Вид 1913 года
06.10.2015

Вид 1913 года

Есть такое давно известное знатокам фото с юзовскими труженицами на переднем плане и терриконами — на заднем. Но что это за терриконы? Завсегдатаям сайта "Донецкий" предлагается найти ответ на этот вопрос.

 

 

Фото содержит несколько элементов, способных облегчить задачу. Для настоящих экспертов исторического ориентирования на местности — вполне достаточно. 
Особенно, если за дело берется такой маэстро топографических привязок, как Дедушка Джеральд. Бросая в сеть эту загадку, я рассчитывал прежде всего на него. И, как выяснилось, не зря. Дедушка включился и всех разогнал… То есть — все расставил по своим местам. Слово ему…
На территории завода и рядом было 3 террикона: шахт "Заводская", "Центральная" и №7 "Наклонная". Правильную конусообразную форму имели только терриконы "Заводской" и "Наклонной". Допустим, что на снимке именно они и внимательно поищем другие ориентиры, исходя из этого допущения. При черезмерном затемнении снимка на горизонте находим новый ориентир — водонапорную башню:

 

 

 

1. Террикон ш. "Заводская"
2. Террикон ш. №7"Наклонная"
3. Водонапорная башня на Соловках.
После этого становится всё ясно:

 

 

Все объекты на всех снимках этого комментария даны под одними и теми же номерами:
1. Террикон ш. "Заводская"
2. Террикон ш. №7"Наклонная"
4. Два близкостоящих и похожих друг на друга дома, но разные по величине
5. Деревянный забор
6. Дома Конторской линии и халупы Собачевки. Слева от цифры — построенные по оси запад-восток (самострой Собачевка), справа — по оси север-юг (Конторская линия).
7. Подъездные пути (и примерное место, где стоял фотограф). По данным Викимапии они принадлежат станции "Доменная".
8. Главный резервуар. Что это такое, я цитирую с сокращениями по данным, которые указал Федор в комм.7 к статье "Дом Бальфура-1945": 
это бывший водонапорный бак резервного водоснабжения доменных печей ДМЗ и расположен он был … на территории завода, возле насосной станции оборотного водоснабжения доменного цеха, называемой с незапамятных времен "Главный резервуар".  Если не ошибаюсь, этот бак существовал еще в середине 80-х годов. … Так вот, до сих пор сохранились сама насосная станция (действующая), возвышенность, на которой был расположен бак и, самое главное, нижняя, решетчатая, бетонная часть опорной конструкции бака. … учитывая, что сохранилась нижняя часть опорной конструкции бака можно и сейчас по нему легко ориентироваться. Особенно, если учесть, что эта сохранившаяся конструкция прекрасно видна на нынешних спутниковых картах Яндекс.
То же место можно рассмотреть на другом фото, но уже с позиции с юга на север:
 

 

А вот то же место, видимое с вершины террикона ш. №7 "Наклонная" т.е. того, который на снимках обозначен цифрой 2:
  

 

На фото с работницами фотограф стоит у ж/д путей, примерно на месте, отмеченном цифрой 7.
Современное местоположение фундамента резервуара отмечено Sid Misious на первой фотографии в комм.48 под цифрой 2.
В заключение дадим общий ситуационный план с углом съёмки. Белым пунктиром отмечен вектор на водонапорную башню на Соловках:
 

Что касается датировки, то на фото несомненно послереволюционное время. Конец 1920-х, а может и начало 30-х гг. Дореволюционные фото показывают нам совсем другую одежду работниц. К тому же одежда на снимке слишком опрятная, и не похожа на повседневную рабочую, есть даже белые блузы. Скорее всего, что это коммунистический субботник после какого-нибудь митинга, вероятно в районе 1 Мая. Сравните с этим Фото 8, где показан повседневный труд:
 

 

Основное обсуждаемое в статье фото чёрно-белое, но можно предположить, что тёмные косынки работниц на цветном фото были бы красными. Женщины носят на носилках то ли грунт то ли мусор, что вполне соответствует содержанию труда на субботнике.
На такую датировку указывает не только одежда: на дореволюционной открытке, причём 1915 года издания с видом этого места главного резервуара ещё нет: 
 

 

Таким образом, это точно не 1913 год, а если резервуара не было до революции, то в годы Гражданской войны, послевоенной разрухи и НЭПа он точно не мог появиться. Отсюда вывод: наиболее вероятно, хотя и не бесспорно, что Главный резервуар установили в годы первой пятилетки и индустриализации (1928-1932 гг.). 
Почему цифра 706 на фотографии написана в зеркальном отображении объяснил Igor R в комм.16 к этой статье. У меня других вариантов нет, поэтому присоединяюсь к его трактовке.


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. sembond
    sembond 05.10.2015, 23:41
    И тут загадки...
  2. Юзовский
    Юзовский 06.10.2015, 08:02
    На первый взгляд, похоже на водокачку ниже (южнеее) горсада. Это западнее 6-й линии, а женщины идут на поселок Алексндровка. Только фото вроде бы зеркально расположено. Я на весь день уезжаю. Буду только завтра. 

    Может быть так - лучше.


  3. Igor R
    Igor R 06.10.2015, 08:26
    Судя по платьям,фото не зеркально.
     
  4. finkelstein
    finkelstein 06.10.2015, 08:32
    Igor R,
    отличное замечание
  5. Понаехавший
    Понаехавший 06.10.2015, 08:43
    судя по платьям, это вообще не 1913й год
  6. slavomir
    slavomir 06.10.2015, 08:45
    кстати, очень верное замечание..  )
  7. finkelstein
    finkelstein 06.10.2015, 08:46
    Мало ли. Кроме того, это вообще не Хъюзовка. Но разве это имеет значение?)
  8. Юр_
    Юр_ 06.10.2015, 09:37
    Изложницьі для разливки стали. Значит рядом с мартеном. Где их раньше стриперовали? Скорее всего ньінешняя станция "Донецк-сталь" на территории ДМЗ
  9. Ясенов
    Ясенов Автор 06.10.2015, 10:10
    Кроме того, это вообще не Хъюзовка
    Матерь Божья, это же Лос-Анджелес!
  10. sembond
    sembond 06.10.2015, 12:54
    судя по платьям, это вообще не 1913й год fellow
    Действительно! Платья, платки... 1920-е?
     
    В одной из изложниц нет просвета. Там спит человек? Тепло там?
  11. Ясенов
    Ясенов Автор 06.10.2015, 12:58
    Igor R,
    Понаехавший,
    sembond,
    Вообще, платья и платки - это всегда подозрительно!
  12. alex-burmak
    alex-burmak 06.10.2015, 19:21
    Понаехавший, полностью согласен. А что скажет Дедушка?
  13. Юзовский
    Юзовский 06.10.2015, 21:16
    Судя по платьям,фото не зеркально.

     Я на номер, на негативе обратил внимание.
  14. Юзовский
    Юзовский 07.10.2015, 08:57
    Нужно искать места на заводе с а).большими перепадами почвы по высоте,  б)линией электропередач (а скорее телеграфной или телефонной линией), в)терриконом. Одна из таких линий вела в дом Свицына. Также, недалеко от дома Свицына есть большой перепад почвы и терриконы... Тени? Что у нас с тенями? Здесь кто - нибудь будет работать в конце - то концов? 
  15. Dedushka
    Dedushka 07.10.2015, 10:07
    Здесь кто - нибудь будет работать в конце - то концов?

    Да знаю я где это, дайте время ответ написать! 
  16. Igor R
    Igor R 07.10.2015, 10:33
    Я на номер, на негативе обратил внимание.
    На номер обратил внимание,но номер ,как Вы сами заметили,на негативе.Написать можно на эмульсионной его стороне,на глянцевой бы стерся.Вот при печати и получился реверс.
  17. Pavelech
    Pavelech 07.10.2015, 13:50
    Вношу предложения.
    В левом нижнем углу снимка, размещённого в статье расположены три цифры: 6, 0 и 7, написанные "наоборот". Таким образом, снимок перед рассмотрением необходимо зеркально отобразить.
    На фрагментах
     
     

     

    обозначены цифрами:
    1. Дом Свицина.
    2. Террикон.
    3. Производственные здания.
    4. Место съёмки.
    5. Террикон № 64 или № 63 с карты <!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE http://donjetsk.com/life/546-terrikony-po-porjadku.html<!--[if gte mso 9]> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable{mso-style-name:"Обычная таблица";mso-tstyle-rowband-size:0;mso-tstyle-colband-size:0;mso-style-noshow:yes;mso-style-priority:99;mso-style-qformat:yes;mso-style-parent:"";mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;mso-para-margin-top:0cm;mso-para-margin-right:0cm;mso-para-margin-bottom:10.0pt;mso-para-margin-left:0cm;line-height:115%;mso-pagination:widow-orphan;font-size:11.0pt;font-family:"Calibri","sans-serif";mso-ascii-font-family:Calibri;mso-ascii-theme-font:minor-latin;mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-theme-font:minor-fareast;mso-hansi-font-family:Calibri;mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}


     
    -->
  • nekrasava
    nekrasava 07.10.2015, 14:12
    Если отзеркалить, то все женщины окажутся в платьях с пуговицами на мужскую сторону. Дореволюционный юнисекс?
  • Dedushka
    Dedushka 07.10.2015, 19:02
    А что скажет Дедушка?

    На территории завода и рядом было 3 террикона: шахт "Заводская", "Центральная" и №7 "Наклонная". Правильную конусообразную форму имели только терриконы "Заводской" и "Наклонной". Допустим, что на снимке именно они и внимательно поищем другие ориентиры, исходя из этого допущения. При черезмерном затемнении снимка на горизонте находим новый ориентир — водонапорную башню:
     
     
     
    Фото 1 и 2.
    1. Террикон ш. "Заводская"
    2. Террикон ш. №7"Наклонная"
    3. Водонапорная башня на Соловках.
    После этого становится всё ясно:

      
     
     
     1. Террикон ш. "Заводская"
    2. Террикон ш. №7"Наклонная"
    4. Два близкостоящих и похожих друг на друга дома, но разные по величине
    5. Деревянный забор
    6. Дома Конторской линии и халупы Собачевки. Слева от цифры — построенные по оси запад-восток (самострой Собачевка), справа — по оси север-юг (Конторская линия).
    7. Подъездные пути (и примерное место, где стоял фотограф). По данным Викимапии они принадлежат станции "Доменная".
    8. Главный резервуар. Что это такое, я цитирую с сокращениями по данным, которые указал Федор в комм.7 к статье "Дом Бальфура-1945"это бывший водонапорный бак резервного водоснабжения доменных печей ДМЗ и расположен он был … на территории завода, возле насосной станции оборотного водоснабжения доменного цеха, называемой с незапамятных времен "Главный резервуар".  Если не ошибаюсь, этот бак существовал еще в середине 80-х годов. … Так вот, до сих пор сохранились сама насосная станция (действующая), возвышенность, на которой был расположен бак и, самое главное, нижняя, решетчатая, бетонная часть опорной конструкции бака. … учитывая, что сохранилась нижняя часть опорной конструкции бака можно и сейчас по нему легко ориентироваться. Особенно, если учесть, что эта сохранившаяся конструкция прекрасно видна на нынешних спутниковых картах Яндекс.
    То же место можно рассмотреть на другом фото, но уже с позиции с юга на север:

     
      Фото 5.
    А вот то же место, видимое с вершины террикона ш. №7 "Наклонная" т.е. того, который на снимках обозначен цифрой 2:
      
     Фото 6.

    На фото с работницами фотограф стоит у ж/д путей, примерно на месте, отмеченном цифрой 7.
    Современное местоположение фундамента резервуара отмечено Sid Misious на первой фотографии в комм.48 под цифрой 2.

    В заключение дадим общий ситуационный план с углом съёмки. Белым пунктиром отмечен вектор на водонапорную башню на Соловках:
     
     
      Фото 7.

    Что касается датировки, то на фото несомненно послереволюционное время. Конец 1920-х, а может и начало 30-х гг. Дореволюционные фото показывают нам совсем другую одежду работниц. К тому же одежда на снимке слишком опрятная, и не похожа на повседневную рабочую, есть даже белые блузы. Скорее всего, что это коммунистический субботник после какого-нибудь митинга, вероятно в районе 1 Мая. Сравните с этим Фото 8, где показан повседневный труд:
     
     
    Фото 8. Взято с www.infodon.org

    Основное обсуждаемое в статье фото чёрно-белое, но можно предположить, что тёмные косынки работниц на цветном фото были бы красными. Женщины носят на носилках то ли грунт то ли мусор, что вполне соответствует содержанию труда на субботнике.
    На такую датировку указывает не только одежда: на дореволюционной открытке, причём 1915 года издания с видом этого места главного резервуара ещё нет: 
     

    Таким образом, это точно не 1913 год, а если резервуара не было до революции, то в годы Гражданской войны, послевоенной разрухи и НЭПа он точно не мог появиться. Отсюда вывод: наиболее вероятно, хотя и не бесспорно, что Главный резервуар установили в годы первой пятилетки и индустриализации (1928-1932 гг.). 
    Почему цифра 706 на фотографии написана в зеркальном отображении объяснил Igor R в комм.16 к этой статье. У меня других вариантов нет, поэтому присоединяюсь к его трактовке.
     
    Изложницы
    Хорошее слово, надо его не к отливочным формам, а к самим работницам применить. Бывают же наложницы, а это, наоборот,— изложницы. Изложницы на субботнике.  
  • Юзовский
    Юзовский 07.10.2015, 22:30
    Dedushka,
    Полностью согласен с Вами! 
  • Понаехавший
    Понаехавший 07.10.2015, 22:36
    Dedushka,
     искренне снимаю шляпу и падаю ниц!
    Это более, чем сильно -  это гиперсильно! Блестяще! Браво!! Виват!!!
    Респект со всяческой уважухой
  • Dedushka
    Dedushka 07.10.2015, 22:44
    Юзовский,
    Понаехавший,
    Спасибо! 
  • Ясенов
    Ясенов Автор 08.10.2015, 00:15
    Dedushka,
    Ну вот, как все прекрасно разрешилось! 
  • Pavelech
    Pavelech 08.10.2015, 07:40
    Браво, Владимир Николаевич! 
  • Бублик
    Бублик 08.10.2015, 10:47
    Dedushka,
    "Да это просто праздник какой-то!"(с) 
  • Ясенов
    Ясенов Автор 09.10.2015, 13:57
    Дедушкины рассуждения и вычисления вынесены из комментариев и внедрены в тело статьи. Спасибо ему и всем, кто его вдохновлял!
  • Pavelech
    Pavelech 10.10.2015, 07:25
    "... эта сохранившаяся конструкция прекрасно видна на нынешних спутниковых картах Яндекс."
     
  • Dedushka
    Dedushka 10.10.2015, 14:57
    Ясенов,
    А кто приписал эту фотографию к 1913 году?