Дорожное приключение свояченицы Мейерхольда
Скрупулезно отслеживая передвижения деятелей культуры в наших краях, Елена Згинник натолкнулась на ужасно романтическую историю с одним крайне известным режиссером, его знаменитой женой, ее мало кому известной сестрой и одним писателем, фамилия которого звучит очень тривиально, вопреки его судьбе…
О пребывании театра В.Э. Мейерхольда в Сталино остались короткие воспоминания знаменитого писателя того времени, выходца из Донбасса А. Авдеенко. В автобиографическом романе «Отлучение», напечатанном в журнале «Знамя» в 1989 году, писатель вспоминает, как 25 августа 1936 г. по пути из Макеевки в Сталино он увидел на дороге поломанный газик, копошащегося в нем водителя и пассажиров – мужчину и двух женщин с унылыми лицами, нервно поглядывающих на часы. Это же знаменитые москвичи — художественный руководитель Театра революции В.Э. Мейерхольд (здесь писатель ошибся, поскольку в это время В.Э. Мейерхольд руководил театром своего имени, а Театр революции возглавлял ранее), его жена Зинаида Райх и их родственница, сестра Зинаиды, показавшаяся писателю очень милой! Они опаздывали в городской парк, к летнему театру. Безусловно, писатель распахнул для них дверцы своей "эмки". «Мейерхольд всю дорогу рассказывал, как он влюбился в Донбасс, как хорошо донецкий зритель принимает театр», — пишет А. Авдеенко.
Случайная встреча двух знаменитостей имела неожиданные последствия. Если бы А.Авдеенко не подобрал В. Мейерхольда на шоссе «Макеевка-Сталино», если бы не привез его в парк, в летний театр, то никогда бы не встретился с девушкой своей мечты, будущей женой Любой, которую он уже видел однажды зимой в старом театре города Сталино, но не решился познакомиться. В этот раз их встреча стала судьбоносной. Условившись встретиться на следующий день, писатель покинул летний театр и милую сестру Зинаиды Райх в антракте, но всю дорогу обратно в Макеевку мечтал вернуться к подъезду летнего театра, чтобы не откладывать встречу с Любой на завтра.
А. Авдеенко приехал в Донбасс на новенькой "эмке", подаренной Наркомтяжпромом, в начале августа 1936 г. и поселился на длительное время. В его новой квартире в Макеевке, которую выделила ему дирекция завода им. Кирова, успели побывать директор завода Гвахария, зав. отделом партийной пропаганды и агитации Сергеев из Сталино, редактор газеты "Соц. Донбасс" Товаровский, донецкие писатели А. Фарбер, Ю. Черкасский, Н. Рудь, Ф. Байдаченко и др.
А. Авдеенко остался в Донбассе, чтобы работать над романом о строительстве канала "Москва — Волга" и второй частью романа "Я люблю". Совсем недавно — 9 июня 1936 г. в Сталино состоялась премьера художественного фильма "Я люблю", поставленного по первой части романа режиссёром Л. Луковым. А Авдеенко в дальнейшем испытает на себе гонения, но ареста и репрессий ему каким-то чудом удастся избежать. Все эти события он опишет в автобиографическом романе "Отлучение".
По-другому сложится судьба В.Э. Мейерхольда. 8 января 1938 г. театр его имени будет закрыт. Сам Мастер будет обвинён в эстетстве и в июне 1939 г. арестован. 15 июля 1939 г. от рук неизвестного погибнет Зинаида Райх. А 2 февраля 1940 г. В.Э. Мейерхольд будет расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Спасибо за бдительность:)
Эстетство — не криминал и к аресту отношения не имеет. Мейерхольд был осуждён по знаменитой 58-й статье, причём показания из него выбивались. Дело было настолько шито белыми нитками, что его реабилитировали ещё в 1955 году после ареста Берии.