Максим Коновкин продолжает виртуальное путешествие по местам своего детства и юности. В прошлый раз это был его двор рядом с «Рубином». Сегодня — улица Розы Люксембург…
На сей раз отправлюсь на улицу, где располагались некоторые важные научные учреждения города – Розы Люксембург. Одна из самых тихих улиц в центре города.
Пойду с самого начала, от 1-го ставка. В начале 70-х годов там построили общежитие для студентов донецкой цитадели науки. На 1-м этаже долгое время работали парикмахерская, массажный кабинет (с 1988-го – лечебный центр) и фотоателье. Впоследствии эту общагу отдали научным работникам. В 2011-м, в ходе подготовки города к главному футбольному состязанию континента, возникла идея переделки в гостиницу, но жильцы отстояли. Возле общежития были спортивные площадки.
Место чуть далее, по пути к гребле, немного облагородили после появления аквапарка. До того там просто была пыльная тропинка, в которой стрекотали кузнечики. А теперь там – асфальтированная дорога со шлагбаумом и композиция – ложка на кадушке.
Немного дальше – также начавший появляться в 70-е комплекс общежитий донецкой Сорбонны, отлично вписавшийся в панораму застройки берега 2-го ставка. В 1976-м году там появилась студенческая столовая-кафе «Бригантина», прозванная посетителями «Рыгантина». Она особо стала известна после краха «совка», когда там стали проводить дискотеки – регулярно вспыхивали различные криминальные заварушки. Предполагались там и студенческая поликлиника, и кафе-мороженое, но проект заглох из-за кризиса. Напротив – научно-исследовательский институт горной механики. А далее, миновав группу домов – неплохой гастроном. Часто там собирались очереди за дефицитными продуктами. На другой стороне – музыкальное училище, звуки из окон которого радовали прохожих. Немного дальше гастронома – новый дом с частной стоматологией. После краха Империи туда перенесли путь 14-го троллейбуса, и это было весьма удобно для жителей улицы: конечная появилась на Гринкевича, возле «Оптики». Но «крутые» жители упомянутого дома были недовольны троллейбусной трассой, поэтому её и вернули назад. Кстати, до 1982-го года по этой улице курсировал автобус №1 от шахты имени Горького до автомагазина.
Перейдя проспект Богдана Хмельницкого и миновав квартал малоприметных домишек и нескольких коттеджей, выходим к пересечению с проспектом Ватутина. Ранее там находился авторемонтный завод, от которого к Калиновской автобазе ходил автобус, кажется, 9-й. Теперь от него осталась одна стена: собирались строить новый микрорайон, но кризис помешал. Немного далее – белое здание с фонариками, построенный в 1974-м году жилищный комплекс Министерства угля. Возле него всегда росли цветы и стояли лавочки. А рядышком – прекрасный ресторан «Юбилейный», появившийся также в середине 70-х годов. Его интерьер был украшен деревянными картинами одной из ведущих в то время чехословацких фирм. Кстати, знаменитые деревянные маски в легендарном «Чебурашке» тоже делала она! После развала Империи ресторан некоторое время не работал, потом стал бильярдным клубом и кафе «Салоники». Возле него недолго действовал павильон кулинарии, причём неплохой. Впоследствии там построили кафе «Товарищ Сухов» с фигурой великого персонажа кино.
Напротив – станция переливания крови, подарившая жизнь многим людям. В её дворе всегда работал фонтан. Далее — здание банка, первоначально оно предназначалось под поликлинику, но потом переиначили. В начале 2000-х годов там продавал пирожки человек, жена которого является сестрой моего учителя и наставника. С их детьми и произошёл нашумевший трагичный случай: они погибли от удара молнии, сидя в беседке.
А напротив – собственно донецкий «наукоград». Управление Донецкого научного центра находится в маленьком домике, бывшей резиденции «Никиты-кукурузника». Возле него – появившийся в 1975-м году Институт физико-органической химии и углехимии, утопающий в зелени. Там работали мои родители. Когда-то в тех стенах бурлила культурная жизнь, устраивали всякие концерты, новогодние утренники для детей. С его сцены выступали даже Николай Губенко и Зиновий Гердт. Всю свою душу в институт вложил его основатель, великий учёный-химик Леонид Михайлович Литвиненко. В честь его и посажена аллея перед зданием, создан его музей. Портрет Леонида Михайловича недаром красуется в вестибюле института, в «компании» таких гениев, как Ломоносов, Менделеев, Бутлеров и других.
Рядом – здание института прикладной математики, построенное в 1987-м. А чуть дальше – физико-технический институт, созданный другим замечательным учёным – Александром Александровичем Галкиным, памятный знак которому стоит невдалеке. На мемориальной доске когда-то был портрет-барельеф, но охотники за цветными металлами однажды его стащили.
Замыкал улицу стационарный комплекс больницы №1, получивший в народе неофициальное прозвище «больница Вишневского» по имени профессора-гинеколога, работавшего там. Стоматологическая поликлиника со стационаром челюстно-лицевой хирургии известна и окрестным городам. В 1982-м году открылся городской родильный дом, где и по сегодня работает Центр охраны материнства и детства, возглавляемый профессором Владимиром Чайкой. Много там сделано для молодых родителей, желающих получить малышей. Также возле этой больницы работает и лечебный комплекс УВД, переехавший в 1980-м году из старого здания на бульваре Пушкина.
Хороший, тихий парк там был но с появлением “Центрального” жилкомплекса сильно потерял.
Тут немного съёмок Донецка 80-х:
https://archive.org/details/54214RussianParade
Тут немного съёмок Донецка 80-х
Фрагмент с 1 мин. 24 сек по 1 мин. 37 сек. посвящён началу учебного года в школе № 88 на Текстильщике. Возможно, что съёмка проводилась в день открытия школы в 1981 году.
"Пойду с самого начала, от 1-го ставка. В начале 70-х годов там построили общежитие для студентов донецкой цитадели науки. На 1-м этаже долгое время работали парикмахерская, массажный кабинет (с 1988-го – лечебный центр) и фотоателье. Впоследствии эту общагу отдали научным работникам. "
В годы моей учёбы в университете, в средине 70-х, общежитие уже носило неофициальное название аспирантского. Уютное кафе на первом его этаже наша студенческая компания называла "аспирантское". Постепенно это имя превратилось в "Арестантское"...
Асперантское - арестанское... Как-то так получилось.
А как невольно и гениально мы угадали в 1976 то, что будет в 1989 году, будет "Любе":
"Станция Таганская, доля арестантская,Белая акация на дворе цветет…
Станция Таганская, сладкое шампанское,Светит на Москва-реке вольный ресторан...
Станция Таганская, песня залихвацкая -Нынче воскресение празднует народ...
А мы гуляли, а мы не знали,До поры, до времени, где живем..."