Город Сталин и его окрестности
Оказывается, еще в 20-е годы прошлого века наш город рассматривали как туристический объект. Этот удивительный факт обнаружила Елена Згинник, о нем она нам сейчас и расскажет…
В 1927 — 1928 гг. группа харьковских культработников по инициативе Украинского экскурсионного общества обследовала два экскурсионных маршрута: «Харьков – Азов» и «По Донбассу». Оба они проходили по Донецкому каменноугольному бассейну. Первый маршрут протянулся на 1200 км и совершался на лодке по рекам Уды, Донец и Дон. На речке Уды экскурсанты посещали дачные посёлки и места для купания, отдыха и рыболовства. На Донце – стоянки доисторического человека, казацкие сёла, месторождения полезных минералов, выходящие на поверхность земли, известковые и песчаные рудники и отложения цветной глины. Здесь же были дома отдыха донецких шахтёров, заводы металлургической, угольной и химической промышленности, шахты и т.д. Река Дон открывалась путешественникам как транспортный водный путь и хорошее место для рыбной ловли.
Второй маршрут был исключительно по Донбассу. Он имел два отправных пункта – Славянск и Сталин (именно так назывался тогда наш город. – Е.З.). Первый был рассчитан на экскурсионные группы, путешествующие с севера (Харьков), второй – с юга (Мариупольская линия) и с запада (Днепропетровск, Кривой Рог). Экскурсии, прибывающие с севера, осматривали пункты в таком порядке: Славянск и его окрестности – Славкурорт, Краматорск, Николаевка; Константиновка и её окрестности – Часов Яр; Никитовка; Горловка; Сталин с окрестностями – Макеевка, Амвросиевка, Успенка. Последняя остановка была в пункте отдыха Велико-Анадольское лесничество. Экскурсии с юга и запада проезжали этот же маршрут в обратном порядке, выдвигаясь из Сталина и останавливаясь в пункте отдыха Артёмовы Горы (Святые Горы. – Е.З.) возле Славянска. На весь маршрут по Донбассу затрачивалось 12-13 дней.
Этот маршрут, по мнению исследователей, следовало считать организационно подготовленным, поскольку пункты осмотра лежали на беспересадочной железнодорожной линии, а обслуживание этих пунктов было сосредоточено в городах, которые имели и экскурсионных работников, и гостиницы, и столовые, и местный транспорт.
В городе Сталин предлагалось потратить 5-6 дней на ознакомление с местными достопримечательностями. Он был очень интересен путешественникам разными характерными для Донбасса предприятиями и учреждениями. Город представлялся выгодным для туристов тем, что пункты экскурсий располагались недалеко, предлагалось дешёвое питание и ночлег. От станции до города (8 км) можно было добраться на автобусе или на извозчике. Проезд стоил от 75 коп. до 1 руб. Останавливались путешественники в недорогом Сельбуде на 1-й линии. Город Сталин был разделён на линии, идущие параллельно друг другу и проспекты, их пересекающие.
Первую прогулку следовало совершить на один из терриконов, а оттуда, под руководством экскурсовода, начать ознакомление со Сталиным и его ближайшими окрестностями. Панорама, открывающаяся с отвалов породы возле шахт, была характерной для промышленного района Донбасса: многочисленные рудники и терриконы, внизу – типичный для Донбасса маленький городок, а вдалеке – рабочие строения.
Экскурсия, познакомив с городом и его ближайшими окрестностями, посещала музей при Донецком индустриальном институте им. Артёма. Здесь многочисленными образцами была представлена вся геология Донбасса. Затем туристы отправлялись в музей краеведения – изучать местную природу и знакомиться с особенностями местного производства.
Побродив по музеям Сталина, экскурсанты двигались к слободке Ларинской. Здесь в овраге можно было увидеть необычно яркие отложения каменного угля – они выступали на поверхность. Если среди туристов попадался коллекционер, он мог увезти с собой коллекцию пород из Донбасса – в этом яру находилось большое количество чудесных образцов глиняного сланца с чёткими отпечатками исчезнувших растений.
Чтобы ознакомиться с городом с террикона, посетить музеи и овраг, хватало одного дня пребывания в Сталине. На второй и третий день экскурсия посещала шахты и рудники вблизи города. Здесь для туристов был огромный выбор. В зависимости от своих целей и задач они знакомились с той или иной шахтой.
Шахта Смолянка (1 км от города) – самая глубокая (375 саженей) и вместе с тем самая сухая в Донбассе. Шахта Лидиевка – самая механизированная – 12 вёрст от Сталина. Шахта Наклонная – заводская, мокрая, немеханизированная, полная противоположность Лидиевке. Она в самом городе. Шахта им. Рыкова – газовая, одна из самых опасных, за 2 км от города. И наконец, кустарная шахта «Проходка подрядчика Мишина», шахта №5, на удалении 4 км от Сталина.
Знакомство с шахтами Сталина и его окрестностей давало яркую картину каменноугольной промышленности от кустарной шахты до механизированной. Их перечень можно было бы и расширить, но и этого было вполне достаточно, чтобы иметь представление о значении Сталина как туристического центра.
Ознакомиться с работой кустарных шахт можно было и самому, без пропусков. Настоящим центром кустарных шахт была Успенка. Добирались до неё по железной дороге, следуя в направлении Амвросиевки. Кустарные шахты считались самыми неудобными, спуск в них был тяжёлым и требовалась спецодежда. Спускаться вместе могли 1-2 человека, другие ждали, пока они вернутся. Но это время не пропадало даром, ведь можно было осмотреть строения над шахтами, рабочие посёлки, ознакомиться с бытом промышленного крестьянина-кустаря. Кроме того, недалеко от шахт, на отвалах, можно было тоже найти интересные отпечатки на камнях. Посещая Смолянку, экскурсанты знакомились с работой коксобензольного завода, а приехав на Наклонную – с доменным прессом.
Донбасский маршрут в части ознакомления с шахтами считался очень сложным. Конечно, после спуска в шахту, экскурсанту нужно было несколько часов отдохнуть. Тут сказывалось не столько физическое, сколько нервное напряжение. Начиная с момента спуска, когда клеть, едва поднявшись, резко падала вниз, а над головами стучали буйные подземные источники, экскурсанты входили в незнакомый для себя мир. Для долгого путешествия по лабиринтам шахты, где с каждым шагом открывалось новое явление, нужно было, чтобы экскурсовод знал особенности шахты, а экскурсанты заранее подготовились к испытаниям.
На 4-й день пребывания в Сталине туристы выезжали в Макеевку. Путешествие совершалось на частном автобусе, поскольку город до сих пор не имел своего автотранспорта. Проезд туда и обратно обходился в 2-3 рубля. Переезд занимал 1-2 часа. В Макеевке экскурсантам предстоял осмотр металлургического завода и образцово-показательной горноспасательной станции.
5-й день путешествия уходил на осмотр Амвросиевки, где посещались карьеры цементного мергеля и изучалось производство цемента. Тут же следовало осмотреть и рабочее строительство – дома из мергеля. Амвросиевку, конечно, желательно было бы посетить в первый день осмотра окрестностей Сталина, но только тогда, когда там организуют экскурсионную базу. В этом случае из Константиновки можно было бы приехать в Амвросиевку, остановиться там на ночлег, а затем направиться в Сталин. Остановка на ночлег значительно сократила бы время и расход денежных средств.
Весь свой путь экскурсия заканчивала днём отдыха в Велико-Анадольском лесничестве (4-5 км от станции). По другому варианту, если отправной пункт Сталин – в Артёмовых Горах. В Велико-Анадольском лесничестве – своеобразный рукотворный акклиматизированный лес – оазис в степи и речка Шайтанка. Из Велико-Анадоля экскурсанты могли при желании направиться в Мариупольский порт на Азовском море, или ехать домой.
- Кагановський. 1200 кілометрів човном / Кагановський, Надольський // Культробітник. – 1928. — №5,7,9.
- Надольський. По Донбасу / Надольський, Кагановський // Культробітник. – 1928. — №11
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.