Вспоминает Бардин…
11.08.2015
комментариев 30
Поделиться

Вспоминает Бардин…

Мы уже парой слов упоминали о причастности кнашему городку Ивана Бардина, знаменитого российского и советского металлурга,работавшего в Енакиево и бывшего в Юзовке. Сегодня мы приводим несколькоотрывков из его мемуаров. Это было написано в 1957 году (что надо учитывать,конечно). То, что касается нас, относится к временам Гражданской войны.

 

Сначала – впечатления Бардина о Бахмутесередины 1918 года, где ситуация была если и не идентичной юзовской, топохожей:

 

«По совету австрийского командования мыпоехали в Бахмут, чтобы познакомится с украинским командованием, возглавлявшимнаш район, узнать, как мы будем жить, от кого получать те или иные указания икак нам следует действовать.

 

ДоБахмута было километров пятьдесят. Выехали рано утром и к обеду прибыли вгород. По городу были расклеены объявления как на немецком, так и на украинскомязыках. Украинские объявления мы понимали хуже, чем немецкие, и думали, чтообщаться с представителями Украинской рады придется через переводчика.

 

Нокаково же было удивление, когда придя в Раду, мы увидели, что все украинцы,несмотря на свои национальные костюмы (жупаны и шаровары), знают русский язык иохотнее говорят по-русски, чем по-украински. Мы с ними сразу стали пониматьдруг друга.

 

… Наспроинформировали о том, что пришлют на завод украинских урядников, что вместосуществующих сейчас денежных знаков будут применяться карбованцы. Показали намэти карбованцы, сказали. Что мы должны обменять у них деньги».

 

Идем далее. Ноябрь-декабрь 1918 г. Немцы и австрийцыоставили Украину. Началось безвластие. Бардин описывает Харьков:

 

«Регулярноеотопление всех видов зданий прекратилось. Около многих гостиниц стояли лужизамерзшей воды из-за прорвавшейся отопительной системы и водопроводов. Былонепонятно и странно, как быстро может прийти в состояние полной деморализациитакой большой город. Но это так. Приезжая в свое маленькое Енакиево, где имеликакие-то источники энергии, какие-то запасы угля, где поддерживалась жизнь иработали рудники, мы попадали в оазис – здесь были порядок, тепло, свет».

 

Возможно, такое же положение было и в Юзовке.

 

Еще чуть погодя. Первая половина 1919года. Речь идет уже конкретно о Юзовке:

 

«Спродовольствием было плохо. Транспорт бездействовал, продукты можно былопокупать только по повышенным ценам, снабжения в нормальном порядке не было.Правда, в Юзовке, при штабе Май-Маевского, все время пьянствующего, некийЩетинин, гражданское лицо, носящий погоны, выдавал наряды на получениепродовольствия. По-видимому, в Юзовке имелись какие-то запасы. Каждые двенедели мы регулярно ездили за продуктами.

ШтабМаевского располагался в квартире горного начальника в доме за каменной стенойс усиленной охраной.

 

В Юзовкуна заседание по распределению продовольствия и к Щетинину приходилось выезжатьрано утром, чтобы к обеду быть на месте. Заседания проходили вечером.Возвращаться было безопаснее ночью, давая отдых лошадям в Макеевке.

 

… Юзовкав это время была центром добровольческой армии и правительства Май-Маевского.После Ростова и Краснодара это был самый важный центр, как в промышленномотношении, так и в военном. Фронт находился всего в тридцати километрах, иногдаи ближе. Красные войска приближались со стороны Ясиноватой, Никитовки иГорловки. Припоминаю встречу со знакомым офицером – приемщиком для армиибензола и толуола, который рассматривал попавшую к нему случайно шапкукрасноармейца с красной звездой. На эту звезду он смотрел со страхом, как будтоона предупреждала его о грядущих роковых событиях. Он с беспокойством повторял:«Ведь мы имеем перед собой не сброд, а регулярную армию!»

 

Юзовка вто время была странным местом. Часто на первой линии висели трупы повешенных, авозле них расхаживали казаки, стрелявшие в толпу, если она превышала какую-тоопределенную норму. По улицам проезжали бронемашины. Рестораны с полнымарсеналом развлечений работали вовсю. Свирепствовал тиф. Это был пир во времячумы».

 

Еще раз подчеркнем: Бардин писал «Воспоминанияо Енакиевском металлургическом заводе» в середине 50-х, когда идеологическиенормы автоматически включали «внутреннего цензора» в каждом, кто хотел бытьопубликованным. Но правда в сказанном, безусловно, есть. В любых мемуарах естьправда и неправда.

 

 

 

 

 


Ясенов

Ясенов

Ещё статьи из этой рубрики

Комментарии

  1. finkelstein
    finkelstein 10.08.2015, 23:53
     В любых мемуарах есть правда и неправда.

    Тоже мне бином Ньютона. Щас я вам растолкую всю правду.
    Харьков город дрянь. Непонятно, почему столицей УССР не сделали Енакиево.

    Штаб Маевского располагался в квартире горного начальника в доме за каменной стеной с усиленной охраной - это мы радостно уже знаем, где располагался.

    А так, конечно, много тонкоты редакторы напихали, над нами нынешними поиздеваться: 

    "гражданское лицо, носящий погоны", "по совету австрийского командования мы поехали в Бахмут, чтобы познакомится с украинским командованием". За такое, да за Щетинина -  я бы лично морду набил. Но набьют, конечно, мне.

    А шапка-шлем из сукна на ватной подкладке пугала многих. Помню, у Аксенова даже художественно звучала вульгарная теория, согласно которой комплекты чуть ли не полной зимней формы будущих красноармейцев валялись на складах русской царской армии с 1915 года. Русских витязей стилизованно имитировали. Прямо отшили десятки тыщ комплектов для победного зимнего парада русской армии в Берлине. Троцкому только осталось пентаграммы нашить в 18-м году. Ну тем парням уроки швейного  дела не приходилось брать.

  2. Pavelech
    Pavelech 11.08.2015, 07:28
    у Аксенова даже художественно звучала вульгарная теория, согласно которой
    Это - не теория. это - исторический факт.
  3. finkelstein
    finkelstein 11.08.2015, 07:37
    Pavelech,
    А звезды поди америка накроила еще в свою Гражданскую?
  4. Pavelech
    Pavelech 11.08.2015, 07:41
    А звезды поди америка накроила еще в свою Гражданскую?
    Звезду пришить - не шинель пошить...
  5. Алюрка
    Алюрка 11.08.2015, 07:45
    Юзовка в то время была странным местом. Часто на первой линии висели трупы повешенных, а возле них расхаживали казаки, стрелявшие в толпу, если она превышала какую-то определенную норму. По улицам проезжали бронемашины. Рестораны с полным арсеналом развлечений работали вовсю. Свирепствовал тиф. Это был пир во время чумы». Из разных источников, вся эта красочная картина подтверждается полностью. Вот только немногие способные её спроецировать на реалии Юзовки тех лет. Город был захудаленький, крохотный и "полный арсенал развлечений" соответсвующий, но то, что он был - факт. При тех самых австрийцах в Юзовке произошел последний всплеск дореволюционной жизни, когда все надеялись, что все будет по-прежнему.  
     
    Он с беспокойством повторял: «Ведь мы имеем перед собой не сброд, а регулярную армию!» Вот типа новость! Сброд, как раз был у Деникина - добровольцы всех мастей, от эсеров до монархистов, а у советов к тому времени была мобилизационная армия, где за дезертирство расстреливали семью солдата. И склады царской армии попали к Советам, потому и были красноармейцы одеты-обуты, в отличие от всюровцев, и не чувствовали недостатка в боеприпасах 
  6. finkelstein
    finkelstein 11.08.2015, 08:01
    АлюркаPavelech,
    склады и боеприпасы - да, а вот шинели и шапки-шлемы? Очень интересно, а есть ли документы, где-то в сети, может.
  7. Pavelech
    Pavelech 11.08.2015, 09:22
    Документы не попадались. Есть упоминания.
     http://www.dazzle.ru/spec/budenovka.shtml
    Версия первоначального происхождения
    Существует версия, что головной убор такой оригинальной формы был разработан ещё до революции и начал выпускаться в период Первой мировой войны, однако хранился на складах, и в войска не поступал. Одеть солдат в остроконечные суконные шлемы предполагалось на параде в Берлине, запланированном на лето 1917 года, где они должны были изображать русских витязей – богатырей (отсюда появилось само название «богатырка»). Модели шапки и шинели разрабатывал художник Виктор Васнецов.
    Поскольку в специализированных изданиях по униформе Красной Армии игнорируется версия о создании ещё до революции головного убора, напоминающего древнерусский шлем – постараемся всё же обратить внимание на некоторые немаловажные моменты.
    Во-первых, часто приписывают создание всей символики Красной Армии – пятиконечной звезды (причём, именно синего, а не красного цвета!), новых нагрудных знаков, и т.д. не иначе, как Троцкому. Вплоть до «идеи» такого головного убора, как будущая «будёновка». Сразу оговоримся: весьма и весьма сомнителен тот факт, что «бес мировой революции» Лейба Бронштейн под псевдонимом Троцкий неожиданно воспылал любовью ко всему славянскому и подал бы идею о созвучии новой униформы новой армии Республики Советов с древнерусскими образами. Известно, что Троцкий был назначен Наркомвоеном 1 с февраля 1918 г., а председателем Реввоенсовета Республики (и Наркомпути 2 по совместительству, с 1920 по 1921 г.) он являлся с 1919 года. В 1925 году Троцкого сняли с поста Наркомвоенмора 3 за оппозиционную деятельность [3]. Даже если что-то такое Троцкий и предлагал в плане разработки новой униформы и символики, однако необоснованно присваивать все лавры «барину с тросточкой», как его прозвал один из партийцев (И.И. Скворцов), да ещё русофобу и любителю расстрелов каждого десятого красноармейца и других радикальных мер – попросту глупо.
    Во-вторых, художник Виктор Васнецов действительно часто использовал при создании своих патриотических плакатов во время Первой мировой войны образ русского витязя. Например, мы можем видеть подобный образ русского витязя-богатыря, сражающегося с трёхглавым «Змеем Горынычем» на плакате, созданном в 1914 году. Плакат был посвящён «Благотворительному базару на помощь жертвам войны». А посему вполне объяснимым является то, что Виктор Васнецов мог заранее взять за образец древнерусский шлем при создании нового парадного головного убора.
    В-третьих, имеются сведения, кто конкретно мог запустить в производство такой головной убор, как «богатырку»:
    «…на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва 4 по эскизам Васнецова и Коровина 5. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шоломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры – вооруженному отряду партии» [4].
    Вполне логичным выглядит то, что шинели в стрелецком стиле (с хлястиками-«разговорами» на груди) и «шлемы русского витязя» – «богатырки» были разработаны при Николае II для поднятия духа солдат, и напоминания о великой истории России (сам покрой и вид этой шинели напоминает стрелецкий кафтан второй половины XVI века).
    Примечания:
    4 Второв Николай Александрович (1866-1918), российский финансовый деятель, предприниматель. Владелец товарищества «А.Ф. Второв с сыновьями» (крупная торговля в Сибири) и ряда промышленных предприятий. Основал Московский промышленный банк (1916), создал (к 1917 г.) промышленно-финансовый концерн. Энциклопедия Российского купечества. Сайт Общества купцов и промышленников России: www.okipr.ru.
    5 Возможно, что вместо фамилии художника Коровина должна была стоять фамилия Кустодиева. Во всяком случае, во всех остальных источниках (см. список литературы) упоминается именно Б.М. Кустодиев как соавтор В.М. Васнецова при разработке новых элементов униформы русской армии.
    Литература:
    4. Второв О.А. Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия. Библиотечка Общества купцов и промышленников. М.: 2003.

    http://promoshapka.com/product/souvenirs/soviet/budenovka/
    Одну из самых интересных историй происхождения и бытования имеет такой головной убор, как будёновка. Дело в том, что изначально она задумывалась ещё Николаем Вторым как часть военной формы, символизирующей будущую победу в первой мировой войне над Германией. Сама форма будёновки, похожая на богатырский шлем, олицетворяла собой силу и мощь русской армии и государства. Разрабатывали дизайн шапки самые известные художники, в том числе В.Васнецов, Б.Кустодиев. Однако судьба распорядилась иначе, и остроконечная суконная будёновка с ватной подкладкой стала символом мощи Красной армии и строящегося коммунизма. Вполне логично, что сшить за столь короткий срок новое обмундирование было невозможно, поэтому пришлось довольствоваться старыми запасами (нужно сказать, весьма хорошего качества) с нашивкой знаков отличий.

     
     
  8. finkelstein
    finkelstein 11.08.2015, 09:52
    Pavelech,
    Кустодиев и Васнецов вряд ли были единомышленниками в конструировании одежды 
  9. Pavelech
    Pavelech 11.08.2015, 11:04
    Нашёл документ и комментарий к нему.
     
    http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=5554

    ПРИКАЗ  ВОЕННОГО КОМИССАРА ПО ВОЕННЫМ ДЕЛАМ № 326

    Москва, 7 мая 1918 г.

    При сем объявляется положение о конкурсе по установлению формы обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

    ПРЕДМЕТ КОНКУРСА

    Предметом конкурса является проектирование обмундирования Рабоче-Крестьянской Красной Армии, заключающего в себе — одеяние, обувь, снаряжение (для пехотинца и кавалериста) и головной убор.

    ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ ПРОЕКТАМИ

    Формы обмундирования, вполне отличаясь от старых, должны быть спортивно-строгими, но изящными в своей демократической простоте и отвечающими по стилю духу народного творчества.
    Возможная дешевизна обмундирования должна служить общим стремлением при выборе материала для проектируемых форм. Материал обмундирования должен быть избран из наиболее практичных сортов, приспособленных к продолжительному хранению и массовой выработке при современной технике русской промышленности.
    Обмундирование должно быть приспособлено к временам года, доставлять носящему его наилучшие гигиенические условия, предохранять от простуды и не затруднять кровообращения и дыхания.
    Формы обмундирования не должны заключать в себе каких-либо особо ярких по цвету и резких демаскирующих линий. Защитный цвет формы избирается путем отдельного, не входящего в конкурс, оптически-лабораторного исследования.

    ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА КОНКУРСА

    Проекты должны представляться по форме достаточно четкими и ясными, с необходимыми чертежами, указаниями и, желательно, с рисунками в красках, табелями ростов и выкройками, могущими обеспечить конструктивную исполнимость представленных проектов.
    Последние должны подаваться или пересылаться почтой в запечатанных конвертах или обложках, с указанием избранного автором девиза. Листок с фамилией автора и с указанием его девиза должен быть запечатан в особый конверт, который вскрывается жюри после окончательного постановления о предъявленных проектах.
    Последний день подачи, присылки или, вообще, поступлений проектов назначается на 10 июня 1918 года.
    Экспертиза представленных проектов производится последовательно шестью экспертными комиссиями: отдела искусств Комиссариата народного просвещения, интендантской, сапожно-портняжно-шорной, санитарной, походно-строевой и маскировочной.
    Проекты выставляются для осмотра в помещении Конкурса на Маскировочных курсах военных сооружений Р.К.К.Армии (Москва, Поварская угол Молчановки, здание 5-й гимназии).
    Жюри образуется по избранию Народного комиссариата по военным делам из пяти представителей разных родов оружия и шести экспертов по указанным выше специальностям. Решение жюри поступает на утверждение Комиссариата по военным делам.
    За каждый из первых двадцати проектов обмундирования или отдельных частей его (одеяния, обуви, снаряжения или головного убора), признанных комиссией заслуживающими внимания, народным комиссариатом по военным делам уплачивается представителю проекта четыреста рублей в случае одобрения проекта всего обмундирования, а за одобренную отдельную часть проекта по сто рублей.
    Первые три лучшие проекта приобретаются Комиссариатом в собственность Российской Федеративной Советской Республики за дополнительное вознаграждение в две тысячи рублей за полный проект обмундирования, а за проект отдельных частей обмундирования по пятьсот рублей.

    К сожалению, установить имена всех участников конкурса не удалось — многие девизы так и остались нерасшифрованными, хотя точно известно, что в нем принимали участие такие известные художники как Кустодиев и Васнецов. Известно и другое — работ было выставлено так много, что здание 5-й гимназии стало центром художественной жизни Москвы. Эскизы большинства образцов формы сохранились. Благодарить за это надо З.З.Виноградова — фотографа Комиссии.
     
  10. Понаехавший
    Понаехавший 11.08.2015, 11:22
    finkelstein,
    Pavelech,
    предлагаю дождаться Dedushk'у 
     
     с уважением
  11. Pavelech
    Pavelech 11.08.2015, 11:24
    Понаехавший,

  12. Dedushka
    Dedushka 11.08.2015, 11:56
    7 мая 1918 года объявили конкурс, а уже "18 декабря 1918 года на основании представленных на конкурс работ Реввоенсовет Республики утвердил новый тип зимнего головного убора". Получается, что известные русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, М. Д. Езучевский, С. Т. Аркадьевский и др., а точнее, кто-то из них, видимо Васнецов, представили на конкурс эскизы, которые уже выиграли в царское время конкурс на форму для парада в Берлине и Константинополе. Реввоенсовет выбрал именно эти эскизы.
    Количество формы, пошитой для парада никак не могло превышать 20-30 тыс. комплектов, в то время как для обмундирования всей армии требовалось не менее миллиона комплектов. Выходит, что в РККА всё-таки начали промышленный пошив формы по дореволюционным парадным образцам, а не просто взяли её с царских складов, так как в количестве, достаточном для смены обмундирования всей армии, формы на складах быть не могло.
  13. finkelstein
    finkelstein 11.08.2015, 12:14
    Dedushka,
    я ж при полном уважении ко всем участникам).

    Но для меня всякая научная историчность - пока через свой мещанский вкус не протащишь - ничего не стоит. Вот не верил я в эту форму царскую, не помещается она в мой скептический объектив:)

    Pavelech,
    а насчет творчеств Васнецова и Кустодиева - это давние предметы моего интереса, то я так.
     
  14. Алюрка
    Алюрка 11.08.2015, 12:20
    Вот не верил я в эту форму царскую, не помещается она в мой скептический объектив:)

    Почитайте ссылку. Там указано кто и где пошил, а также есть фото первых образцов еще царской формы

  15. Понаехавший
    Понаехавший 11.08.2015, 12:35
    Почитайте ссылку. Там указано кто и где пошил, а также есть фото первых образцов еще царской формы

    ссылочка познавательнейшая, уважаемый Александр Юрьевич. А уж фотографии прям вовсе заставляются задуматься о многом.
    Особливо снимок шестой снизу 
     
     С уважением

    P/S Вот так с легкой руки тов. Финкельштейна про Бардина с его мемуарами все забыли и начали детальнейшее исследование истории возникновения легендарного обмундирования РККА 

  16. Алюрка
    Алюрка 11.08.2015, 12:39
    Особливо снимок шестой снизу 

    Путин - ОН ВЕЗДЕ!
  17. Понаехавший
    Понаехавший 11.08.2015, 12:56
    Алюрка,
    угу, бессмертный "горец" прям
  18. finkelstein
    finkelstein 11.08.2015, 13:03
    Понаехавший,
    Алюрка,
    жаль, не указано сколько пошили. 

    А что касается Васнецова и Кустодиева, то один с другим в 18-м году, возможно, и срать бы рядом не сел. Тем более, что они жили в разных городах, и несчастный Борис Михайлович сидеть особо в те годы не мог.  

  19. Pavelech
    Pavelech 11.08.2015, 15:18
    бы рядом не сел
    Вы правы. Вот работа конкурсная Кустодиева.

    "Очень оригинальные эскизы предложил Борис Кустодиев. На одном из них рукой художника написано: «летняя, лагерная или походная» — укороченные брюки, гольфы и несколько американизированная шляпа. Или другой вариант: мундир, белая рубашка, галстук, мягкая шляпа или картуз. Здесь же образец осенне-зимней формы: те же короткие брюки, гольфы, укороченная шинель и каскетка."


    представили на конкурс эскизы, которые уже выиграли в царское время конкурс
  20. finkelstein
    finkelstein 12.08.2015, 00:34
    Pavelech,
    так или иначе, мистические дела творились. Боялись тех шапок все, вот в чем суть. И не зря же боялись. Ох, ох.
  21. Pavelech
    Pavelech 12.08.2015, 07:39
    Боялись тех шапок
      Это точно. И не только шапок. Бескозырок тоже боялись. Бойцов в шапках и бескозырках боялись.
     "Одно появление конников в буденовках вызывало у белых панику и растерянность. Ведь на клинках буденовцев были победы под Царицыном, Воронежем и Касторной, под ударами этих клинков полегла конница Мамонтова и Шкуро, офицерские отряды Добровольческой и Донской армий.
    Вот как рассказывал об одном из таких боев сам С.М.Буденный: «В деревне Прямая Балка сосредоточилось пять полков конницы и один полк пехоты противника. Двадцатиградусный мороз, сильный ветер и пурга загнали белогвардейцев в дома. Они никак не предполагали, что в такую погоду красные решатся наступать. Они даже не выставили сторожевого охранения на окраинах села.
    Пользуясь беспечностью белых, мы окружили село и установили свою артиллерию на наиболее вероятных путях отхода противника. По сигналу атаки автоброневики и пулеметные тачанки под прикрытием кавалерийских эскадронов ворвались в Прямую Балку. Белогвардейцы в ужасе выскакивали из домов и попадали под ураганный огонь наших пулеметов. Бой с каждой минутой разгорался и принял ожесточенный характер.
    Я видел, как офицеры-белогвардейцы действовали в качестве рядовых солдат, с винтовками наперевес бросаясь на наших кавалеристов и пытаясь штыками колоть лошадей. Порой они ошалело бросались в конном строю на наши бронеавтомобили и пулеметные тачанки — и тут же валились как скошенная трава.
    И все же некоторые подразделения казаков вырвались из Прямой Балки и бросились бежать в направлении Давыдовки. Это было паническое, еще не виданное за всю мою боевую жизнь, бегство. Казаки на ходу скидывали с себя все лишнее, они бросали даже боевые пики и винтовки. А некоторые, проявляя чудеса изворотливости, сбрасывали седла и скакали, уцепившись за гривы своих лошадей. Но спастись от клинков наших кавалеристов удалось тогда немногим».

     
     
  22. finkelstein
    finkelstein 12.08.2015, 08:59
    Pavelech,
    ох и писатели были)) а мы ж верили)

    для большинства современных людей вынуть звонящую мобилу из глубокого кармана проблема. Особенно за рулем, на ходу, и когда пристегнут.

    А тут подразделениями седла с-под себя вынимали на скаку! В двадцатиградусный мороз, при сильном ветре и пурге
    Бросив боевую пику, правда, что несколько облегчает задачу, но всё же. Плюс бронеавтомобили и тачанки преследовали их, да огонь знаменитой буденновской артиллерии с ума сводил.
     
    Не дай Бог в ту Прямую Балку теперь попасть. Хотя, другой раз смотришь - весь СССР давно в ней, в Прямой.
     

  23. Pavelech
    Pavelech 12.08.2015, 09:16
    finkelstein,
     Сам себя не похвалишь - так дураком и помрёшь.
    Но тех воинов враги боялись.
  24. ДИМА
    ДИМА 12.08.2015, 12:57
    Не пойму:какая у них идея была?У красных кавалеристов?Где их готовили?
  25. Pavelech
    Pavelech 12.08.2015, 16:47
    ДИМА,
    Готовили там, где и белых кавалеристов. 1. В царской армии. 2. В казачьих станицах. 3. В боях гражданской войны.
  26. Бублик
    Бублик 12.08.2015, 19:56
    А я как-то мимо этой темы прошел. А потом вдруг - стоп, как же так? У меня же мой дед на аватаре с какой ведь буденовкой!
  27. finkelstein
    finkelstein 12.08.2015, 20:10
    Бублик,
    раскройте тему же
  28. Бублик
    Бублик 12.08.2015, 20:42
    раскройте тему же

    Так а я ее для себя, собственно, давно раскрыл...Только если далеко углубляться, то ... это выйдет за рамки существующей темы...Иногда я выхожу за рамки - но все же больше на других ресурсах...  

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.