Жаркая неделя посреди холодной зимы
Бывали случаи, когда Донецк становился всесоюзной столицей. Ненадолго, но бывало. Об одном из таких случаев вспоминает Игорь Овсянников — очевидец событий…
Когда в 1987 году в Донецке прошел региональный тур Всесоюзного фестиваля студенческих театров эстрадных миниатюр (а проходили региональные туры еще в Волгограде, Хабаровске и Алма-Ате), никто и не предполагал, что через год студенческий праздник снова вернется к нам в Донецк. И это будет уже заключительный тур Всесоюзного фестиваля. Думали мы об этом? Конечно, думали. Мечтали? Да, мечтали. И вот на совещании в студенческом отделе ЦК ВЛКСМ наш город был выбран (пусть ненадолго) театральной студенческой столицей СССР. И это было признание. Это была честь. Это была огромная радость.
Итак, Донецк. 1988 год. Конец января. Холодно. Приехали 20 студенческих коллективов. Для того, чтобы вы представили географию этого форума, я назову всех участников. «Маятник» Ташкентского университета, «Гротеск» Томского университета, «Лопух» Дальневосточного университета, «Граммофон» Томского института АСУР, СТЭМ Фрунзенского политеха, «Манекен» Челябинского политеха, «Огар» Омского мединститута, «Розыгрыш» Камчатского пединститута, СТЭМ Днепропетровского Дворца студентов, «Коллизей» Белорусского политеха, ритм-театр Ленинградского механического института, театр пантомимы Казанского авиационного института, «ВИСИлей» Воронежского инженерно-строительного института, СТЭМ Запорожского индустриального института, «Туз» Симферопольского университета, «Ижмехсмех» Ижевского механического института, СТЭМ Волгоградского политеха, СТЭМ Куйбышевского авиационного института, СТЭМ Харьковского политеха и, конечно же, СТЭМ Донецкого политехнического. Впечатляет? Еще бы!
Дворец молодежи «Юность» в те дни стал основной концертной площадкой фестиваля и работал, чуть ли не круглосуточно. Утром и днем – репетиции, вечером – конкурсные просмотры. Потом фестивальная жизнь плавно перемещалась в гостиницу «Турист», ставшую уютным домом для молодых актеров. Кроме «Юности» ребята выступали во Дворце культуры металлургического завода и Дворце культуры Октябрьской революции. А ведь еще были шефские концерты на предприятиях города и выезды в область: Шахтерск, Артемовск, Краматорск, Дебальцево, Дружковку, Волноваху, Горловку, Макеевку. По Донецку сновали автобусы с эмблемой фестиваля на стекле. Многочисленные афиши приглашали горожан на выступления студенческих коллективов. И, надо сказать, что на концерты приходила не только молодежь, а и люди более старшего возраста. При достаточной культурной искушенности донецкой публики все равно хотелось увидеть что-то новое и необычное. А СТЭМы были именно этим новым и необычным. Необычной была и организация общения с публикой. После каждого конкурсного просмотра зрители могли задать вопросы выступившему колективу. А уже в гостинице проходила творческая лаборатория, где и актеры, и режиссеры уже «получали по-полной». На самом деле это было подробное и очень откровенное обсуждение просмотренных программ. Была дискуссия, были споры, были замечания и предложения, был поиск истины. Все выступления записывались на видео. И в ходе откровенного разговора можно было просмотреть лучшие и спорные моменты. (К сожалению, судьба тех видеозаписей неизвестна. Если бы можно было отыскать их!)
Теперь о самих выступлениях. Они были довольно разнообразные. От чисто студенческих тем до серьезных и даже несколько философских работ. Запомнилось выступление ритм-театра Ленинградского механического института. Спектакль-самосуд (а так назвали свою программу ленинградцы) получился. Зрители смотрели на это действо, что называется, затаив дыхание. Это было уже за гранью традиционного СТЭМа. После закрытия занавеса пару минут зал молчал, а затем стоя долго аплодировал колективу. «Ижмехсмех» из Ижевска представил отточенную и режиссерски, и актерски интересную и яркую работу. Отметить хотелось бы ребят из Запорожья, Симферополя, Днепропетровска и Ташкента. Ну и о нашем выступлении. СТЭМ ДПИ показал программу «Осторожно, люди!». Это был цельный, отработанный, интересный и яркий спектакль. Он понравился и зрителям, и критикам. Он заслужил свои аплодисменты и восторги. И режиссер СТЭМа Игорь Борц, который был одним из организаторов и режиссером самого фестиваля, получил свою порцию лестных и восторженных слов. Но… для завоевания высокого места надо было немножко прыгнуть выше головы. А этого немножко не получилось.
Особо хочется сказать об организации фестиваля. Представьте себе: наладить проживание участников, их питание, культурный досуг, расписать поминутно работу транспорта. А еще – оформление концертных площадок, организация экскурсий для участников, афиши, билеты. И все было проведено на высшем уровне. Каких-то особых накладок и проколов не было. Все остались довольны. А Донецк еще раз подтвердил, что праздники и форумы мы можем проводить очень успешно. Студенческий фестиваль запомнился надолго. И приехавшим СТЭМам, и дончанам. И, наверное, еще не один такой фестиваль прошел бы в нашем городе. Но стремительно приближались суровые и судьбоносные 90-е. Студенческое движение стало отходить на задний план. А нашу большую страну ожидали весьма и весьма драматичные события.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.