60 лет донецких курантов
22.11.2019

60 лет донецких курантов

Главные часы Донецка отметили юбилей. Его не пропустил Владимир Мартыненко, приславший нам статью, которую мы ниже с удовольствием публикуем…

 

60 лет назад газета «Социалистический Донбасс» опубликовала отчет об Октябрьской демонстрации в г. Сталино.

«В синей дымке тумана вставало утро 7 ноября (1959 г. – автор). По нарядным улицам празднично одетые люди группами и в одиночку шли к местам сбора колонн.

…Часы мира на городском почтамте пробили десять.

Раздались аккорды шахтерского марша:

Славься, шахтерское племя,

Славься, шахтерский труд.

И вслед за этим зазвучали фанфары, грянула медь оркестров. На площадь у Дома Советов хлынул поток. Октябрьскую демонстрацию открыла колонна комсомольцев и молодежи…»

Вот так жители и гости нашего города впервые увидели и услышали наши «Часы мира».

Практически все механизмы и приспособления в мире придуманы для облегчения труда человеку. Есть механизмы и для удовлетворения эмоциональных потребностей. Но только один механизм решает социальные проблемы человека, и этот механизм часы.

Социальная задача часов – успокоить человека: «Не волнуйся, ты еще не опоздал!». Но есть единственные часы, задача которых состоит в том, чтобы «сказать» человеку: «Не нужно тебе сейчас этого делать!».

Перед тем, как продолжит рассказ о наших «Часах мира» и объяснить, почему они так называются, хочу «разоблачить одну легенду».

Из статьи в статью и в газетах и в интернете «кочует» рассказ о том, что часы на почтамте начали свою работу 20 сентября 1962г.

Эта дата «появилась в статье И. Николаевой «Часы на главной площади». Она опубликована в газете «Вечерний Донецк» 18 сентября 1982 г. Обычная статья об этих часах. Но почему-то в ней было указано, что «вот уже 20 лет каждый час плывет над площадью мелодичный звон главных часов города…».

Почему появилась эта странная дата, объясняется очень просто.

Все Главные редакторы всех газет не любят, когда темы статей повторяются. А за два года до этой статьи, т.е. 28 марта 1980г., была опубликована статья Л. Песочниковой «Хранитель времени».

Вот и придумала И. Николаева «хитрый ход» с двадцатилетием… Против юбилея ни один редактор не устоит.

На самом деле часы начали свою работу 7 ноября 1959г. Доказательством этому служат два документа, найденные в архиве. Это приказы об «объявлении благодарности и выплате денежной премии».

В приказах №152 от 9 ноября 1959г. и №153 от 11 ноября 1959г. Начальника облуправления связи говорится: «В 1959г. коллектив Сталинского Облтелеграфа выполнил большой объем внеплановой работы, основным из которых является монтаж вентиляции в доме связи и изготовление и монтаж «Часов мира». Далее в приказах перечислены участники работ и указаны суммы их премиальных.

Никто ни тогда, ни сейчас премии заранее не выдает. Кто же выдаст премию за то, что может быть через три года в 1962г. может быть сделают часы…

 

В средине 50-х годов начался массовый обмен телеграммами по всей территории СССР и за рубежом. Телеграмму нужно было доставить адресату и главное – адресат должен был расписаться в «Журнале». А как доставить телеграмму ночью, если предприятие не работает. Ведь все помнят фразу: «Говорит Москва. В столице 15 часов, в Ашхабаде — 16, … в Караганде — 18… в Петропавловске-Камчатском — полночь».

В те же годы Минсвязи СССР было организовано движение рационализаторов отрасли. Это движение в короткий срок приобрело массовый характер.

В рамках этого движения рационализаторы Центрального телеграфа Киева смогли решить сразу две проблемы – и посетителей телеграфа «воспитать», и рацпредложение оформить.

Они придумали часы с необычным циферблатом. Особенностью их конструкции является наличие в центре большого циферблата малого вращающегося диска. На главном циферблате написаны названия некоторых городов СССР и земного шара. От названий городов к малому диску проведены линии. А на вращающемся, против часовой стрелки, диске нанесены цифры от 1 до 24-х. При вращении малого диска цифры, останавливаются против линий, которые ведут к названиям городов, указывают время в этих населенных пунктах.

Благодаря этому посетитель телеграфа мог сразу узнать время в городе адресата без проведения сложных математических расчётов и, может быть, решит отправить телеграмму в другое время или отправит с пометкой «Вручить утром». Поэтому часы назвали «Часы мира».

Конструкция часов была признана очень удачной, но на изготовление мелкосерийной партии часов средств не нашлось. Решили рекомендовать облтелеграфам изготовить такие часы самим. В облуправления связи были отравлены комплекты конструкторской документации.

В конце мая 1958г. Начальник облтелеграфа Е.П. Тихов от Начальника Облуправления связи А. Жижина получил письмо и чертежи «Часов мира». В письме предлагалось изготовить эти часы для телеграфа.

Сразу же Евгений Петрович созвал внеочередное совещание. Оно проходило очень бурно. Предлагали новые идеи, спорили, кричали…. Обсуждали детали, форму, варианты исполнения… Но самое главное – все были «ЗА»! Дополнительно решили «научить» часы отбивать время и играть «Шахтерский марш».

После совещания отправили письмо в Обком КП(б)У. В письме было изложено предложение по благоустройству города. Предложение рассматривали долго и утвердили только в конце лета 1958г. Вот так началась история наших «Часов мира».

Далее в тексте «Часы мира» будут называться просто «Часы».

В чертежах размер циферблат был 1,2х1,2 м. Вариант размещения часов предлагался в окне здания почтамта. Например, как это сделали в Симферополе.

Конструкция часов была значительно изменена. Циферблат решили увеличить в два раза и сделать его размером 2,5х2,5 м. Такое решение позволило нашим Часам стать часами с самым большим циферблатом на зданиях почтамтов в СССР.

Руководителем работы по изготовлению Часов назначили начальника ремонтантной мастерской телеграфа Алексея Сергеевича Сергеечева. Всю электрическую часть поручили разработать и собрать начальнику электроцеха Филиппу Кирьяновичу Беликову. Организацию работ и «изыскание материалов» взяли на себя Начальник телеграфа Е.П. Тихов и Главный инженер А.В. Сыцько.

 

Курировали изготовление и установку Часов партийные и советские органы.

С одной стороны – такая опека была обременительна, с другой – это помогло быстро получить деньги на изготовление Часов и достать дефицитные материалы.

Стальной уголок для рамы Часов получили на заводе им. 15-летия ЛКСМУ.

Листовую латунь для шестеренок получили там же. Остался неясным — на заводе получили только латунь, или там заказали изготовление шестеренок для механизма Часов.

По мнению профессора ДонНТУ В.А. Сидорова, шестерни в механизме Часов изготовлены на специальном зуборезательном станке. А был ли такой станок в мастерской телеграфа – никто не помнит.

Пять листов оргстекла для циферблата помогли достать связисты Сталинского авиаотряда. Размер этих листов и определил размер циферблата. Циферблат стал меньше – 2.2х2.2 м. У авиаторов достали и дюраль для стрелок.

Двенадцатиметровый трамвайный рельс для балки перекрытия ниши в стене принесли из трампарка на 13-й линии. Затем ручными ножовками комсомольцы две недели пилили его на трехметровые куски.

Остальные материалы и оборудование получили в материальной кладовой телеграфа.

«Часы мира» являются классическим вариантом электромеханических часов. Такие часы состоят из двух частей: первичные и вторичные часы. Первичные часы иногда называют часовой станцией. Она вырабатывает временной сигнал. Вторичных часов показывают время.

После получения разрешения телеграфисты собрались еще на одно совещание. На нем окончательно утвердили перечень всех устройств Часов. План работы был таков – сначала изготовить и опробовать механизм вторичных часов. Потом собрать вторичные часы полностью.

Весной 1959 года вторичные часы были собраны в мастерской телеграфа. На раму укрепили часовой механизм, установили циферблат и стрелки. Часы запустили на испытательный прогон. Это было необходимо, чтобы выявить конструкторские дефекты. Одновременно с этим была дана команда комсомольцам — начать долбить нишу в стене.

После этого приступили к изготовлению звуковой части Часов.

Вторичные часы Часов мира представляли целое сооружение, а часовая станция занимала небольшую комнату. Кроме двух первичных часов в комнате располагалось и все звуковое оборудование Часов.

Изготовление ниши для Часов в стене поручили комсомольцам телеграфа. Это была очень не простая задача.

Во-первых. Размер ниши 2,4х2,4 м. Толщина стены в этом месте 0,9 м.

Во-вторых. Комсомольцев попросили не ломать кирпичи, а аккуратно их извлекать из стены. На момент начало работы здание почтамта уже простояло 20 лет. Раствор уже «слежался». Комсомольцы выскребали раствор при помощи специальных резаков.

С улицы установили леса. Леса затянули непрозрачной материей. Это было необходимо, чтобы никто не попал под случайно упавший кирпич и чтобы никто не знал, что устанавливают в стене почтамта.

В конце сентября 1959г. приступили к окончательной сборке вторичных часов.

Сначала часы в мастерской полностью разобрали. Перенесли все к нише и приступили к сборке.

Первой в нишу установили раму часов. На раме закрепили часовой механизм.

Циферблат и стрелки устанавливали с улицы. Все в ручную подняли на леса и приступили к сборке. Последним установили защитное стекло.

В ночь с 6 на 7 ноября 1959 года ткань сняли, строительные леса разобрали. Асфальт под часами помыли уборщицы телеграфа. Территорию стройки привели в идеальный порядок.

«В синей дымке тумана вставало утро 7 ноября.

Часы мира на городском почтамте пробили десять…»

А о звуковой части Часов, которая исполняла «Шахтерский марш» будет рассказано позже.


Ясенов

Ясенов

Комментарии

Комментариев нет! Вы можете первым прокомментировать эту запись!

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.