Сталинский строительный техникум. Дважды рожденный
31.05.2019

Сталинский строительный техникум. Дважды рожденный

Предлагаем основательный материал Евгения Ковтуненко, посвященный тому, о чем сказано в заголовке…

 

23 июля 1906 года решением Земской Комиссии по введению всеобщего обучения в Бахмутском уезде был организован Комитет по открытию в Юзовке средних и низших учебных заведений. Уездная Комиссия разрешила действовать Комитету самостоятельно. После трех лет обсуждений и переписки с вышестоящими инстанциями 30 августа 1909 года было открыто 8-классное Коммерческое Училище Юзовского общества «Просвещение», положившее начало профессиональному образованию в Юзовке. В январе 1912 года училище переехало с 7-ой линии в новое здание на 1-ой линии, в настоящее время это 2-ой корпус ДоНТУ. В училище обучали профессиям бухгалтера, контролера, приказчика в торговых фирмах и на промышленных предприятиях. В Донецком государственном архиве хранятся заявления о приеме в училище, самые поздние из которых датированы 1919 годом.

В 1920 году в Юзовке окончательно установилась советская власть. Вопрос подготовки новых технических кадров был в числе первоочередных. В документах 1921 года упоминаются Социально-Экономический техникум и Донтехникум. Донецкий техникум им. Артема (Донтехникум) готовил специалистов для горно-металлургического комплекса и в октябре 1926 года был реорганизован в Донецкий Горный Институт.

До середины 20-х годов в городе преобладало индивидуальное жилищное строительство из доступных материалов. Так в 1925 году было построено 66 саманных домов объемом 1024,65 куб. саженей (1 куб. сажень = 9,713 куб.м), 60 деревянных  домов объемом 947,7 куб. саженей, 7 каменных домов объемом 165,9 куб. саженей и один шлакобетонный дом объемом 28 куб. саженей (ГАДО, Р-279, оп.1, д.27). Вторая половина 20-х годов внесла существенные изменения в программу городского строительства и структуру строительных объектов. В этот период наряду с реконструкцией промышленных объектов, стали в большей степени востребованы здания административного, общественного и культурного назначения (госбанк, главпочтамт, хлебозавод, клубы, кинотеатры, бани, школы), в жилищном строительстве предпочтение стало отдаваться многоквартирным двух- и трехэтажным домам. Для выполнения такой обширной программы были созданы крупные строительные организации и строительные артели. Сразу дали себя знать нехватка инженерных кадров и низкая квалификация большинства строителей. Проблема подготовки квалифицированных строительных рабочих рассматривалась 9 июля 1929 года на совещании в Сталинском Окротделе Труда. Для организации базы ЦИТа было решено поставить вопрос перед Окрисполкомом о предоставлении для базы бывших помещений Кожевенного завода, мотивируя колоссальной потребностью в дефицитных специальностях, а именно: каменщиках, плотниках и штукатурах. Курсы планировалось открыть не позднее 1 января 1930 года (ГАДО, Р-2, оп.1, д.443, л21).

Выполнение строительной программы регулярно рассматривалось на заседаниях Президиума Сталинского Горсовета: нарекания вызывали невыполнение графиков, срыв сроков и низкое качество строительства.

На эти недостатки на своих страницах указывала и городская газета «Диктатура труда», в 1929 году она призывала взять все стройки под общественный контроль. Остро назрело решение вопроса подготовки как квалифицированных рабочих, так и инженерно-технических строительных кадров. Уже работавших к этому времени инженерно-строительных курсов при Донецком Горном Институте, основной задачей которых была переподготовка техников-строителей до квалификации инженеров, было явно недостаточно. Об этом и других проблемах строителей писала газета 15 сентября.

О нехватке квалифицированных кадров говорилось в короткой заметке 24 октября.

На самом деле инициатива открыть курсы десятников принадлежала не автору заметки (о школе десятников-строителей упоминалось и в предыдущей статье), так как еще в конце июня 1929 г. Окрисполкомом был получен директивный «Пятилетний план вечерних двухгодичных курсов строительных десятников». По этому вопросу велась переписка с Окружным Союзом строителей, собирались совещания (ГАДО, Р-2, оп.1, д.443, л.26-37), но как видно из статьи, даже в конце октября его решения еще не было.

16 ноября 1929 года «Диктатура труда» опять уделяет внимание на своих страницах строителям и их проблемам. В небольшом разделе общей статьи обосновывается потребность города и Донбасса в целом в самостоятельном строительном ВТУЗе.

На сайте Донецкого Колледжа Строительства и Архитектуры начало своей истории связывают с письмом Сталинского Окрисполкома №469 от 9 сентября 1929 г. в Наркомат Просвещения УССР и решением Сталинской Окружной инспектуры народного образования об открытии 1 ноября 1929 г.  четырехлетней строительной профшколы.     Лично мне, к сожалению, не удалось найти в Донецком архиве ни упоминаемых, ни других документов, прямо указывающих на точную дату создания и местонахождение довоенного Сталинского строительного техникума. Немного удивляет, что газета «Диктатура труда», заострявшая внимание на теме подготовки специалистов-строителей, не заметила появления в городе нового учебного заведения или курсов. Прошло меньше полутора лет после приведенных газетных публикаций. 28 марта 1931 года в Сталино была созвана районная конференция рационализаторов-строителей, в одном из пунктов её итоговой резолюции есть упоминание «имеющихся в Сталине Строительного Техникума и Высших инженерно-строительных курсов» (ГАДО, Р-279, оп.1, д.581).

В феврале 2016 года Александр Леонидович Пешехонов организовал в Донецком художественном музее выставку, посвященную архитекторам Юзовки-Сталино-Донецка. Одним из её экспонатов была фотография первого выпуска Сталинского строительного техникума.

Родители были скупы на рассказы о прошлом. Но в памяти отложились слова отца, Ковтуненко Евгения Владимировича, что он был в числе студентов второго выпуска строительного техникума. Строки из черновика его автобиографии не могут указать на точную дату создания строительного техникума,  но предполагают ее во временном отрезке: конец 1929-начало 1930 года.

Среди доставшихся мне после отца  бумаг и документов неожиданно попалась плохонькая фотокопия 9х12 см, переснятая с  выпускной техникумовской фотографии.

На обеих выпускных фотографиях представлены: директор техникума Рогачев Н.М., заведующий учебной (или педагогической) частью Акатнов М.С., парторг Трифоненко Ф.Л., преподаватели Фельдман Л.М., Мищенко Б.П., Булав(к)ин, Фун(к)т В.Л., Никифоров Е.А., Селианов В.С., Брежнев В.Н., Чаповский Ф.В., Захарова (Лазарева) М.Г.

Затронутая в разговоре с моим двоюродным братом Станиславом тема строительного техникума имела неожиданное продолжение. Оказалось, что наши отцы оба заканчивали Сталинский строительный техникум, и мало того, никогда не рассказывали, что были однокурсниками (Александр был на 2 года младше Евгения). Ввиду нечеткого изображения, могу лишь предположить, что Евгений – на фотографии крайний справа в третьем ряду, а Александр – шестой справа в нижнем ряду. Несомненный интерес представляет сохранившееся свидетельство Александра Владимировича Ковтуненко об окончании Сталинского строительного техникума.

Во-первых, теперь можно утверждать, что студенты первого довоенного выпуска приступили к занятиям не позднее 1 января 1930 года, во-вторых, мы узнали ведомственную принадлежность Сталинского строительного техникума. К этому можно добавить , что Наркомат тяжелой промышленности СССР выделен из ВСНХ СССР 5 января 1932 года.

Годы учебы сдружили многих студентов. На нескольких фотографиях 1936-38 годов —бывшие студенты Сталинского строительного техникума 1-го выпуска (Бадодин А.А., Губко Л., Серебряков П.С.) и 2-го выпуска (Ковтуненко Е.В., Севастьянов М.Г., Отземко М.И,).  Я позволил себе частично повторить свой материал из публикации http://donjetsk.com/news_n/3158-starye-pisma-zhizn-studenta-v-evakuacii.html

В центре – Алексей Бадодин, слева – Леонид Губко, справа – Петр Серебряков.

Техники-строители: слева Михаил Отземко, справа Евгений Ковтуненко.

На этом фото – Евгений Ковтуненко, Леонид Губко, Алексей Бадодин и Михаил Севастьянов в сквере Павших Коммунаров. Есть также несколько индивидуальных фотографий тех же лет техников-строителей из второго выпуска.

С Михаилом Отземко после техникума отца связывала работа, а с Алексеем Бадодиным его пути опять пересеклись в 1938 году уже в Воронеже, когда они оба стали студентами Воронежского инженерно-строительного института.

1939 г., Евгений Ковтуненко (слева) и Алексей Бадодин (справа) в Воронеже.

Война внесла свои коррективы, с приближением фронта в эвакуацию отправляли не только предприятия, но и учебные заведения. Кто-то из однокурсников отца пополнил ряды военнослужащих, отец и Бадодин продолжили учебу, но на этот раз пути их разошлись: отец получил направление в Горьковский инженерно-строительный институт, а Бадодин оказался в Узбекистане. Оттуда он пишет свое последнее письмо отцу, из которого приведу лишь начальные строки (текст письма — в упомянутой старой публикации)

                                                      «Здравствуй,Женя!
Сейчас сижу на лекции именуемой «Авиационное металловедение», профессор рисует какие-то диаграммы разных типов и употребляет слова вроде «дендритная ликвация (сегрегация)» а для меня это звучит как изречение древнегреческого философа переведенное на древнееврейский язык. Вообще сижу на лекциях с выражением полной невинности в авиастроительном искусстве.»

Эти фразы теряют загадочность, когда узнаёшь о ведомственной принадлежности учебного заведения, в котором учились бывшие выпускники Сталинского строительного техникума накануне своей эвакуации из Воронежа.

Отец по окончании учебы в Горьковском инженерно строительном институте вернулся в 1944 году в Сталино. Работая в тресте «Сталинметаллургстрой», он участвовал в восстановлении металлургического завода, был награжден двумя медалями.

27 февраля 1944 года наново стала писаться послевоенная история Сталинского строительного техникума. Вот что об этом говорят документы из Донецкого государственного архива (фонд Р-1048, оп.2, д.19):

Зданию на ул. Кобозева №62 больше ста лет, и по имени первых владельцев оно известно как «дом Тудоровских» (здесь же до 1917 года располагался и театр Тудоровских). Таким был его первоначальный вид:

Следующие фотографии из Архива иллюстрируют, каким досталось здание городу после освобождения от фашистов в сентябре 1943 года, какой вид оно приобрело в 1948 году и как проходил учебный процесс в первой половине 50-х годов.

Вся трудовая деятельность бывшего фронтовика Михаила Павловича Юрченко была связана с производственной подготовкой студентов техникума.

В списочном составе сотрудников строительного техникума за 1953 год заведующий производственными мастерскими Юрченко М.П. в 24-й строке.

4 марта 1944 года Верховным Советом УССР был утвержден Закон о создании Народного Комиссариата жилищно-гражданского строительства УССР, в ведение которого и вошел воссозданный после войны техникум, вначале носивший название Сталинского техникума гражданского строительства.

М.П. Юрченко со студентами на крыльце техникума на ул. Кобозева №62.

Здание на ул. Кобозева, 62 почти два десятилетия давало приют будущим техникам-строителям. Параллельно с учебным процессом проводилась работа и подготовка к созданию новой учебной и производственной базы. Следующие документы из Донецкого архива свидетельствуют о капитальных вложениях в новое строительство в конце 50-х и в начале 60-х годов, о помощи, полученной техникумом от предприятий и других учебных заведений.

В 1959 году было завершено строительство общежития на пересечении ул. Щорса и Комсомольского проспекта.

Поспедний учебный год на ул. Кобозева.

     О том, какие изменения ждали преподавателей, сотрудников и студентов строительного техникума в 1963/64 учебном году в ближайшей публикации.


ЕЕК

ЕЕК

Пенсионер, инженер-строитель, житель центра Ворошиловского района. В моем распоряжении достаточно большой семейный архив, часть которого может представлять интерес и для участников сайта.

Комментарии

  1. Pavelech
    Pavelech 01.06.2019, 17:43
    Спасибо, Евгений Евгеньевич! Отличная работа! 
  2. Dedushka
    Dedushka 06.06.2019, 19:04
    Отлично! 

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.