Абакумовская капелла
Елена Божко продолжает исследования прошлой жизни поселка шахты Абакумова. Сегодня она снимает культурный пласт…
На поселке шахты им. Абакумова со дня открытия Дворца культуры в конце 50-х годов прошлого столетия досуговая жизнь стала намного разнообразней.
Шахта стремительно расширяла свои мощности, а значит, становилась самодостаточным предприятием, которое оказывало шефскую помощь школам, садикам, и, естественно, культурному учреждению. Не выезжая в центр города, для жителей образцового рабочего поселка были созданы практически все условия (конечно, не было поблизости театров, средне-специальных и высших учебных заведений, но эта проблема была решена открывшимся маршрутом автобуса № 41). Многотиражная газета «Слово шахтера» стала рупором местного масштаба.
Но остановимся более подробно на истории одного из коллективов Дворца культуры – мужской хоровой капеллы.
Точную дату создания капеллы пока не удалось выяснить, предположительно начало 60-х…
Сын одного из участников мужской хоровой капеллы Павла Игнатьевича Савченко, рассказал мне, что агитация о наборе в капеллу проходила прямо на посменных собраниях добычных участков.
Небольшое отступление.
Семья Савченко приехала из Белоруссии в Сталино в 1949 году. Поселок шахты «Петрово-Лидиевка» только-только обустраивался. Новые одно- и двухэтажные дома из шлакоблока возводили военнопленные немцы. На пустыре, где потом вырос Дворец культуры, стояли две вышки, с которых велось наблюдение за строительством. Одна на углу будущей улицы Абакумова, пересекающейся с улицей Осипенко (позже Константиновская), вторая — ближе к улице Бульварной (которую переименовали в улицу Кирова). Жили пленные в деревянном бараке, специально построенном для них в районе старого базара возле террикона. Ребята бегали посмотреть на фрицев, а те угощали их шоколадом. Но в 1951 году их в срочном порядке отозвали, куда — никто не знал. Режим секретности тогда соблюдался на высоком уровне.
Вскоре Павел Игнатьевич устроился на шахту электрослесарем, потом взрывником работал. Очень любил петь, а когда услышал на собрании эту новость, в капеллу записался не задумываясь.
Во время репетиций и выступлений Павел Игнатьевич всегда стоял в верхнем ряду (так как росту был видного и стати приметной). На всех фотографиях это хорошо видно — третий справа. Самой любимой у Павла Игнатьевича была песня «Ніч яка місячна, зоряна, ясная», не смотря на то, что родился и вырос в Белоруссии.
В конце 60-х сын Владимир служил в рядах Советской армии в Спортивном клубе армии (СКА) Южной группы войск в Венгрии, однажды пришло письмо от отца, в котором он сообщал, что предполагается гастрольная поездка капеллы. Возможно в Болгарию или Венгрию, и очень надеялся на встречу с сыном. Но что-то не сложилось, капеллу отправили на какой-то конкурс в Киев.
В репертуаре капеллы были народные песни, конечно же, шахтерские, и, естественно, патриотические. С особенным трепетом шахтеры исполняли песни военных лет на концертах, посвященных Дню освобождения Донбасса, Дню Победы (наверное, еще и потому, что в те годы в составе капеллы было немало участников Великой Отечественной).
Мужская хоровая капелла получила признание не только в Донецке, но и далеко за пределами всей области, так как постоянно принимала самое активное участие в конкурсах, фестивалях, концертах художественной самодеятельности предприятий. В сентябре 1967 года за заслуги в развитии украинского народного самодеятельного искусства коллектив был награжден Грамотой Верховного Совета УССР, а в 1973 году получил звание народного.
Информация о песенном содружестве горняков появлялась в «Слово шахтера» не так часто, но в годы юбилейных дат можно было встретить заметку или небольшую статью о тех или иных достижениях (такое впечатление создалось после просмотра подшивок газеты за 1967-1974 годы). На одном из таких концертов, посвященном 30-летию Освобождения Донбасса во Дворце культуры, звучали уже полюбившиеся произведения и только-только разученные. Солисты капеллы Алим Шкребтиенко, Виктор Кузнецов, Николай Помещенко были, как говорится, визитной карточкой капеллы.
Бессменным художественным руководителем и дирижером народной мужской хоровой капеллы был Георгий Николаевич Мазин. Из беседы с сотрудником Дворца культуры Николаем Ивановичем Гуровым я узнала, что Георгий Николаевич был человеком самоотверженным, отдавал работе всего себя. Поддерживал творческие связи не только во Дворце культуры, но и был дружен с преподавателями Донецкого музыкального училища, поселковой музыкальной школы. С врачом-онкологом местной больницы Виктором Сутченко (поэт, музыкант, художник, лауреат Донецкой областной литературной премии В. Шутова) также сложились теплые отношения. Так и хочется добавить – в лучшие годы расцвета Донецка (области, республики, страны).
Хоровая капелла неоднократно записывалась в концертной студии областного радио и большой студии Донецкого телевидения. Магнитные ленты с записями песен из репертуара мужской хоровой капеллы шахты им. Е.Т. Абакумова были сданы на государственное хранение, правда, прослушивать их нет технической возможности. Такая аппаратура есть только на Куйбышева,61. В канун 85-летия областного радио (2012 г.) некоторая часть аудиозаписей была оцифрована звукорежиссерами и подарена хранителям. Нынешние технологии позволяют нажать кнопку, чтобы зазвучали где-нибудь на мероприятии в Донецке голоса Паши Ангелиной, Алексея Стаханова, Георгия Берегового, Виктора Сухинина (самодеятельного певца из г. Енакиево), донецких дикторов радио Надежды Молчановой и Виталия Рассолова, артистов эстрады из Москвы — Марии Мироновой и Александра Менакера…
Имена известные, забытые, малознакомые, которые оставили потомкам «на долгую и добрую память», не побоюсь этого слова – шедевры своего творческого труда.
Но вернемся к основной теме.
После ухода на пенсию директора шахты Владлена Ивановича Шупенко, который поднял шахту на всесоюзный уровень, делал все возможное для процветания поселка и культурного совершенствования абакумовцев, возникли проблемы и в поддержке капеллы (а может быть и раньше). Георгия Николаевича пригласили работать во Дворец культуры им. Франко. Там он организовал детский коллектив, в хоре пели мальчишки школьного возраста. В Донецком государственном университете Георгий Мазин в 80-е также руководил студенческим хором. Несмотря на перипетии времени, он продолжал воспитывать в людях любовь к музыке, развивать способности обычных пацанов. Не буду утверждать, но говорили, что в шахтной капелле пели только горняки.
Восьмидесятилетие Георгию Николаевичу отмечали во Дворце культуры шахты Абакумова. Было много гостей. Воспитанники и преподаватели местной музыкальной школы подготовили хорошую концертную программу. О добрых делах капеллы помнят даже жители Седово, куда шахтеры некогда приезжали с концертами.
Теперь — некоторые документы. Публикации в прессе:
19 января 1967 года
13 сентября 1973 года
Диплом горкома от 1967 года
Запись в большой студии Донецкого телевидения (в центре дирижирует Г. Мазин, операторы слева — Михаил Болдырев, справа Анатолий Сетов)
Коллектив ДК, 1968 год
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.