Веселится и ликует весь народ
В 60-е годы расцвели пышным цветом праздничные сборные концерты на стадионах Донецка. Они случались и раньше, но именно в упоминаемое десятилетие приобрели особый размах, колорит, стилистику и драматургическую завершенность. Мы взлохматили старые подшивки, чтобы проследить за анатомией этого дела в «золотую эру» стадионных концертов – с 1960 по 1975.
Чаще всего такие концерты проводились в честь Дня шахтера. Но иногда – нет. Например, в 1960 году на стадионе «Шахтер» состоялся июньский перфоманс, посвященный просто приезду бригады ленинградских мастеров искусств. Просто звезды эстрады и кино проехались по Донбассу, чтобы восславить героев труда и вдохновить их на дальнейшие подвиги. Иногда стадионные веселья приурочивали к большим «круглым» датам (типа юбилеев Октября или В. И. Ленина), иногда даже устраивали в честь прихода весны.
Одним из непременных участников всех тогдашних массовых праздников был народный артист Борис Андреев. Образ шахтера, созданный им в «Большой жизни», с удовольствием воспринимался в наших краях, благодаря чему Андреева считали вообще своим (хотя этот уроженец Саратова с Донбассом не имел никакой связи, кроме киношной). Подаренными в Донецке памятными шахтерскими лампами он мог, наверное, увешать одну из стен своей московской квартиры.
Еще одним постоянным участником праздников был Василий Шахтеркин. Этот вымышленный «Социалистическим Донбассом» персонаж оживал благодаря фактурному донецкому актеру Анатолию Исаенко – он долгие годы успешно эксплуатировал этот образ борца с отдельными недостатками.
И был еще один «свой в доску» — но уже иного рода. Это – певец Юрий Гуляев, чья карьера разворачивалась на глазах донецкой публики. Без него тоже редко какой большой концерт обходился.
На стадионных шоу 60-х наблюдалась характерная тенденция. Делая популярное представление, организаторы (не без чуткого указания свыше, разумеется) обязательно утяжеляли его какими-то элементами серьезного искусства. Например, в 1960-м году дали эпизод из «Отелло», где ревнивого мавра играл Сергей Бондарчук, а Дездемону – Ирина Скобцева. Впрочем, отблеск «попсы» на этом все-таки лежал: дело в том, что сцена дублировала фильм 1955 года, где играли те же актеры (про которых все знали, что они недавно стали мужем и женой). Перед глазами чуткой донецкой публики Бондарчук, как в фильме, душил Скобцеву (которая, кстати, еще жива и готовится отмечать свое 88-летие).
Обязательно присутствовал какой-то номер, сближавший трибуны и сцену. Вот, например, из рядов зрителей к микрофону вдруг прорывается говорливая тетка и, тататоря, начинает рассказывать о своих недавних приключениях на стадионе – как пыталась убрать барьеры с пути бегунов, как испугалась выстрела стартового пистолета. Надо ли говорить, что говорливой теткой оказалась заслуженная артистка Зоя Федорова?
Не следует думать, что до Донецка не доезжали какие-то модные, актуальные артисты. Еще как доезжали! Вот, скажем, в том же 1960 году наш зритель имел возможность насладиться выступлением Эдиты Пьехи и ансамбля «Дружба». Сказать, что он был тогда популярен – значит, дучше не говорить вообще. Расформированный за год до того за пропаганду джаза, коверканье певицей русского языка и стиляжничество, он собрался лишь незадолго до донецкого концерта и воспринимался таким же оппозиционным, как, например, группа «Чингис Хан» в 1980-м . На стадион «Шахтер» «Дружба» прибыла на двух белоснежных автомобилях. Конечно, был фурор.
Но такие глотки свежего воздуха обязательно перемежались нужными, полезными вещами. Например, инсценировкой выступления В. И. Ленина (в исполнении артиста Ю. Жбакова – понятия не имею, кто это такой), который обращался к трудящимся, и все это покрывалось неизменной «Варшавянкой». Или, например, народный артист Николай Черкасов в популярном образе «депутата Балтики» профессора Полежаева, который произносит почти провокационные, но на самом деле очень правильные и разрешенные цензурой слова: «Господа донбассовцы! Да, я не ошибся, назвав вас господами!»
Надо сказать, трибуны представляли собой благодатный материал для режиссера. Их было легко рассмешить, вызвать на ответную реакцию. Например, такая ситуация. Выступает актер Герман Орлов (умерший, кстати, только в позапрошлом году). Его номер заканчивается – и в этот момент к нему начинает приближаться милицейская машина. Орлов в панике бросается прочь – но машина, конечно, быстрее. Актер настигнут – но лишь для того, чтобы сидящий в ней офицер вручил ему букет цветов. Публика хохочет до упаду.
Ну, или такой еще случай, где веселящий момент соединялся с воспитательным. Эпизод «Грань холодной войны». На открытом грузовике – те, кто угрожает миру атомной бомбой, пытается зажечь огонь мировой войны. Весь стадион хохочет, когда их накрывает струей воды, пущенной доблестными донецкими пожарными.
А еще публика любила, когда ей показывали понятное. Если в цирковом номере фигурировал цыган, овации были обеспечены, даже если этим всего-навсего иллюстрировалась народная сказка «Цыган и дракон». Или, скажем, дуэт бандуристов Давид Ивахненко и Иустим Скалянский. Вряд ли их номер вызвал бы такое понимание, не появись они на поле в телеге, запряженной быками.
Иногда в концертах попадались настоящие перлы, о которых потом рассказывали счастливые очевидцы. Вот описание сценки 1964 года: «На стадион, на празднично разукрашенных автомашинах въезжает свадебный кортеж. Нет, не профессиональные актеры, не участники художественной самодеятельности эти молодожены! Самая настоящая свадьба, и жених и невеста поднимаются на помост к накрытому красной скатертью столу, за которым заведующая ЗАГСом регистрирует их брак. Молодым подносят бокалы с шампанским, и десятки тысяч зрителей скандируют: «Горько!». В числе прочих подарков молодоженам вручили ордер на квартиру». Народ на трибунах был в диком восторге от таких штучек.
Контакт с публикой держал ведущий – конферансье, как тогда говорили. Не все они могли найти общий язык с донбасской публикой, которую просто так не возьмешь. Но был среди мастеров этого жанра один ловкий мужичок, которому это удавалось в течение многих лет – Эмиль Радов. Это был симпатичный, подвижный толстячок, который запросто брал публику такими, например, стишками:
Говорят, что в моде ныне
есть купальники бикини,
тут черта, и тут черта —
больше нету ни черта!
Как заканчивались эти праздники? Вот, например, отчет о концерте 1972 года: «Стрелки часов на табло перешли за цифру 11, когда на поле стадиона вышли знаменосцы, образуя пятиконечную звезду. На дорожке появилась головная машина заключительного кортежа. На ней полыхало огромное знамя портретом основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина. А за ней мотоциклисты везли транспаранты с надписью «Да здравствует 50-летие образования СССР!» и знамена союзных республик».
На этой величественной ноте мы и закончим.
Bonus
Для пущего понимания, каких людей привозили в Донецк на стадионные концерты, дадим несколько афиш.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Зоя, Зоя:)