики обращают внимание, что при наличии прекрасных исполнителей, не чувствуется крепкого актерского ансамбля. В конце авторы статьи выражают сожаление, что театр не привез в Сталино один из лучших своих спектаклей – «Ревизор» Гоголя. В рецензии на спектакль «Последние» В. Дроздова и А. Фарбера критикуется игра артиста О.Т. Романенко, исполнителя роли Леща и Ю.Г. Бантыша, исполнителя роли Александра. Снова подчеркивается, что не видно сплоченного актерского ансамбля.
19 июня в клубе им. Дзержинского состоялась встреча руководителей драматических кружков города Сталино с артистами театра им. И. Франко. В ней приняли участие народная артистка УССР А.И. Борисоглебская, заслуженный деятель искусств Ю. В. Шумский, режиссер Н.Г. Ерецкий и заведующий учебной частью театра П.Т. Сергиенко.
По окончании гастролей А.И. Борисоглебская поделилась воспоминаниями о своей работе на театральных подмостках в старой Юзовке. Эти воспоминания опубликованы в газете «Соц. Донбасс» под заголовком «Чудесные преобразования» 22 июня 1939 г.: «Это было полвека тому назад. Мы, группа участников славянского любительского драмкружка, приехали в Юзовку дать несколько спектаклей. От станции Ясиноватая мы добирались до местечка пешком, т.к. других способов передвижения тогда не было. Чем ближе мы приближались к Юзовке, тем больше приходили в недоумение: «да где же мы будем играть, для кого?»». С этим вопросом артисты обратились к провожатому. Тот ответил, что домов у них действительно мало, а людей много, только все они живут в землянках и на свет божий не выходят без надобности. Посещение одной из таких землянок поразило артистов до глубины души: «и это жилище рабочих!» Провожатый попросил артистов громко не возмущаться, потому что полицейский, зорко следящий за ними, вправе отменить спектакли.
Побывали артисты и в шахте. «Глазам нашим при свете фонаря представился огромный подвал, в котором лежал черный от угольной пыли человек. Он прокладывал фитили для взрыва. Увидя нас, он крикнул нашему провожатому: «Поднимай их. Кончаю проводку»». Находиться в это время в шахте было очень опасно. Картины ужасного прошлого Юзовки врезались в память великой артистки.
В 1930 году она с труппой театра им. Франко снова побывала в городе. Это был новый город, строящийся очень быстрыми темпами. И, наконец, в 1939 году она была поражена чудесным преобразованиям в знакомых местах. За такой короткий срок такие огромные перемены! Артисты живут в прекрасно оборудованной гостинице «Донбасс», рядом строится один из красивейших в стране театров, новая библиотека, огромный кинотеатр, вдали виднеется студенческий городок! Город расцветает на глазах!
Артисты уехали из Сталино довольными и окрылёнными на новые творческие дерзания
Елена ЗГИННИК
По материалам газеты «Соц. Донбасс», июнь 1939 г.
О гастролях театра в 1930 г. — Коваленко Я. Літній сезон київських театрів: Там, де видобувають вугілля / Я.Коваленко // Радянське мистецтво. — 1930. — №17-18. Фото из ЭБ «Культура України»
Юра Г.П. Моє життя: спогади, статті. — К.: Мистецтво, 1987. — 183 с.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.