Юзовка по Троцкому
16.06.2015

Юзовка по Троцкому

Продолжая изучать электронную подшивку ежедневной газеты «Приазовский Край» (Ростов-на-Дону) за дореволюционные годы, Анатолий Жаров обнаружил очередную заметку заметка о Юзовке. Она написана в тяжелый 1903 год, когда город (почти что) стенал в тисках промышленного кризиса. Читаем сначала саму статью, а потом изыскания Анатолия об авторе — человеке с интерессной фамилией.

Юзовка — жертва кризиса
Газета «Приазовский Край» №169, воскресенье 29 июня 1903 года, стр.5

Промышленный кризис, охвативший весь Донецкий бассейн, особенно тяжело отразился и на нашей Юзовке. Кто более или менее знаком с ней, тот удивился бы той перемене, которая произошла в ней за это сравнительно короткое время.
Еще так недавно освещаемая и согреваемая огнем пылающих доменных печей завода Новороссийского общества, под шум и стук заводских молотов, свист паровозов, увозящих сотни вагонов рельс на ближайшие станции и привозившие столько же руды, Юзовка росла, воздвигалась вширь и в длину, захватывая со дня на день все большую и большую территорию. Ежедневно приезжали чуть не десятки новых семейств селиться в этой новой «обетованной земле», в надежде на хороший заработок и лучшую жизнь. Магазины росли, как грибы, с зеркальными огнями, богатейшими обстановками и чудным выбором материалов; лучшие фирмы не замедлили открывать свои отделения: банки, технические конторы, типографии, фотографии, все это раскрывало свои двери в нарождающемся городе. Люди интеллигентных профессий (врачи, акушерки, юристы, нотариусы), не говоря уже об инженерах и штейгерах, оставляли города и спешили сюда. В воскресные и праздничные дни базар и магазины были полны людьми. Пестрели разноцветные рубахи рабочих в перемежку с платками баб и шляпами и фуражками дам и мужчин. Жизнь широкими волнами лилась всюду: на бульваре, на гуляньях в саду, на улице, одним словом там, — где ей был дан простор и свобода. Даже по внешнему виду Юзовка принимала вид города, выдвигаясь из грязи. Появилась шоссированная дорога, электрическое освещение, сквер, воздвигались новые дома. Рядом с постепенным заселением и экономическим развитием, невольно стала пробуждаться и духовная жизнь. Молодежь, служившая в банках, конторах, магазинах, сплотившись, образовывали кружки «самообразования», развиваясь и приобретая все больше и больше адептов.
Словом, много было сделано в области – «благих намерений», которые не успели перейти в действительность, благодаря капризу судьбы, которая сказала: «Стоп! Не желаю!», наложив свое veto на дальнейшую деятельность поселка в виде промышленного кризиса.
Слишком уж силен был импульс жизни нашего поселка, слишком уж гигантскими шагами пошел он по пути прогресса, а теперь он, бедный, корчится в муках долгов, неплатежей и банкротств, желая хоть на время вздохнуть немного свободней, вспомнить былое, но тщетно!
И стала Юзовка не та. Не так работает завод, рассчитав с треть рабочих и служащих. Окрестные рудники тоже значительно сократили производительность, уменьшив оставшимся служащим и рабочим жалованье, а все это больно отзывается на приунывшей Юзовке, которая привыкла дважды в месяц собирать богатую дань с местных и окрестных рабочих за красный товар, часы, гармонии и прочие нужды рабочего. Теперь не то. Теперь рабочий говорит «кабы хлебушка», а насчет сапог с бутылками, гармоний и часов с цепочками он воздерживается. Это в торговом мире. В других отраслях — тоже не лучше. Строительная горячка прошла, а ее заменила перепродажа купленных заранее мест под постройки, с большими уступками. Да и сам поселок принял какой то унылый вид. Испортившиеся шоссейные дороги с выбоинами, как бы устроенные с исключительной целью калечить пеших и конных, улицы покрытые (вероятно для удобства) мелкой угольной пылью, которая при малейшем ветре покрывает все, залезая в нос, уши; чахлые деревья в общественном саду, все говорит за то, что некогда заниматься наружной красотой, когда внутри большие прорехи. Духовной, умственной жизни никакой. Все бывшие кружки и комитеты распались, а главари их разбрелись или разъехались. Даже библиотеки-читальни нет! Есть какая-то пародия на библиотеку, но только туда могут попасть избранные, а если счастье улыбнется и попадешь, то читать нечего.
Такова теперь Юзовка, таковые ее интересы и так она прозябает.
Ил. Троцкий.»
Троцкий, да не тот 
Как видим, корреспонденция в «Приазовском Крае» написана довольно живым по журналистким меркам языком со своим стилем и была авторской, т.е. подписана не псевдонимом, как это тогда часто делалось. С большей долей вероятностью можно предположить, что журналистом, рассказавшим о жизни в Юзовке, был Илья Маркович Троцкий. И фамилия такая у него настоящая, а не псевдоним, как у известного революционера Льва Троцкого (Бронштейна). 
Илья Маркович Троцкий оставил заметный след в русской журналистике и Русской эмиграции. Вот его официальная биография:
ТРОЦКИЙ Илья (Илиаху) Маркович (Мордухаевич) 10 июня 1879, Ромны Полтавской губ. – 5 февраля 1969, Нью-Йорк, США. Журналист, редактор, общественный деятель, мемуарист. Учился в Высшем горном училище в Екатеринославе, в Политехническом институте в Вене. В 1900-х публиковался в российской и немецкой печати. Посещал салон Ф. Сологуба. До 1914 корреспондент газеты «Русское слово» в Берлине, затем в Скандинавии. В 1918–1919 жил в Стокгольме, затем вновь в Берлине. Сотрудничал в эмигрантских изданиях. Член Общественного комитета по организации помощи голодающим в России, член Союза русских писателей и журналистов в Берлине, с 1925 председатель ревизионной комиссии и член правления этого Союза. Член Республиканско-демократического объединения, участник еврейских организаций. После 1933 жил в Париже, занимался журналистикой. Сотрудничал в газете «Сегодня» (Рига), печатался в газете «Paris-Soir». Был близок к Республиканско-демократическому объединению. В 1935 выехал в Аргентину. С 1938 представитель Общества распространения ремесленного и земледельческого труда среди евреев (ОРТ) и Общества здравоохранения евреев (ОЗЕ) в Южной Америке. В 1946 поселился в Нью-Йорке. Сотрудничал в газете «Новое русское слово», занимался общественной деятельностью. Секретарь правления Литературного фонда (1950-е). Завещал ОРТа 1 миллион долларов. Писал мемуары.

Для остроты в нее можно также добавить, что Илья Троцкий был масоном. В члены масонской ложи «Свободная Россия» в Париже он был посвящен 28 июня 1937 года.  
В последнее время известный российский публицист Марк Уральский после изучения архива Ильи Троцкого в Нью-Йорке, опубликовал в «Русском журнале» несколько статей об этой личности русского зарубежья. Из них можно еще остановиться на таком моменте, что имя Нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина занимает в жизни и памяти Ильи Троцкого особое место. Ведь именно Илья Троцкий своей статьей «Получат ли Бунин и Мережковский Нобелевскую премию?»  дал старт в 1930 году «избирательной кампании» в пользу Бунина, которая через три года завершилась успехом.

Газетная вырезка этой статьи с многочисленными цветными пометками Бунина теперь хранится в РАЛ- Русском архиве Лидского университета (Leeds RussianArchive. University of Leeds, Великобритания). В ней Илья Троцкий, в частности, пишет: «…Удостоились премий германская, австрийская, итальянская, французская, скандинавская, испанская, ирландская, индусская и польская литература. Обойдена только русская литература <…> давшая крупнейших художников пера, переведенная на все почти языки культурного человечества <…> Почему? Где кроются причины столь обидного отношения к русской литературе?…». 

Что интересно, но в этой официальной биографии Ильи Троцкого нет упоминания Юзовки и его сотрудничества с газетой «Приазовский Край». Можно лишь предположить, что тогдашний студент Екатеринославского высшего горного училища в 1903 году был на производственной практике в Юзовке и написал статью о ней, делая первые пробы пера на своем долгом журналистском и литературном пути. Вот такая получилась история!


Теги 1903
Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. Pavelech
    Pavelech 16.06.2015, 09:13
    Очень интересно и необычайно переплетаются имена, города, события. Прав Эренбург: «Люди, годы, жизнь».
  2. Dedushka
    Dedushka 16.06.2015, 09:34
    И фамилия такая у него настоящая, а не псевдоним
    Ему стоило бы взять себе псевдоним "Бронштейн".
  3. Бублик
    Бублик 16.06.2015, 12:47
    Развитие истории по спирали...
  4. Ясенов
    Ясенов Автор 16.06.2015, 14:19
    Ему стоило бы взять себе псевдоним "Бронштейн"

    Как написал бы наш друг Любопыт: "С интеллектом дружит Штейн, с автоматами - Бронштейн"
  5. Dedushka
    Dedushka 16.06.2015, 15:42
     Как написал бы наш друг Любопыт...
    "На всех не угодишь" :-)
  6. Ясенов
    Ясенов Автор 16.06.2015, 17:04
     Как написал бы наш друг Любопыт...
    "На всех не угодишь" :-)
    Не хватает кнопочки "Лайк":)
  7. Понаехавший
    Понаехавший 16.06.2015, 18:54

    Не хватает кнопочки "Лайк":)
    Ой, НЕ  ХВАТАЕТ!!!
  8. Ясенов
    Ясенов Автор 16.06.2015, 20:08
    Ой,

    Любезный сэр...

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.