Летний театр города Сталино-2
После изрядного перерыва Елена Згинник возвращается к теме репертуара легендарного, рассекреченного на сайте "Донецкий" и канувшего в Лету Летнего театра. Мы уже знакомились с тем, что показывали в этом заведении на старте его существования.Сегодня речь — о следующих годах, 1937 — 1939…
В истории летнего театра конец 30-х годов – время глубокого кризиса и последующих преобразований. В разгар самых жестоких сталинских репрессий 1937-1938 гг. он переживал упадок. Ежегодный ремонт опаздывал на 2-3 месяца, гастроли переносились в зимний театр, да и гастролеры были в большинстве своем провинциальными. Ситуация в корне изменилась в 1939 году к приезду всемирно известного театрального коллектива – Московского художественного академического театра им. А.М. Горького. Наступило время обновлений, новых театральных открытий, общественных обсуждений, благодарного и вдумчивого зрителя. Изменился и подход к освещению гастролей в периодике.
Кризис 1937-1938 гг.
Летний сезон 1937 года начинался безрадостно. Надежды на то, что ремонт театра закончится вовремя, не было. Но 26 мая в Сталино ждали сразу два творческих коллектива из соседнего Ворошиловграда, и постарались спектакли не отменять. Все представления Донецкой оперы были перенесены в зимний театр, а в здании летнего выступил Донецкий театр юного зрителя.
Молодежи нашего города он был очень хорошо знаком, поскольку создан известным украинским театральным деятелем А. И. Соломарским в Сталино в 1930 году. Тогда Александр Иванович приехал в наш город по специальному направлению. За плечами у него был опыт основания киевских театров юного зрителя и кукол. Первые постановки театра юного зрителя в Сталино «В путь далекий» и «Винтовка» пользовались огромной популярностью у школьников. Замечательную сценографию в спектакле Корнейчука «Штурм» создал знаменитый киевский театральный художник М. Уманский. Договор с металлургическим заводом им. Сталина позволил коллективу съездить на гастроли в Киев, Москву и Ленинград. Актеры познакомились там с творчеством МХАТа, театрами В. Мейерхольда и А. Таирова, но наиболее плодотворным было знакомство с Центральным театром юного зрителя под руководством Н. Сац и Ленинградским ТЮЗом под руководством А. Брянцева.
Тесные стены дворца культуры им. Дзержинского в Сталино часто оживлялись детскими утренниками с участием Сталинского ТЮЗа. Но театр расширял свою работу, и выступать в здании, где размещалось сразу несколько культурных заведений города, он больше не мог. К сожалению, коллектив перешел на постоянную работу в Ворошиловград. С тех пор город Сталино принимал только гастроли этого замечательного театра. В его репертуаре в 1937 году были спектакли: «Музыкантская команда», «Дон Кихот», «Красная шапочка», «Враги», «Гимназисты».
Видимо, летний театр все-таки не был готов к приему известных творческих коллективов, поскольку с середины июля по середину августа 1937 г. все гастролирующие в Сталино актерские труппы выступали в здании старого зимнего театра. В его стенах прошли представления Белорусского государственного драматического театра, Харьковского государственного драматического театра и Государственного русского драматического театра Донбасса (Мариуполь).
Всего несколько раз за это время летний театр открывал свои двери. 5 и 6 июля здесь выступил выдающийся советский певец-бас, солист Большого театра СССР Михаил Торчинский. 7 июля в рамках пушкинских дней состоялись гастроли Ленинградского литературного ансамбля в составе 13 человек. В программе – инсценировка и художественное чтение произведений «Дубровский», «Кавказский пленник», «Барышня-крестьянка», «Цыгане». А 17 июля открылся пленум Сталинского горсовета. На повестке дня – выборы в Верховный Совет СССР.
Полноценные гастроли прошли только с 23 августа по 6 сентября. Свои спектакли на суд зрителей представил Еврейский государственный театр «Гезкульт» (Киев). Он показал гольфаденовские спектакли «Колдунья» и «Шуламис», постановки по пьесам Я. Гордина «Мирелле Эфрос» и «За океаном», пьесу Шолом-Алейхема «Тевье дер Милхикер» («Тевье-молочник»). Гастроли остались незамеченными местной критикой и журналистами.
Закончился сезон 18 сентября концертом уже знакомой публике негритянской певицы Целестины Коол в сопровождении на этот раз чехословацкого джазоркестра под управлением Отто Скутецкого. Это была «только одна гастроль»!
В 1938 году история с затянувшейся реконструкцией театра повторилась. «Позавчера в разгар рабочего дня плотники лежали на лужайке парка, грелись на солнышке», — возмущается журналист «Соц. Донбасса» Д.Яблунев в заметке от 16 мая. Для того чтобы 1 июня могли открыться гастроли Ленинградского Большого драматического театра им. Горького, нужно было уже к 25 мая закончить основные работы. «Однако на стройке до сих пор не хватает досок-шелевок, гвоздей, кровельного железа, белил и пр.», — пишет автор заметки. Он призывает горсовет обеспечить стройку материалами, рабочей силой и средствами, побеспокоиться о дополнительных стульях и новом занавесе. Все это сделано не было, и все спектакли перенесли в зимний театр.
Сезон открылся только 17 июля 1938 года гастролями Киевского государственного еврейского театра. Коллектив показал зрителям традиционную для еврейских театров пьесу П. Маркиша «Семья Овадис» напоминавшую о военной опасности актуальную драму молодого драматурга Л. Карасева «Огни маяка» пьесу об уродливом старом прошлом и борьбе с ним новых сил еврейского местечка «16-й год» Шильмана; классическую комедию «Без вины виноватые» А. Островского и современную комедию «Доня» Л. Резника о разоблачении комсомольцами «бывших людей», аферистов, спекулянтов и американских богачей.
В первой декаде августа театр принимал Донецкую оперу (Ворошиловград). Зрители увидели и услышали оперу П.И. Чайковского «Мазепа», балет Ц. Пуни «Эсмеральда», оперу Э. Направника «Дубровский», оперу О.С. Чишко «Броненосец Потемкин», оперу Л. Делиба «Лакме» в исполнении театрального коллектива Донбасса. И снова ни строчки в местной газете «Соц. Донбасс»!
В середине августа впервые за два года летний театр посетила именитая столичная труппа – Московский театр революции. В эти годы коллектив переживал тяжелые времена. Под руководством директора В. Соболева артисты «боролись с примитивным натурализмом и холодным эстетизмом» опального Всеволода Мейерхольда и его учеников и окончательно переходили на позиции социалистического реализма. Но даже в это время рождались актерские шедевры. В Сталино театр показал «Ромео и Джульетту» и «Два Веронца» В. Шекспира, «Правду» А. Корнейчука, «Собаку на сене» Лопе-де-Вега, «Последние» А.М. Горького и «Лестницу славы» Э. Скриба. Приехал основной состав исполнителей, в том числе один из первых актеров, сыгравших роль В.И. Ленина в «Правде» Максим Штраух; великая актриса, «зримое чудо театра», главная исполнительница роли Дианы в «Собаке на сене» Мария Бабанова и чудесная актриса своего времени, исполнительница роли Цезарины в «Лестнице славы» Юдифь Глизер.
Осень 1938 года, наверное, выдалась теплой, поскольку целых полтора месяца с 4 сентября по 18 октября 1938 года в летнем театре проходили гастроли театра Русской музыкальной комедии. Были показаны оперетты «Цыганская любовь», «Голубая мазурка», «Коломбина», «Свадьба в Малиновке», «Ярмарка невест», «Роз-Мари», «Сильва», «Веселая вдова», «Марица», «Москоточка» (?), «Баядерка». И снова о гастролях не прозвучало ни слова на страницах газеты «Соц. Донбасс».
Преобразование 1939г.
В 1939 году произошло обновление не только самого театра, но и плана гастролей, и их освещения в прессе. Театр был полностью перестроен, возведены кирпичные стены, изменен интерьер, заменено сложное электрооборудование, смонтирована новая сцена с крутящимся кругом. В таком театре не стыдно было принимать знаменитый во всем мире Московский художественный академический театр им. А.М. Горького. К его приезду готовились заранее. Анонсы, рассказы о репертуаре театра появлялись в местной прессе задолго до его приезда. Радостное событие состоялось 22 мая 1939 года. Газета «Соц. Донбасс» посвятила ему целый номер.
В опубликованном приветствии художественного руководителя МХАТ, народного артиста СССР В.И. Немировича-Данченко говорилось: «Очень жалею, что не смогу лично поехать с театром в Сталино, и искренне завидую моим товарищам, которым предстоит увидеть воочию новый, социалистический Донбасс и показать спектакли МХАТ передовым рабочим, инженерам и техникам, стахановцам донбасских шахт. Всем им шлю мой сердечнейший привет!». В ответ на это приветствие депутаты Верховного Совета СССР П. Ангелина и П. Куракин и депутаты Верховного Совета УССР И. Коробов, И. Севастьянов и К. Рябошапка заверили артистов: «Горняки, металлурги, интеллигенция гор. Сталино со жгучим нетерпением ждут поднятия занавеса с традиционным силуэтом белой чайки, чтобы приобщиться к непревзойденному искусству».
Народная артистка СССР О.Л. Книппер-Чехова в беседе с журналистами газеты поделилась сокровенным: «Лично меня Донбасс манил давно. О старом Донбассе много рассказывал Антон Павлович Чехов… В Сталино я буду занята в спектакле «Вишневый сад». Премьера этой пьесы А.П. Чехова состоялась 17 января 1904 года, и с тех пор бессменно вот уже 35 лет, я исполняю роль Раневской». Интересно, что Ольга Леонардовна считала, что события, описанные А.П. Чеховым в пьесе «Вишневый сад», происходили на донецкой земле. Об этом она сказала в интервью газете «Комсомолец Донбасса». Звук оборвавшейся бадьи, рухнувшей в шахту, А.П. Чехов считал самым ужасным звуком, слышанным в жизни, и при постановке пьесы часами бился над тем, чтобы правильно его передать. Она рассчитывала услышать его при посещении шахты. Но на новых механизированных угольных предприятиях Сталино уже никто не помнил этого звука.
Народный артист СССР М.М. Тарханов тоже окунулся в прошлое: «Пришлось мне выступать и в дореволюционном Донбассе, в частности в Юзовке. Это было свыше трех десятков лет тому назад. Многое выветрилось из памяти, остались только воспоминания о запустении и нищете в старой Юзовке. Играли мы в неприспособленном помещении, напоминающем собою балаган… Мне, свыше 20 лет проведшему в провинции, особенно интересно посмотреть сейчас на знакомые места и чудесные перемены в так называемой провинции. Очень любопытно будет познакомиться с городом Сталино, выросшем на месте захолустного, грязного местечка Юзовки. Каждый из нас испытывает необычайное волнение от предстоящей встречи с донецким зрителем – строгим, внимательным, требовательным».
В Сталино приехало три поколения МХАТовцев. Перед Домом Советов днем 22 мая состоялся многотысячный митинг, на котором именитому коллективу был вручен подарок от трудящихся Сталинского района – шахтерская лампочка. Вечером театр продемонстрировал свой первый спектакль «Платон Кречет». На следующий же день газета опубликовала восторженные отзывы зрителей. Спектакли проходили утром и вечером в течение 10 дней. Всего было показано три спектакля – «Платон Кречет» А. Корнейчука, «На дне» А.М. Горького и «Вишневый сад» А.П. Чехова. Строго соблюдалась театральная дисциплина. После третьего звонка опоздавшие в зал не допускались.
«Вишневый сад» демонстрировался в Сталино в юбилейный, 800-й раз. Это произошло в 12 часов дня 26 мая 1939 года. К этому событию журналисты газеты «Соц. Донбасс» подготовили беседы с исполнителями главных ролей в спектакле О.Л.Книппер-Чеховой, С.В.Халютиной, Е.В.Петровой, В.А.Орловым. На торжестве, посвященном 800-му спектаклю «Вишневый сад», депутат Верховного Совета УССР А. Степанков вручил артистам МХАТ макет угольной шахты. В ответ на этот подарок М.М.Тарханов сказал: «Мне очень бы хотелось, чтобы ваш новый городской театр был открыт спектаклем МХАТ». Имелся в виду, конечно, строящийся театр оперы и балета на ул. Артема. Это заявление было поддержано дружными аплодисментами.
Выдающийся артист М.М. Тарханов играл в Сталино с особым воодушевлением. Это было отмечено не только режиссером театра И.М.Раевским, но и зрителями. Он даже дополнительно, по собственной инициативе сыграл роль Фирса в спектакле «Вишневый сад». А сам режиссер И.М. Раевский поделился воспоминаниями о том, как ему посчастливилось играть в передвижном военном театре в Юзовке в 1921 году, вскоре после освобождения Донбасса от белогвардейцев. Заслуженный артист РСФСР П.В. Массальский вспомнил о том, как в 1920 году играл в спектаклях в дебальцевском клубе и думать не мог, что через 19 лет снова приедет в Донбасс в составе труппы лучшего в мире театра.
Дни пребывания коллектива в Сталино были насыщены встречами и выступлениями за пределами сцены летнего театра. 26 мая О.Л. Книппер-Чехова, М.М. Тарханов и В.О. Топорков выступали по местному радио. Радиослушатели прослушали рассказ А.П. Чехова «Шуточка» и отрывок из «Мертвых душ» Гоголя. 27 мая группа артистов МХАТ посетила шахту 17-17 бис им. Папанинцев. 28 мая в Центральном доме культуры угольщиков (Рутченково) состоялся дневной спектакль «Платон Кречет», а 29 мая – концерт с участием выдающихся театральных деятелей. В кинотеатре «Красный» прошла встреча артистов МХАТ со школьниками города, а в гостинице «Донбасс» — встреча представителей студенческого ансамбля песни и пляски Донецкого индустриального института с народным артистом РСФСР В.О. Топорковым. В письме, опубликованном в газете «Соц. Донбасс» группа артистов МХАТ выразила сердечную благодарность за внимание и заботу, проявленные к ним во время гастролей.
Приезд именитого коллектива подстегнул внимание журналистов к гастролям в летнем театре. Отныне постоянно публикуются беседы с режиссерами, художественными руководителями, ведущими актерами театров. Но впервые со страниц газет звучит и критика игры актеров, зачастую очень жесткая, ярко прослеживаются заказные материалы.
Со 2 по 21 июня 1939 года в летнем театре прошли гастроли Государственного театра УССР им. Ивана Франко. В преддверие события, газета «Соц. Донбасс» опубликовала статью выдающегося украинского театрального деятеля Гната Юры «Театр имени Ивана Франка», повествующую об истории театра, неразрывно связанного с угольным краем.
Гнат Юра вспоминает, что в 1923 году именно после поездки в Донбасс произошло фактическое признание театра ведущим республиканским коллективом. Более подробное описание этих необычных гастролей сохранилось в мемуарах Гната Юры «Моя жизнь» (1987). Полгода театр путешествовал по Донбассу! Часто актерам приходилось ночевать на полу, идти пешком по 15-20 км от шахты к шахте, от завода к заводу. Но дело стоило таких жертв. Эта поездка была замечательным событием для рабочих, и настоящим триумфом для франковцев!
В 1923 году театр был переведен на постоянную работу в столицу Украины Харьков, а в 1925 году открыл свой первый стационарный филиал в Донбассе – Дондерждраму. Этот театр проделал большую и полезную культурную работу среди шахтеров Донбасса. В нем шли почти все спектакли, поставленные франковцами на основной сцене. «Режиссура их чаще всего принадлежала лучшим постановщикам театра им. И.Франко, в спектаклях филиала принимали участие самые популярные актеры театра во главе с Гнатом Юрой», — сообщается в книге «История советского драматического театра». Из первых актеров Дондерждрамы 1925-1926 года известны Екатерина Осмяловская и Лесь Липковскийhееp://hisеpol.pl.ua/pages/conеenе.php?page=2624
Особенно знаменательной для франковцев стала и поездка в Сталино в 1939 году. В книге «Моя жизнь» Гнат Юра вспоминает, какое сильнейшее впечатление произвел на него город. Не только индустриальная мощь Сталино, но и его культура. Ему вспомнилась старая Юзовка, в которой они начинали свою работу, старые спектакли, их художественный уровень и реакция зрителей. Все это в корне отличалось от увиденного в 1939 году. «Приехав в Сталино, мы застали там еще гастроли МХАТа, и нужно было видеть, как сталинцы воспринимали ажурную работу этого лучшего театра нашей Родины: глубоко и вдумчиво, с пониманием каждого тончайшего оттенка той или иной сцены». В 1939 году франковцы показали в нашем городе спектакли «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука, «Шел солдат с фронта» В. Катаева, «Последние» М. Горького, «Поэтова доля» С. Голованивского, «Суета» и «Безталанна» И. Тобилевича. Зритель увидел ведущих актеров театра – Гната Юру, А.И. Борисоглебскую, Ю.В. Шумского, А.М.Ватулю, В.Б.Вильнер, А.М.Бучму, Н.М.Ужвий.
В газете «Соц. Донбасс» были опубликованы беседы с ведущими деятелями театра. А.И. Борисоглебская поделилась воспоминаниями о том, как она, молодая харьковская народная учительница, в 1887 году переехала в Славянск и приняла участие в любительском драматическом кружке. Первой ее ролью была роль Одарки в «Сватанні на Гончарівці». Н.М.Ужвий рассказала, что она в Донбассе впервые, но дружба с нашим зрителем завязалась у нее еще со времени участия в фильме по роману А.Авдеенко «Я люблю» (1936).
Восторженно и тепло восприняли спектакли франковцев зрители. Но не обошлось и без критики. Гнат Юра в мемуарах вспоминает о встрече с научной интеллигенцией города, на которой один доцент, бывший коногон, выступил с глубоким анализом всей работы театра: «И сколько правдивых замечаний, которых мы не могли услышать от нашей квалифицированной критики, было в его речи! Для такого зрителя надо серьезно и основательно готовиться! К счастью, в этот раз франковцы выдержали экзамен!».
Впрочем, «квалифицированные критики» тоже не дремлют. Так, В. Дроздов и Г. Залкиндер в заметке о спектакле «Богдан Хмельницкий» пишут: «Актерский наигрыш чувствуется у некоторых исполнителей, в частности у Яковченко (дьяк Гаврила), Юра-Юрского (Лубенко). В романтически приподнятом и, вместе с тем, глубоко реалистическом спектакле диссонансом звучит мелодраматический эпизод – смерть Варвары… Пьеса, правдиво запечатлевшая историю, переполнена уж очень современными оборотами речи». Критики обращают внимание, что при наличии прекрасных исполнителей, не чувствуется крепкого актерского ансамбля. В конце авторы статьи выражают сожаление, что театр не привез в Сталино один из лучших своих спектаклей – «Ревизор» Гоголя. В рецензии на спектакль «Последние» В. Дроздова и А. Фарбера критикуется игра артиста О.Т. Романенко, исполнителя роли Леща и Ю.Г. Бантыша, исполнителя роли Александра. Снова подчеркивается, что не видно сплоченного актерского ансамбля.
19 июня в клубе им. Дзержинского состоялась встреча руководителей драматических кружков города Сталино с артистами театра им. И. Франко. В ней приняли участие народная артистка УССР А.И. Борисоглебская, заслуженный деятель искусств Ю. В. Шумский, режиссер Н.Г. Ерецкий и заведующий учебной частью театра П.Т. Сергиенко. А.И. Борисоглебская поделилась воспоминаниями о своей работе на театральных подмостках в старой Юзовке. Эти воспоминания опубликованы в газете «Соц. Донбасс» под заголовком «Чудесные преобразования»: «Это было полвека тому назад. Мы, группа участников славянского любительского драмкружка, приехали в Юзовку дать несколько спектаклей. От станции Ясиноватая мы добирались до местечка пешком, т.к. других способов передвижения тогда не было. Чем ближе мы приближались к Юзовке, тем больше приходили в недоумение: «да где же мы будем играть, для кого?»». С этим вопросом артисты обратились к провожатому. Тот ответил, что домов у них действительно мало, а людей много, только все они живут в землянках и на свет божий не выходят без надобности. Посещение одной из таких землянок поразило артистов до глубины души: «и это жилище рабочих!» Провожатый попросил артистов громко не возмущаться, потому что полицейский, зорко следящий за ними, вправе отменить спектакли.
Побывали артисты и в шахте. «Глазам нашим при свете фонаря представился огромный подвал, в котором лежал черный от угольной пыли человек. Он прокладывал фитили для взрыва. Увидя нас, он крикнул нашему провожатому: «Поднимай их. Кончаю проводку»». Находиться в это время в шахте было очень опасно. Картины ужасного прошлого Юзовки врезались в память великой артистки.
В 1930 году она с труппой театра им. Франко снова побывала в городе. Это был новый город, строящийся очень быстрыми темпами. И, наконец, в 1939 году она была поражена чудесным преобразованиям в знакомых местах. За такой короткий срок такие огромные перемены! Артисты живут в прекрасно оборудованной гостинице «Донбасс», рядом строится один из красивейших в стране театров, новая библиотека, огромный кинотеатр, вдали виднеется студенческий городок! Город расцветает на глазах!
В конце июня – начале июля 1939 г. в летнем театре гастролировал Мариупольский государственный русский драматический театр. Он показал спектакли И. Чекина «Ночь в сентябре», Г. Погодина «Падь серебряная», В.Шкваркина «Простая девушка», К.Финн «Таланты», К.Тренева «На берегу Невы», А.Корнейчука «Гибель эскадры». Критика спектаклей в газете «Соц. Донбасс» была просто уничтожающей. Рецензент Ф. Волков писал о спектакле «Падь серебряная»: «Главными типичными недостатками театра являются слабая техника речи, неоправданные психологические переходы и невнимание к «мелочам». Игра актеров кажется Ф. Волкову манерной, капризной, крикливой, оторванной от чувства правды, от реализма. Лишь отдельных актеров выделяет критик: «Они оригинальны, убедительны, им веришь». Автор обращает внимание на «мелочи», разрушающие спектакль и вызывающие досадное недоумение зрителя: «На шпионе, поднятом из болота, оказалась белоснежная сорочка, часть бойцов на боевую тревогу выходили без противогазов, японский офицер по росту напоминает самого долговязого англичанина». Автор советует режиссеру А.С. Ходыреву и актерам серьезнее относиться к работе.
В клубе редакции газеты «Соц. Донбасс» состоялось обсуждение другого спектакля – «Ночь в сентябре», посвященного зарождению стахановского движения. В обсуждении приняли участие писатели, журналисты, артисты театра, руководители областного управления по делам искусств и автор пьесы – московский драматург И. Чекин. Говорили о крупных недостатках пьесы и спектакля.
17 июля 1939 в летнем театре открылись гастроли Одесского русского драматического театра. В Сталино театр показал зрителям «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Мачеху» Оноре де Бальзака, «Генеральный консул» Л. Шейнина и бр. Тур, «Дети солнца» А.М.Горького.
И снова игра театра подверглась критике в прессе. В рецензии на спектакль «Горе от ума» Л. Волховский писал: «Постановка «Горе от ума» — неудача театра. Нельзя же говорить о серьезной постановке «Горе от ума», если в спектакле отсутствуют грибоедовские образы, если на сцене не чувствуется грибоедовской Москвы, если до зрителя не доносится вся неувядающая прелесть грибоедовского стиха». Ни постановка спектакля, ни игра актеров, ни оформление сцены, по мнению критика, не удовлетворяют требованиям зрителей Сталино, впервые увидевших на сцене летнего театра бессмертную комедию А.С. Грибоедова. Обновленная крутящаяся сцена летнего театра сыграла с постановщиком спектакля «Горе от ума» злую шутку:
«Постановщик спектакля В.Б. Вильнер не признал для себя возможным считаться с монолитностью грибоедовских актов комедии, и единое действие первых двух из них разбросал по нескольким комнатам, полагая, видимо, что раз сцена театра имеет подвижной круг, значит его обязательно нужно использовать. Что за беда, если Софья по воле режиссера пробежится через весь дом, чтобы из двух окон видеть падение Молчалина с лошади. Неважно, что окна находятся в противоположных концах. Важно, чтобы вертелся круг!»
В рецензии на спектакль «Живой труп» В. Дроздов останавливает особое внимание на игре заслуженного артиста республики Н.Соколова, исполнившего роль Феди Протасова: «Тонкими штрихами передает Н. Соколов необычайно противоречивый характер Протасова, наделяя этот образ большей лиричностью, рисуя его мягкими акварельными красками». Однако, по мнению рецензента, «не все исполнители правильно поняли основную идею спектакля, призванного показать пакость старой жизни. На спектакле известный налет мелодраматизма и сентиментальности». В завершение своей работы театр провел выезды на Сталинский металлургический завод, шахту им. Челюскинцев и в колхоз «Новый путь». Зрители, в отличие от критиков, очень хорошо приняли Одесский театр, и артисты уехали окрыленными.
5 и 6 августа 1939 года в летнем театре состоялись концерты Государственного ансамбля музыки, песни и танцев Восточной Грузии под управлением Давида Кавсадзе. В репертуаре, показанном в нашем городе: «Песня о Сталине», «Сулико», «Мингрельская колыбельная», «Дида-Волана» и много рабочих, походных, застольных, плясовых и современных песен. Из танцев зрителям были показаны «Лекури», «Перхури», «Багдалури» и «Кинтроури» (танец старого Тбилиси).
С 8 по 22 августа с успехом прошли гастроли Московского государственного еврейского театра, отметившего свое 20-летие и награжденного по этому случаю в Кремле. Уже в третий раз город Сталино принимал одного из величайших театральных деятелей ХХ века – Соломона Михоэлса. Первое выступление театра состоялось в 1932 году, второй раз ГОСЕТ приезжал в 1936 году. И вот третий приезд. Выступали на сцене летнего театра народные артисты РСФСР В.Л. Зускин, М.Д. Штейман, заслуженные артисты М.И. Гольдблат, С.Д. Ротбаум, Л.И. Ром, Л.Розина, Э. Карчмер и др. Репертуар театра, показанный в Сталино, складывался из семи спектаклей, характеризующих этап конца 30-х годов в развитии театра. Из них две пьесы классические – «Король Лир» В. Шекспира, «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема. Остальные пять пьес – советских авторов – «Суламифь» и «Бар-Кохба» С.Галкина, «Семья Овадис» П.Маркиша, «Гершеле Острополер» М.Гершензона и «Беспокойная старость» Л.Рахманова.
Интересно, что в своем выступлении в газете «Соц. Донбасс» 8 августа 1939 года Соломон Михоэлс подчеркивает: «Нас не смущают разговоры о том, что в Сталино немного(!) еврейского населения и поэтому, дескать, будет трудно со зрителями, мы знаем, что на каком бы языке ни говорили советские актеры, у них один язык со зрителем – язык советский». Выступление С.М. Михоэлс закончил словами: «Согретые сталинской лаской и заботой, работники советского искусства борются за новые и новые творческие победы». Через девять лет великого театрального деятеля, антифашиста настигнет страшная смерть от этой самой «ласковой сталинской руки». Отзывы о спектаклях ГОСЕТа в прессе были самыми положительными, они характеризовались в превосходной степени, особенно «Тевье-молочник»: «колоссальный успех», «изумительный спектакль», «зритель смеялся и плакал». Критик Г.Залкиндер писал: «На вершины сценического искусства Михоэлс подымается в трагических сценах прощания с дочерью Годл, в сцене прощения Хавы, расставания с родным домом. Здесь артист со всей щедростью своего таланта рисует образ несчастного, но гордого, благородной души человека».
Артисты ГОСЕТа прочли несколько лекций по вопросам театроведения и литературы читателям областной библиотеки им. Н.К. Крупской. Первую лекцию о творческом пути ГОСЕТ прочел заведующий литературной частью театра А.Баславский. А 17 августа перед читателями выступил С.М. Михоэлс. Тема его лекции: «Современное освещение трагедии Шекспира «Король Лир». Третью лекцию о творчестве Шолом-Алейхема прочел В.Л. Зускин. Лекции читались по вечерам в читальном зале библиотеки, находившейся тогда на Пролетарском проспекте (сейчас проспект Маяковского), дом 3.
Завершился летний сезон 1939 года гастролями Государственного театра комедии и водевиля, которые проходили с 23 августа по 6 сентября в летнем театре. Театр показал комедии «Тетушка Чарлея» Б.Томаса, «Сынишка» М.Эннекен и М.Мэйо (смешно обозначенную в афише), «Чужой ребенок» и «Простая девушка» В.Шкваркина, «Знаменитая фамилия» М.Я. Тригер. Но по недоброй традиции, господствовавшей в 1937-1938 гг. пресса абсолютно не уделила внимания этим гастролям.
Летний театр в 30-х гг. ХХ века был настоящим центром культуры в мощном индустриальном, динамично развивающемся, гостеприимном и дружелюбном городе. Зритель с теплотой и благодарностью впитывал великое театральное искусство, а драматические театры и кружки города и области шлифовали свое мастерство. Коллективные просмотры и обсуждения спектаклей прививали зрителю любовь к театру, которая не иссякла в нашем городе и сегодня.
Елена ЗГИННИК
__________________________________________________________________________
Место расположения Летнего театра на современной карте Донецка:
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Здорово! Елена, я думаю это то, о чём Вы скромно намекнули в библиотеке?
Да, будет ещё одна часть. Завершающая, как обещала
прекрасный материал, спасибо. Несколько фраз уже ушли в цитаты соцсетей, информирую)
Кто был в клубе им. Дзержинского, сразу сообщите.
finkelstein,
Клуб Дзержинского находился на Новомартеновской, 36. Это как раз на месте пресловутой Грин-Плазы.
Прекрасно! Большо спасибо Елене. Донецк только сейчас благодаря таким изысканиям постепенно обретает свою историю. А ведь когда впервые была опубликована фото НЛО в Щербаках, еще нкто не догадывался какой пласт был поднят на поверхность!
Спасибо, за такой обширный материал!
В кинотеатре «Красный» прошла встреча артистов МХАТ со школьниками города
Это кинотеатр им. Шевченко?
* * *
Звук оборвавшейся бадьи, рухнувшей в шахту, А.П. Чехов считал самым ужасным звуком, слышанным в жизни, и при постановке пьесы часами бился над тем, чтобы правильно его передать. Она рассчитывала услышать его при посещении шахты. Но на новых механизированных угольных предприятиях Сталино уже никто не помнил этого звука.
На ЧтО она рассчитывала?
Не пойму, или Книппер - Чехова оригинальна или журналист, беседовавший с ней.
Что-то из области "вышек донецких шахт".
Библиотекарь,
спасибо, это круто.
Спасибо Евгению Юрьевичу за прекрасный сайт и всем благодарным читателям. Юзовский,
"Красный" - это "Красный". Я всегда считала, что он находился на Кобозева, рядом со Сталинским госдрамтеатром (здание теперешнего хлебобулочного комбината БКК). Но я не уверена
Юр_,
НЛО? А можно поподробней?
Очень хорошо.
Пепс,
Об этом самом НЛО подробно написано здесь http://donjetsk.com/retro/1713-obekt-1934.html
Отличная статья!
Из материала следует, что театр до двадцатых чисел октября 1938 был деревянным, а затем за полгода был перестроен в каменный к (маю 1939 г.) Выходит он не горел, а его просто таким сделали в результате плановой реконструкции.
Ясенов,
Похоже, Ваш сайт с помощью Елены раскрыл ещё одну страшную тайну столетия.
Библиотекарь,
Единственное замечание: мне кажется явным преувеличением то, что актёр и режиссёр Михоэлс назван в статье "величайшим театральным деятелем ХХ века".
Dedushka,
Спасибо! Превосходные степени есть и в статьях из "Соц. Донбасса", и в некоторых критических статьях, например здесь http://chagal-vitebsk.com/node/225
Dedushka,
Вы хотите раскрыть еще одну страшную тайну? Значит, вам надо к нам!