По ту сторону «Рубина»
Максим Коновкин продолжает путешествовать по местам своего детства. В прошлый раз это была улица Овнатаняна. Сегодня его рассказ — о дворе в центре города, где он вырос. В самом-самом центре…
Когда-то уже была на сайте статья про дом по Артёма, 80-а. Не могу остаться в стороне. Хочу вспомнить и свой старый двор на пересечении Ильича и Постышева, где я прожил до конца 1982-го. Официальный его адрес – проспект Ильича, 1/119. Что-то я и сам помню, что-то и с маминых слов знаю.
Первые 4 подъезда были построены и сданы в 1965-м. Через двор этого дома ходил троллейбус: конечная была возле фонтана, потом он поворачивал налево мимо будущей «Берёзки», шёл по Горького и выруливал на Макеевское шоссе. В Доме госучреждений, точнее, в его дворовом крыле, работал областной отдел здравоохранения, которым руководил наш сосед-активист Валентин Дмитриевич Байда. Впоследствии, когда началось строительство областного автоуправления, конечную перенесли на нынешнее место. А в 1968-м построили и 5-й подъезд с аркой, в которой когда-то работала аварийная служба 27-го ЖЭКа. Любой мог включить свет в арке: выключатель находился при выходе со стороны двора, лампочки были в проволочных «намордниках». Над помещением мусорокамеры однажды шутники повесили старую школьную сумку. Впоследствии от неё остался висеть только ремень. Поначалу, когда дом только построили, для детей было забавой побегать по крыше: тогда открывался прекрасный вид на Набережную, ещё не было больших домов. Один из соседей, художник Михаил Цимиданов, отец знаменитого донецкого архитектора, сидя на балконе, рисовал проходившую на Кальмиусе регату: яхты с яркими парусами и вправду были прекрасны.
Чёрный вход в главную Мекку ювелирных фанатов находился между 2-м и 3-м подъездами, был прикрыт навесом. Немного далее – увитое диким виноградом помещение какого-то пусконаладочного участка, именуемое жильцами «кочегарка»: когда-то она в том месте и правда была, пока не подключили к другой теплоцентрали. В былые времена, ещё до моего появления на свет, возле подъезда №4 стоял деревянный детский павильон, в котором старшие дети показывали малышам диафильмы. Но я его уже не застал. Помню только красивую рябину.
Одной из главных особенностей двора были цветники, огороженные металлическим заборчиком с непонятным проволочным украшением внутри – не то спутник, не то комета. В этом и проявлялась конкуренция среди старушек-энтузиасток, одна из которых, знойная гречанка, жила в нашем подъезде. Её цветы были наилучшими. Вместе с фонтаном-охладителем ЭВМ в автоуправлении это и создавало микроклимат во дворе. Надо учесть, что дворники регулярно поливали двор – кран находился возле 2-го подъезда. И по сей день там осталась ржавая покосившаяся горка да две лесенки. А когда-то была и песочница с грибком. Возле здания областного управления здравоохранения на специальной подставке хранили флагштоки, устанавливаемые в праздничные дни на площади.
Первые три подъезда были совершенно своеобразными. Между 1-м и 2-м этажами на лестнице шёл пролёт, поскольку высота «Рубина» составляла почти 2 этажа. Так что фактически там было не 7, а 8 этажей. Во всех подъездах, кроме 4-го, были лифты с распашными массивными дверями и внутренними деревянными ширмообразными дверцами. Поначалу там работали лифтёрши, по сути они были и консьержками: старались не пускать посторонних. А потом лифты пустили в «самостоятельное плавание», довольно быстро они морально устарели и пришли в негодность. Не без активного участия вышеупомянутого Байды в конце 1981-го года их заменили на новые с раздвижными дверями. Вообще, благодаря ему в доме внедрялись разные новшества. В период «перестройки», когда нас там уже не было, установили аппарат с таймером для включения освещения на этаже на определённое время: потом при необходимости надо было нажать на кнопку. Устанавливали там и домофоны. Но эти две попытки не оправдали себя: растащили на радиодетали. Летом 1982-го года наш дом мыли пожарные с лицевой стороны.
На крыше дома поначалу красовался призыв «выполнять решения» сперва 24-го, потом и 25-го съездов КПСС, от римской цифры просто-напросто убрали палку. В 81-м этом призыв, но уже с 26-м съездом, перекочевал на соседний дом, а на нашем сделали бегущую рекламную строку. На уголке стояли два светильника-прожектора для освещения площади. А на выступе дома госучреждений были разные иллюминации: первое время — обычное красное знамя, а потом – величавый красавец, орден Ленина, проработавший вплоть до распада Империи.
Вот такой он, мой бывший двор. Когда в 2014 году был в последний раз в Донецке, зашёл туда и ужаснулся. Фонтан давным-давно почил в бозе, заборчики поломаны, кругом одни автомашины, ни одного цветочка нет, снаружи всякие конторы и бутики, не говорю уже о фаст-фуде…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.