Успеновка. Пиво. Воспоминания и наблюдения
Анатолий Гнутенко продолжает делиться тем, что увидел и пережил в детстве и молодости. Вот очередное его произведение на поистине бессмертную тему…
Приблизительно вначале 70-х, вместо «Заправочной» — пивного киоска возле магазина №54 ОРСа ДМЗ (Куприна – Жуковского), пиво начали продавать из бочки (прицеп-цистерна АЦПТ-0,9) возле густой, в те времена, посадки на пресечении улиц Актюбинской и Куприна. Я думаю, что место выбрали не случайно. Окраина посёлка, посадка. Ни туалета, ни столиков. Абсолютная антисанитария, начиная от мытья бокалов и до мест потребления пива. С таранкой или кучкой вяленой тюльки на газетке. Никого не смущали и всеми помеченные деревья.
Подобные пивные точки размещались преимущественно в похожих местах, да и всё остальное тоже было похожим, ну может какой-то «плюс/минус». Поэтому описание будет немного обобщённым.
Бочка с пивом, обычно ночевала возле магазина или в его дворе. Часам к семи-восьми утра, самые страждущие начинали подтягиваться «на точку». Рассаживались на кирпичики, или просто на корточки, закуривали и начинали ждать.
«Пивщица» — условная тёть Маша, в условно белом халате ждала машину, которая привозила в магазин товар, а иногда просто «ловила» грузовик на дороге и везла бочку на место. Трояк делов. Болезные, дрожа от нетерпения, помогали её отцеплять, устанавливать и подкладывать кирпичи под колёса. Наступал торжественный миг: тёть Маша отвязывала, непонятно к чему привязанный, свой рабочий стул, открывала контрольный замок на разливочной части, пересчитывала и зачем то записывала в тетрадь, оставшиеся после вчера, бокалы. Оттуда же доставала пару пустых вёдер и отправляла гонца по воду к ближайшей водоразборной колонке. Два бесплатных бокала пива за работу ему были гарантированы.
Те, кто был в первых рядах, получали пиво в бокалах, которые тёть Маша, вчера вечером, слегка ополоснула под краном в магазине. К рукам они конечно уже не липли, но имели устойчивый рыбный запах, а некоторые ещё и запах какой-нибудь фруктовой эссенции. Тем временем возвращался гонец с водой и под завистливые взгляды получал свои два, наполненные почти доверху, бокала с пивом. Счастливчики, с пивом, разбредались по посадке в поисках «чистого» местечка.
Количество бокалов «на бочке» было весьма ограниченным, поэтому «не первым» приходилось ЖДАТЬ, пока они освободятся. Это уже намного позже стали приносить с собой пол-литровые и литровые банки, а пока… самые Терпеливые и Наивные, покуривая и разговаривая у бочки, как манны небесной, ожидали появления бокалов. Тёть Маша иногда покрикивала в сторону посадки: – «Ну, шо там с бокалами? Или мне самой идти?»
Нетерпеливые бродили по посадке выискивая освободившиеся кружки и поторапливая пьющих. В ответ они, иногда, выслушивали адреса, где можно найти искомое.
Опытные приходили с трёхлитровыми бутыльками и бидонами, чтобы ни от кого не зависеть.
Нетерпеливые, которые нашли освободившеюся посуду, начинают подходить за пивом. Терпеливые и Наивные от всей души возмущаются – Мы тут стоим, а они…
— Мы повторяем – отвечают Нетерпеливые и просят тёть Машу помыть бокалы. Она опускает их в принесённые вёдра с водой. В первом ведре смывает пену. Во втором ополаскивает и наливает пиво. Только некоторые цистерны были оборудованы тридцати литровой ёмкостью с водой, но надолго ли её хватит? Поэтому вёдра всегда были нужны.
Терпеливые и Наивные понимают, то могут остаться без пива тоже становятся Нетерпелвыми и тоже идут в посадку. И всё повторяется. И только лишь Опытные, взяв один бокал на двоих-троих, ни на кого не обращают внимания.
Слышен звон разбитого стекла. Тётя Маша, огромной «белой курицей» взлетает со своего рабочего места, отыскивает подлеца разбившего бокал и вежливо, как одесский биндюжник высказывает всё, что она о нём думает. Вернувшись на место, достаёт тетрадь и пишет – «- 1». Тяжело вздохнув, окидывает взглядом не убывающую очередь. Выбрав кого-то, возможно должника, собирает кассу (килограмма полтора-два мелочи и замусоленные рубли) закрывает на замок разливочную часть и, обращаясь к выбранной Жертве – Пошли со мной – и к очереди – Я в магазин, скоро буду – уходит.
Через полчаса, сделав в магазине какие-то дела, она возвращается. Жертва несёт две упаковки новых бокалов – целых 24 штуки. Уже веселее.
— Тёть Маш, ты в новые бокалы будешь пивко до метки наливать?
— Это хто там такой умный? Ты думаешь, я вам пиво за спасибо привожу? Так шо помолчи.
И молчали. И отдавали свои кровные за ¾ ёмкости бокала. В лучшем случае.
Была ещё одна категория потребителей – те, которые не собирались задерживаться надолго. Обычно они, пробежав по посадке и увидев пустой бокал, говорили: — Дай бокальчик. Я щас быстренько пивка выпью и принесу.
— Ты тока смотри, верни.
— Не, ну, конешно (падла буду).
Эти, кто пили «по-быстрому», обычно располагались на горизонтальных поверхностях при бочке.
Жирные, неповоротливые, полупьяные мухи то исчезали, то появлялись на залитой пивом и измазанной останками рыбы, импровизированной «барной стойке». Липли к бокалам. Уж, не знаю, чем тёть Маша привлекла внимание одного из залётных покупателей. Возможно какими-то непонятными звуками, но он не отрывал от неё взгляда.
Жара. Солнце в зените или около него. Тёть Маша, хотя и под тентом, но ей (и не только ей) всё равно жарко. Халат мокрый от пота, пивной пены и воды из вёдер, которая понемногу превращается непонятно во что. Мухи, скрываясь от солнца, прячутся не только в тень тента, но и под халат тёть Маши и очевидно надоедают. Время от времени Мария хлопает толстыми ляжками (это тот непонятный звук). Спасшиеся мухи, жужжащим роем вылетают из-под тёть Машиного халата рассаживаясь кто куда.
Один из таких вылетов и увидел залётный покупатель. Очевидно, его тонкая и ранимая душа не смогла справиться с этой картиной. Пиво двумя пенными струями брызнуло из носа. В сердцах, отплёвываясь, матерясь и проклиная тот час, когда он решил выпить пива, грохнул о землю бокалом.
…тёть Маша, не проронив ни слова, достала свою тетрадь…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.