Князь Воронцов на Донбассе
13.03.2020

Князь Воронцов на Донбассе

Предлагаем текст Петронелли Тройницкой — исследовательницы, в свое время на одной из научных конференций сделавшей доклад о том, как князь Михаил Воронцов в наших краях горное дело разворачивал. Этот доклад, собственно — перед вами…

 

Поблизости старинного села Александровки-Щеглово в верховьях реки Кальмиус фактически и началась «правильная», говоря современным языком, промышленная добыча каменного угля на территории современного города Донецка. Первым таким предприятием был Александровский рудник.

Самое активное участие в создании и организации крупнейшего каменноугольного рудника на Юге России принял видный государственный деятель империи светлейший князь М. С. Воронцов – генерал-губернатор Новороссии.

Землями в районе современного Донецка с 1779 г. владел поручик Е. С. Шидловский. Жители занимались, в основном, земледелием и скотоводством. А в 1820 г., когда в Александровке открыли залежи каменного угля, тут появились мелкие шахты, так называемые «дудки», где разрабатывались только мелкие пласты. В одной из статей А. Скальковский писал: «Хозяева шахт почти все люди весьма недостаточные; из них только малая часть есть людей торговых, а остальные те, которые никогда торговлею не занимались работы ведут смотря по средствам и силам своим не с коммерческими расчетами на большие выгоды, а можно сказать только для снискания пропитания»[8]. В районе Партизанского проспекта г. Донецка, что в Киевском районе, располагались шахты, которые начал разрабатывать помещик Шидловский. В 1830 г. производительность этих шахт была ничтожна – 20 тыс.пудов.

Рост азово-черноморского торгового флота и строительство портов для его обслуживания выдвигали требование создать надежную топливную базу, которой могли бы стать крупные рудники в зоне разведанных угольных месторождений в Донецком крае.

И уже в 1844 г. Горный журнал № 1, издаваемый в Санкт-Петербурге, пишет: «В Екатеринославской губернии Бахмутского уезда близ селения Александровки помещика Шидловского начато с 1841 г. иждивением Новороссийского Генерал-Губернатора графа М. С. Воронцова и под надзором Горного инженера Капитана Гурьева 2 разработки пласта каменного угля толщиною 6 футов. Месторождение это, находясь в 130 верстах от Мариуполя и в 180 верстах от Бердянска, на хорошей Чумацкой дороге, даст уголь качества примечательного способный как для кузниц, так и для отопки зданий и самых пароходов»[2].

Новороссийский генерал-губернатор М. С. Воронцов взял на службу опытного горного инженера А. В. Гурьева и поставил перед ним задачу — организовать добычу каменного угля для нужд Одессы и Черноморского флота.

А. В. Гурьев на основе материалов прежних геологических разведок остановил свой выбор на верховьях Кальмиуса. В 1841 г. он провел здесь детальные исследования, дал оценку месторождению и доказал возможность его промышленной эксплуатации.

Наряду с высоким качеством угля А. В. Гурьев учитывал и ряд других факторов. Так село Александровка, находившееся в непосредственной близости проектируемого рудника, а также ряд других селений, имевшихся в этой зоне, могли обеспечить создаваемое предприятие рабочей силой. Здесь проходили грунтовые дороги в сторону Днепра и Азовского моря, необходимые для транспортировки добытого топлива, а также Кальмиусский водный путь, освоенный и бесперебойно действовавший в период расцвета Запорожской Сечи.

 

Река Кальмиус решала проблему водоснабжения рудника, на котором предполагалось использовать паровые подъемные машины.

Первой была заложена центральная шахта Александровского рудника – Гурьевская, а затем две других – Михайловская и Елизаветинская. Отмечалась высокая теплотворная способность александровского угля, его хорошее качество и пригодность для коксования. Уголь получил высокую оценку как топливо для паровых судов, плавающих на Черном море.

Во время подготовки доклада меня все время мучил вопрос: «Был ли Михаил  Семенович в Александровке?» Неужели он только посылал людей, давал деньги на осуществление определенных работ? Неужели он не видел результат? Но документального подтверждения тому,что Воронцов бывал в Донбассе у меня не было. На  ХХУ Воронцовских Чтениях «Воронцовы – два века в истории России», проходивших в Санкт-Петербурге 16-18 сентября 2016 года я получила  от автора Микешина М.И. книгу «Дворянство: от истории к метафизике». В ней и был ответ на мой вопрос. На 221 стр. опубликовано письмо М.С.Воронцова своей сестре Катерине Пемброк  в Лондон от 29 августа 1842 года. Михаил Семенович пишет: «В воскресенье мы провожаем Лиз в Варшаву, где она проведет две или три недели со своей сестрой и Александриной Потоцкой, тогда как я поеду сразу в Мошны (имение Воронцовых на правом берегу Днепра между впадением в него р.Рось и Черкасами – прим.автора), а оттуда через два или три дня в Бахмут и нашу угольную сторону…».Значит все-таки был!!!И этому есть документальное подтверждение!

Эти шахты перешли к Воронцову, заключившему с Шидловским контракт на 30 лет «на основании которого добывание угля в Александровских каменоломнях предоставляется производить его сиятельству за свой счет, с тем, чтобы от всякого пуда добытого минерала платить помещику 2 копеек серебром» [9]. Воронцову возвращались только затраты на производство, никаких коммерческих целей он не преследовал. Он хотел создать образцовый рудник для снабжения углем портов.

На руднике была установлена паровая машина в 20 л.с. для подъема воды и угля. Непосредственно у добычи угля в сутки находилось 48 чел., которые добывали 864 пуда. Всех же людей со вспомогательными было 76 чел. Уголь добычею обходился около 10 коп., а продавался на месте по 14 коп. за пуд. С октября 1841 г. по 1 июня 1843 г. было добыто 162 тыс.пудов. Воронцов старался, чтобы донецкий уголь попал на черноморский рынок. Но были проблемы с его доставкой в порты. В Одессе, Херсоне, Керчи и Севастополе доминировал дешевый английский уголь. Для облегчения конкуренции с иностранным углем было предложено ввести на него пошлину. Но сам Михаил Семенович не любил платить пошлин в казну, т.к. не был уверен в честности чиновников. Он беспошлинно перевозил товары из Одессы на Кавказ, говоря адъютанту: «Когда дьявол по своему недоброжелательству к человеку создал таможню для взимания пошлин, Бог по своей доброте придумал контрабанду» [1]. Граф предпринял шаги для применения угля в качестве топлива в казенных и общественных зданиях. В Одессе по этому вопросу действовала комиссия, в результате чего весной 1840-1841 г. для угольного отопления были переоборудованы печи в правительственных зданиях, казармах, госпитале и во дворце графа Воронцова.  Результат не заставил себя ждать. Цена на дрова упала на 40-50%. При этом М. С. Воронцов подчеркивал, что «за всем тем опыт сей будет весьма полезен, и мы уже видим возможность в случае каких-либо затруднений –политических-  не быть совершенно в руках англичан для существования почти всех наших пароходов и чугунных заводов» [4. 237].

В книге «Биография М. С. Воронцова» М. П. Щербинин так пишет о гражданской службе генерал-губернатора Новороссии: «В деле этом, подобно как и во всех начинаниях, клонящихся к общественной пользе, Воронцов не щадил издержек из своей собственности: на его иждивении открыты были разработки угля в месторождении онного в Кальмиусском бассейне, в селе Александровке. Когда несомненные успехи увенчали первоначальные изыскания и рудник был устроен, Воронцов передал его, без всякого вознаграждения, купцу Иванову».

Копия этого договора хранится в библиотеке Харьковского национального технического университета.

Полное название этого документа выглядит так: «Об арендном содержании и полном распоряжении каменноугольных копей на 23 года, с 1850 до 1872 г.г: договор между князем М. С. Воронцовым и нахичиваньским купцом 1-й гильдии Х. И. Ивановым». Подписан он в Тифлисе, когда светлейший князь был уже наместником Кавказа.

В этой официальной бумаге в частности записано, что по добровольному с обеих сторон согласию заключается сей контракт… в нижеследующем:

1.Генерал от инфантерии кн. Воронцов и его наследники передают на вышеозначенный срок купцу 1-й гильдии Иванову и его наследникам все свои права на арендное содержание и полное распоряжение всеми, без исключения, каменноугольными копями в имении помещика Екатеринославской губернии, Бахмутского уезда Федора Алексеевича сына Шидловского (это внук первого владельца окрестных земель или так называемой «ранговой дачи» с 1779 г., поручика в отставке Евдокима Семеновича Шидловского) в селе той же губернии, того же уезда Александровке».

Контракт содержит в себе следующие условия:

а) Шидловский и его наследники отдают на срок с 1 ноября 1842 по 1 ноября 1872 в полное содержание и полное распоряжение графу, ныне князю Воронцову и его наследникам все без исключения каменноугольные копи, которые известные и открытые прежде, и заброшенные, и начатые и неоконченные, и впредь открывающиеся в этом имении господ Шидловских в селении Александровка Екатеринославской губернии, Бахмутского уезда.

В договоре оговаривалось, что князь Воронцов и его наследники имеют право намечать разработки угля, устраивать всякого рода машины, кузницы и временные помещения для работников и смотрителей за работами.

В договоре оговаривались и права крестьян села Александровка. В частности, князь Воронцов и «его наследники обязываются не возбранять крестьянам господина Шидловского делать поверхностные поиски не глубже теперь производимых и таковые действия не будут считаться работой. Продавать добытый уголь ему, князю Воронцову, или кому другому по вольной цене».

Все это «нахичиваньский 1-й гильдии купец Христофор Иванов и его наследники принимает содержание упомянутых каменноугольных в Александровском имении выше на условиях контракта, заключенном между кн. Воронцовым и его наследниками и помещиком Шидловским и его наследниками и обязывается исполнять свято и нерушимо все те условия господину Шидловскому и его наследникам, какие принял на себя кн. Воронцов и его наследники тот час, когда угольные копи в Александровском имении поступают в полное распоряжение господину Иванову.

Купец получил в свое распоряжение весь уголь, добытый с 1 ноября 1849 г.,2 постройки для смотрителя рабочих, 2 склада угля и инструмента и паровую машину, все, что сделано на копях кн. Воронцова на его капитал. Все это имущество оценивалось в сумму 13 тыс.142 руб.86 коп. серебром.

В 1852г. селение Александровское было продано Шидловским князю Ливену, который с лицами, причастными к контракту, заключил новый контракт. После разведочных работ господина Гурьева нужные маркшейдерские съемки произведены горным инженером господином Кулыгиным. Капитальные планы шахт были заключены на основе деланных результатов и составлены месторасположения пластов, арендуемых господином Ивановым [3].

Во всех этих документах отмечаются превосходные качества добываемого на руднике угля. Крупный уголь приобретается окрестными помещиками для локомобилей и вывозится в Мариуполь для стопки. Вообще прекрасным качеством своим он пользуется большой известностью в крае. Была доставка 15 пудов господину Яхненко в Городище Киевской губернии на сахарный завод и механические заведения для получения светильного газа, а также в Харьков и на бывший Петровский завод для приготовления кокса.

Об угле, дающем 65% кокса, знали даже во всей Европе. Продукция этого предприятия и макет Александровского рудника были одними из экспонатов Русского отдела на Всемирной Парижской промышленной выставке 1867 г. «Александровское месторождение есть одно из самых значительных в Донецком кряже», — отмечали специалисты горного дела [5].

Выписка об участии Александровского рудника во Всемирной Парижской выставке 1867 г.

Но сейчас на территории современного Донецка не сохранились терриконы от шахт Александровского рудника. О нем практически не осталось ни одного материального следа, т.к. разработки рудника вошли в полосу угольных разработок шахт Бутовского куста. Только и имеется память о купцах и углепромышленниках в названии поселка Ивановка в Киевском районе г. Донецка.

 

 

ЛИТЕРАТУРА. ИСТОЧНИКИ

  1. Алексеев В. Н. «Графы Воронцовы и Воронцовы-Дашковы в истории России», Москва, 2002
  2. Горный журнал № 1.С-Петербург, 1844
  3. Жаров А. «Детище светлейшего князя Михаила Воронцова», — «Донецкие новости»
  1. Захарова О. Ю. «Светлейший князь М.С.Воронцов», — Симферополь, 2007
  1. Кеппен Н. «Материалы для истории горного дела на Юге России» Вып.1, Харьков 1899 с.7-8
  1. Микешин М.И. «Дворянство: от истории к метафизике. – Спб.: Санкт-Петербургский центр истории идей; ИПЦ «Политехника-сервис» 2015.- 400 с.
  1. Нестерцов В. Д., Нестерцова С. М., Щербинина Е. В. «Деловая элита Донбасса XIX – начала XX века», Донецк 2007 г.
  1. Отечественная история, том 1, Москва, 1994 г.
  2. Скальковский А. А. «Опыт статистического описания Новороссийского края» — Одесса, 1850-1853. — ч.1-2
  1. Фомин П. И. «Горная и горнозаводская промышленность Юга России» том 1, Харьков, 1915 г.

Ясенов

Ясенов

Комментарии

Комментариев нет! Вы можете первым прокомментировать эту запись!

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.